Цели: ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умение на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и участникам.
Оборудование: карта «Древняя Греция» (до середины V в. до н. э.), компьютер.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Микены и Троя». »
Класс 5
Тема: «Микены и Троя».
Тип урока: комбинированный.
Цели: ознакомить учащихся с микенской культурой Древней Греции, подвести к пониманию причин Троянской войны; продолжить формирование умение на основе документальных источников и текста документа давать характеристику событиям и участникам.
Оборудование: карта «Древняя Греция» (до середины V в. до н. э.), компьютер.
Ход урока:
I.Организационный момент.
II.Актуализация опорных знаний учащихся по теме «Греки и критяне».
Устный ответ учеников по карточке
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
Какую информацию дают археологические раскопки?
Например, на древнейшем острове Крит?
Что находят археологи на дне моря?
О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
Расскажите любой миф и попробуйте доказать,
что он дает нам информацию о древних греках.
Примерный ответ учащегося
Археологами раскопано очень много предметов на суше и на море. Это дворцы, такие как на
о. Крит, предметы домашнего быта, украшения из золота и серебра. Расписные сосуды древних греков содержат сцены из различных мифов и реальной жизни. На дне моря археологи находят остатки судов древних греков, порой даже с сохранившимся грузом. Интересную информацию о взглядах древних греков на жизнь, их ценностях дают мифы. Источником информации служат также монеты, которых дошло до нас довольно много. Таким образом, о жизни древних греков мы узнаем из разных исторических источников.
III. Переход к изучению новой темы
Итак, мы продолжаем изучать историю цивилизации Древней Греции. Одним из признаков цивилизованного развития людей является наличие городов. В Древней Греции городов было больше чем в Финикии. Одним из крупнейших городов того времени был город-государство Микены. С изучения занятий его жителей мы и начнем наш урок.
IV. Изучение новой темы
План:
Микены.
Троянская война.
Миф о начале Троянской войны.
Рассказ учителя.
Первые города в Греции появились уже в III тыс. до н. э. Самым богатым и могущественным был город Микены, который расположен в Южной Греции (город показывается на карте). Как же жили люди этого города? Судите сами.
Решение задачи.
При раскопках Микен археологи обнаружили акрополь, на котором находился царский дворец, дома знати, некоторые гробницы с золотыми масками погребенных, а также сотни глиняных табличек с надписями – списками рабынь, ремесленников-плотников, кожевников, горшечников, золотых дел мастеров. Кроме того, были найдены панцири и шлемы с рогами.
- Какие выводы о жизни жителей древних Микен можно сделать из этих данных?
Ответы:
а) У древних микенцев существовало неравенство, классы, так как в захоронениях есть золотые вещи, а также на глиняных есть списки рабынь.
б) По перечисленным ремесленным специальностям можно судить о видах ремесел.
в) Наличие панцирей и шлемов позволяет судить об участии жителей в военных походах.
Работа с историческим документом.
Исторический документ.
Надписи из архива Пилосского дворца
а) Списки рабюнь и их детей.
Молольщиц (женщин) 7, девочек 10, мальчиков 5.
Чинильщиц (женщин) 12, девочек 16, мальчиков 8.
Прядильщиц (женщин)37, девочек 26, мальчиков4
Банщиц (женщин) 38, девочек…
Подсобных работниц (женщин) 4…
Служанок (женщин) 32, девочек 26…
Швей (женщин) 38, девочек 20…
б) Списки сыновей работниц.
В Левитре (название местности).
Сыновей чистильщиц (мужчин) 2, мальчиков 1.
В Пилосе
Сыновей швей (мужчин) 2.
Сыновей банщиц (мужчин) 22, мальчиков 11.
В Евдевере (название местности)
Сыновей белошвеек (мужчин) 4.
Беседа по вопросам к документу.
Почему в списках указаны только женщины-рабыни и их дети?
О чем свидетельствует отдельный список сыновей работниц?
(В плен брались в это время обычно женщины и их дети. Это особый характер рабства , когда рабов-мужчин, взятых в плен, боялись и предпочитали домашних рабов, выросших в неволе. Кроме того, по перечисленным названиям занятий можно судить о том, где применялся труд подневольных рабов. Второй список свидетельствует о том, в какой местности было больше сыновей рабынь).
Рассказ ученика о Генрихе Шлимане.
Ренрих Шлиман (1822-1890)
Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.
14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг – о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.
Рассказ учителя.
В борьбе за побережье п-ва Малая Азия сильным соперником греков стало Троянское царство.
Около 1200 г. до н. э. греческие города объединились под предводительством царя Микен и выступили против Трои. Осада города длилась долго и закончилась его падением. Греки разрушили и сожгли Трою.
Самостоятельная работа учащихся с текстом учебника.
Прочитать п.3 на с. 120-121 Вигасина «Миф о начале Троянской войны».
Выяснить причины Троянской войны.
Слайд №7, 8, 9.
Беседа по прочитанному.
Какая причина начала Троянской войны указана в мифе? (Бегство Елены Прекрасной (жены царя Спарты) с троянским царевичем Парисом).
Как вы думаете, что могло быть действительной причиной этой войны? (Стремление греков укрепиться на территории полуострова Малая Азия, расширить свои владения).
V. Закрепление изученного материала.
- Элладу можно назвать «страной городов». Какие еще страны древнего мира заслуживают, чтобы их так назвали? (Можно использовать карту). (Древнейшей страной городов было Двуречье – страна Шумер. Под ее влиянием городская культура распространилась в Финикии, а позднее финикийские купцы-мореходы способствовали развитию городов Эллады).
-Перечислите известные города Эллады и Финикии. Как вы думаете, почему в Элладе было гораздо больше городов, чем в Финикии? (В Финикии – Тир, Сидон, Библ, Бейрут. В Элладе – Афины, Микены, Аргос, Пилос, Коринф, Тиринф, Пирей, Милеет, Фивы, Спарта. Изрезанные берега Эллады имеют много удобных бухт, где возникли сначала рыбачьи поселки, а потом – портовые города).
VI. Домашнее задание:
Прочитать параграф 25
VII.Подведение итогов урока.
Приложение 1. к уроку «Греки и критяне»
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит?
Что находят археологи на дне моря?
О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках.
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
1. Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит?
2. Что находят археологи на дне моря?
3. О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
4. Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках.
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит?
Что находят археологи на дне моря?
О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках.
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит?
Что находят археологи на дне моря?
О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках.
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит?
Что находят археологи на дне моря?
О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках.
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит?
Что находят археологи на дне моря?
О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках.
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит?
Что находят археологи на дне моря?
О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках.
Карточка.
Подготовь ответы на вопросы:
Какую информацию дают археологические раскопки? Например, на древнейшем острове Крит?
Что находят археологи на дне моря?
О чем рассказывают расписные сосуды древних греков?
Расскажите любой миф и попробуйте доказать, что он дает нам информацию о древних греках.
Приложение 3. к уроку «Греки и критяне»
Ренрих Шлиман (1822-1890)
Свою трудовую жизнь известный археолог Шлиман начал подсобным рабочим в небольшом сельском универмаге. Не желая смириться с таким уделом, он стал искать приключения и нанялся юнгой на корабль, направлявшийся из Германии в Венесуэлу, но в самом начале пути попал в кораблекрушение и едва живой оказался в Голландии. Затем он занимался международной торговлей и выучил 9 языков. Шлиман пришел к выводу, что «Илиада» Гомера не просто литературное произведение, но и исторический источник. В 1867 г. начал поиски Трои.
14 июня 1873 г. он нашел на месте Трои первые золотые изделия явно древнее классической эпохи: знаменитую золотую диадему из 16 353 отдельных частей. Так началось открытие микенской цивилизации. Экспедиция Шлимана работала в Трое более 10 лет. Впоследствии его основное внимание привлекли Микены, где он нашел 5 царских гробниц с богатым инвентарем из золота и бронзы. Впоследствии оказалось, что его находки в Трое и Микенах намного древнее эпохи, о которой повествует греческий эпос. Шлиман опубликовал несколько книг – о Трое, Микенах, родине Одиссея Итаке и Пелопоннесе.