"Международное положение и внешняя политика СССР. Начало "холодной" войны"
"Международное положение и внешняя политика СССР. Начало "холодной" войны"
Цель урока: ученик научится характеризовать положение и внешнюю политику СССР в мире после Второй Мировой войны.
Задачи:
1. Образовательные:
· дать понятие «холодная война», уяснить причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
· объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.
· выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений. (слайд 2)
2. Развивающие:
· работать над развитием устной речи;
· развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
· развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;
· развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения.
· работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания. ( слайд 3)
Просмотр содержимого документа
«"Международное положение и внешняя политика СССР. Начало "холодной" войны" »
Урок по истории « Международное положение и внешняя политика СССР. Начало холодной войны»
учителя истории и обществознания МБОУ СОШ № 176 г. О. Самара Кириллиной Елены Юрьевны (слайд 1)
Целевая аудитория: учащиеся 9 кл.
Тип урока: получение новых знаний
Цели урока:
Образовательные:
дать понятие «холодная война», уяснить причины ее возникновения, ее влияние на международные отношения и последствия для развития мировой политики;
охарактеризовать положение и внешнюю политику СССР в мире после Второй Мировой войны; объяснить, какие это вызвало перемены во внешней политике советского руководства.
выявить причинно-следственные связи, условия и факторы, смысл и значение изучаемых исторических событий и явлений. (слайд 2)
Развивающие:
работать над развитием устной речи;
развивать умение сопоставлять и систематизировать исторический материал, устанавливать причинно-следственные связи, обобщать, делать выводы;
развивать умения высказывать свою точку зрения, вести аргументированный разговор;
развивать умение работать в коллективе, излагать свою точку зрения.
работать над развитием познавательной активности, информационной грамотности, коммуникативной компетентности, умения оформлять и представлять результаты познания. ( слайд 3)
Основные понятия: «холодная война»; социалистический лагерь; план Маршалла; доктрина Трумэна; сдерживание коммунизма (слайд 5 )
Оборудование: карта, приложения на каждой парте
ПЛАН УРОКА
Оргмомент.
Актуализация знаний.
Мотивационно-целевой этап.
Организационно-деятельностный этап.
Вступительное слово учителя.
Причины начала «холодной войны».
Первые конфликты с бывшими союзниками по Антигитлеровской коалиции
Рефлексивно-оценочный этап.
Домашнее задание.
Ход урока
Деятельность учителя
Средства
Деятельность учеников
I. Оргмомент
Создать благоприятный климат
Речь учителя
Внешняя и внутренняя (психологическая) готовность
II. Актуализация знаний
Когда закончилась Вторая мировая война?
Итог Второй мировой войны? Используя карту, опишите территориальные изменения, происшедшие в мире после окончания Второй мировой войны?
Какой урок вынесло человечество из Второй мировой войны?
Речь учащихся Карта
Устные ответы.Показать умение работать с картой
III. Мотивационно-целевой этап
Объясните, как вы понимаете название темы урока?
Постановка проблемы. Нам предстоит ознакомиться со сложным и значительным явлением второй половины ХХ века «Холодной войной». Познакомимся с понятием «Холодная война». Мы попытаемся определить причины ее возникновения, ознакомимся с основными событиями, связанными с началом войны. Кто виноват в начале «Холодной войны»
Речь учащихся Приложение 1 Работа в парах Речь учителя
Учащиеся показывают умение творчески мыслить. Обсуждение задания в парах. Выводы. Восприятие и осмысление информации
(Слайд 6)
IV. Организационно-деятельностный этап.
1. Вступительное слово учителя.
1. После разгрома государств-агрессоров во Второй мировой войне у человечества появились все основания надеяться на долгую мирную жизнь. Уже в апреле — июне 1945 г. представители 50 стран собрались в Сан-Франциско, чтобы завершить работу над окончательным вариантом устава новой структуры — Организации Объединенных Наций. Этот процесс заложил новые, послевоенные основы международного сотрудничества. 26 июня 1945 г. устав был подписан 50 странами, включая инициаторов процесса — СССР, Китай, Великобританию, США и Францию.
Пять победителей в войне сформировали Совет Безопасности ООН, обладающий самыми широкими полномочиями.
Одним из существенных последствий уничтожения фашизма и милитаризма стал распад колониальной системы, ведь на момент создания ООН почти 750 млн человек — почти треть населения земного шара — жили под колониальным господством. Восстановление национальной независимости в большой группе стран и формирование новой мировой системы независимых государств стали определяющим направлением развития в послевоенный период.
Однако теперь противостояние капиталистической и социалистической систем вылилось в иную войну — «холодную» — без прямого столкновения армий, даже без разрыва дипломатических отношений. Временами она приводила мир на грань глобальной катастрофы, временами «искрила» вспышками «горячих» конфликтов в разных регионах планеты.
Глобальное противостояние не раз выливалось в локальные войны.
Речь учителя
Восприятие и осмысление информации
2. Причины начала «холодной войны»
«Отыщи всему начало и ты многое поймёшь».
(слайд 7) Так гласит древняя мудрость. Кто же был виноват в развязывании “холодной войны”? Одни историки (советские) приписывают вину за развязывание «холодной войны» Западу, другие (западные) – СССР, третьи – обеим сторонам. Учащимся предлагается сформировать собственную точку зрения о причинах «холодной войны» Ознакомьтесь с документами, постарайтесь ответить на вопросы
(слайд 8,9,10 )
Задание классу. Работа с документами Приложение 2 Речь учащихся Записи в тетрадь
Вопросы для обсуждения: Так кто же был прав в споре двух старых противников? Черчилль, утверждавший, что «вдали от русских границ "пятая колонна" коммунистов ведет свою работу, она представляет собой нарастающую угрозу для христианской цивилизации», или Сталин, говоривший, что «нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей»? А может, прав американский историк, утверждавший: «Мощь и ответственность развиваются параллельно в прямой и тесной связи... Нация, обладающая огромным превосходством, не может позволить себе быть связанной в своей политике какой-либо жестко детерминированной линией поведения»? Почему союзникам так и не удалось договориться по всем вопросам в рамках ООН, как открыто предлагал У. Черчилль в своей речи? Правильно ли утверждать, что началом «холодной войны» стала не только речь самого господина Черчилля, но и ответ на нее Сталина в «Правде», главной газете СССР тех лет? С точки зрения современных представлений о демократических нормах и принципах существовала ли демократия в тех европейских странах, о которых заочно спорили Сталин и Черчилль?
3.Первые конфликты с бывшими союзниками по антигитлеровской коалиции
В Польше, Чехословакии, Венгрии, Румынии, Болгарии при содействии советской военной администрации налавливались режимы «народной демократии». Здесь • власти пришли местные компартии, иногда во главе левых «народных фронтов». Особенное возмущение Запада вызвал бескровный переворот 1948 г. в Чехословакии закрепивший власть за коммунистами. В Польше советские войска вынуждены были вступить в боевые действия против разрозненных сил антикоммунистических повстанцев. В польской гражданской войне погибло около 1 тыс. советских солдат.
В Югославии коммунисты во главе с И.Б. Тито при относительно небольшой помощи Красной Армии освободили страну от немцев и сами разгромили своих противников
В Албании коммунисты без помощи Красной Армии изгнали оккупантов и пришли к власти. Население, стремившееся к социальным реформам, в целом поддержало приход к власти коммунистов в Центральной и Восточной Европе.
Разработанный в США «план Маршалла» предусматривал оказание помощи пострадавшим от войны странам Европы. Однако участие в реализации этого плана с самого начала обусловлено «демократическим», а фактически проамериканским курсом стран — получателей помощи. Делегация из 83 лучших советских экономистов во главе с председателем Совета министров В.М. Молотовым прибыла летом 1947 г. в Париж для конкретных переговоров. Документы из рассекреченных ныне архивов показывают, что создатели «плана Маршалла» сильно опасались участия в нем Москвы. Сталин, в свою очередь, ожидал удара Запада.
Советский разведчик, чиновник британского МИДа Гай Берджес сообщал, что восточная зона оккупации в Германии в отличие от трех западных никогда не получит американской экономической помощи. Историки сегодня сходятся в том, что Конгресс США в случае присоединения СССР к «плану Маршалла» сделал бы эту помощь сугубо декоративной. В реальности «железный занавес» отделял тех, кто получал помощь по «плану Маршалла», от тех, кто ее не получал. Советская сторона предложила изменить процедуру оказания помощи: каждая страна представила бы списки необходимых ей товаров, и США действовали бы на основе двусторонних соглашений со странами-получателями. Это предложение было отвергнуто.
США надеялись, что некоторые восточноевропейские страны решат противостоять СССР и согласятся получить помощь по «плану Маршалла», что могло бы изменить соотношение сил в Европе. Действительно, руководители Польши и Чехословакии стремились получить американскую помощь. Однако советское давление сделало это невозможным. Польское правительство было вынуждено отказаться от участия в «плане Маршалла».
Чехословацкому руководству советская сторона заявила, что участие в «плане Маршалла» будет рассматриваться как политика, направленная против СССР.
2 июля 1947 г. Сталин приказал Молотову, уже обсуждавшему конкретику плана, покинуть французскую столицу. Соединенные Штаты могли теперь консолидировать тех, чьи экономические системы были открыты их влияния. Посол в Москве Смит увидел в этом «не что иное, как объявление Советским Союзом войны и стремление добиться контроля над Европой».
Для регулирования экономических взаимоотношений в Восточной Европе в январе 1949 г. был создан Совет Экономической взаимопомощи (СЭВ), куда вошли СССР, Болгария, Венгрия, Польша, Румыния и Чехословакия. Уже через месяц к СЭВу присоединилась Албания, участвовала в нем до 1961 г.), в сентябре 1950 г. — ГДР, в 1960—1970-е гг. — Куба, Монголия, позднее были заключены соглашения об участии в работе СЭВа Вьетнама, Северной ореи, Югославии, а также стран, не ориентировавшихся на строительство социализма — Финляндии, Ирака, Мексики. СЭВ стал первой международной организацией социалистических стран — советским противовесом «плану Маршалла». Реально он нацеливался не столько на взаимопомощь, сколько на одностороннюю и безвозмездную помощь младшим партнерам со стороны СССР.
Речь учителя
Восприятие и осмысление информации, конспектирование.
V. Рефлексивно-оценочный этап
Наш урок подходит к концу. Мне интересно ваше мнение об уроке.
Анализ урока учащимися
Дети участвуют в беседе, анализируют свою деятельность на уроке. Такая форма проведения занятия им особенно нравится, создается неформальная обстановка и ребята чувствуют себя комфортно и раскованно.
VI. Домашнее задание
По материалам дискуссии на уроке и соответствующему параграфу учебников по истории России и зарубежных стран заполните таблицу.
Причины холодной войны
Ознакомиться по документам с «Планом Маршала»
Запись задания (слайд 11)
Приложения:
Приложение №1
Холодная война — глобальная геополитическая, военная, экономическая и информационная конфронтация между СССР и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с 1946 по 1991 год.
Холодная война — глобальное геополитическое противостояние между Советским Союзом и его союзниками, с одной стороны, и США и их союзниками — с другой, длившаяся с середины 1940-х до начала 1990-х годов.
Холодная война — описание конфликта, при котором стороны не прибегают к открытому противостоянию.
«ХОЛО́ДНАЯ ВОЙНА́», термин, обозначающий состояние военно-политической конфронтации государств и групп государств, при которой ведется гонка вооружений, применяются экономические меры давления (эмбарго, блокада экономическая и т. п.), осуществляется организация военно-статегических плацдармов и баз.
Словарь Ожегова
войн’а, -ы, мн. ч. войны, войн, ~м, ж. 1. Вооружённая борьба между государствами или народами, между классами внутри государства. Находиться в состоянии войны с кем-н. Объявить войну. Вести войну. Пойти на войну. Вернуться с войны. Погиб на войне. Не пришёл с войны кто-н. Победоносная в. Региональные войны. В. за независимость. Гражданская в. (вооружённая борьба внутри государства). 2. перен. Борьба, враждебные отношения с кем-чем-н. Объявить войну бездельникам. • Холодная ~ политика, заключающаяся в нагнетании напряжённости, враждебности в отношениях между странами. Конец холодной войны. Война нервов об обоюдном нервном напряжении кого-н. На войне как на войне (книжн.) 1) ~, а также вообще любая борьба есть ~ со всеми её тяготами, последствиями; 2) в трудных условиях, обстоятельствах надо уметь к ним приспосабливаться. прил. военный, -ая, -ое (к 1 знач.).
Приложение№2
Предыстория речи У. Черчилля
Основные тезисы, изложенные в речи, Черчилль вынашивал с 1943 г. Как пишет в книге «Ялта-1945» Н. А. Нарочницкая, ещё до Крымской конференции, Сталину положили на стол основные разработки послевоенных планов Черчилля. Так что Фултонское действо было для Сталина не более чем «идеологическим хлопком». Зиму 1945-46 года Черчилль, по советам врачей, проводил в США. Ещё в декабре он в принципе принял приглашение Вестминстерского колледжа прочитать лекцию о «международных отношениях». Фултон был родиной президента Трумэна и предметом его патриотических чувств. Черчилль выставил условием, что Трумэн должен сопровождать его в Фултон и присутствовать при речи.
4 марта Черчилль и Трумэн сели в специальный поезд и 5 марта прибыли в Фултон, где Черчиллю была устроена триумфальная встреча. В поезде Черчилль окончательно дописал и отредактировал текст своей речи, занимавший 50 листов небольшого формата. Текст он передал Трумэну, который назвал речь «превосходной»: по его выражению, «хотя она и вызовет суматоху, но приведёт только к положительным результатам». При этом официально Трумэн никак не выразил отношения к мыслям и призывам Черчилля: Черчилль как частное лицо имел большую свободу действий, Трумэн же оставлял за собой возможность в случае чего откреститься от содержания речи, приписав ее частному мнению Черчилля. В этом смысле Фултонская речь носила отчётливо провокационный характер, будучи рассчитана на зондаж и возбуждение общественного мнения.
Название
В названии речи Черчилля обыгрывается английский фразеологизм «sinews of war», означающий средства для ведения войны (буквально «сухожилия войны»), в котором слово «война» заменено на слово «мир». Первоначальный же вариант названия был «Всемирный мир» или, в другом переводе, «Мир во всём мире» (англ. "World peace"). Так, 14 февраля Черчилль написал Макклуеру:
Я боюсь, что еще не пришел к окончательному заключению по поводу названия речи, но думаю, что возможно это будет «Мир во всем мире» («World peace»)
Содержание
В начале Фултонской речи Черчилль констатировал, что отныне «Соединенные Штаты находятся на вершине мировой силы». «Это — торжественный момент американской демократии», но и крайне ответственное положение. Противостоят им два главных врага — «война и тирания». Объединённые Нации не смогли защитить мир, и поэтому было бы «преступным безумием» поделиться с ними секретом ядерной бомбы, которой пока владеют США, Англия и Канада. Чтобы стать реальным гарантом мира, Объединённые Нации должны иметь собственные вооруженные силы — в первую очередь, воздушные — сформированные на международной основе. «Я, — сказал Черчилль, — хотел видеть эту идею реализованной после первой мировой войны и считаю, что это нужно осуществить немедленно».
Далее Черчилль сказал:
Мы не можем закрыть глаза на то, что свободы, которые имеют граждане в США, в Британской империи, не существуют в значительном числе стран, некоторые из которых очень сильны. В этих странах контроль над простыми людьми навязан сверху через разного рода полицейские правительства до такой степени, что это противоречит всем принципам демократии. Единственным инструментом, способным в данный исторический момент предотвратить войну и оказать сопротивление тирании является "братская ассоциация англоговорящих народов". Это означает специальные отношения между Британским содружеством и Империей и Соединенными Штатами Америки»
Во второй части речи Черчилль перешёл к анализу ситуации в Европе и Азии. Он открыто назвал Советский Союз причиной «международных трудностей»:
Тень упала на сцену, ещё недавно освещенную победой Альянса. Никто не знает, что Советская Россия и её международная коммунистическая организация намерены делать в ближайшем будущем и есть ли какие-то границы их экспансии. Я очень уважаю и восхищаюсь доблестными русскими людьми и моим военным товарищем маршалом Сталиным… Мы понимаем, что России нужно обезопасить свои западные границы и ликвидировать все возможности германской агрессии. Мы приглашаем Россию с полным правом занять место среди ведущих наций мира. Более того, мы приветствуем или приветствовали бы постоянные, частые, растущие контакты между русскими людьми и нашими людьми на обеих сторонах Атлантики. Тем не менее моя обязанность, и я уверен, что и вы этого хотите, изложить факты так, как я их вижу сам.
Как Черчилль видел эти факты, он изложил в основном параграфе речи:
От Штеттина на Балтике до Триеста на Адриатике, через весь континент, был опущен «железный занавес». За этой линией располагаются все столицы древних государств Центральной и Восточной Европы: Варшава, Берлин, Прага, Вена, Будапешт, Белград, Бухарест и София, все эти знаменитые города с населением вокруг них находятся в том, что я должен назвать советской сферой, и все они, в той или иной форме, объекты не только советского влияния, но и очень высокого, а в некоторых случаях и растущего контроля со стороны Москвы… Коммунистические партии, которые были очень маленькими во всех этих восточноевропейских государствах, были выращены до положения и силы, значительно превосходящих их численность, и они стараются достичь во всем тоталитарного контроля.
Опасность коммунизма, заявил Черчилль, растёт везде, «за исключением Британского содружества и Соединенных Штатов, где коммунизм еще в младенчестве». Он сказал, что «в большом числе стран, далёких от границ России, во всём мире созданы коммунистические „пятые колонны“, которые работают в полном единстве и абсолютном послушании в выполнении директив, получаемых из коммунистического центра».
Вспоминая конец первой мировой войны, Черчилль напомнил, что в те дни были уверенность и большие надежды, что время войн навсегда прошло. Но сейчас он не чувствует такой уверенности и таких надежд. Однако, сказал Черчилль, «я отвергаю идею, что новая война неотвратима… Я не верю, что Советская Россия жаждет войны. Она жаждет плодов войны и неограниченного расширения своей власти и идеологии». И далее: «Из того, что я видел во время войны в наших русских друзьях и соратниках, я заключаю, что ничем они не восхищаются больше, чем силой, и ничего они не уважают меньше, чем слабость, особенно военную слабость. Поэтому старая доктрина баланса сил ныне неосновательна».
Черчилль подчеркнул:
Никогда не было в истории войны, которую было бы легче предотвратить своевременным действием, чем ту, которая только что опустошила огромную область на планете. Такой ошибки повторить нельзя. А для этого нужно под эгидой Объединённых Наций и на основе военной силы англоязычного содружества найти взаимопонимание с Россией. Тогда главная дорога в будущее будет ясной не только для нас, но для всех, не только в наше время, но и в следующем столетии.
Интересно, что бывший (и будущий) премьер-министр Великобритании лишь по разу использовал слова «Британия» и «Великобритания». Зато «Британское содружество и Империя» — шесть раз, «англоговорящие народы» — шесть раз, «родственные» — восемь. Во всей своей речи, написанной и прочитанной с присущим Черчиллю блеском, он активно применял запоминающиеся образы и ёмкие выражения — «железный занавес» и его «тень, опустившаяся на континент», «пятые колонны» и «полицейские государства», «полное послушание» и «безусловное расширение власти» и т. д. Начиная с конца 1930-х годов такие эпитеты употреблялись политиками во всем мире лишь в отношении одного государства — фашистской Германии. Используя этот язык теперь в отношении СССР, Черчилль умело переключал негативные эмоцииамериканского общества на нового противника.
Интервью И.В. Сталина газете "Правда" о речи Черчилля в Фултоне (14 марта 1946 года)
Вопрос. Как Вы расцениваете последнюю речь господина Черчилля, произнесенную им в Соединенных Штатах Америки?
Ответ. Я расцениваю ее как опасный акт, рассчитанный на то, чтобы посеять семена раздора между союзными государствами и затруднить их сотрудничество.
Вопрос. Можно ли считать, что речь господина Черчилля причиняет ущерб делу мира и безопасности?
Ответ. Безусловно, да. По сути дела господин Черчилль стоит теперь на позиции поджигателей войны. И господин Черчилль здесь не одинок, - у него имеются друзья не только в Англии, но и в Соединенных Штатах Америки. Следует отметить, что господин Черчилль и его друзья поразительно напоминают в этом отношении Гитлера и его друзей. Гитлер начал дело развязывания войны с того, что провозгласил расовую теорию, объявив, что только люди, говорящие на немецком языке, представляют полноценную нацию. Господин Черчилль начинает дело развязывания войны тоже с расовой теории, утверждая, что только нации, говорящие на английском языке, являются полноценными нациями, призванными вершить судьбы всего мира. Немецкая расовая теория привела Гитлера и его друзей к тому выводу, что немцы как единственно полноценная нация должны господствовать над другими нациями. Английская расовая теория приводит господина Черчилля и его друзей к тому выводу, что нации, говорящие на английском языке, как единственно полноценные должны господствовать над остальными нациями мира. По сути дела господин Черчилль и его друзья в Англии и США предъявляют нациям, не говорящим на английском языке, нечто вроде ультиматума: признайте наше господство добровольно, и тогда все будет в порядке, - в противном случае неизбежна война. Но нации проливали кровь в течение пяти лет жестокой войны ради свободы и независимости своих стран, а не ради того, чтобы заменить господство Гитлеров господством Черчиллей. Вполне вероятно поэтому, что нации, не говорящие на английском языке и составляющие вместе с тем громадное большинство населения мира, не согласятся пойти в новое рабство. Трагедия господина Черчилля состоит в том, что он как закоренелый тори не понимает этой простой и очевидной истины. Несомненно, что установка господина Черчилля есть установка на войну, призыв к войне с СССР. Ясно также и то, что такая установка господина Черчилля несовместима с существующим союзным договором между Англией и СССР. Правда, господин Черчилль для того, чтобы запутать читателей, мимоходом заявляет, что срок советско-английского договора о взаимопомощи и сотрудничестве вполне можно было бы продлить до 50 лет. Но как совместить подобное заявление господина Черчилля с его установкой на войну с СССР, с его проповедью войны против СССР? Ясно, что эти вещи никак нельзя совместить… Вопрос. Как Вы расцениваете ту часть речи господина Черчилля, где он нападает на демократический строй соседних с нами европейских государств и где он критикует добрососедские взаимоотношения, установившиеся между этими государствами и Советским Союзом?
Ответ. Эта часть речи господина Черчилля представляет смесь элементов клеветы с элементами грубости и бестактности…
Приложение 3
Примерная таблица по домашнему заданию
ПРИЧИНЫ «ХОЛОДНОЙ ВОЙНЫ»
США и Западная Европа
СССР и Восточная Европа
Экономические факторы: экспорт капитала, контроль над иностранными рынками, обладание источниками сырья, возрастающее единство мирового экономического развития
Экономические факторы: курс на наращивание военного потенциала, разработка атомного оружия, усиление внимания к тяжелой промышленности, отказ от взаимовыгодной помощи США
Политические факторы: отсутствие в СССР демократии, имперские устремления СССР, установление просоветских режимов в Восточной Европе, закрытость, замкнутость советского обществе за «железным занавесом»
Политические факторы: демонстрация «преимуществ советского строя», претензии на исключительную роль СССР в международных делах, создание военно-политического блока в Восточной Европе
Идеологические факторы: идеологическая пропаганда: «охота» за секретами «загнивающего империализма»
Идеологические факторы: боязнь усиления «влияния Запада», воспитание советских людей в духе патриотизма
Создание военно-политического блока США и их союзников в Европе — НАТО — в 1949 г.
Список используемой литературы:
История России. XX век. Учебник для 9 класса. Данилов А.А., Косулина Л.Г.(1995, 366с.)
История России. XX — начало XXI века. 9 класс. Данилов А.А., Косулина Л.Г., Брандт М.Ю.
9-е изд. - М.: Просвещение, 2012. - 382 с
История России 1945-2008 Книга для учителя Под редакцией А.В.Филиппова ;.Москва «Просвещение» 2008
В. Н. Злобин. Неизвестные американские архивные материалы о выступлении У. Черчилля 5.III.1946 // «Новая и новейшая история», № 2, 2000.
С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. Толковый словарь русского языка