kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Павла I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

урок истории по теме: "Внутренняя политика Павла I", рассмотрены основные реформы и их значение.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока "Внутренняя политика Павла I"»

№ ______ Дата: 21.04.2017

Класс: 8

Открытый урок по истории

Тема: Внутренняя политика Павла I.

Цели: Изучить личность Павла I, реформы: изменение порядка престолонаследия, преобразования в армии, крестьянский вопрос, «Разжалованная грамота» дворянству.

Развивать умение работать с текстом учебника, отвечать на поставленные вопросы, проводить сравнение, развивать умение анализировать документы

Воспитывать интерес к истории.

Тип урока: комбинированный

Методы: объяснение учителя, сообщение учащегося, работа с текстом учебника (сравнение) и с текстами документов (анализ), тест, устные ответы на вопросы, самостоятельная работа в рабочих листах.

Ход урока.

1. Организация начала урока.

Проверка наличия и готовности учащихся к уроку.

1.1Сообщение темы и целей урока.

Сегодня мы с вами изучим личность Павла I, его основные реформы, будем работать с текстом в учебнике, отвечать на поставленные вопросы, проводить сравнение, продолжим прививать любовь к истории.

2. Актуализация знаний по теме.

Прежде чем перейти к правлению Павла I, давайте вспомним, кто его родители?

- Екатерина II и Пётр III.

- Чем нам известен Пётр III?

- Что вам известно о Екатерине II?

- Почему политику Екатерины Второй, называют «просвещённым абсолютизмом»?

- Вспомните основные реформы Екатерины II?

3. Изучение нового материала.

3.1 Романтический император.

Сообщение учащейся.

В ноябре 1796 г. после смерти Екатерины II на российский престол взошел император Павел 1. Началось короткое, но чрезвычайно важное и насыщенное событиями царствование одной из самых загадочных и противоречивых фигур русской истории.

Историки оценивают павловское царствование по-разному.

«Непросвещенный абсолютизм». Н.Я. Эйдельман

«Военно-полицейская диктатура». М.М. Сафронов

Дайте свою оценку политике Павла I в конце урока.

Рождение Павла в 1754 г. было встречено при дворе его бабки Елизаветы Петровны как долгожданное событие. Сразу после рождения ребенок был унесен в покои Елизаветы, куда его родителей допускали лишь по ее специальному разрешению. Фактически до 1762 г. Павел воспитывался без участия матери и отца. Кто был этот младенец? Чей он был сын? Сам он был убежден, что Петр III был действительно его отцом. Другие сомневались в этом, предполагая, что отцом Павла был Салтыков. Иные уверяли, что от красивого Салтыкова не мог родиться курносый мальчик и, что Екатерина родила мертвого ребенка, которого заменили новорожденным чухонцем из деревни котлы.

С 1761 г. главным воспитателем Павлы был назначен Н.И. Панин. Сторонник Просвещения, он мечтал воспитать из Павла идеального государя для России. И действительно, по воспоминаниям современников, молодой Павел был хорошо образованным романтическим юношей.

Работа с документом.

Молодой великий князь Павел Петрович прошел с успехом гимназический курс и весьма прилежно занимался литературой. История, география и математика преподавались ему хорошими учителями… такие крупные отделы воспитания, как политика, военное искусство и государственное право, были им слегка затронуты. Павел умел вести скорее блестящий, чем основательный разговор, отличался большой вежливостью к женщинам, правильно оценивал величие своей судьбы и питал высший страх перед императрицей как матерью и государыней.

1.Какой учебный курс прошел великий князь Павел Петрович?

2.Чем он занимался «весьма прилежно»?

3.Какие предметы были изучены поверхностно, или «слегка затронуты»?

4.Какие манеры и свойства характера Павла отмечает современник?



В 1773 г. Павел женился на принцессе Вильгельмине Гессен-Дармштадской. Юноша без памяти влюбился в молодую жену, но счастье было недолгим - спустя три года она умерла родами. Через несколько месяцев Павел вновь женился на принцессе Софии Доротее Вюртембергской (Марии Федоровне).

В 1781-1782 гг. Павел и Мария Федоровна совершили путешествие по Европе. Во время поездки Павел вел себя неосторожно, открыто критикуя политику Екатерины. Это стало известно Екатерине, которая по возвращении сына удалила его от двора, подарив Гатчину, где Павел проводил отныне большую часть времени.

Однажды Павел Петрович читал газеты о событиях Французской революции в кабинете императрицы и выходил из себя. «Что они все там толкуют! Я тотчас бы все прекратил пушками». Если ты так будешь царствовать, то не долго продлится твое царствование»- возразила Екатерина

Как этот эпизод характеризует Павла I?

«Вообще характер Павла представлял странное смешение благороднейших влечений и ужасных склонностей. Любовью матери он не пользовался. Сначала императрица совсем его забросила, а потом обижала. В течение долгих лет проживал он чуть не изгнанником в загородных дворцах, окруженный шпионами императрицы. При дворе Павел появлялся редко, а когда ему это разрешалось, императрица принимала его с холодно…

В ночь с 3 на 4 ноября 1796 г. Павлу неоднократно снился сон. Ему снилось, что некая незримая и сверхъестественная сила возносит его к верху. В три часа ночи в Гатчину прискакал граф Зубов и сообщил, что с Екатериной случился апоплексический удар. На рассвете 5 ноября Павел вошел в спальню Екатерины и спросил у дежурного медика, есть ли надежда на выздоровление. Надежды не было. Самодержавная императрица умирала.

В конце жизни Екатерина составила завещание, согласно которому престол после ее смерти должен был перейти не к сыну, а к старшему внуку Александру Павловичу. Когда Павел сжигал в камине документ об отстранении его от престола, императрица еще дышала.

Когда умерла императрица, Павел получил долгожданную корону и власть. Очевидцы событий единодушны в их описании.

«Тотчас во дворце приняло все другой вид, загремели шпоры, ботфорты, тесаки, и. будто по завоевании города, ворвались в покои везде военные люди с великим шумом».

Г.Р. Державин

Уже первые шаги Павла-императора продемонстрировали его намерение действовать во всем наперекор политике матери. Этим стремлением окрашено, по сути, все его царствование.

Первым делом Павел извлек прах своего отца Петра III из могилы, одел в императорские одежды, короновал, затем гроб отца поставил рядом с гробом матери для прощания. Через месяц в соответствии с придворным церемониалом Павел I захоронил Екатерину II и Петра III в Петропавловском соборе как российских императоров.

Современники о перезахоронении Петра III.

Последовал приказ вырыть останки Петра III. Это оказалось весьма просто: он был похоронен на кладбище Александра - Невской лавры. Кости были вложены в гроб, который был установлен на одном катафалке с гробом Екатерины. Это произвело громадное впечатление: дураки рукоплескали, благоразумные потупляли свои взоры; но первых более всего поразило то обстоятельство, что для оказания почестей праху Петра III выбрали именно тех людей, которые подготовили его смерть; из них выделялись князь Орлов и князь Барятинский.

3.2 Реформы Павла I с. 58

1. Изменение порядка престолонаследия.

Мы знаем, что Пётр I в 1722 году принял «Устав», по которому сам мог назначить преемника, это было тогда актуально, так как не было реального наследника. Павел считал, если был бы принцип первородства, не было бы в России дворцовых переворотов.

В 1787 году Павел составил проект закона об изменении порядка престолонаследия, в его основу положен принцип первородства. Теперь права на престол должны были принадлежать не тому, кого назначит правящий монарх, а только представителям царствующей династии мужского пола по нисходящей линии.

Спустя ровно 10 лет, в день своей коронации 5 апреля 1797 года этот закон был принят и просуществовал вплоть до падения монархии.

3.3 Реформа армии с. 59

Были разработаны новые уставы, вводилась новая форма одежды, впервые была шинель, ужесточалась воинская дисциплина. Опале и гонениям подвергались многие фельдмаршалы и генералы.

«В России велик лишь тот, с кем я говорю, и до тех пор, пока я с ним говорю» - говорил Павел I.

Был введён запрет на жестокое обращение офицеров с солдатами.

3.4 Усиление бюрократизма.

С. 60 Найдите черты разрастающегося бюрократизма.

Бюрократи́зм — чрезмерное усложнение канцелярских процедур, приводящее к большим затратам времени.

3.5 Полицейский произвол

- наведение порядка генералом-губернатором Николаем Архаровым, подручных генерала звали архаровцы.

3.6 Крестьянский вопрос

Были отменены правила, запрещавшие крестьянам жаловаться на своих хозяев. Теперь царь назначал приемные дни и поставил возле дворца специальный ящик для челобитных, который открывал собственноручно. Были запрещены телесные наказания лиц, достигших 70-летнего возраста. Каждый государственный крестьянин получил надел в 15 десятин (десятина земли равна была в переводе на наши единицы измерения 1,09 гектара)

В интересах крестьян царь ограничил барщину тремя днями в неделю. Был введен запрет на продажу дворовых людей и крестьян без земли. За жестокое обращение с крестьянами царь приказал ссылать в монастырь виновных.

Работа с документом.

Манифест Павла I о трехдневной барщине (1797).

Почитаем долгом нашим… подтвердить во всей империи нашей о точном сего закона исполнении, дабы никто не дерзал в воскресные дни принуждать крестьян к работам, тем более, что для сельских работ остающиеся на неделе шесть дней по равному числу оных в обще разделяемые, как для крестьян собственно, так и для работ их в пользу помещиков следующих, при добром распоряжении достаточны будут на удовлетворение всяким хозяйственным надобностям.

Вопросы.

1.Какой запрет вводил Павел I?

2.Как должны быть разделены «остающиеся в неделе шесть дней»?

3.7 «Разжалованная грамота» дворянству

Ограничение дворянских прав и привилегий. Был запрещён свободный переход из армейской службы в гражданскую без специального разрешения Сената. Дворяне были обложены налогами на содержание местной администрации. Дарованное Екатериной право любому дворянину обращаться с просьбами и жалобами к самому монарху было отменено. Возобновилось наказание палками дворян.

Вспомните основные положения «Жалованной грамоты» дворянству? (с.20-21)

- освобождение от обязательной службы и предоставление заниматься своим хозяйством, увеличение дворянских владений, крестьян жаловали в награду за воинские подвиги, создано дворянское самоуправление (дворянские собрания.

Задание: Заполните таблицу:

«Жалованная грамота» дворянству

Екатерина II

«Разжалованная грамота» дворянству

Павел I





4. Закрепление полученных знаний.

Выполните тест по изученной теме, обведите в кружок номер правильного ответа.

1. Павел I начал свое правление с:

а) восстановления Правительствующего сената б) изъятия церковных земель

в) изменения порядка престолонаследия г) губернской реформы


2. Внутренней политикой Павла I были недовольны прежде всего:

а) крестьяне б) дворяне и чиновники в) купцы г) казаки


3. В интересах крестьянства Павел I:

а) ограничил барщину тремя днями б) установил размер денежного оброка

в) перевел монастырских крестьян на положение государственных

г) запретил передачу государственных крестьян в частные руки


4. Выберите правильные ответы.

Мероприятия Павла I в отношении дворянства:

а) восстановление указа Петра I о единонаследии

б) запрет на свободный переход из армейской служ­бы в гражданскую без особого разрешения

в) восстановление обязательной службы дворян

г) ограничение «свободы дворянских собраний»

д) отмена права дворян обращаться с просьбами и жалобами к самодержцу

е) применение к дворянам телесных наказаний

Дайте свою оценку внутренней политике Павла I (высказывания учащихся)

4.1 Был ли нарушен Павлом I порядок престолонаследия, установленный Петром I.

4.2 Улучшилось или ухудшилось положение крестьян в период правления Павла I.

Итоги: Внутренняя политика Павла I, как и сама личность, были полны противоречий. Главным из них было то, что желая взойти на престол реформатором и навести порядок в стране, он оставил о себе память как о правителе – деспоте.

5. Рефлексия.

Я сегодня узнал… Мне понравилось… Я хотел бы… 6. Домашнее задание. Пр.24, изучить


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока "Внутренняя политика Павла I"

Автор: Курилкина Ирина Викторовна

Дата: 06.06.2017

Номер свидетельства: 420748

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Урок истории в 8 классе "Внутренняя и внешняя политика Павла I""
    ["seo_title"] => string(69) "urok_istorii_v_8_klassie_vnutrienniaia_i_vnieshniaia_politika_pavla_i"
    ["file_id"] => string(6) "424671"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1501490579"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства