kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока "Внутренняя политика Александра I"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка предназначена для учителей истории,  преподающих в 8 классе, при изучении новой темы. В ходе урока изучаются основные направления внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг., выясняются причины отказа от курса реформ, анализируются основные положения проекта Н.Н.Новосильцева. Урок направлен на развитиенавыков аналитической работы с историческими документами, текстом учебника; навыков систематизации материала с помощью таблиц. В ходе урока активизируются имеющиеся знания учащихся, происходит сопоставление событий, ведётся словарная работа. К разработке урока прилагается презентация.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Внутренняя политика Александра в 1815-1825»

Тема урока: ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I в 1815-1825 гг.

Цели:

  • изучить основные направления внутренней политики Александра I в 1815-1825 гг.

  • выяснить причины отказа от реформ

  • проанализировать основные положения проекта Н.Н.Новосильцева

  • развивать навыки аналитической работы с историческими документами, текстом учебника; навыки систематизации материала с помощью таблиц

  • учить определять и объяснять понятия


Оборудование: карта Российской империи в первой половине XIX в., проектор и компьютер


Ход урока:

  1. Актуализация знаний.

    1. Под влиянием каких идей воспитывался Александр? (самодержавность и консерватизм отца и бабушки; либерализм взглядов Ф.С.Лагарпа)

    2. Как и почему А.С.Пушкин назвал первый период царствования Александра I? («Дней Александровых прекрасное начало»)

    3. Каково было главное назначение Негласного комитета, кто входил в его состав? (Негласный комитет – это круг близких к царю людей, подготовивших проекты реформ в России – амнистия 12 тыс. пострадавших при Павле, открытие границ, разрешение на ввоз иностранной литературы и т.д. Состав: граф П.А.Строганов, Н.Н.Новосильцев, князь А.А.Чарторыйский, граф В.П.Кочубей)

    4. Какие изменения в системе управления произошли в начале царствования Александра I? (1802 г. - Сенат превращён в высший судебный орган, орган контроля за деятельностью местных властей; вместо петровских коллегий созданы 8 министерств; учреждён Комитет министров для обсуждения вопросов управления страной; 1810 г. – создан Государственный совет – законосовещательный орган при царе – по проекту М.М.Сперанского)

    5. Каким образом решался крестьянский вопрос? (1803 г. – указ о вольных хлебопашцах, 1804 г. – определение размеров крестьянских повинностей в Прибалтике)

    6. Составить предложения со словами барщина, самодержавие, реформа, конституция, манифест.


  1. Новая тема.

ПЕРЕМЕНЫ ВО ВНУТРЕННЕЙ ПОЛИТИКЕ

Мы вспомнили о реформаторских начинаниях Александра I до войны 1812 года, а сегодня узнаем о его политике после войны. Тема урока «ВНУТРЕННЯЯ ПОЛИТИКА АЛЕКСАНДРА I в 1815-1825 гг.» (слайд 1)

Сегодня мы ответим на вопросы:

Вопрос: Продолжил Александр I взятый с Негласным комитетом курс или нет? Если нет – что повлияло на смену курса? (вопрос записан на доске), (запись числа и темы урока в тетрадях).


Отечественная война оказала огромное влияние и на международное положение России, укрепив его, и на внутриполитическое развитие, настроения в обществе. Подробнее об этом вы узнаете, выполнив задание (слайд 2). Учитель выслушивает ответы, постепенно выводя их на экран по щелчку (слайд 3). Записать в тетрадь:


Настроения в российском обществе после войны 1812 года:

    • Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права)

    • Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)


Подведём итог: после войны были сильны и реформаторские и антиреформаторские настроения. Причём последние определили тайность, секретность, негласность разработки проектов дальнейших реформ.

Вопрос: Какие проблемы требовали обязательного разрешения? (политическая реформа, изменение формы правления: крестьянский вопрос, отмена крепостного права).


КОНСТИТУЦИЯ ЦАРСТВА ПОЛЬСКОГО

Вопрос: Как Царство Польское оказалось в составе Российской империи? (по решению Венского конгресса 1814-1815 гг. после разгрома Наполеона).

15 ноября 1815 года император Александр Благословенный даровал Конституцию Царству Польскому. Для этого он приехал в Варшаву, облачился в польский мундир и с лентой польского ордена Белого Орла. Польское дворянство с восторгом встречало российского иператора.

Выполните задание – работа с документом (слайд 5). В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы?

Текст документа: Польская конституция 1815 г. Королевство Польское становилось конституционной монархией в составе Российской империи. По конституции польский король осуществлял исполнительную власть, а законодательную власть разделял с сеймом, сохраняя за собой законодательную инициативу и право вето. Сейм состоял из 2 палат: сената (назначался королём) и «посольской избы» (77 послов от шляхетских сеймиков и 51 депутат от городских общин (гмин)). Избирательный ценз определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых. Провозглашалась неприкосновенность личности, свобода печати, признание польского языка официальным и т. д.

Учащиеся отвечают (появление конституции, действующий двухпалатный сейм, выборы, свобода печати, неприкосновенность личности – всё это шло вразрез с российской политической системой).


Учитель усложняет задание:

Вопрос: Неужели в составе самодержавной Российской империи появилось столь демократичное, конституционное государственное образование? Прочтите текст учебника (пункт 2 «Польский эксперимент. Первый опыт конституции в России», абзац 1 со слов «Главой польского государства объявлялся…). Учащиеся дополняют свои ответы (Российский император становился польским королём, ему принадлежала законодательная власть, т.к. сейм не мог принимать законы) и делают общий вывод об ограниченности этой политической реформы, но в то же время её важности как первого, пробного шага в российской истории, правда, на польской её территории.

А как же основная часть Российской империи?


ПРОЕКТ КОНСТИТУЦИИ Н.Н.НОВОСИЛЬЦЕВА

1819 год – Николай Николаевич Новосильцев, бывший член Негласного комитета, служивший на различных постах в Царстве Польском, разработал проект Конституции – «Государственную уставную грамоту». Давайте разберёмся, были ли в ней противоречия, как в польской конституции. Задание6 в рабочей тетради (слайд 6); 1 ряд – находят прогрессивные черты, 2 ряд - консервативные. После проработки текста учащиеся дают ответы, учитель щелчком выводит их на экран, учащиеся заполняют таблицу в рабочей тетради.

Вопрос: Можно ли говорить, что с появлением по проекту Новосильцева в России двухпалатного парламента уничтожалось самодержавие? (Отчасти. Самодержавие как неограниченная абсолютная власть всё же уже ограничивалось парламентом, без которого царь не мог утверждать законы. В то же время лишь царь обладал правом законодательной инициативы и мог не предлагать для обсуждения не устраивавший его закон).

ПРИЧИНЫ ОТКАЗА ОТ ПРОВЕДЕНИЯ РЕФОРМ

Вопрос: Вспомните судьбу Сперанского и его реформ (из всего проекта реализовано только создание законосовещательного Государственного совета в 1810 г. (Сам Сперанский под давлением высшего света в марте 1812 года отправлен в отставку и выслан сначала в Нижний Новгород, затем в Пермь).

Проект Новосильцева также не был утверждён. Во время разработки проекта произошли революции в Италии и Испании, которые встревожили Александра I. После некоторого колебания царь отложил принятие Конституции на неопределённое время. Да и в целом реформаторское направление в его деятельности в начале 20-х годов было свёрнуто. Причины разные. Вопрос: Попробуйте предположить, какие? (скорее всего дети скажут, что противостояние в высших кругах, в среде дворянства реформам пугало Александра I, помнившего о судьбе отца).

Записать в тетрадь:

Причины сворачивания реформ в конце правления Александра I:

  1. Активное противодействие большинства дворян (восстание Семёновского полка в 1820 г.) Служившие в Семёновском полку в Петербурге офицеры установили в нём порядки, которые были существенно гуманнее, чем принятые в большинстве частей русской армии. Было исключено рукоприкладство, солдат обучали грамоте. Однако в 1820 г. командиром полка был назначен полковник Ф. Е. Шварц, который не придерживался столь либеральных взглядов на военную службу. В полку стали активно применяться телесные наказания, насаждалась жестокая муштра. Вскоре полк взбунтовался и потребовал смены командира. Восстание полка было жестоко подавлено. Александр I счёл, что причиной восстания стала не жестокость полковника Шварца, а «неумеренный либерализм» офицеров полка (слайд 7);

  2. Нарастание революционного движения в Европе;

  3. Убеждённость Александра, что крестьянство не готово к свободе; (слайд 8);

  4. Личная трагедия Александра I, потерявшего дочерей и сестру; (слайд 9);

  5. Усиление религиозности и мистицизма в мировоззрении императора (слайд 9).


Как видите, столько планов, оставшихся нереализованными, столько противоречий во внутриполитическом курсе. Думаю, вам придётся призадуматься, давая оценку императору как политику и его внутренней политике, отвечая на вопрос №6 после параграфа.


  1. Вопросы и задания для закрепления:

  1. (Из начала урока. Этот вопрос записан на доске) Продолжил ли Александр I взятый с Негласным комитетом курс?

  2. Какие периоды в правлении Александра I можно выделить? Как менялась в целом его политика?

  3. Кем были разработаны проекты политических реформ в правление Александра I?

  4. Как на ваш взгляд связаны отмена крепостного права и введение Конституции?

  5. Почему Александру 1 не удалось претворить в жизнь то, о чём он мечтал в молодости?

  6. Словарная работа: сейм, ценз, уставная грамота, законодательная инициатива (слайды 10-13).


Подведение итогов урока, домашнее задание (слайд 14).

Просмотр содержимого презентации
«Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг»

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Внутренняя политика Александра I в 1815-1825 гг.

Задание ( §6, п.1, стр.39-40) Прочтите текст учебника и ответьте на вопросы:

Задание ( §6, п.1, стр.39-40)

Прочтите текст учебника и ответьте на вопросы:

  • Какие настроения преобладали в обществе (в разных его слоях) после победы над Наполеоном?
  • Как в этих условиях действует Александр I? Почему не использует укрепление своего авторитета для продолжения реформ?
Настроения в российском обществе после войны 1812 года Общее: Различное:   «Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!» А.С.Пушкин

Настроения в российском обществе после войны 1812 года

Общее:

Различное:

«Время славы и восторга! Как сильно билось русское сердце при слове «отечество»! С каким единодушием мы соединяли чувства народной гордости и любви к государю! А для него какая была минута!» А.С.Пушкин

  • Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права) Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)
  • Либеральные (на введение конституции, отмену крепостного права)
  • Консервативные (опасность, ненужность реформ для России, победившей Наполеона, тем самым доказавшей превосходство своего политического строя)
Император в польском мундире

Император в польском мундире

В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы? Польская конституция 1815 г.   Королевство Польское становилось конституционной монархией в составе Российской империи. По конституции польский король осуществлял исполнительную власть, а законодательную власть разделял с сеймом, сохраняя за собой законодательную инициативу и право вето. Сейм состоял из 2 палат: сената (назначался королём) и «посольской избы» (77 послов от шляхетских сеймиков и 51 депутат от городских общин (гмин)). Избирательный ценз определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых. Провозглашалась неприкосновенность личности, свобода печати, признание польского языка официальным и т. д.

В чём состояло принципиальное отличие политической системы Царства Польского от российской политической системы?

Польская конституция 1815 г.

 

Королевство Польское становилось конституционной монархией в составе Российской империи. По конституции польский король осуществлял исполнительную власть, а законодательную власть разделял с сеймом, сохраняя за собой законодательную инициативу и право вето. Сейм состоял из 2 палат: сената (назначался королём) и «посольской избы» (77 послов от шляхетских сеймиков и 51 депутат от городских общин (гмин)). Избирательный ценз определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых. Провозглашалась неприкосновенность личности, свобода печати, признание польского языка официальным и т. д.

Уставная грамота Российской империи  (проект конституции) Прогрессивные черты Консервативные черты Провозглашение суверенитета императорской власти, а не народа Создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать закон Право внесения законопроектов принадлежит царю, как и исполнительная власть Предоставление гражданам свободы слова, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство перед законом Учебник: ( §6, п.3) Рабочая тетрадь: стр.22, задание 6  Не решался вопрос отмены крепостного права

Уставная грамота Российской империи (проект конституции)

Прогрессивные черты

Консервативные черты

Провозглашение суверенитета императорской власти, а не народа

Создание двухпалатного парламента, без одобрения которого царь не мог издать закон

Право внесения законопроектов принадлежит царю, как и исполнительная власть

Предоставление гражданам свободы слова, вероисповедания, неприкосновенность личности, равенство перед законом

Учебник: ( §6, п.3) Рабочая тетрадь: стр.22, задание 6

Не решался вопрос отмены крепостного права

Причины сворачивания реформаторского курса  АКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ДВОРЯН Гренадер, прапорщик и унтер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка Россия, 1813:

Причины сворачивания реформаторского курса АКТИВНОЕ ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ БОЛЬШЕЙ ЧАСТИ ДВОРЯН

Гренадер, прапорщик и унтер-офицер лейб-гвардии Семеновского полка Россия, 1813:

Причины сворачивания реформаторского курса УБЕЖДЁННОСТЬ АЛЕКСАНДРА, ЧТО КРЕСТЬЯНСТВО НЕ ГОТОВО К СВОБОДЕ

Причины сворачивания реформаторского курса УБЕЖДЁННОСТЬ АЛЕКСАНДРА, ЧТО КРЕСТЬЯНСТВО НЕ ГОТОВО К СВОБОДЕ

Причины сворачивания реформаторского курса   ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ АЛЕКСАНДРА I, ПОТЕРЯВШЕГО ДОЧЕРЕЙ И СЕСТРУ;  УСИЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И МИСТИЦИЗМА   Екатерина – умная, волевая женщина – дружила с братом Александром I, и он прислушивался к ее советам. В 1819 г. 32-летняя красивая женщина внезапно заболела рожистым воспалением и быстро умерла. Наводнение 1824 года в Петербурге Александр I воспринял как недобрый знак

Причины сворачивания реформаторского курса ЛИЧНАЯ ТРАГЕДИЯ АЛЕКСАНДРА I, ПОТЕРЯВШЕГО ДОЧЕРЕЙ И СЕСТРУ; УСИЛЕНИЕ РЕЛИГИОЗНОСТИ И МИСТИЦИЗМА

Екатерина – умная, волевая женщина – дружила с братом Александром I, и он прислушивался к ее советам. В 1819 г. 32-летняя красивая женщина внезапно заболела рожистым воспалением и быстро умерла.

Наводнение 1824 года в Петербурге Александр I воспринял как недобрый знак

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ Сейм Законодательный орган власти в ряде стран. В начале XIX в. депутаты в сейм избирались от сословий на основе ценза. Сейм являлся законодательным органом Царства Польского, согласно конституции, дарованной Александром I в 1815 году. Польский сейм в наше время

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Сейм

Законодательный орган власти в ряде стран. В начале XIX в. депутаты в сейм избирались от сословий на основе ценза.

Сейм являлся законодательным органом Царства Польского, согласно конституции, дарованной Александром I в 1815 году.

Польский сейм в наше время

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ Ценз Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, например в выборах. Так, избирательный ценз по Конституции Царства Польского определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Ценз

Условие, ограничивающее участие человека в осуществлении тех или иных прав, например в выборах. Так, избирательный ценз по Конституции Царства Польского определялся уплатой прямого налога не менее 100 злотых.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ Уставная грамота Название проекта Конституции Российской империи, составленного Николаем Николаевичем Новосильцевым.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Уставная грамота

Название проекта Конституции Российской империи, составленного Николаем Николаевичем Новосильцевым.

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ Законодательная инициатива Это право внесения компетентными лицами и учреждениями на рассмотрение законодательного органа законопроекта или предложения о принятии нового закона, об изменении или отмене действующего закона Император Александр I. По проекту Новосильцева право законодательной инициативы принадлежало императору

ОБЪЯСНИТЕ ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ

Законодательная инициатива

Это право внесения компетентными лицами и учреждениями на рассмотрение законодательного органа законопроекта или предложения о принятии нового закона, об изменении или отмене действующего закона

Император Александр I. По проекту Новосильцева право законодательной инициативы принадлежало императору

Домашнее задание §6, вопрос 6 после параграфа задания 7,8 на стр.23 в рабочей тетради

Домашнее задание

§6,

вопрос 6 после параграфа

задания 7,8 на стр.23 в рабочей тетради


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Методическая разработка урока "Внутренняя политика Александра I"

Автор: Киселёва Елена Васильевна

Дата: 10.06.2014

Номер свидетельства: 100518

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Разработка урока   "Борьба саков за независимость" 6 класс"
    ["seo_title"] => string(54) "razrabotka-uroka-bor-ba-sakov-za-niezavisimost-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "296959"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1456126169"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства