Методическая разработка по истории Казахстана "Казахстан в годы Независимости РК"
Методическая разработка по истории Казахстана "Казахстан в годы Независимости РК"
В системе среднего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла. Главная цель обучения в формировании языковой личности на основе лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции и углубления данных компетенций в 10 – 11 классах.
Предмет «Русский язык» в школах с русским языком обучения закладывает фундамент общего филологического образования как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и в литературном творчестве.
Конституция Республики Казахстан определяет статус русского языка, «параллельно функционирующего с государственным языком», овладение им позволит учащимся ориентироваться в современном информационном пространстве. Знание русского языка даёт возможность расширить границы коммуникации, что предопределяет необходимость обновления содержания образования. В необходимости обновления содержания образования одним из главных аспектов является подготовка учащихся к ЕНТ на высоком уровне, который будет удовлетворять потребности современного общества.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка по истории Казахстана "Казахстан в годы Независимости РК" »
Рабочая тетрадь по подготовке к ЕНТ по русскому языку
Мишустина Татьяна Геннадьевна,
учитель русского языка и литературы
КГУ СОШ №12
г.Экибастуза
В системе среднего образования русский язык занимает ведущее место среди предметов гуманитарного цикла. Главная цель обучения в формировании языковой личности на основе лингвистической, языковой, коммуникативной компетенции и углубления данных компетенций в 10 – 11 классах.
Предмет «Русский язык» в школах с русским языком обучения закладывает фундамент общего филологического образования как целостной системы, изучающей духовную культуру народа, выраженную в языке и в литературном творчестве.
Конституция Республики Казахстан определяет статус русского языка, «параллельно функционирующего с государственным языком», овладение им позволит учащимся ориентироваться в современном информационном пространстве. Знание русского языка даёт возможность расширить границы коммуникации, что предопределяет необходимость обновления содержания образования. В необходимости обновления содержания образования одним из главных аспектов является подготовка учащихся к ЕНТ на высоком уровне, который будет удовлетворять потребности современного общества.
ЕНТ – веяние в среднем образовании не новое (2004 год – первый год сдачи государственных экзаменов в форме ЕНТ). Главное назначение единого государственного экзамена – объективно оценить подготовку выпускников средней школы по данному предмету с целью их итоговой аттестации и отбора для поступления в вузы. Трудно было первые годы, когда путём проб и ошибок учителю приходилось самостоятельно справляться с этим: готовить выпускников к сдаче ЕНТ. По истечении 10 лет учитель подготовил уже не один выпуск и, конечно, у каждого сложилась своя система подготовки учащихся к ЕНТ, своя методика.
Работу по подготовке учащихся к единому государственному тестированию учитель организует в рамках своей методической системы обучения. Поиск эффективных методов, как научить, какими средствами, как проверить результаты обучения, как сформировать у учащихся прочные навыки в установленные сроки и тем самым стимулировать их деятельность – такая задача стоит перед каждым учителем, работающим в 10-11 классах.
В своей работе по подготовке учащихся к ЕНТ выделила следующие моменты:
1.Повторение теоретического программного материала.
2. Закрепление (через выполнение упражнений разного уровня сложности).
3. Тематическое тестирование по изученному разделу.
4. Тестирование по обобщающим тестам.
Таким образом готовит каждый учитель. Ничего нового. Но каждый учитель сталкивается с трудностью, когда встаёт вопрос, как организовать повторение программного материала. 1 час русского языка в неделю и в 10, и в 11 классах, итого – 34 часа, в них уроки контроля знаний, развития речи. В оставшиеся часы необходимо повторить теоретический материал, закрепить и провести контроль знаний. Не забываем и о том, что в 10-ый класс приходят, как бы нам не хотелось, учащиеся не только с высоким уровнем обученности. Понятно, с учётом сказанного сложно организовать повторение учебного материала.
В моей работе это стало проблемой, которую я попробовала решить, разработав «Рабочую тетрадь по подготовке к ЕНТ по русскому языку».
Опыт использования «Рабочей тетради по подготовке к ЕНТ по русскому языку» даёт мне возможность эффективно организовать повторение программного материала, достигнуть значительного увеличения времени на проведение практической работы, оптимальное использование полученного резерва времени, столь желанное для каждого учителя.
Основная цель применения «Рабочей тетради» - организация повторения учебного материала. Тетрадь с печатной основой позволяет сделать это эффективно, повышает продуктивность работы учащихся по повторению, обобщению теоретического материала.
Структура «Рабочей тетради».
1.Титульный лист.
2.Пояснительная записка, в которой изложены следующие моменты:
- нормативные документы, используемые учителем в преподавании предмета,
- цель применения «Рабочей тетради»,
- рекомендация форм организации учебной деятельности учащихся по «Рабочей тетради»,
- спектр использования «Рабочей тетради».
3. Содержание «Рабочей тетради». В содержание включены все изучаемые разделы науки о языке.
4. Учебные листы.
5.Листы тестирования и «Индивидуальный лист достижений учащихся по подготовке к ЕНТ по русскому языку».
Основным в «Рабочей тетради» являются учебные листы. Их – 26, в них изложен весь программный материал, изучаемый в 5-9, 10-11 классах. Учебные листы построены с учётом принципов:
- научности,
- доступности,
- логичности,
- последовательности,
- применения способа структурирования учебного материала, в первую очередь, его укрупнения. При изложении учебного материала большого по объёму используется таблица, именно таблица позволяет увидеть эту тему в системе.
Построение учебного листа.
Учебный лист №2. Тема: Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография. Основные понятия: фонетика, графика, орфоэпия, орфография, происхождение терминов, буква, звук, алфавит, ударение, слог, виды слогов, классификация звуков, сильная и слабая позиция, фонетический разбор.
Виды ударения в русском языке: _________________________________________ Слог – _______________________________________________________________
Виды слогов:_________________________________________________________
Фонетические изменения (процессы) в слове:________________________________________________________________ Сильная позиция звуков - _______________________________________________
Слабая позиция звуков - _________________________________________________
5.При проведении коррекции по результатам тестирования, заполните «Лист тестирования».
6.Заполнение «Индивидуального листа достижений учащихся по подготовке к ЕНТ по русскому языку» (заполняет учитель).
Организация работы с «Рабочей тетрадью».
1 час в неделю урока русского языка сам предопределил вопрос организации работы с «Рабочей тетрадью». С учебным листом ученик может работать дома, при заполнении его он имеет возможность использовать учебник, любой справочный материал, словари, пособия. Целесообразно давать задания из тетради в качестве самостоятельной работы дома, особенно тем учащимся, у которых выявлены пробелы в знаниях по определённым вопросам, так как опора на печатный шрифт поможет им правильно организовать работу, систематизировать знания. После заполнения учебного листа может проверить себя по основным понятиям, расположенным в начале учебного листа.
Работу с учебным листом можно организовать и на уроке, и на дополнительных занятиях. Данная тетрадь может быть использована на уроках, и на дополнительных занятиях, так как печатная основа позволяет экономить время, не снижая эффективности усвоения знаний.
Организация работы с учебным листом зависит от уровня индивидуальной подготовки учащихся в классе. Если в классе ученики с разным уровнем индивидуальной подготовки, то по рабочей тетради можно предложить работать в паре, группе. Т.е., варианты организации работы могут быть самые различные.
При повторении программного материала каждого раздела учащиеся тестируются по тематическим тестам, после чего проводится коррекция и заполняется лист тестирования.
тест (вариант теста, № вопроса, содержание вопроса)
ответ (неправильный)
коррекция
Также целесообразно вести «Индивидуальный лист достижений учащихся по подготовке к ЕНТ по русскому языку». Ведение «Индивидуального листа достижений…» позволит вести отслеживание результатов обученности учащихся при подготовке к ЕНТ по всему курсу русского языка.
Результаты использования рабочей тетради очевидны:
- «Рабочая тетрадь» с печатной основой позволяет сэкономить время для практической отработки теоретических знаний,
- «Рабочая тетрадь» для учащихся с высоким уровнем подготовки даёт возможность идти со значительным опережением при подготовке к ЕНТ,
- нахождение учебного материала в одной тетради – это тоже немаловажно,
- содержание учебных листов можно изменять: для учащихся с высоким уровнем подготовки большую часть содержания учебного листа можно оставлять открытым, т.е. ученик должен заполнить самостоятельно.
- электронный вариант «Рабочей тетради» позволяет видоизменять содержание учебных листов.
Спектр применения рабочей тетради по подготовке к ЕНТ широк. Она может быть использована учителями основной и средней общеобразовательной школы и преподавателями других учебных заведений, а также учащимися школ и других учебных заведений.
Фрагменты учебных листов рабочей тетради можно использовать также при изучении учебного материала в 5-9 классах, что также имеет свои «плюсы». Фрагменты - это таблицы, определение основных понятий по изучаемой теме, которые впоследствии будут расположены в справочнике ученика.
Литература.
1.Учебные программы средней школы. МОН РК № 115 от 3 апреля 2013 г.
2.Учебно-методические комплексы (в соответствии «Государственному общеобязательному стандарту среднего общего образования РК»).
3.Учебники: Русский язык. 5 класс. З.К.Сабитова, В.К. Павленко. – Алматы «Атамура» 2010 г.
Русский язык. 6 класс. З.К.Сабитова, В.К. Павленко. – Алматы «Атамура» 2011 г.
Русский язык. 7 класс. Э.Д. Сулейменова, О.Б. Алтынбекова, Г.Б. Мадиева. – Алматы «Атамура» 2012 г.
Русский язык. 8 класс. К.Л. Кабдолова, З.К. Сабитова, Л.Т. Килевая. – Алматы «Мектеп» 2012 г.
Русский язык. 9 класс. Л.К.Жаналина, З.К. Ахметжанова, А.Е. Тажимуратова, М.Т. Байгобылова. – Алматы «Мектеп» 2013 г.
Русский язык. 10 класс. ЕМН. ОГН. З.К. Сабитова, Ф.Х. Жубуева. – Алматы «Мектеп» 2014 г.
Русский язык. 11 класс. ЕМН. ОГН. ЗФ.Г.Брулева, С.Б. Бегалина, Г.Ф. Булгакова, В.К. Павленко. – Алматы «Мектеп» 2014 г.