kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Методическая разработка урока на тему «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная методическая разработка урока "Дворцовые перевороты" соответствует ФГОС. Урок с использованием ИКТ, применением метода проблемного обучения. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока на тему «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»»

Технологическая карта урока на тему «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»


Предмет

История России

Класс

8

Тип урока

комбинированный

Технология

урок с использованием ИКТ, метод проблемного обучения

Тема

Дворцовые перевороты 1725-1762 гг.

Цель

Выявить причины дворцовых переворотов в России; познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов; продолжать формировать умение сравнивать исторические явления; работать с исто­рическими документами

Задачи

  • образовательная – развивать способность обучающихся к освоению и применению знаний об эпохе дворцовых переворотов на основе уже имеющихся знаний.

  • развивать умение анализировать и оценивать исторические события, умение работать в группе, развивать навыки работы с документами.

  • воспитательная – определить свое отношение к событиям 18в.

Оборудование и материалы

Мультимедийное оборудование, экран (интерактивная доска), дополнительные материалы, портреты

Основные термины, понятия, даты

  • 1725 г. — смерть Петра I;

  • 1725—1727 гг. — правление Екатерины I;

  • 1727—1730 гг. — правление Петра II;

  • 1730—1740 гг. — правление Анны Иоанновны;

  • 1740 г. — провозглашение императором Ивана Антоновича;

  • 1741 г. — низложение Ивана Антоновича и регентши Анны Леопольдовны;

  • 1741—1761 гг. — правление Елизаветы Петровны;

  • 1761—1762 гг. — царствование Петра III;

  • 1762- 1796 гг. — приход к власти Екатерины II.

Планируемый результат

Предметные образовательные результаты

называть события, определяемые историками как дворцовые перевороты, их даты и участников;

объяснять причины и последствия дворцовых переворотов;

объяснять значение понятий дворцовые перевороты, фаворит, кондиции, гвардия

Метапредметные умения

Личностные УУД:

- работать в группах;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- составлять план и последовательность действий;

- осуществлять самоконтроль;

Познавательные УУД:

- проводить поиск информации;

- проводить анализ учебного материала;

- строить логические цепочки рассуждений, доказательств.

Коммуникативные УУД:

- уметь работать в паре, распределять обязанности для получения общего результата;

Дидактические задачи этапов урока

Организационный

Мотивация к учебной дея­тельности, вклю­чение в учебную деятельность на личностно значимом уровне

Актуализация знаний

Соорганизация подготовки и мотивации к изучению ма­териала, необхо­димого для «от­крытия нового знания»; выяв­ление затрудне­ния в деятельно­сти каждого обучающегося

Постановка проблемы, введение в тему

Создание про­блемной ситуа­ции. Обеспечение восприятия, осмысления знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Изучение нового материала. Организация самостоятельного изучения Первичное усвоение новых знаний.

Организация самостоятельного исследования с целью получения нового знания

Первичный контроль и закрепление пройденного

Включение но­вого знания в систему зна­ний; повторение и закрепление ранее изученно­го, создание ситуации успеха для каждого; выявление при­чин ошибок и их исправление

Рефлексия учебной деятельности. Выставление оценок.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями. самооценка ре­зультатов своей деятельности и всего коллек­тива

Домашнее задание



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающегося

Организационный

- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Алина Анатольевна. Я сегодня у вас проведу урок истории. Я надеюсь, что мы с вами хорошо поработаем, и наше сотрудничество будет, взаимно приятным и полезным.

Ребята, рабочий момент, у вас на столах лежат все материалы, которые вам понадобятся для урока. Это рабочие листы и вырезки документов.

Сегодня мы с вами поработаем в группах. Для начала определимся, кто у вас будут капитанами команд.

Обучающиеся проверяют готовность к уроку.




Актуализация знаний

- Ребята, обратите внимание на слайд. (слайд 1)

«Тут кротко или строго, Царей не очень много,
Царило много лиц. А более цариц ».

(А. К. Толстой)

- Сегодня, мы с вами разберем весьма интересную тему. Для этого мы с вами посмотрим небольшой видеоролик.

(слайд 2)

- Итак, ребята, что вы увидели в этом коротеньком видеоролике?

- Правильно, Петр 1 на смертном одре. Не понятная ситуация, после его смерти.


1) Просмотр фильма.


2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение:

- Смерть Петра 1;

- Обсуждение вопроса, кто станет царем после смерти императора Петра 1.

Постановка проблемы, введение в тему

- Ребята, если мы хотим окончательно погрузится в эту тему, то давайте обратимся к источнику, мнению Платонова. (слайд 3)

- Как вы считаете, Платонов пишет о том времени, которое мы изучаем? Если мы с вами обратимся к прошлым событиям истории, то о чем еще мог бы написать Платонов, о каком событии, которое вы уже разбирали в 7 классе.

- Как вы считаете, когда подобная ситуация уже происходила в России?

-Да, смутное время. Конечно, смутное время нельзя сравнивать с нашей темой, но суть будет примерно та же.



- Итак, наша основная задача сегодня ответить на вопрос: (слайд 4)

1) Что произошло с Россией после смерти Петра 1.

2) Что вы хотели бы узнать об этом времени?

- Основной вопрос нашего урока «Почему так легко и быстро за такой сравнительно короткий промежуток времени сменилось столько правителей?» и будет проблемой нашего урока.

(слайд 5)

- Я вам предлагаю ознакомиться критериями оценки. По этим критериям вы сами себя оцените в конце урока. (слайд 6)

1) Читают исторический источник от Платонова.


2) Обучающиеся отвечают на вопросы учителя, высказывая свое мнение:

- Смутное время. Смута


3) Ответы обучающихся:

- Кто будет править после Петра? - Какие изменения произошли в экономике страны после смерти Петра?



4) Читают проблему урока на экране.


5) Обучающиеся ознакамливаются с критериями оценки.

Изучение нового материал.


Организация самостоятельного исследования


- Итак, критерии понятны, вопросы понятны. Для того, чтобы ответить на эти вопросы, мы должны решить несколько задач.

- (слайд 7) Итак, первая задача. Отгадайте, что здесь написано?

- Правильно, указ о престолонаследии. В 1722 году Петр 1 издает указ о престолонаследии.

(слайд 8)

- Ответьте на вопросы.

1) В чем суть этого документа?

2) Что изменилось в престолонаследии?


- Верно, теперь монарх сам назначает себе приемника. Человек, упомянутый в завещании становится монархом.


- Ребята, сейчас выполним следующее задание. Основная ваша задача –внимательно смотреть на слайды и попытаться запомнить то, что появится на экране. (слайды 9-15)

- Итак, Екатерина 1, Петр 2, Анна Иоанновна, Иван 6, Елизавета Петровна, Петр 3, Екатерина 2.

(Еще раз перечисляет имена императоров).

- Семь императоров. Теперь записываем все, что вы запомнили.

- Ребята, снова внимание на экран, просто запоминаем даты. (слайд 16)

- Запомнили, записываем в тетрадь.

- Молодцы, закончили писать. Капитаны поднимите руки. У вас самая ответственная задача, вы должны сорганизовать вашу группу. После того, как выполните задание, вы должны будете выступить и представить сделанные выводы.

- Следующее задание: изучить, анализировать предложенные документы и заполнить таблицу.

Правитель

Хронологические рамки правления

Родство с Петром Великим

Как пришел к власти

На кого опирался?







На работу отводится не более 5 минут. Начали.

(слайд 17)

- Внимание ребята, время истекло.




1) Ответы обучающихся:

- Указ о престолонаследии.




2) Ответы обучающихся:

- Престол передавался не от отца к сыну, как это было раньше, а тому кому завещает престол император.





3) Обучающиеся смотрят на экран.






4) Обучающиеся записывают в тетрадь.









5) Обучающиеся изучают документы, исторические источники, заполняют таблицу.



Первичный контроль и закрепление пройденного

- Итак, 1 группа, ответьте на вопрос:

Кто изображена на слайде? (слайд 18)

- Правильно, 2 группа рассказывает про Екатерину 1. Слово капитану группы.

- Правильно, Екатерина 1 приходит к власти законным путем? (не совсем).

- 2 группа, кто изображен на слайде?

(слайд 19)

- Верно, Петр 2. 3 группа рассказывает про Петра 2.

- Что произошло с Меньшиковым в годы правления Петра 2? (Его арестовали, выслали из Петербурга).

- 3 группа, кто изображена на слайде?

(слайд 20)

- Слово капитану 4 группы, вам предстоит рассказывать про Анну Иоанновну.

- Хорошо, 4 группа, кто на экране.

(слайд 21)

- Верно, Иван 6. 1 группа рассказывает про Ивана 6.

- Молодцы, спасибо. Еще один вопрос на засыпку, 1 группа кто на слайде.

(слайд 22)

- 2 группа, вам слово. Рассказываем про Елизавету Петровну.

- Итак, 2 группа, внимание на экран, кто изображен на слайде? (слайд 23)

- Петр 3. 3 группа рассказывает про Петра3.

- Правильно, не было ни какой опоры в государстве, наверняка по этой причине он правил не так долго.

- И последнее, кого мы видим на слайде. 3 группа, кто это? (слайд 24)

- Верно. 4 группа рассказывает про Екатерину 2.

- Как она вообще оказалась в России? Женой какого императора она была? (Женой Петра 3).


- Итак, ребята, мы с вами изучили доста-точно серьёзный материал, достаточно большой, масштабный. Ребята, используя полученные знания, попробуйте ответить на достаточно простой вопрос: Какими существительными мы можем охарак-теризовать это время?

- Любая ассоциация, которая у вас возникает с этим временем, любое слово.

- Ну, давайте посмотрим, еще какие варианты могут быть здесь: восстание, революция, смута, переворот, выступление, бунт.

(слайд 25)

6) Выступление групп:

- 1 группа: Екатерина 1

- 2 группа: Екатерина 1 правила с 1725 по 1727 гг. После смерти Петра 1 не было решено, кто займет императорский трон, т.к. не было завещания. Но Екатерину поддерживал Меньшиков и гвардия.

Была женой Петра 1

- 2 группа: Петр 2

- 3 группа: Петр 2 вступил на престол в 1727 году, правил до 1730 года. Вступил на престол по завещанию Екатерины 1, опирался на князей Долгоруких и Остермана. Петру 1 приходился внуком

- 3 группа: Анна Иоанновна

- 1 группа: Анна Иоанновна Петру 1 приходилась племянницей. Правила с 1730 по 1740 годы. В результате дворцового переворота при поддержке гвардии приходит к власти.

- 1 группа: Иван 6 Антонович.

- 2 группа: Иван 6 правил всего один год- с 1740 по 1741 годы. Петру 1 новый император приходился внучатым племянником. Он вступил на престол по завещанию Анны Иоанновны. Опирался на Остермана и Миниха

- 2 группа: Елизавета Петровна

- 3 группа: Елизавета Петровна правила в 1741- 1761 годах. Она совершила дворцовый переворот при помощи гвардейских офицеров и провозгласила себя императрицей. Она была дочерью Петра 1. Опиралась на офицеров Преображенского полка, князей Разумовских, Шувалова.

- 3 группа: Петр 3.

- 1 группа: Петр 3 стал императором после смерти Елизаветы Петровны, по завещанию. Он стал законным императором. Правил в 1761- 1762 годах. Являлся внуком Петра 1. У него не было ни какой опоры

- 1 группа: Екатерина 2.

- 2 группа: Екатерина 2 правила с 1762 по 1796 годы. Родства с Петром 1 у нее не было. Опиралась князей Орловых и Разумовского.







7) Ответы обучающихся:

- Неопределенность, беспокойность, переменчивость, переворот.































































































- Как вы думаете, какое из предложенных сущест-вительных наиболее точно подходит к этому периоду? Революция или переворот?

- Почему революция, как вы считаете?

- А те, которые считают переворот, какова ваша доказательная база? Почему переворот?

- Кто- то сказал революция, что предполагает революция. То есть, что должно идти после революции?

- Правильно, в государстве должны, были произойти какие то коренные изменения. А эти изменения произошли в самом государстве? (Нет). Менялись только императоры, приходил то один, то другой. Это чехарда продолжалась достаточно долгое время.

- И действительно, наиболее подходящим словом здесь будет - переворот.

- Какой переворот? (слайд 26)

- Верно, дворцовый переворот.

- Итак, мы с вами сегодня изучили тему «Дворцовые перевороты». (слайд 27)

- Теперь возвращаемся главному нашему вопросу: «Почему так легко и быстро за такой сравнительно короткий промежуток времени сменилось столько правителей?». (слайд 28)

- Как вы считаете?

- Хорошо, а почему так быстро, так легко люди приходили к власти?

- Кто боролся между собой во времена этих переворотов? (Дворяне).

- Правильно, дворяне. А при этом какие дворяне? (Близкие к правителям, к трону, ко двору)

- Ради чего была это борьба? (Ради власти и денег)

- Верно, борьба шла ради власти и богатства, ради своей выгоды.

- Итак, как вы считаете, что такое дворцовые перевороты?

- Абсолютно верно, быстро и легко сменялись правители. Когда начались дворцовые перевороты и когда они закончились?

- Правильно, период дворцовых переворотов- 1725- 1762 гг.

- И какой вывод, мы можем сделать? (слайд 29)

- В целом дворцовые перевороты в истории России- период с 1725 по 1762 гг., который сопровождался частой сменой власти монархов, при содействии дворцовых группировок и гвардии ради своей выгоды.

- Ребята, давайте сейчас мы с вами попробуем все это повторить. (слайд 30)

- Молодцы, вы справились с заданием.


(Слайд с выполненным заданием) (слайд 31)


8) Ответы обучающихся:

- Революция.

- Проводились аресты, ссылки.


- Трон передавался то одному, то другому; на троне особо никто не задерживался; смена власти.

- Коренные изменения.








Ответы обучающихся:

- Дворцовый




9) Ответы обучающихся:

- Все хотели на трон; претен-дентов на трон было много; все наследники Петра хотели править…

- У них у всех были какие то возможности, ресурсы, чтобы стать правителем; поддержка со стороны гвардии.





10) Ответы обучающихся:

- Частая быстрая смена правите-лей при поддержке гвардии.


- Начинается в 1725 году, а завершается 1762 году.




Обучающиеся зачитывают вывод с экрана.




11) Обучающиеся выполняют задание «Вставить пропуски в текст».




Рефлексия Выставление оценок.







- Посмотрим еще раз внимательно на критерии оценки. (слайд 32)


- Ребята, поднимите вот так- о, Кей, те, которые поставили бы себе «4». Поднимаем, поднимаем.

А теперь поднимите те, которые поставили бы себе оценку «5».

- Конечно, молодцы. На самом деле, я всем бы вам поставила «5».


Вопросы:

- Что вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Что тебе запомнился на уроке?

- Что бы вы хотели еще узнать по этой теме?


- Я вас от всей души благодарю за хорошую, замечательную работу? Похлопаем друг другу. Урок окончен. Всем спасибо!




1) Обучающиеся оценивают свою работу на уроке.






1) Обучающиеся отвечают на вопросы.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Методическая разработка урока на тему «ДВОРЦОВЫЕ ПЕРЕВОРОТЫ»

Автор: Петрова Алина Анатольевна

Дата: 17.11.2021

Номер свидетельства: 591773

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»"
    ["seo_title"] => string(74) "mietodichieskaia_razrabotka_uroka_istorii_7_klass_dvortsovyie_pierievoroty"
    ["file_id"] => string(6) "378983"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484314634"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства