Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории 7 класс «Дворцовые перевороты»»
Методическая разработка
урока истории 7 класс
«Дворцовые перевороты»
Учебник:
Данилов А. А., Косулина Л. Г. История России XVII – XVIII в. в.: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2008
Тема РОССИЯ 1725-1762 гг.
Урок 1. Дворцовые перевороты в России
Цели урока:
Образовательные:
1.Выявить причины дворцовых переворотов в России.
2. Познакомить с действующими историческими персонажами эпохи дворцовых переворотов.
Развивающие: формирование у учащихся умений работать с различными источниками информации, самостоятельно делать выводы, обосновывая их фактами, излагать суждения о причинно – следственных связях исторических событий и явлений;
Воспитательные: воспитывать патриотические чувства и любовь к Отечеству
Тип урока: урок изучения нового учебного материала
Вид урока: лекция + ИКТ
Формы организации работы: фронтальная работа с классом
План урока:
Задание на урок (слайд3).
Основные понятия урока (слайд 4).
Представление дворцовых переворотов учащимися (слайды 6-11)
Закрепление изученного материала в игровой форме (слайды 16-23).
Домашнее задание (24)
Ход урока
I. Задание на урок.
Составление таблицы:
Слева правители – справа что сделано за время их престола.
Сделать вывод: что принесли эти перевороты дворянскому сословию?
II. Что такое дворцовые перевороты?
Основные понятия: дворцовые перевороты, Верховный тайный совет, бироновщина, кондиции, секуляризация.
Таким образом:
Дворцовые перевороты - смена власти, совершавшаяся дворянскими группировками при поддержке дворцовой гвардии.
Это была борьба за власть внутри различных группировок дворянства, а НЕ за СМЕНУ ФОРМЫ ПРАВЛЕНИЯ.
Учитель обобщает ответы учащихся, подводит их к следующим выводам:
Петр I создал разветвленный административный аппарат. Это означало, что даже самый слабый монарх или даже младенец мог править империей, сидеть на российском престоле, опираясь на этот слаженный административный аппарат. И если в данное время для управления Россией не был востребован сильный монарх, то почему бы не заменить этого реального монарха на другого, отвечающего интересам определенной придворной группировки? Следовательно, у императора хоть и была огромная власть, но он оказался лишь игрушкой-марионеткой в руках политических сил.
1725-1762 гг. - время постоянных дворцовых переворотов, интриг, борьбы за власть, попыток, удачных и неудачных, захватить российский трон. Гвардейские полки, поддерживающие сторону той или иной придворной группировки, были способны в одну ночь решить судьбу Российской империи на годы и десятилетия вперед.
Причины дворцовых переворотов (Слайд 5)
1) Указ Петра I 1722 г. о престолонаследии
2) Усиление роли гвардии в государственных делах
3) Появление дворянских группировок, борющихся за власть
Хочется начать знакомство с дворцовыми переворотами стихами(Слайд 6)
«Тут кротко или строго
Царило много лиц.
Царей не очень много
А более цариц ».
А. К.Толстой
III. Приступаем к работе над таблицей
Запись в тетрадях темы и, приступить к делению тетради на 2 части (показать на доске)
Годы, правитель
реформы
Сделать вывод: что принесли эти перевороты дворянскому сословию? (возможны выводы в ходе объяснения материала)
Слайд 7
Годы, правитель
реформы
1725-1727 – Екатерина I
· Облегчена служба дворян, в 1726 году дано право строить мануфактуры, торговли во всех городах и на ярмарках.
Марта Скавронская, в 1702 (в возрасте 18 лет) году по взятии Мариенбурга досталась пленницей фельдмаршалу Шереметьеву и провела в его доме 2 года, а в1707 году стала женой Петра, в 1712 году законной женой, а в 1724 коронована империатрицей. 28 января 1725 года гвардией возведена на престол.
Фактическую власть в царствовании Екатерины сосредоточил князь и фельдмаршал Меншиков, а также Верховный Тайный Совет. Безграмотная Екатерина же была полностью удовлетворена ролью первой хозяйки Царского села, полагаясь в вопросах управления государством на своих советников. Её интересовали лишь дела флота — любовь Петра к морю коснулась и её.
Cоздан Верховный тайный Совет, который отказался от некоторых преобразований Петра I, признанные дорогостоящими для казны.
Облегчена служба дворян, в 1726 году дано право строить мануфактуры, торговли во всех городах и на ярмарках.
Слайд 8
Годы, правитель
реформы
1927-1730 – Пётр II Алексеевич, внук Петра I
Петру всего 12 лет и Александр Меншиков (будучи опекуном императора), желая свою фамилию поставить в ряд династии Романовых, решает женить его своей дочери Марии, сам был возведён в высшую военную должность – генералиссимуса, однако 7-8 сентября 1727 года князья Долгорукие совершают переворот – Меншиков арестован и сослан в Березов, В 1727 году под влиянием Долгоруких двор переводится в Москву. Объявил себя противником реформ Петра I. 25 февраля 1728 года совершилась коронация Петра было объявлено о помолвке с Сестрой Ивана Долгорукого Екатериной, однако в начале января 1730 года накануне свадьбы император простудился, заболел оспой и 19 января умер. После смерти Долгорукие попытались отстоять право на престол Екатерины, но Верховный Совет был против.
Годы, правитель
реформы
1730-1740 – Анна Ивановна, дочь Ивана (V) Алексеевича
Дочь брата Петра I – Ивана Алексеевича и Прасковьи Федоровны Салтыковой, в 1710 году выдана замуж за герцога Курляндского – Фридриха Вильгельма. верховников вполне устраивала Анна Ивановна, т.к. не была связана с армией, ни с группировками при петербургском дворе. Её пригласили на престол, но при соблюдении условий (кондиций):
Не выходить замуж
Не назначать наследника престола без согласия восьми членов Тайного совета
Не объявлять войну
Не заключать мир
Не командовать гвардией и армией
Не вводить новые налоги
Не лишать без суда дворян жизни, частной собственности и званий
Распределением доходов казны и назначение приемника государю находится в руках верховного совета.
15 февраля 1730 года торжественное вступление Анны Ивановны в Москву, а 25 она разорвала кондиции, объявив себя самодержицей, верховный тайный совет был упразднён, «верховников» отправили в Сибирь, но при этом часть подвергли смертной казни.
В 1732 году столица из Москвы переехала в Петербург.
В 1736 году срок военной службы дворян снижен до 25 лет (поскольку многие дворяне начинали свою службу с 10-летнего возраста), а в 1740 году принят указ, разрешающий увольнять в отставку только тех офицеров, которые находились на службе 25 лет.
Приемником она назвала, только что родившегося внука сестры Екатерины Ивановны (герцогиней Мекленбургской) – Ивана (VI) Антоновича, при нём регентом – Э. Бирон.
Годы, правитель
реформы
1740-1741 – Иван (VI) Антонович
Иван Антонович, сын Анны Леопольдовны, (дочери герцога Мекленбург-Шверинского – Карла Леопольда и Екатерины Ивановны (с 1722, живущей в России) и принцаАнтона-Ульриха Брауншвейга-Беверн-Люненбургского. Бирон отстраняет от власти родителей, но 8 ноября 1740 года Бирон арестован, Миниху для этого понадобилось всего 80 гвардейцев и в результате регентшей при маленьком Иване Антоновиче стала его мать – Анна Леопольдовна. Арестованы и отправлены в крепость Раненбург
Годы, правитель
реформы
1741-1761 – Елизавета Петровна
· В 1754 году основан Заёмный Дворянский банк · С 1760 года помещики получили право ссылать крестьян без суда в Сибирь · В 1755 году основан Московский государственный университет · 1757 открыта Академия художеств.
Миних не смог удержать власть и после очередного переворота, поддерживаемой гвардией к власти пришла Елизавета Петровна.
Миних и Остерман отправлены в ссылку, а Брауншвейгское семейство арестовано.
Восстановлена роль Сената. Придя к власти с помощью гвардии, Елизавета не только раздаёт награды непосредственным участникам переворота, но и предоставляет новые привилегии дворянству в целом.
Годы, правитель
реформы
1761-1762 – Пётр III Фёдорович
· ликвидировать Тайную канцелярию · издать указ о конфискации (секуляризации) церковных земель · подписать манифест о вольности дворянства, освобождающих их от обязательной службы (18 февраля 1762 года)
Пётр III – герцог голштинский, внук шведского короля Карла XII по отцовской линии и внук Петра I. На престоле был 186 дней, т.е. 6 месяцев и 2 дня, но за это время успел:
ликвидировать Тайную канцелярию
издать указ о конфискации (секуляризации) церковных земель
подписать манифест о вольности дворянства, освобождающих их от обязательной службы (18 февраля 1762 года)
28 июня 1762 года совершён дворцовый переворот, во главе – жена Петра III, Екатерина II, а 5 июля муж был убит графом А. Орловым в Ропшинском замке.
22 сентября 1762 года была коронована и одна из первых задач, которая стояла перед Екатериной – устранение возможных соперников. 34 года правления – говорит о стабильности империатрицы, пришедшей к власти. Мы завершили таблицу.
Слайд 15. В чём же сущность дворцовых переворотов?
1 обстоятельство – реакция на бурное правление Петра I, его грандиозные преобразования в различных сферах жизни государства.
2 обстоятельство – сформировано новое дворянство, которое осознало свои значения и возможности, добились своих привилегий.
Итак, если мы не можем сразу ответить на вопрос, который был задан в начале урока, у вас есть возможность доработать его дома, параграф 22 , закрепление работы в классе параграф 20-21
А для того чтобы закрепить изученный материал. Ответим на такие вопросы.
Слайд 16.
Сколько лет престол сотрясали перевороты? а) 25 лет Б) 35 лет В) 37лет
Кто из императоров смог дольше удержаться на троне во время дворцовых переворотов? а) Анна Ивановна б)Анна Леопольдовна в) Елизавета Петровна
Слайд 18.;
б) Об этом молодом человеке говорили, что он добр и любит справедливость:
на престол вступил по завещанию, коронация произошла установленным порядком;
при этом правителе произошло персональное изменение в высших кругах власти;
правил совсем недолго, скончавшись накануне своей свадьбы.
Ответ: Пётр II Алексеевич, внук Петра I
Слайд 21
б) Что представляла секуляризация во второй половине XVIII века?
Изъятие церковных земель и передача их в управление государством;
Наделение землями высших церковных иерархов;
Конфискация имущества у представителей родовой аристократии.
Слайд 22
в) Что такое «кондиции 1730 года»?
Правила проведения военных смотров;
Условия, ограничивающие самодержавную власть;
Принципы руководства учебными заведениями.
Слайд 23. Расставьте в последовательности воцарение на престол.
Ответы: 1 – Пётр II, 2 – Иван VI, 3 – Пётр III
Домашнее задание:
на слайде 24.
ещё раз напоминание вторую половину таблицы завершить по § 22, повторить § 20-21;
ответить на вопрос, который был задан в начале урок: что принесли эти перевороты дворянскому сословию?