Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка урока истории «Россия в первой половине XIX века»»
МИНИСТЕРСТВО ПРОСВЕЩЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Министерство образования Саратовской области
филиал МОУ "СОШ села Куриловка Новоузенского района Саратовской области" в с. Бессоновка
(план-конспект урока истории в 9 классе)
Автор:
Смолина Ольга Александровна,
учитель истории и обществознания
Тема урока: «Россия в первой половине XIX века».
Цель урока: формирование представлений об основных итогах развития России в первой половине XIX века.
Задачи:
Обучающие: повторить основные даты, термины и понятия; повторить основные факты истории России первой половины XIX века; вспомнить выдающихся людей этого времени.
Развивающие: формировать способность аргументировать свою точку зрения; сравнивать; делать выводы; формировать умения работать с учебным материалом.
Воспитательные: воспитывать способности самостоятельно добывать знания; ответственность при работе с компьютером и учебником.
Характеристика основных видов деятельности ученика (на уровне учебных действий):систематизировать и обобщать исторический материал по изученному периоду; характеризовать общие черты и особенности развития России и государств Западной Европы в первой половине XIX в.; высказывать суждения о значении наследия первой половины XIX в. для современного общества; выполнять тестовые контрольные задания по истории России первой половины XIX в. по образцу ГИА (в упрощённом варианте).
Планируемые результаты:
Предметные: формирование умений применять исторические знания, понятийный аппарат и приёмы исторического анализа для раскрытия сущности и значения событий и явлений прошлого и современности, осмысления жизни в современном поликультурном и многоконфессиональном мире;развитие умения анализировать, сопоставлять и оценивать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого, раскрывая её познавательную ценность.
Метапредметные УУД: способность сознательно организовывать и регулировать свою учебную деятельность, осуществлять контроль по результату и способу действия на уровне произвольного внимания, вносить необходимые коррективы в исполнение и способ действия (как в конце действия, так и по ходу его реализации);
Личностные УУД: воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, историческое прошлое многонационального народа России;осознание учащимися своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, края в контексте общемирового культурного наследия.
Оборудование: раздаточный материал.
Ожидаемые результаты:
В результате изучения темы учащиеся смогут давать определение понятий самодержавие, культура, быт, православие; назвать не менее 3 изменений в дворянском быту; формировать умения работать с историческими источниками, документами; решить проблемные вопросы урока и дать оценку нововведениям в общественно-культурной жизни; развивать умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной формах.
Тип урока: урок развивающего контроля.
Формы работы учащихся: работа с исторической картой, документами, иллюстративным материалом; работа в парах и группе
этап мотивации (самоопределения) к учебной деятельности;
актуализация и фиксирование индивидуального затруднения пробного действия
этап локализации индивидуальных затруднений;
этап построения проекта коррекции выявленных затруднений;
этап реализации построенного проекта;
первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону;
этап решения заданий творческого уровня;
этап рефлексии учебной деятельности на уроке
Ход урока:
Технологическая карта урока
№
Этап урока
Действия учителя
Действия ученика
Формируемые УУД
1.
Этап мотивации к учебной деятельности
Приветствует учащихся.
-Добрый день! Я рада приветствовать вас на уроке.
Скажите, пожалуйста, с каким настроением вы пришли на урок? Что вы желаете от него получить? Я надеюсь, что вы не разочаруетесь.
В мире существуют десятки наук. Каждая из них по-своему интересна и неповторима. Но одной из самых увлекательных, на мой взгляд, является история. Она помогает человеку окунуться в далекое прошлое, воссоздать события тысячелетней давности, ощутить себя частичкой огромного мира. Я надеюсь, что и вам нравится соприкосновение с миром истории.
Задает вопросы:
-Историю какого периода мы изучали на протяжении последних уроков?
-Чем характерен этот период?
-Какие крупные исторические события произошли в указанное время?
-Как они повлияли на развитие России?
-Какие императоры правили в 1 половине 19 века?
Задает загадки:
-О ком говорили поэты?
1.Отцеубийца!- тяжким грузом Носил до смерти он клеймо. Но он с Кутузовым французам Устроил ад в Бородино!
2.Правленье начал с подавленья Восстанья декабристов он. Создал он Третье Отделенье - Жандармов верный легион!
-О каких исторических деятелях идет речь в загадках?
-Как они связаны между собой? Какой след они оставили в истории страны?
-Деятельность какого императора можно назвать реформаторской в начале его воцарения?
Показывают готовность к уроку и усвоению учебного материала.
Отвечают на вопросы
Л – формирование стартовой мотивации
М – умение выражать свои мысли
2.
Этап актуализации и пробного учебного действия.
Выясняет степень усвоения материала прошлого урока.
-Назовите наиболее значимые для России события первой половины 19 века.
-Где они проходили?
-Покажите на карте эти места.
-Как данные события изменили внешнеполитическое положение России?
Вступают в диалог с учителем, показывают степень усвоения материала.
П - находить на карте объекты и устно комментировать события
3.
Этап локализации индивидуальных затруднений.
Подводит учащихся к значимости происходящих событий.
-Какие положительные мероприятия были проведены императорами в указанном периоде?
-Чему они способствовали?
Выстраивают собственные точки зрения, пробуют дискуссировать.
П - формирование представления о событиях
4.
Этап построения проекта коррекции выявленных затруднений.
Организует с помощью вопросов процесс постановки целей учебной деятельности
и на этой основе – выбора способа их реализации:
-Какие войны пришлось вести России в первой половине 19 века?
-С кем?
-Каков их итог?
-С именами каких военачальников они связаны?
Проблемная ситуация
-Отечественная война 1812 г –
-русско-иранская война 1826-1828 гг -
-русско-турецкая война 1828-1829 гг –
-Крымская война 1853-1856 гг-
Кавказская война 1817-1864 гг-
Строят цепочку получения необходимых знаний:
Когда? Кто они? Зачем? Ход действий.
М – полно и точно выражать свои мысли.
5.
Этап реализации
построенного проекта.
Обращается к работе с картой.
-Покажите на карте места сражений Отечественной войны 1812 г.
-Город, который почти год оборонялся в годы Крымской войны.
-Место последнего парусного сражения в истории российского флота.
-Какой вывод можно сделать на основании этих событий о людях России?
-Почему они так мужественно сражались?
-Какое из перечисленных событий, на ваш взгляд, принесло наибольший урон стране? Обоснуйте свою точку зрения.
Находят объекты на карте.
П - находить на карте объекты и устно комментировать события