Просмотр содержимого документа
«Методическая разработка конспекта урока по истории. Тема: Смутное время (7 класс)»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 5» ГОРОДА СМОЛЕНСКА
Методическая разработка конспекта урока по истории.
Тема : Смутное время
(7 класс)
Разработку составила:
учитель истории
Юркова Ольга Васильевна
Смоленск, 2021
Цели урока:
Обучающая. Обобщить и систематизировать представления у учащихся о причинах, основных событиях, итогах и значении Смутного времени в истории России.
Развивающая. Развитие у учащихся коммуникативных и мировоззренческих компетенций. Закрепить умение работы в малых группах. Реализовать принцип индивидуального подхода в обучении.
Воспитывающая: создание понятия о роли русского народа в борьбе за освобождение Отчизны от иноземных захватчиков.
Задачи урока:
Дать краткий анализ экономического и политического развития Русского государства в конце XV – начале XVI веков.
Систематизировать причины Смутного времени.
Охарактеризовать основные этапы Смутного времени на примере первого и второго народного ополчения.
Дать характеристику исторических личностей на примере К.Минина и Д.Пожарского.
Подвести итоги и сделать вывод о значении Смутного времени для дальнейшего развития Русского государства.
Реализовать потребность в самовыражении и развитии ребенка.
Развить креативность личности ученика.
Научить планировать, ценить и критически оценивать свой труд учеником.
Закрепить навыки мыслительных операций.
Отработать навыки оформления различных творческих работ.
Основные понятия урока
Голод
Смутное время
Народное ополчение
Оборудование
Интерактивная доска (презентация).
Раздаточный материал с текстом.
Раздаточный материал с таблицей и кластером для заполнения.
Пояснительная записка.
Урок по теме «Смутное время» является итоговым уроком повторения, когда учащиеся еще раз обобщают и систематизиируют свои знания об основных понятиях, датах, деятельности исторических лиц по периоду Смутного времени, полученные на предыдущих уроках
Ход урока.
Вступительное слово учителя о теме урока, формах проведения занятия. В системе ФГОС учитель направляет учащихся на формирование самостоятельного определения целей и задач урока.
Проверка пройденного материала. Используя интерактивные материалы
( см. приложение № 1 слайд № 3) - ответить на вопросы, заполняя предложенную таблицу.
1 вариант – определить политические причины Смутного времени;
2 вариант – определить экономические причины Смутного времени.
Работа в группах.
Время работы в группах 5-7 минут, затем идет представление выполненного задания. По ответам учащиеся остальные ребята заполняют предложенный раздаточный материал.
Учащимся предлагается найти по тексту учебника самые основные факты, характеризующие и определяющие основные даты и события Смутного времени.
Учащиеся опираясь на карту, представленную на доске, еще раз освещают путь участников второго ополчения под предводительством К. Минина и Дмитрия Пожарского.
Учащиеся выбирают из текста проблемы, с которыми были связанны трудности в национально-освободительном движении периода Смутного времени.
Учащиеся должны сделать выводы об итогах и значении Смутного времени для развития Русского государства .( Как вариант, при наличии времени,можно предложить составить прогноз развития дальнейшей ситуации в стране.
Ответы учащихся:
1. 1604-1605 гг. - Вторжение Лжедмитрия 1 и его поход на Москву (13 апреля 1605г. - смерть Б.Годунова) 2. 22 июля 1605 - 17 мая 1606 гг. - Царствование Лжедмитрия 1 3. 19 мая 1606 - 17июля 1610 гг. - Царствование Василия 4 Ивановича Шуйского 4. 1606-1607 гг. - Крестьянская война под предводительством Болотникова 5. Лето 1607г. - Вторжение Лжедмитрия 2 в Россию 6. Сентябрь 1609г. - Начало польской интервенции 7. 17 июля 1610г. - Свержение В.И.Шуйского 8. Июль 1610 - октябрь 1612 гг. - Пребывание у власти в Москве боярского правительства ("Семибоярщина") 9. 1610г. - Приглашение боярами польского королевича Владислава на русский трон, с последующим введением в Кремль польского гарнизона. 10. 1611г. - Формирование Первого ополчения, его распад после убийства П.Ляпунова, и восстание в Москве против поляков 11. Сентябрь-октябрь 1611г. - Формирование Второго ополчения князем Д.М.Пожарским и К.Мининым в Нижнем Новгороде 12. Февраль-март 1612г. - начало похода Второго ополчения 13. Август-октябрь 1612г. - осада Вторым ополчением Москвы, разгром польского войска под предводительством гетмана Ходкевича,присоединение остатков 1-го ополчения ко второму 14. 26 октября 1612г. - капитуляция польского гарнизона в Кремле
Приложение № 1.
Политические причины
Экономические причины
Поражение в Ливонской войне 1576-1579 годов.
Хозяйственное разорение страны в результате Ливонской войны и опричнины.
Государство фактически не имело своего флота, страна была полностью сухопутной.
В ходе массовых репрессий лучшие мужи полегли на плахе.
Голод 1601-1603 гг. (только в Москве от голода погибло 127 тыс. чел.)
Династический кризис в связи с пресечением династии Рюриковичей.
Избрание Земским собором 1598 г. царем Бориса Годунова.
Ухудшение положения крестьян: увеличение повинностей, отмена «заповедных лет» и введение «урочных лет»