kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Ликвидация ханской власти в Среднем жузе

Нажмите, чтобы узнать подробности

-формировать представление о событиях, предшествовавших отмене ханской власти в Казахстане, рассказывая об особенностях «Устава…», показать каковы последствия проведения этих реформ в жизни казахского общества;

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Ликвидация ханской власти в Среднем жузе»



Школа-лицей №266











Творческий урок на тему: «Ликвидация ханской власти в Среднем жузе».







Учитель истории: Аяпов Д.К

































2018 год


8 класс История Казахстана

Тема: Ликвидация ханской власти в Среднем жузе

Цели урока: изучение нового материала и закрепление полученных знаний.

Образовательная

-формировать представление о событиях, предшествовавших отмене ханской власти в Казахстане, рассказывая об особенностях «Устава…», показать каковы последствия проведения этих реформ в жизни казахского общества;

Развивающая

-при работе с источниками развивать логическое мышление, память, умение сравнивать и делать выводы, способствовать расширению кругозора учащихся;

Воспитательная

-воспитание ответственного, уважительного отношения к истории прошлого, упорство, терпение.

Тип урока: урок изучения нового материала, исследовательская работа

Формы обучения: групповая

Ход урока:

  1. Организационный. Постановка цели. Знакомство с темой и целями урока.

  2. Опрос домашнего задания

  1. Проверка таблицы

  2. Словар­ная работа: государство, принцип «разделяй и властвуй», автономия, налог, подать со скота, аренда, частная соб­ственность, общинное землевладение, ярмарка, пошлина, светская школа.

  1. Изучение новой темы

Рассказ учителя о начале ликвидации ханской власти, дает краткую библиографическую справку. Затем дает задание на самостоятельное ознакомление учащихся с пунктом о ликвидации ханской власти в Среднем, Младшем жузе.

Административно-территориальное деление Среднего жуза Устав об Оренбургских киргизах

Строительство Акмолинского укрепления

Глоссарий

Реформы 20-х годов XIX века в Казахстане стали решительным шагом царского правительства в направлении дальнейшего изменения политического статуса и структуры управления казахских земель, оказавших влияние и на дальнейшее  экономическое развитие Среднего и Младшего жузов. С социально-политическими изменениями конца XVIII и начала XIX веков,  участием казахов в крестьянской войне Е. Пугачева и восстанием под руководством С. Датулы, показавшими слабость и бессилие ханской власти были связаны предпосылки проведенных царским правительством реформ. Проводимые реформы преследовали следующие цели:

1.    Ликвидация ханской власти в Казахстане.

2.    Ликвидация традиционной политической системы в Казахстане.

3.    Изменение структуры административного, территориального, судебного управления Казахстаном.

Первым шагом к проведению реформ стал «Устав о Сибирских киргизах», принятый в 1822 году.  Царское правительство начало реформу по ликвидации ханской власти со Среднего жуза. После смерти Абылая в 1781 году ханом Среднего жуза был избран его сын – УалиНедовольство в народе вызвала жестокость хана Уали. В 1815 году царское правительство для усиления политического дробления Среднего жуза назначило второго хана сына Барака султана - БокеяВ 1817 году после смерти Бокея и в 1819 году - Уали хана новых ханов в Среднем жузе больше не назначали. «Устав о сибирских киргизах» от 1822 года – проект реформы управления Средним жузом был разработан под руководством генерал-губернатора Западной Сибири М .М. Сперанского. Активное участие в этой работе принял декабрист Г. С. Батеньков. В результате реформ 1822 года изменилось административно-территориальное деление Среднего жуза. В состав Западносибирского генерал-губернаторства с центром в Тобольске вошла территория Среднего жуза.  . С 1839 года центром Западносибирского генерал-губернаторства стал город Омск. «Область сибирских киргизов» составляли территории казахов Среднего жуза, которые  относились к Омской области. На административные единицы: аулы – волости – округи была разделена территория Среднего жуза.  Административный аул состоял из 50-70 кибиток; волость - из 10-12 аулов; округ из 15-20 волостей. На  внешние и внутренние округа  была поделена территория Среднего жуза. Земли, находящиеся за Иртышом, вошли во внешние округа. Было создано семь внутренних округов: Каркаралинский, Кокчетавский (1824), Баянаульский (1826), Аягузский (1831), Акмолинский (1832), Уш-булакский (1833), Аман-Карагайский (1834), а также в 40-50-е годы XIX века созданы еще три округа: Кокпектинский, Кушмурунский, Алатауский.

Соответственно менялось и административное управление: округа подчинялись Омскому областному правлению, а руководство ими возлагалось на окружные приказы.

Ага-султаныизбираемые только султанами на 3 года управляли округами.  Ага-султану присваивали чин майора российской службы, а через 9 лет службы (что составляло 3 срока) он мог претендовать на дворянское званиеВведение коллегиального порядка рассмотрения вопросов, на деле, ограничивало роль ага-султана, что позволяло контролировать все его действия. Султаны управляли волостями. Власть переходила по наследству, срок правления не ограничивался.  Если султан не имел наследника, то волостным правителем становился его брат или родственник, обязательно утвержденный областным правлением. Волостным султанам присваивали 12-класс. Те султаны, которые не были избраны на должности, сохраняли свое наследственное звание султана, но не имели права вмешиваться в управление.

Аульные старшиныизбиравшиеся из народа каждые 3 года, утверждались окружным приказом и управляли аулами. В правах, они  также как и бии, приравнивались к сельским «головам» России и  подчинялись волостным управителям.

На три категории делились судебные дела: жалобы на управление, иски, уголовные дела. Они рассматривались в окружных приказах на основании законов Российской империи. Бием, при участии российского чиновника, проводилось предварительное следствие. Дела пересматривались на основании местных старых законов, применяемых судами биев по требованию неудовлетворенной стороны. Право пересмотра решений биев имел только окружной приказ.

 «Устав о сибирских киргизах», принятый в 1822 году, способствовал расширению торговли между Россией и Казахстаном. У казахского населения открывались широкие возможности в области сбыта ремесленных изделий и скота на российский рынок. Определенные права предоставлялись и российским торговцам. В казахской степи запрещалась продажа вина и поощрялась караванная торговля, которая не облагалась пошлиной. Теперь султан мог отправлять  торговые караваны за границу. В 1838 году упразднили Омскую область. Казахские земли Среднего жуза передали в подчинение Тобольской и Томской губерниям. К Тобольской губернии отошли Омск и Петропавловск, а к Томской губернии - Семипалатинск и Усть-Каменогорск. Создается отдельное Пограничное управление для внешних земель в Омске. Пограничный начальник, которого назначали специальными указами, получал неограниченные полномочия и имел чин генерал-майора. Aгa-султаны округов утверждались только с его одобрения. Пограничный начальник обладал следующими полномочиями: утверждал казахских заседателей окружного приказа и волостных управителей; вел переговоры по пограничным делам с соседними странами через пограничное управление, куда входили председатель, советники, один казахский представитель и чиновники администрации. Такие изменения способствовали дальнейшему снижению политического статуса казахских земель и усилению колониальной политики царской России на территории Казахстана.

Положение в Младшем жузе менялось в соответствии с «Уставом об Оренбургских киргизах», принятом в 1824 году. Претворение в жизнь административно-политических реформ в казахской степи натолкнулось на сопротивление кочевого населения, так как реформы ограничивали привилегии султанов, стремившихся сохранить старую систему управления, а трудящиеся боялись нового угнетения. Оппозицию в степи долгое время возглавлял султан Каратай. В 1816-1821 годах большинство казахского населения Младшего жуза кочевавшего в нижнем течении Сырдарьи, признавали хана Арынгазы Абылгазыулы. Арынгазы, пытаясь сохранить свое небольшое ханство, сопротивляется хивинскому ханству и добивается признания Россией своего ханства. Но петербургские власти не признавали его ханом, опасаясь усиления его власти. В 1821 году царские власти вызвали Арынгазы в Петербург, по пути в столицу Российской империи он был пленен и сослан в Калугу, где в 1833 году умер. Последний хан Младшего жуза Шергазы был вызван в Оренбург в 1824 году,  и назначен на новую должность в царской администрации и одновременно лишен полномочий хана. Автором реформы нового управления Младшим жузом стал Оренбургский генерал-губернатор П.К.Эссен. В 1824 году реформа была принята Азиатским комитетом. По реформе 1824 года в Казахстане, территория Младшего жуза вошла в состав Оренбургского генерал-губернаторства, с центром в Оренбурге. Младший жуз  был разделен на три части – Восточную, Среднюю, Западнуюво главе с султанами-правителями, которые фактически являлись чиновниками Оренбургской пограничной комиссии. Казахское население условно делилось на – близлинейных и степныхС 1831 года вблизи линий создаются административные единицы, получившие название –  дистанцииДистанции разделены на старшинства (аулы). К середине XIX века на территории Младшего жуза было открыто 54 дистанции, во главе каждой стояли дистанционные начальники. Начиная от султана-правителя до аульного старшины, все должностные лица, назначались Оренбургским генерал-губернатором. Выборная система отсутствовала.

Итогом реформ стало: изменение политического статуса казахских земель, через введение системы централизованного управления в Казахстане по типу системы управления действовавшей в Российской империи; ликвидация политической самостоятельности казахского народа на большей территории Казахстана; создание благоприятных условий для хозяйственного освоения казахского края Российской империей; нарушение традиционной хозяйственной и родоплеменной основы казахского общества; открытие путей для расширения колониальной политики царской России на территории Казахстана. Принятие этих уставов имело негативные последствия:  казахи, проживавшие на территории Младшего и Среднего жузов, окончательно утратили свою государственность. Новые правила ограничили свободу кочевий, способствовали смешению казахских родов. Кочевое и полукочевое скотоводство стало приходить в упадок. На территории Казахстана вводилась система государственного управления, повторявшая систему государственного управления Российской империи, ломалась традиционная система управления казахского народа. Казахстан становился колонией царской России и ее сырьевой базой.

Строительство Акмолинского укрепления. Урочище Акмола было выбрано для строительства нового укрепления. Место было выбрано неслучайно: удобное месторасположение крепости в центре Среднего жуза, торговые пути, плодородные пастбища и луга. На правом берегу Есиля в 1830 году началось строительство центра будущего окружного приказа. Открыт Акмолинский окружной приказ был 9 января 1832 года, по указу российского императора Николай I. Старшим султаном был избран влиятельный султан региона Конуркульджа Кудаймендыулы. В Акмолинском укреплении  в 1838 году была построена деревянная мечеть, при которой действовала казахская школа. С Горькой линии в 1845 году в Акмолинское укрепление было переселено около 100 семей казаков, образовавших Акмолинскую казачью станицу. В Акмолинском укреплении действовало почтовое отделение. Акмолинское укрепление служило местом обменной торговли скотоводческой продукции на российские фабрично-заводские товары. Через укрепление проходили караваны, шедшие их Петропавловска в Среднюю Азию. В Акмолинск  привозили товары из Москвы, Петербурга, Нижнего Новгорода, Ирбита, Царицына и среднеазиатских городов. В 1852 году в Акмолинской станице стали функционировать две ярмарки: Константиновская и Дмитриевскаягде  торговали российскими и среднеазиатскими товарами. Местный скот скупался в большом количестве. 26 сентября 1862 года Акмола была объявлена окружным городом. В 1868 году город стал центром Акмолинского уезда и одноименной области. Но областное управление и все главные учреждения остались в Омске. Городская дума с ее исполнительным органом – городской управой появилась в Акмоле  в 1870 году. В 1875 году в городе было открыто полицейское управление,а через год – интернат для казахских мальчиков. Для казахского населения в 1880 году была открыта ссудная касса. В 1893 году в Акмоле  были разбиты городской и солдатский сады. В Акмоле в начале XX века действовали аптека, две церкви, мечеть, городское трехклассное училище, две начальные школы, женская прогимназия и низшая сельскохозяйственная школа с опытным полем и садом в пригороде. Получила развитие и  промышленность: были открыты мыловаренный, кожевенный, маслобойный, пиво и медоваренный,  пряничный заводы, функционировали кузницы и мельницы. Увеличивалась численность городского населения. В 1890 году в Акмолинске проживало 5640 человек, а в 1914 году численность жителей составила  уже около 16,5 тысяч. В конце XIX – начале XX веков Акмолинск стал одним  из крупных социально-экономических, политических и культурных центров Казахстана.

Таким образом, продолжался процесс колонизации территории Казахстана. Расширялась линия военных укреплений. Но эти процессы имели и некоторые положительные моменты: шел процесс расширения и развития торговли, развивались системы здравоохранения и образования в Казахстане.











 Глоссарий

Ага-султаны – правители округов.

Аульные старшины – управляли аулами, избирались из народа каждые 3 года, и утверждались окружным приказом.

Дистанции – административные единицы.

Старшинства – аулы.

Броневский Семен Богданович (1786-1858) – начальник Отдельного Си­бирского корпуса (1823-1826). Автор работы «Записки о киргиз-кайсаках Сред­ней Орды».

Шубин Федор Кузьмич (1783 - г. см. неизв.) – один из основателей Акмо­линского военного укрепления. Участник Отечественной войны 1812 года. С 1816 года – комендант Бийской, Пресногорьковкой и Петропавловской крепостей.

  1. Рефлексия:

  • Групповая работа

1 группа:

Ликвидация ханской власти в Среднем жузе по плану:

  • Название проекта;

  • Год издания;

  • Авторы;

  • Особенности новой системы правления;

  • Порядок выборов;

  • Нововведение.

2 группа:

Ликвидация ханской власти в Младшем жузе (по тому же плану).

Составить глоссарий.

V. Домашнее задание: изучение параграфа, поиск дополнительной информации.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Ликвидация ханской власти в Среднем жузе

Автор: Аяпов Дархан Кадиржанович

Дата: 09.04.2018

Номер свидетельства: 465613

Похожие файлы

object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "Ликвидация ханской власти в Казахстане.Введение новой системы административного управления"
    ["seo_title"] => string(80) "likvidatsiia_khanskoi_vlasti_v_kazakhstanie_vviedieniie_novoi_sistiemy_administr"
    ["file_id"] => string(6) "355413"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1478287257"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(86) "Тема: Временное положение по упровлению 1867-68гг "
    ["seo_title"] => string(59) "tiema-vriemiennoie-polozhieniie-po-uprovlieniiu-1867-68ghgh"
    ["file_id"] => string(6) "125637"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415024429"
  }
}
object(ArrayObject)#861 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(95) "Тестовые задания по истории Казахстана для 8 класса "
    ["seo_title"] => string(56) "tiestovyie-zadaniia-po-istorii-kazakhstana-dlia-8-klassa"
    ["file_id"] => string(6) "198757"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1428460181"
  }
}
object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Презентация на тему: "Социально-экономическое и политическое развитие Казахстана в первой половине XIX века""
    ["seo_title"] => string(122) "priezientatsiia-na-tiemu-sotsial-no-ekonomichieskoie-i-politichieskoie-razvitiie-kazakhstana-v-piervoi-polovinie-xix-vieka"
    ["file_id"] => string(6) "256060"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1448038441"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства