Просмотр содержимого документа
«Культура русских земель в XII – XIII веках»
Открытый урок истории в 6 классе по теме:
« Культура русских земель в XII – XIII веках» ( § 16, с.127-138).
Цели и задачи урока:
- формирование системы знаний о культуре русских земель 12-13 веков, обобщение и систематизация ранее полученного материала, закрепление основных ведущих идей темы;
- способствовать развитию умения воспроизводить полученную информацию, выделять главное, ориентироваться в основных событиях истории России; умения сравнивать, сопоставлять, выявлять причинно-следственные связи, использовать информацию в новых условия, анализировать и делать выводы;
- понимание культурного многообразия мира; уважение к культуре своего и других народов; толерантность как норма осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, ценностям, традициям, мировоззрению, культуре, языку, вере.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Количество обучающихся в классе: 4
Используемая методическая литература: учебник для общеобразовательных учреждений «История России с древнейших времен до конца XVI века». Под ред. А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной.
Оборудование: презентация, компьютер, исторические документы, раздаточный материал, карта: феодальная раздробленность.
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Садитесь. Я чувствую, что вы готовы меня слушать и слышать. Мне хочется вам пожелать, чтобы ваше творческое настроение не покидало вас в течение урока. Надеюсь, что мы с вами плодотворно поработаем.
проводится фронтальный опрос:
кто мне скажет какую тему мы изучили на прошлом уроке?
Назовите причины образования Литовского княжества? (Чтобы противостоять захватчикам-крестоносцам. Объединились и создали свое государство).
При каком князе, достигло расцвета Литовско-русское государство? Почему? (При Гедемине. С помощью захвата территории, династических браков, добровольно шли под власть князя).
( Сначала язычество, затем православие и католичество).
Какой язык был государственным в Литве в данный период?
(Русский).
Какое значение имело присоединение русских земель к Литовскому государству? Почему? ( В целом, положительное. Оно спасло русские земли от тяжелого монгольского ига.
Изучение нового материла.
План:
Особенности культуры XII - XIII вв.
Накопление научных знаний.
Литература. 4. Зодчество. 5. Живопись.
4.Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
-Звучит мелодия на её фоне показ презентации. (проблемный вопрос)- Ребята, просмотрите внимательно слайды, как вы думаете о чём пойдёт речь на уроке?
-Вы сможете сформулировать тему урока? (Культура Руси 12-13в.)
-Какое слово является основным в теме? Правильно, культура, а какие ассоциации у вас вызывает это слово? (прием "Кластер", модель «Планета и ее спутники» ) Можно ли из всех этих слов составить определение понятию «культура»? Нет. Создать определение понятия «культура» поможет вам игра «Словесная мозаика» (приложение 1) (карточки со словами: духовных, и, совокупность, благ, материальных, обществом, созданных, дети складывают следующее определение: - « Культура-совокупность материальных и духовных благ, созданных обществом»
Проблемное задание: Какое влияние, на ваш взгляд, оказала раздробленность на культурное развитие русских земель?
III.1. Особенности культуры XII-XIII веков.
Продолжаем изучение главы II: Политическая раздробленность на Руси. Эти же процессы проходили и в Западной Европе( распад империи Карла Великого, города – государства в Италии, Священная Римская империя и т.д.) Со своей культурой. Этой участи не избежала и Русь.
Вопрос: Как повлияла политическая раздробленность на русскую культуру?
Ответ: Раздробленность не привела к упадку культуры. Наоборот, получила новые источники для своего развития. Появились местные культурные центры. Вних складывались собственные традиции.
В XII-XIII вв. крупными культурными центрами были Великий Новгород, Псков, Владимир-на-Клязьме, Галич.
▪ Черты культуры Новгорода и Пскова – в соответствии духу вечевых порядков и высокой активности городского населения.
▪ Культура Владимиро-Суздальской Руси – торжественность и пышность. Они подчеркивали силу и значение владимирских князей.
III.2. Накопление научных знаний.
Работа с текстом учебника на с.128 ( Читать самостоятельно 3 мин.).
Ответить на вопросы:
1. Какими знаниями обладали русские люди в 12-13 веках? ( Знания о вселенной, сведения по географии, о ботанике, зоологии, медецине, всемирной истории, математике, астрономии, химии ).
2. Где использовались эти знания ? ( В земледелии, ремесле, архитектуре, живописи. По уровню знаний не уступали европейским ).
3.Как объясняли русичи явления природы? ( Было религиозное объяснение явлений природы. Частично научное ).
4.Как называли врачевателей на Руси? (Лечьцы, т.е. лекари ).
Грамота № 157.( отмечено археологами). «…Крестьяне Черенщане жалуются своему господину на ключника, который требует от них большей работы, чем приказывал господин…» Вопрос: Что можно сказать об уровне образованности на Руси? ( Даже крестьяне были грамотны ). Первая берестяная грамота была найдена археологами в 1951 году.
Детские рисунки на бересте( 700 лет назад, мальчик Онофим, нарисовал людей)
III.3. Литература.
В домонгольский период на Руси довольно широко были распространены книги. Установлено, что в XI - начале XIII веков в русских землях имелось в обращении, по меньшей мере, около 140 тыс. книг нескольких сот наименований. Если при этом учесть, что население Руси в то время не превышало 7 млн. человек, то этот показатель указывает на весьма высокий уровень грамотности среди русских людей в домонгольскую эпоху.- Как вы думаете, о чем любили читать русские люди в XI - начале XIII веков?
Летопись – запись событий по годам. Древнейшая известная нам русская летопись – «Повесть временных лет». Её составил монах Киево-Печерского монастыря Нестор в начале XII в. (1113 г.). Она описывает события от сотворения мира до конца XI в. Центральное место в ней занимает история Руси и её взаимоотношения с соседями. (прослушивание небольшого отрывка из летописи)
Житие-литературное описание людей, причисленных православной церковью к лику святых. Одно из первых житий было посвящено Борису и Глебу, а автором был Нестор.
-Другой, не менее известный, литератор Древней Руси - Иларион, первый Киевский митрополит. Он создал произведение в жанре слова - «Слово о Законе и Благодати». Все произведение проникнуто идеей величия Руси и ее особой роли в христианстве.
-Появляются произведения, в которых поднимаются вопросы связанные с княжеской властью. Среди них:
Слово – торжественное, поучающее обращение. Киевский митрополит Иларион в 1049 г. написал «Слово о Законе и Благодати», восхваляющее деятельность князей Владимира и Ярослава мудрого. -Владимир крестил Русь, построил первые церкви. Ярослав собирал книги, открывал школы и библиотеки, организовывал строительство церквей.
-Вопросы: Ребята в связи с этим. Какие нравственные качества людей особенно ценились в это время?
-Самые знаменитые произведения древнерусского фольклора - былины.
-Былины – героические песни, рассказывающие о подвигах воинов-богатырей. Каких воинов-богатырей вы знаете? (Любимыми былинными героями стали крестьянский сын, бесстрашный и могучий воин Илья Муромец, рассудительный и справедливый Добрыня Никитич, веселый и сметливый Алеша Попович, пахарь-земледелец Микула-Селянинович)
Выражением народного стремления к единению стали созданные в годы раздробленности сказания и былины.
«Слово о полку Игореве» ( Поход Новгород-Северского князя Игоря на половцев в 1185 г. Автор неизвестен ).
▪ Картина В. Васнецова. «После побоища Игоря Святославовича с половцами».
« Слово о погибели русской земли» написана во время нашествия монголо – татар во Владимиро-Суздальское княжество.
(звучит аудиозапись «Русские былины» на фоне слайда «богатыри»)
После прослушивания задаются вопросы:
Кто докучал жителям Руси набегами?
В чём состояла служба богатырей?
Как проводили богатыри свободное от ратных дел время?
Как относились царь и царица к богатырям?
Физминутка (видео песня «Кострома»)
-Ребята, Не так давно мы праздновали весенний праздник. Встречу Весны!
-Как он называется в народе? (Масленица)
- Этот праздник языческий или христианский? (Языческий)
III.4. Зодчество.
Наиболее зримо местные культурные традиции проявились в архитектуре.Ведущая роль принадлежала новгородско-псковским и владимиро-суздальским художественным школам. (показ и коментарии по презентации)
III.5. Живопись.
Влияние местных особенностей проявилось и в живописи.Она, как и прежде носила религиозный характер. ( работа по презентации-составление конспекта)
III.6. Влияние ордынского владычества на русскую культуру.
Взлет русской культуры был прерван нашествием Батыя, а затем и установившимся ордынским владычеством. Разрушены церкви, монастыри. Погибли иконы, церковная утварь. Лучшие мастера были истреблены или уведены в рабство. Многие ремесла забыты. Прекратилось каменное строительство. Погибло огромное количество книг, исчезли библиотеки и школы. Прекратилось летописание. Руками подневольных русских умельцев строились и украшались возникающие в Золотой Орде города( у кочевников не было собственных традиций градостроительства)
(самостоятельно выписать в тетрадь). Сверка на следующем уроке.
Вывод: Раздробленность Древнерусского государства не привела к упадку культуры. Более того, русская культура переживала подъем. Русский народ не утратил своего культурного единства. Появились местные культурные центры
( Новгород, Суздаль, Владимир и др.), в которых складывались собственные культурные традиции. В культуре ярче всего проявились идеи укрепления единства Русской земли.
Закрепление (тест):
Назовите древнейший псковский храм 12 века ?
«Поэма из камня» - так называют …
Автор «Повести временных лет».
В каком году ученными была найдена первая берестяная грамота?
К какой архитектурной школе относится Спасо-Преображенский собор Мирожского монастрыря?
В росписи какого собора можно насчитать около 500 резных каменных фигурок?
Из какого произведения эти строчки? (Отрывок из «Поучения детям» Владимира Мономаха ).
Какое животное чаще всего изображается на рельефах храмов 12 века?
Как называется произведение, в котором описан неудачный поход Игоря Святославовича против половцев?
Закончите определение: «Рисунок по сырой штукатурке называется …….».
Цитата Н. Кончаловской (детская писательница):
«СЛАВА НАШЕЙ СТОРОНЕ!
СЛАВА РУССКОЙ СТАРИНЕ!
А ПРЕДАНЬЯ СТАРИНЫ
ЗАБЫВАТЬ МЫ НЕ ДОЛЖНЫ».
Рефлексия.
Подведение итогов.
Вывод: Древнерусская культура имела сложное происхождение, отличалась разнообразием и самобытностью.
Домашнее задание: § 16. Ответить на вопросы и задания с.136
Выписать в тетрадь: Влияние ордынского владычества на русскую культуру. Проблемное задание: Какое влияние, на ваш взгляд, оказало ордынское владычество на культурное развитие русских земель? (подумать, записать в ответ в таблицу в раб.тетради) )
Задание повышенного уровня: Можно ли утверждать, что в мультфильмах и фильмах герои и их поступки изображены точно как в былинах? (предлагается просмотр отрывка из мультфильма "Алеша Попович и Тугарин Змей",- поединок. Затем прочитать отрывок из былины "Алеша Попович и Тугарин Змеевич" тоже рассматреть- поединок.
-Записать в тетрадь или составить устный ответ по вопросу:
-В чём сходство и различие былинного повествования в- мультфильме и в-литературном источнике т.е. книге.