Урок «Культура (изобразительное искусство) стран Запада в первой половине XX века»
Цель урока:
1. Раскрыть социальную суть и художественную ценность новых направлений в искусстве.
2. Развивать умение объяснять значение важнейших понятий; выделять главное, аналитически и критически оценивать информацию, аргументировать свою позицию.
3. Развивать интерес и уважение к истории и культуре народов; вызывать чувство восхищения произведениями искусства первой половины XX века.
4. Способствовать интеграции личности в мировую культуру.
5. Отстаивать право учащихся на свободный выбор мнения и убеждения с учетом разнообразия мировоззренческих подходов, ориентировать их на гуманистические и демократические ценности.
Оборудование урока:
1. Учебник О.С. Сороко-Цюпа. «Мир в XX веке» М. 2010 год.
2. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова «Толковый словарь русского языка» М. 2009 год.
3.Т.В. Коваль. «Всеобщая история XX век» М. 2008 год.
Тип урока: Комбинированный.
План урока:
1. Особенности развития искусства в начале XX века.
2. Новые художественные течения в искусстве.
Ход урока:
I. Опрос пройденного материала.
Учитель: Мы продолжаем тему « Культура стран Запада первой половины XX века. Вернемся к схеме « Индустриальное общество и мир человека Запада»
Изменения в мировоззрении, в образовании человека.
Утверждение индустриального
общества
Изменения в быту и образе Ниспровержение прежних жизни идеалов, новаторство в искусстве
Учитель: Стремление у новому, к переосмыслению прежних взглядов и достижений, к отказу от традиций пронизывать историю культуры первой половины 20 века.
Учитель: 1) На доске напишите основные открытия фундаментальных и отраслевых наук в начале 20 века.
2)Охарактеризуйте общественную мысль западных стран в начале 20 века. (устный ответ)
Задание учащимся. Пользуясь памяткой «Как рецензировать устный ответ», проанализировать выступление учащихся.
Была ли удачной вступительная фраза?
Был ли связующий элемент между вступлением и основной частью?
Если в ответе обобщение?
Не нарушена ли последовательность?
Достаточно ли количество приводимых примеров?
Был ли ответ развернутым, использовались ли сравнения?
Повторение материала с целью актуализации опорных знаний.
Используя текст, выпишите буквы важнейших изобретений начало 20 века.
а) получение электроэнергии с помощью динамической машины
б) пароход
в) самолет
г) дизельный локомотив
д) конверторный способ выплавки стали
е) получение алюминия и меди методом электролиза
ж) паровоз
з) промышленный крекинг нефти
и) автомобиль на двигателе внутреннего сгорания
к) телефон
л) радиосвязь
м) монограф
н) магнитизм
о) конвейер
п) реактивный двигатель
р) электросварка и газосварка
с) двигатель на жидком топливе
т) ЭВМ
Правильные ответы: а, в, г, д, е, з, и, к, л, м, о, р, с.
II. План изучения нового материала.
Учитель: Задача сегодняшнего урока- познакомиться с новыми течениями в искусстве, с выдающимися достижениями живописи в начале XX века.
1. С особенностями развития изобразительного искусства класс знакомит ученик ( выступление готовится заранее)
2. Работа со схемой « Изобразительное искусство первой половины XX века.
Реалистическое направление Модернизм
модерн авангард
фовизм (с 1905 года) кубизм( с 1904-1906)
А. Матисс, А. Дерен. П. Пикассо, Ж.
экспрессионизм футуризм
(с 1905 года) ( с 1910 года)
Э. Кирхнер, Э. Нольде. У. Боччони,
Д. Балла.
абстрактное
искусство сюрреализм
( с 1914 года) ( с 1924 года)
П. Мондриан А.Массон, С. Дали.
Учитель: Характерный для последней трети 19 века импрессионизм пережил в начале века глубокий кризис. На его смену пришел целый ряд новых художественных течений, представители которых в основном опирались на стиль модерн.
Французский художник Поль Сезанн положил начало постимпрессионизму (переосмыслил в изобразительном искусстве пространство и время). Постимпрессионизм открыл дорогу новым художественным течениям модернизма.
Авангардизм – движение в культуре начала 20 века, порывающее с существенными нормами и традициями, превращая новизну выразительных средств в самоцель.
Организация групповой работы со словарями, работа с учебником, работа с репродукциями картин.
1 группа.
Кубизм – модернистское течение в изобразительном искусстве в начале 20 века (конструирование объемной формы на плоскости, разложение форм на простые; дробление предмета и фигур на геометрические предметы)
- работа с репродукцией картины П.Пикассо «Портрет А. Воллара ».
на картине пересекаются различные плоскости и геометрические фигуры (окружности, треугольники, кубы)
таким образом художник пытался обнаружить некий энергетический центр объекта, его внутреннее содержание.
«Три танцовщицы»
Учитель: Если кубисты изображали мир с помощью геометрических форм, то другой французский художник А.Матисс, опираясь на стиль модерн, обращается к природе, человеку.
2 группа.
Фовизм ( от слова «дикие»)- течение живописи, выражающее стремление к эмоциональной силе художественного выражения. Эмоциональная, яркая живопись, чистые цвета, отказ от перспективы, светотени.
- работа с репродукцией картины А. Матисса « Танец»
яркая живопись
в картине выражена идеальная формула гармонии трех начал: неба, земли, людей; трех цветов: голубого, зеленого, фиолетового; трех состояний: статики, динамики и их соединения в стремительном танце.
Учитель: Среди новых течений в Германии особенно выделялся экспрессионизм.
3 группа:
Экспрессионизм - направление в искусстве начала 20 века, правозгласившее единственной реальностью субъективный духовный мир человека, а его выражение - главной целью искусства.
- работа с репродукцией Э. Нольде. « Море и облака»
отказ от светотени, перспективы.
передача пространства
проникновение во внутренний мир человека
выражение тревоги, дискомфорта с помощью цвета
4 группа.
Футуризм - направление искусства, стремившееся создать « искусство будущего» и разорвать связи с традиционным искусством.
- работа с репродукцией картин У. Боччони « Неповторимые формы пространственной непрерывности»; Л.Леже « Город»
стремление передать движение через изображение его отдельных этапов на одном полотне
прославление машины, индустрии города
5 группа.
Абстракционизм - направление в искусстве, отказывающееся от изображения реальных предметов и явлений в живописи, графике, скульптуре.
-работа с репродукцией картины П. Мондриана «Композиция с красным, голубым и желтым»
6 группа.
Сюрреализм - модернистское направление начало 20 века, провозгласившее источником искусства сферу подсознания (инстинкты, сновидение, галлюцинации).
- работа с репродукцией картин С.Дали «Постоянство памяти».
Учитель: Для общих обсуждений предлагаются вопросы:
1) О чем свидетельствует такое обилие направлений в живописи?
2) Какое из направлений (какой художник) произвел на вас самое большое впечатление? Объясните почему?
Учитель: Мир культуры развивался по своим внутренним законам , но при этом отражал все проблемы которые волновали и общество в целом , и каждого человека.
Заключение
Изучение темы « Изобразительное искусство в первой половине XX века» позволило учащимся проявить свои познавательные способности. Создание проблемной ситуации в ходе урока, определение целей урока самими учащимися, выделение ключевых предложений по тексту учебника, привлечение дополнительной литературы, организация групповой работы
с учащимися, индивидуальные сообщения – все это развивало интерес и способствовало активной мыслительной деятельности учащихся на уроке.
В процессе усвоения знаний происходило развитие личности по разным направлениям: речь, мышление, способы деятельности.