Урок знакомит обучающихся с основным законом нашего государства, что такое Конституция и какова ее роль в жизни общества. Здесь проводится работа по усвоению детьми основных понятий: Конституция, структура Конституции, право, закон, договор, юридическая ответственность, референдум. С обучающимися рассматриваются основные права и обязанности граждан России, зафиксированные в Конституции РФ. У ребят развиваются навыки работы с документами и практического применения их в жизни, формируются основы правовой культуры.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
уважения к закону, к социальным и правовым нормам.
Планируемы результаты:
Учащиеся научатся называть и характеризовать:
- причины принятия Конституции;
- основные разделы (структуру) Конституции;
- признаки Конституции;
- приобретут умения и навыки: формулировать цели и задачи, работы с
документом, анализа проблемы, проведения дискуссии, участвовать в
эвристической беседе, выполнять проблемные задания, применять навыки
работы в группе, навыки работы со схемами и мультимедийными
презентациями.
Формируемы УУД: Метапредметные:
познавательные:осуществляют планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – осваивают навыки целеполагания, планирования, прогнозирования, оценки; выбирают наиболее эффективные способы решения задач; применяют методы информационного поиска, извлекают информацию из прослушанного и прочитанного текста; контролируют и оценивают процесс и результат деятельности; развивают умения точно и грамотно выражать свои мысли, отстаивать свою точку зрения в процессе дискуссии; структурируют полученные знания; анализируют результаты исследований;
коммуникативные:договариваются о распределении функций и ролей участников в совместной деятельности, способов взаимодействия; инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации, умение строить монологическое высказывание, формулировать собственное мнение и позицию;
регулятивные: контролируют и оценивают достигнутые результаты своей и чужой деятельности, формулируют их в устной форме; адекватно воспринимают предложения и оценку учителя, товарищей, и других людей.
- 1 -
личностные:формирование мотивированности и направленности на активное и созидательное участие в будущем в общественной и государственной жизни; осознают свою этническую принадлежность; проявляют гуманистическое сознание, социальную компетентность как готовность к решению моральных дилемм, воспитание ответственности за свои решения; устойчивое следование в поведении социальным нормам; определяют новый уровень отношения к самому себе как субъекту деятельности.
Оборудование: На столах флаги РФ, фамилия, имя капитана команды,
документ (5 шт.) – Конституция РФ (для каждой группы), учебник, рабочая тетрадь у каждого ученика; рейтинговая карта учащихся, карточки с заданиями для каждой группы; компьютер, мультимедийный экран, мультимедийные презентации.
Тип урока: исследование.
Вид урока: комбинированный.
Организационный момент. Начало урока.
Эпиграфом звучит припев песни «Россия – Родина моя»
(На экране презентация, слайды о России и Москве)
(поет весь класс)
Россия, Россия – ты моя звезда. Россия, Россия – ты моя судьба.
Россия, Россия, повторю я вновь Россия, Россия – ты моя любовь!
Учитель:(обращается к детям) Дорогие друзья! Россия – это…?
Ответы детей: страна, Родина, Отчизна, государство…(Может кто-то ответит общество).
Затем дети дают определения. Что такое страна, государство, общество.
Учитель: А как в обществе мы с вами стараемся существовать, жить?
Возможные ответы детей: …
Учитель: т.е. люди учатся с самых давних времен как надо вести себя в той или иной ситуации, т е. люди научились договариваться. А что такое договор?
Ответы детей:
Учитель: Договор – это соглашение людей. Ко многим правилам мы привыкли и даже о них не задумываемся. Но, когда правила нарушаются – это многим бывает неприятно, неудобно в этом существовать, но еще и опасно (преступления – ведь это самые опасные поступки, которые может совершить человек)), и вот здесь мы задумываемся, кто нам о них расскажет. Из каких источников мы почерпнем эти правила.
Возможные ответы детей: (из указов, постановлений, из законов…)
Учитель: Хорошо, вот например, что существует в нашем лицее?
Возможные ответы детей: …
Учитель: Устав, это и есть для нас постановление, и мы обязаны его выполнять. Указы и постановления менее значимы, но обязательны для выполнения, а мы с вами остановимся, вспомним, что такое закон.
Закон – важный юридический документ, в котором записаны правила, обязательные для исполнения.
- 2 -
Мотивационно-целевой этап.
Учитель: Китайский философ Шан Ян, (IV в. до н.э.) предвидя возможную реакцию на его реформы, издал специальный указ, направленный на то, чтобы заставить общинников поверить в силу государственных законов. Суть указа такова: каждого, кто перенесет бревно от северных ворот столицы к южным обещали наградить десятью золотыми монетами. Цена огромная. Народ дивился, но не двигался. Тогда объявили на площади, что награда увеличивается до 50 золотых монет. Наконец нашелся человек, который согласился проделать эту операцию – взял на глазах толпы бревно, взвалил на плечи и перенес через весь город от одних ворот к другим. И ему действительно вручили при всем народе
50 золотых монет. Все это было проделано для того, чтобы народ поверил, что законы не обманывают. Вот так Шан Ян обучил общинников доверять законам.
Учитель: Как вы поняли смысл притчи?
Возможные ответы детей: …
Учитель: Какой основной закон в нашем государстве? В декабре мы с вами посвятили ему классный час. Конституция России.
Учитель: А как еще по-другому называется наше государство?
Возможные ответы детей: …Российская Федерация, в сокращении РФ.
Учитель: Так вот, такое название наше государство имеет согласно Конституции.
И сегодня тема нашего урока «Конституция Российской Федерации».
Сейчас попрошу выйти капитанов команд
(учитель представляет их и раздает документ «Конституция Российской Федерации» и рейтинговые таблицы для оценивания учащихся)
Учитель: Скажите, ребята, каковы цель и задачи нашего занятия?
Возможные ответы детей:(узнать новые слова, термины и понятия, познакомиться с Конституцией, поучаствовать в обсуждении законов, изучить Конституцию, поработать с документом...)
Учитель: Для чего нам нужно изучать Конституцию?
Возможные ответы детей:
Учитель: А так ли это важно для вашего возраста?
Возможные ответы детей:
Учитель: И вот теперь, сегодня работая с документом, мы всё можем узнать из него, как устроено: ЧТО?
Возможные ответы детей:
Учитель:
- общество (общественное устройство);
- государство (государственное устройство);
- власть (органы власти, а точнее порядок и принципы образования
представительных органов власти;
- как избирать (избирательная система);
а также основные права и обязанности граждан.
Введение в новый материал.
(высвечивается на экране и учащиеся записывают в тетрадях)
КОНСТИТУЦИЯ (от лат. constitutio - устройство) основной закон государства, определяющий его общественное и государственное устройство, порядок и
принципы образования представительных органов власти, избирательную систему, основные права и обязанности граждан.
- 3 -
Учитель: Мы с вами знаем, из классного часа, когда была принята Конституция Российской Федерации.
Ответы учащихся:
Учитель:Да, она была принята 12 декабря 1993 года по результатам всенародного голосования,
если бы мы забыли об этом, то где мы можем прочитать об этом?
Ответы учащихся: на титульном листе Конституции.
А кто знает, как называется процедура всенародного голосования?
Ответы учащихся: Если дети отвечают правильно…
Учитель:Правильно: РЕФЕРЕНДУМ.
Значит Конституция это еще и ДОГОВОР (кого и с кем?)
Возможные ответы учащихся: (Государства с обществом или государства и людей или народом и т.д.)
II этап:«История Конституции»
Учитель: Скажите, это была первая Конституция нашего государства?
Предположения учащихся…
затем показ презентации № 2 «История создания Конституции»
с комментариями учителя и вопросами на закрепление.
III этап:«Структура Конституции»
Учитель:Как вы думаете? Еще не читая Конституцию, можно узнать о ее структуре?
Предположения учащихся…Оглавление говорит о структуре и содержании Конституции РФ: (Дети находят оглавление)
Состоит из двух разделов:
Первый раздел (9 глав, 137 статей) Второй раздел (заключение и переходные положения).
Учитель: А теперь, если мы откроем 3 страницу, то, перед первым разделом увидим еще и преамбулу. Что такое преамбула?
Преамбула - это вступление;
Дети работают с документом, читают преамбулу.
ПРЕАМБУЛА: В Преамбуле провозглашается, что народ России принимает данную Конституцию; закрепляются демократические и гуманистические ценности; определяется место России в современном мире.
Показ презентации № 3 «Структура Конституции».
1 РАЗДЕЛ: Первый раздел включает 9 глав и состоит из 137 статей, закрепляющих основы политической , общественной, правовой, экономической, социальной систем в Российской Федерации, основные права и свободы личности, федеративное устройство Российской Федерации, статус органов публичной власти, а также порядок пересмотра Конституции и внесения в неё поправок. (Учащиеся работают с документом, затем следуют вопросы на закрепление)
IV Этап: Глава 2. Права…
Учитель:Обратим внимание на Вторую главу Конституции.
Эпиграф: Право существует для пользы человечества.
Латинское изречение.
- 4 -
Учитель: Вспомним, что такое право и права человека?
Ответы учащихся: Право — это система взаимосвязанных юридических норм, которые являются обязательными для всех.
Права́ челове́ка — права, образующие основу правового статуса личности. (т. н. Права́ и свобо́ды челове́ка и граждани́на).
Учитель: ЧТО ЖЕ ТАКОЕ СВОБОДА? Свобода — это способность и возможность сознательно-волевого выбора индивидом своего поведения. Она предполагает определённую независимость человека от внешних условий и обстоятельств. Обратим внимание на статью 17. (Работа с документом):
В СТАТЬЕ 17 ГОВОРИТСЯ:
1. В Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права и в соответствии с настоящей Конституцией.
2. Основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения.
3. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
В СТАТЬЕ 19 ГОВОРИТСЯ:
1. Все равны перед законом и судом.
2. Государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.
3. Мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.
(На примере статьи 20идет показ презентации
с комментариями и схемами, как пример домашнего задания - создания учащимися презентации на (любую) одну из статей 2 главы):
1. Каждый имеет право на жизнь.
2. Смертная казнь впредь до ее отмены может устанавливаться федеральным законом в качестве исключительной меры наказания за особо тяжкие преступления против жизни при предоставлении обвиняемому права на рассмотрение его дела судом с участием присяжных заседателей.
Право на жизнь
(запрет беззаконного убийства)
Жизнь человека Жизнь человека Никто не может
– ценность. надо оберегать. лишить человека жизни.
- 5 -
Нарушение прав человека на жизнь
Убийства. Война. Террористические Смертная
акты. казнь.
Домашнее задание - создания учащимися презентации на (любую) одну из статей 2 главы.
Учитель: и так, Конституция определяет: (на экране схема)
К о н с т и т у ц и я о п р е д е л я е т
Общественное и Права Порядок и принципы Местное
государственное граждан образования органов самоуправление
устройство (Гл.2) власти (Гл.8)
(Гл.1)
Президент Федеральное Правительство Судебная власть
(Гл 4) собрание (Гл.5) (Гл.6) (Гл.7)
- 6 -
Учитель: В начале урока мы с вами ответили на вопрос «Как называется наше государство? (Российская Федерация).
А, теперь, группы выполняют свои задания. (Работа с документом)
(можно использовать и учебник).
(капитаны получают карточки с заданиями)
Для 1 группы:привести доказательства того, что единственным источником власти в России является многонациональный народ.
Для 2 группы: привести доказательства того, что Россия является демократическим государством.
Для 3 группы: привести доказательства того, что Россия является федеративным государством.
Для 4группы: привести доказательства того, что Россия является правовым государством.
Для 5 группы: привести доказательства того, что Россия является социальным государством.
Ст. 3; 2- Ст. 3; 3- Ст. 65-66; 4- Ст. 17; 5- Ст. 7.
Ответы команд.
Далее (на экране) несколько тестовых заданий для всего класса (кто быстрее ответит) на закрепление материала урока.
Учитель:И ТАК МОЖНО СДЕЛАТЬ ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ:
КОНСТИТУЦИЯ ЯВЛЯЕТСЯ ВЫСШИМ ЮРИДИЧЕСКИМ ДОКУМЕНТОМ ОПРЕДЕЛЯЩИМ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО СТРОЯ, СИСТЕМУ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН.
ПРИНЯТАЯ 12 ДЕКАБРЯ 1993 ГОДА КОНСТИТУЦИЯ РФ :
1. ЗАКРЕПЛЯЕТ И ГАРАНТИРУЕТ ПРАВА И СВОБОДЫ,
2.УПОРЯДОЧИВАЕТ ГОСУДАРСТВЕННУЮ ВЛАСТЬ.
3. УТВЕРЖДАЕТ ПРАВОСУДИЕ.
Конституция - основа всего текущего законодательства.
ВСЕ ЗАКОНЫ СТРАНЫ ДОЛЖНЫ СООТВЕТСТВОВАТЬ ОСНОВНОМУ ЗАКОНУ И НЕ ПРОТИВОРЕЧИТЬ ПОЛОЖЕНИЯМ КОНСТИТУЦИИ.
КОНСТИТУЦИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ ИМЕЕТ ВЫСШУЮ ЦЕННОСТЬ – ПРАВА И СВОБОДЫ ГРАЖДАН.
Учащиеся на основе рейтинговой карты в своих группах выставляют баллы и предварительные оценки за работу на уроке. Окончательная оценка будет выставлена после выполнения домашнего задания.
Учитель благодарит детей (называет особо отличившихся учеников) за работу на уроке.
Рейтинговая карточка
участников открытого урока
( по группам)
1 группа
(капитан формирует группу и записывает фамилию и имя ученика)
Ф.И. учащегося
I этап.
Начало урока
II этап.
История Конституции
III этап.
Структура Конституции
IV этап.
Глава 2. Права…
V этап.
Вопросы
Итого: кол-во баллов
1.Капитан:
Дополнительные баллы за домашнее задание(выставляет учитель совместно с командой)
-
2.
Дополнительные баллы за домашнее задание(выставляет учитель совместно с командой)
-
3.
Дополнительные баллы за домашнее задание(выставляет учитель совместно с командой)
-
4.
Дополнительные баллы за домашнее задание(выставляет учитель совместно с командой)
-
5.
Дополнительные баллы за домашнее задание(выставляет учитель совместно с командой)