kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конституция – основной закон государства

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методическая разработка  сценария урока по теме: «Конституция – основной закон государства»

Просмотр содержимого документа
«Конституция – основной закон государства»












Методическая разработка

сценария урока по теме:
«Конституция – основной

закон государства»









Выполнила: Валиева Гульнара Маратовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 7 г.Бирска













2013 г.



Методическая разработка сценария урока по теме:
«Конституция – основной закон государства»

Валиева Гульнара Маратовна,
учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ № 7 г.Бирска

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Оборудование

Актуализация знаний

-Тема нашего урока еще не обозначена. Сейчас нам вместе предстоит ее сформулировать.


На левой доски записана дата урока



Для этого из размещенных на магнитной доске понятий нужно составить логическую цепочку.

Один из учеников выполняет задание на доске.

На магнитной доске закреплены карточки с понятиями «государство», «власть», «политика», «общество».


Кроме того, нам нужно решить, как должны строиться отношения между государством и гражданином. Для этого я с прописной буквы записываю сказуемое «служит», а вы должны решить, какое из понятий – «государство» и «гражданин» – будет являться подлежащим, а какое дополнением.


Справа размещены карточки с понятиями «государство», «гражданин».


Пропустив строчку для записи темы урока, сформулируйте правильный принцип.

«Государство служит гражданину»



Проверим, как выглядит логическая цепочка на магнитной доске

Общество – Политика – Государство – Власть



-Какое понятие нам необходимо добавить, чтобы связать понятия «общество» и «власть»?

Предлагаются варианты, из которых выделяются верные ответы: «закон», «право» или «конституция»



-Как и с помощью чего государство может наиболее эффективно служить обществу, выполнять свои функции?

Даются устные обоснованные ответы



-Мы готовы сформулировать тему нашего урока. Конечно, отношения между государством и обществом, государством и гражданином должны строиться на основании права и верного применения закона. Мы запишем название основного закона государства.

В тетрадях и на доске записывается тема урока «Конституция – основной закон государства»


Создание проблемной ситуации

-Все вы знаете, когда была принята наша Конституция.


На доске и в тетрадях записывается «12 декабря 1993г. – принятие Конституции РФ»


-20 лет назад большинство ваших родителей оканчивали школу, кто-то уже работал, служил в армии, учился в ВУЗе. Как же жили тогда ваши родители и ваши близкие? Какова была ситуация в стране?


На экране демонстрируется и кратко комментируется презентация, основное внимание в которой уделяется августовскому путчу 1992г, распаду СССР и кризисной ситуации 1993 г.

Формулирование проблемы

-Вы видите, насколько сложен был переход от одного государственного образования – СССР к другому – Российской Федерации.




Как мы можем охарактеризовать ситуацию, которая сложилась в нашей стране 20 лет назад?

Даются, как правило, частные или эмоциональные характеристики («тяжелая», «очень сложная», «нехватка товаров», «развал страны», «забастовки», «война» и т.п.)



-Такая обстановка характеризуется понятием «системный кризис». Он охватывает все сферы общественной жизни и, конечно, найти выход из него очень сложно. Тем более, что в нашем случае он сопровождался кризисом власти.

В то же время нам известно, что государство – это организация, которая должна поддерживать порядок в обществе и обеспечивать своим гражданам комфортную жизнь.

-Сегодня мы с вами живем, конечно, в совершенно другой обстановке. Иллюстрации в этом случае будут совершенно иными. То есть, нашему государству за прошедшие 20 лет удалось решить эти вопросы.


Запись на доске: «Начало 1990-х – системный кризис в России»

Между этой записью и темой урока ставится знак вопроса


-Какую проблему мы с вами можем сформулировать?

-Как с помощью Конституции (права, закона) устанавливается порядок в государстве?

-Как власть (государство) с помощью Конституции может стабилизировать ситуацию в стране?

На экране – слайд «Конституция РФ»

Открытие нового знания

-Давайте по строчкам прочтем первую часть Конституции – преамбулу.


Читать лучше по тексту, который приготовлен заранее и лежит на столах у детей.


-На что похож текст преамбулы?

- Обратите внимание, что текст очень короткий, но при этом очень информативный.

-На клятву.



-Каковы основные положения этого текста? Какие принципы государства названы в преамбуле Конституции?

-Наше государство – многонациональное. Но у всех народов общая судьба и история, наше государство единое и неделимое (суверенное).




Народы России равноправны и свободны. Они ценят своих предков и свою историю, помнят о своей ответственности перед следующими поколениями.

На магнитную доску прикрепляется карточка с термином «суверенитет»


-Мы уже можем ответить на вопросы, которые поставили в начале урока?

-Да, уже понятно, что при соблюдении Конституции в государстве будет порядок, не будет межнациональных столкновений



-Каждая из частей Конституции так же содержательна, все ее части значительны и лаконичны.




Обратите внимание на то, что объем этого важнейшего документа очень небольшой, многие законы гораздо более объемны.


Демонстрируется печатный вариант Конституции


Как вы думаете, почему основной документ государства такой небольшой?

-Потому что в нем записаны лишь самые главные, основные положения и принципы.



-Давайте еще раз вспомним, в какой ситуации принималась Конституция РФ. Какие основные задачи она должна была решить?

-Конституция должна была помочь наладить порядок в стране, которая находилась в кризисе.



-Чему могут быть посвящены остальные части этого документа?

-Значит, другие (основные) части Конституции должны обозначить права и обязанности гражданина и самого государства;-установить устройство государственной власти (форму правления);

-сформулировать принципы отношений государства и общества.

Прикрепляются карточки с понятиями «права и обязанности», «форма правления», «национально-государственное устройство»


Двум ученикам дается домашнее задание (заранее напечатанное): «На какие части делится Конституция РФ? Конституция Республики Башкортостан? Чему посвящены эти части (как они называются)?»




-Часть из этих понятий, которые вам уже знакомы, вы повторите дома, часть из них мы будем изучать на следующих уроках.




-А сейчас давайте вспомним, какими правами обладаете вы. Сделаем мы это немного непривычно: сейчас я напомню, как вы работали в 7-м классе.


На экране выборочно демонстрируютсяслайды из презентаций, посвященных правам ребенка, которые дети готовили еще в 7-м классе.


-Напомните, из каких документов взяты эти положения.

-«Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка»



-Конституция, которая гарантирует соблюдение прав человека, конечно, опирается на эти международные документы. Но кроме них, существуют еще Всеобщая декларация прав человека и ряд других важнейших документов.

-Таким образом, мы видим, что наша Конституция связана с международной системой прав и свобод человека.



Применение нового знания

-В то же время, поскольку в Конституции записаны только основополагающие принципы, должны существовать документы, которые уточняют, конкретизируют ее положения.

Попробуем выяснить, какова может быть иерархия этих документов?


На магнитной доске составляем логическую цепочку «международные правовые документы – Конституция –законы-указы Президента и постановления Правительства-локальные (местные) законы –приказы организаций и учреждений»


-Итак, мы готовы ответить на наш проблемный вопрос?

-Да. Конституция обеспечивает соблюдение прав человека и наделяет его обязанностями.

В то же время Конституция устанавливает обязанности иправа государства в отношении граждан. Таким образом, обеспечивается стабильное, устойчивое развитие государства и общества.



-Какие два взаимосвязанных понятия, изучаемых нами в курсе истории, напоминает такая ситуация?

-Дома вам нужно будет их вспомнить.

-Правовое государство и гражданское общество»

В случае затруднения с ответом на экране демонстрируется схема из учебника истории. На доске закрепляются карточки с понятиями «правовое государство», «гражданское общество»


-Мы доказали, что Конституция является Основным законом государства.




Запишем основные свойства Конституции, показывающие ее особое положение.

На следующем уроке вы должны будете их объяснять.

В тетрадях записываются тезисы:

«-верховенство Конституции;

-высшая юридическая сила;

-стабильность;

-особая охрана со стороны государства»


Домашнее задание

Параграф 11, вопросы 1-4, словарная работа, тезисы(в тетради)






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Обществознание

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 7 класс

Скачать
Конституция – основной закон государства

Автор: Валиева Гульнара Маратовна

Дата: 19.06.2019

Номер свидетельства: 515277

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(123) "Внеклассное мероприятие "Конституция- основной закон государства" "
    ["seo_title"] => string(70) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "146392"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1419170134"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(161) "Внеклассное мероприятие в 7 классе по теме «Конституция – основной закон государства». "
    ["seo_title"] => string(92) "vnieklassnoie-mieropriiatiie-v-7-klassie-po-tiemie-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "153741"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1421067130"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Классный час "Конституция - основной закон государства!""
    ["seo_title"] => string(55) "klassnyi-chas-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "199730"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1428639167"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Презентация "Конституция - основной закон государства!""
    ["seo_title"] => string(59) "priezientatsiia-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-ghosudarstva-1"
    ["file_id"] => string(6) "199732"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1428639604"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(104) "Правовая игра "Конституция - основной закон государства" "
    ["seo_title"] => string(57) "pravovaia-ighra-konstitutsiia-osnovnoi-zakon-ghosudarstva"
    ["file_id"] => string(6) "107104"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1403167690"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства