Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников | Оборудование |
Актуализация знаний | -Тема нашего урока еще не обозначена. Сейчас нам вместе предстоит ее сформулировать. | | На левой доски записана дата урока |
| Для этого из размещенных на магнитной доске понятий нужно составить логическую цепочку. | Один из учеников выполняет задание на доске. | На магнитной доске закреплены карточки с понятиями «государство», «власть», «политика», «общество». |
| Кроме того, нам нужно решить, как должны строиться отношения между государством и гражданином. Для этого я с прописной буквы записываю сказуемое «служит», а вы должны решить, какое из понятий – «государство» и «гражданин» – будет являться подлежащим, а какое дополнением. | | Справа размещены карточки с понятиями «государство», «гражданин». |
| Пропустив строчку для записи темы урока, сформулируйте правильный принцип. | «Государство служит гражданину» | |
| Проверим, как выглядит логическая цепочка на магнитной доске | Общество – Политика – Государство – Власть | |
| -Какое понятие нам необходимо добавить, чтобы связать понятия «общество» и «власть»? | Предлагаются варианты, из которых выделяются верные ответы: «закон», «право» или «конституция» | |
| -Как и с помощью чего государство может наиболее эффективно служить обществу, выполнять свои функции? | Даются устные обоснованные ответы | |
| -Мы готовы сформулировать тему нашего урока. Конечно, отношения между государством и обществом, государством и гражданином должны строиться на основании права и верного применения закона. Мы запишем название основного закона государства. | В тетрадях и на доске записывается тема урока «Конституция – основной закон государства» | |
Создание проблемной ситуации | -Все вы знаете, когда была принята наша Конституция. | | На доске и в тетрадях записывается «12 декабря 1993г. – принятие Конституции РФ» |
| -20 лет назад большинство ваших родителей оканчивали школу, кто-то уже работал, служил в армии, учился в ВУЗе. Как же жили тогда ваши родители и ваши близкие? Какова была ситуация в стране? | | На экране демонстрируется и кратко комментируется презентация, основное внимание в которой уделяется августовскому путчу 1992г, распаду СССР и кризисной ситуации 1993 г. |
Формулирование проблемы | -Вы видите, насколько сложен был переход от одного государственного образования – СССР к другому – Российской Федерации. | | |
| Как мы можем охарактеризовать ситуацию, которая сложилась в нашей стране 20 лет назад? | Даются, как правило, частные или эмоциональные характеристики («тяжелая», «очень сложная», «нехватка товаров», «развал страны», «забастовки», «война» и т.п.) | |
| -Такая обстановка характеризуется понятием «системный кризис». Он охватывает все сферы общественной жизни и, конечно, найти выход из него очень сложно. Тем более, что в нашем случае он сопровождался кризисом власти. В то же время нам известно, что государство – это организация, которая должна поддерживать порядок в обществе и обеспечивать своим гражданам комфортную жизнь. -Сегодня мы с вами живем, конечно, в совершенно другой обстановке. Иллюстрации в этом случае будут совершенно иными. То есть, нашему государству за прошедшие 20 лет удалось решить эти вопросы. | | Запись на доске: «Начало 1990-х – системный кризис в России» Между этой записью и темой урока ставится знак вопроса |
| -Какую проблему мы с вами можем сформулировать? | -Как с помощью Конституции (права, закона) устанавливается порядок в государстве? -Как власть (государство) с помощью Конституции может стабилизировать ситуацию в стране? | На экране – слайд «Конституция РФ» |
Открытие нового знания | -Давайте по строчкам прочтем первую часть Конституции – преамбулу. | | Читать лучше по тексту, который приготовлен заранее и лежит на столах у детей. |
| -На что похож текст преамбулы? - Обратите внимание, что текст очень короткий, но при этом очень информативный. | -На клятву. | |
| -Каковы основные положения этого текста? Какие принципы государства названы в преамбуле Конституции? | -Наше государство – многонациональное. Но у всех народов общая судьба и история, наше государство единое и неделимое (суверенное). | |
| | Народы России равноправны и свободны. Они ценят своих предков и свою историю, помнят о своей ответственности перед следующими поколениями. | На магнитную доску прикрепляется карточка с термином «суверенитет» |
| -Мы уже можем ответить на вопросы, которые поставили в начале урока? | -Да, уже понятно, что при соблюдении Конституции в государстве будет порядок, не будет межнациональных столкновений | |
| -Каждая из частей Конституции так же содержательна, все ее части значительны и лаконичны. | | |
| Обратите внимание на то, что объем этого важнейшего документа очень небольшой, многие законы гораздо более объемны. | | Демонстрируется печатный вариант Конституции |
| Как вы думаете, почему основной документ государства такой небольшой? | -Потому что в нем записаны лишь самые главные, основные положения и принципы. | |
| -Давайте еще раз вспомним, в какой ситуации принималась Конституция РФ. Какие основные задачи она должна была решить? | -Конституция должна была помочь наладить порядок в стране, которая находилась в кризисе. | |
| -Чему могут быть посвящены остальные части этого документа? | -Значит, другие (основные) части Конституции должны обозначить права и обязанности гражданина и самого государства;-установить устройство государственной власти (форму правления); -сформулировать принципы отношений государства и общества. | Прикрепляются карточки с понятиями «права и обязанности», «форма правления», «национально-государственное устройство» |
| Двум ученикам дается домашнее задание (заранее напечатанное): «На какие части делится Конституция РФ? Конституция Республики Башкортостан? Чему посвящены эти части (как они называются)?» | | |
| -Часть из этих понятий, которые вам уже знакомы, вы повторите дома, часть из них мы будем изучать на следующих уроках. | | |
| -А сейчас давайте вспомним, какими правами обладаете вы. Сделаем мы это немного непривычно: сейчас я напомню, как вы работали в 7-м классе. | | На экране выборочно демонстрируютсяслайды из презентаций, посвященных правам ребенка, которые дети готовили еще в 7-м классе. |
| -Напомните, из каких документов взяты эти положения. | -«Конвенция о правах ребенка», «Декларация прав ребенка» | |
| -Конституция, которая гарантирует соблюдение прав человека, конечно, опирается на эти международные документы. Но кроме них, существуют еще Всеобщая декларация прав человека и ряд других важнейших документов. -Таким образом, мы видим, что наша Конституция связана с международной системой прав и свобод человека. | | |
Применение нового знания | -В то же время, поскольку в Конституции записаны только основополагающие принципы, должны существовать документы, которые уточняют, конкретизируют ее положения. Попробуем выяснить, какова может быть иерархия этих документов? | | На магнитной доске составляем логическую цепочку «международные правовые документы – Конституция –законы-указы Президента и постановления Правительства-локальные (местные) законы –приказы организаций и учреждений» |
| -Итак, мы готовы ответить на наш проблемный вопрос? | -Да. Конституция обеспечивает соблюдение прав человека и наделяет его обязанностями. В то же время Конституция устанавливает обязанности иправа государства в отношении граждан. Таким образом, обеспечивается стабильное, устойчивое развитие государства и общества. | |
| -Какие два взаимосвязанных понятия, изучаемых нами в курсе истории, напоминает такая ситуация? -Дома вам нужно будет их вспомнить. | -Правовое государство и гражданское общество» | В случае затруднения с ответом на экране демонстрируется схема из учебника истории. На доске закрепляются карточки с понятиями «правовое государство», «гражданское общество» |
| -Мы доказали, что Конституция является Основным законом государства. | | |
| Запишем основные свойства Конституции, показывающие ее особое положение. На следующем уроке вы должны будете их объяснять. | В тетрадях записываются тезисы: «-верховенство Конституции; -высшая юридическая сила; -стабильность; -особая охрана со стороны государства» | |
Домашнее задание | Параграф 11, вопросы 1-4, словарная работа, тезисы(в тетради) | | |