Конспект урока по истории на тему: " Административные реформы 1867-1868гг."
Конспект урока по истории на тему: " Административные реформы 1867-1868гг."
Тема урока: Административные реформы 1867 – 1868гг. в Казахстане.
Цель: раскрыть сущность реформы, последствия; развивать умения осуществлять сравнительный анализ исторических фактов; вырабатывать навыки исследовательской работы; воспитывать у учащихся уважения друг другу, прошлому.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: « Последняя треть 19 века – важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. Какая ситуация сложилась в России в этот период?»
Опрос д/з: а) краткая характеристика «Экономическое и политическое положение России во второй половине19века».
Задание: выделить основные черты экономического и политического положения России.
Рефлексия: б) заполнение пространства – диаграмма Венна ( общее и различное).
Россия Казахстан
Задание: заполнить вторую часть пространства – Казахстан- используя разноуровневые вопросы:
1.Какой общественный строй господствовал в Казахстане во второй половине 19 в.?
2.Какие процессы происходили в этот период времени в Казахстане?
3.Назовите этапы колонизации.
4 Определите основные направления колониальной политики.
5.Какими методами царская администрация достигла своих целей?
Общее – КОЛОНИЗАЦИЯ
II Учитель: Ваши предположения: окажет ли влияние политическая, экономическая ситуация в России на положение в Казахстане?
Аргументируйте свои ответы.
Предполагаемый ответ:
- Осуществлённые в середине 19 века буржуазные реформы ( судебные, земские и др. реформы) не могли не влиять на Казахстан, который находился в составе Российской империи. « Устав о сибирских казахах» - 1822г. и « Устав об Оренбургских казахах» - 1824г. в условиях распространения капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития. Развитие капиталистических отношений в России требовали проведения реформ и в Казахстане.
Учитель: Ваши предположения: как будет называться тема урока?
Ответ: « Реформа 1867 – 1868гг. в Казахстане».
Учитель: Цель?
Ответ: 1. Осмыслить реформы, понять их сущность.
2.Выяснить последствия.
Учитель: средством изучения новой темы является методика ЖИГСО (мозаичная картина)
Режим работы: индивидуально – групповой.
1 Экспертные листы(путеводитель).
2 задание по номерам – «домашние группы» - 5 групп.
№ 1 – реформа административного управления;
№ 2 – реформа территориального управления;
№ 3 – судебная реформа;
№ 4 – земская реформа;
№5 – просвещение, медицина, религия.
3 «сотруднические группы» - цель: изучить самостоятельно текст, используя экспертные листы; (№1; №1; №1; №1; №1; ……)
4 «Домашние группы» - цель: обучить другие «номера», работа без источников.
№1 №2
№3
№5 №4
5 Закрепление знаний: сравнение по образцу, с использованием методики «ИНСЕРТ» - метода помет (приложение №1)
6 Контрольные тексты по теме (5-6).
7 Выставление оценок.
Учитель : Как вы думаете, могли ли реформы 1867-68 г.г. разрешить все коренные противоречия в обществе? Ваши предложения.
Предлагаемый ответ : Нет, будут последствия (+,-).
Учитель : Это остаётся у нас.
Д/з : Выяснить, какие последствия были после реформы 1967 – 68 г. г.?
III Учитель: завершая нашу работу на уроке, давайте составим 5- стишия: «Что значит для вас РЕФОРМА и КОЛОНИЗАЦИЯ?»
Вариант учителя: РЕФОРМА, принудительная, длительная, разрушающая веками установившиеся отношения, образ жизни, внесла ряд изменений в жизнь коренных казахов.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: " Административные реформы 1867-1868гг."»
Тема урока: Административные реформы 1867 – 1868гг. в Казахстане.
Цель: раскрыть сущность реформы, последствия; развивать умения осуществлять сравнительный анализ исторических фактов; вырабатывать навыки исследовательской работы; воспитывать у учащихся уважения друг другу, прошлому.
Ход урока:
Вступительное слово учителя: « Последняя треть 19 века – важный и во многом переломный период в истории Казахстана. Это время полной потери независимости и окончательной колонизации Казахстана Россией. Какая ситуация сложилась в России в этот период?»
Опрос д/з: а) краткая характеристика «Экономическое и политическое положение России во второй половине19века».
Задание: выделить основные черты экономического и политического положения России.
Рефлексия: б) заполнение пространства – диаграмма Венна ( общее и различное).
Россия Казахстан
Задание: заполнить вторую часть пространства – Казахстан- используя разноуровневые вопросы:
1.Какой общественный строй господствовал в Казахстане во второй половине 19 в.?
2.Какие процессы происходили в этот период времени в Казахстане?
3.Назовите этапы колонизации.
4 Определите основные направления колониальной политики.
5.Какими методами царская администрация достигла своих целей?
Общее – КОЛОНИЗАЦИЯ
II Учитель: Ваши предположения: окажет ли влияние политическая, экономическая ситуация в России на положение в Казахстане?
Аргументируйте свои ответы.
Предполагаемый ответ:
- Осуществлённые в середине 19 века буржуазные реформы ( судебные, земские и др. реформы) не могли не влиять на Казахстан, который находился в составе Российской империи. « Устав о сибирских казахах» - 1822г. и « Устав об Оренбургских казахах» - 1824г. в условиях распространения капиталистических отношений не отвечали целям хозяйственного развития. Развитие капиталистических отношений в России требовали проведения реформ и в Казахстане.
Учитель: Ваши предположения: как будет называться тема урока?
Ответ: « Реформа 1867 – 1868гг. в Казахстане».
Учитель: Цель?
Ответ: 1. Осмыслить реформы, понять их сущность.
2.Выяснить последствия.
Учитель: средством изучения новой темы является методика ЖИГСО (мозаичная картина)
Режим работы: индивидуально – групповой.
1 Экспертные листы(путеводитель).
2 задание по номерам – «домашние группы» - 5 групп.
№ 1 – реформа административного управления;
№ 2 – реформа территориального управления;
№ 3 – судебная реформа;
№ 4 – земская реформа;
№5 – просвещение, медицина, религия.
3 «сотруднические группы» - цель: изучить самостоятельно текст, используя экспертные листы; (№1; №1; №1; №1; №1; ……)
4 «Домашние группы» - цель: обучить другие «номера», работа без источников.
№1 №2
№3
№5 №4
5 Закрепление знаний: сравнение по образцу, с использованием методики «ИНСЕРТ» - метода помет (приложение №1)
6 Контрольные тексты по теме (5-6).
7 Выставление оценок.
Учитель : Как вы думаете, могли ли реформы 1867-68 г.г. разрешить все коренные противоречия в обществе? Ваши предложения.
Предлагаемый ответ : Нет, будут последствия (+,-).
Учитель : Это остаётся у нас.
Д/з : Выяснить, какие последствия были после реформы 1967 – 68 г. г.?
III Учитель: завершая нашу работу на уроке, давайте составим 5- стишия: «Что значит для вас РЕФОРМА и КОЛОНИЗАЦИЯ?»
Вариант учителя: РЕФОРМА, принудительная, длительная, разрушающая веками установившиеся отношения, образ жизни, внесла ряд изменений в жизнь коренных казахов.
Уездный начальник волостной управитель аульный старшина.
Территория казахов: Оренбургское, Туркестанское, Западно-Сибирское генерал-губернаторство, Уральская, Тургайская, Семиреченская Сырдарьинская Акмолинская Семипалатинская области Уезды, волости (10-12 аулов) Аулы (100-200юрт)
Право и суд Российской империи
Обычное право
Суд биев
Военно – судебные комиссии
Областной суд Уездные судьи Суд биев Чрезвычайные съезды
П. 199-вся вся земля казахов-
собственность государства; плата за аренду собственной земли; лучшие земли- казакам; льготы- русским переселенцам.
Налоговая политика: увеличен кибиточный сбор; введён паспортный сбор; установлен ряд земских повинностей;
Налоги:»харадж», «зякет», «чёрная подать» и многие другие
Открыты начальные школы и медицинские пункты; учреждались уездные врачи, акушерки; почтовые отделения; ограничение влияния ислама.
Тема: «Переселение уйгуров и дунган в Семиречье»
Цель: Создать условия для осмысления переселения уйгуров и дунган в Семиречье в режиме критического мышления.
Ход урока.
1 Учитель: Одно из известных событий в истории Казахстана XIX в – переселение уйгуров и дунган в Семиречье.(запишите тему урока)
Как вы думаете, что не обходимо и что бы вы хотели узнать по теме?
Предлагаемый ответ :
Уйгуры и дунгане
Кто такие? Причины переселения
Результаты Культура Хозяйство
Нам необходимо выяснить причины переселения уйгуров и дунган на территории, подвластные России, и дать характеристику хозяйства.
II Методика «развёрнутая лекция»
Чтение текста по частям (3 части) +вопросы- помощника на доске.
Сбор идей (мозговая атака)
Инд. режим
в паре вопрос на доску главных идей.
в группе
Вопрос на доске
Части текста 24
Режим
Главные идеи
1 В чём причина переселения уйгурского и дунганского населения на территории подвластной России?
2 Когда и где поселились уйгуры и дунгане?
I часть: стр. 156-157
«В 19 веке не раз происходили восстания
По переписи 1897 года, в Российской империи было примерно 14136 дунган, 55999 уйгуров»
Мозговая атака
Сбор идей:
-индивидуальная
-в паре;
-в группе
-вопрос на доску
Причины
1 Попытки восстановления своих наследственных прав в Восточном Туркестане.
2 Двойной экономический гнёт (кокандцы и Цинская империя)
3 «10-летний опыт образцового» русского правления, при котором Илийский край развивался успешно.
2 Осень 1881-1884 гг. – Семиреченский край и Северный Кыргыстан.
3 Каким было основное занятие уйгуров и дунган? Какие культуры они выращивали?
4 Почему бедные дехкане попадали в кабалу? Какие подати они выплачивали?
II часть:
Стр. 157-158 +документ о Юлдашеве. Стр 159
«В хозяйстве переселившихся в Семиречье уйгуров и дунган , чтобы выплатить налог, бедный дехканин был вынужден идти в работники к баям и богатым станичникам.»
Мозговая атака
Сбор идей:
-индивидуальная
-в паре;
-в группе
-вопрос на доску
3. 1 Скотоводство
2 Земледелие
3 Садоводчество, огородничество, бахчеводство
4 Разные культуры: пшеница, ячмень, просо, рис и т.д.
4 1 Несложные орудия труда
2 Малоземлелье
3 Не могли обеспечить поля поливом:
-земля в аренду половина урожая –подать –поземельный налог- 5 рублей тютюна
Уйгур –Валиахун Юлдашев -10363 десятин- монополист:
Дунганин Хасансе(Байсемыз)
5 К чему привело проникновение капиталистических отношений в Семиречье?
6 Каков был уровень культуры уйгурского и дунганского народов?
III часть:
Стр. 158-159 «Проникновение капиталистических отношений в Семиречье ускорило.
Тесное общение и совместная жизнь.»
Мозговая атака
Сбор идей:
-индивидуальная
-в паре;
-в группе
-вопрос на доску
Примечание:
-идеи не повторять.
-начинать
Опрос с разных груп
5 Социальное размежевание:
Дехкане
Обезземелевшие дехкане(на заработки)
Наёмные рабочие
6 Развитая культура.
Низари, Гариби и т.д.
Главные идеи:
-национально – освободительная борьба,
-история народа
-переселение (имена выписать на доску).
III. 7 мин. 5-стишие на тему «Уйгуры и дунгане.» Мой вариант:
Уйгуры и дунгане
- немногочисленные, хозяйственные
- борющиеся, выбравшийся, размежевавшиеся
- Восстановление своих наследственных прав (проникновение капиталистических отношений привело к социальному размеживанию),
Переселение (садоводство, дружба, культура).
Контрольно- оценочный этап.
Д/з читать пар. 25, задания по карточкам (по группам).
Дифференцированный подход
I.группа: «Свободное письмо»
Составить рассказ от имени участника переселения уйгуров и дунган в Семиречье.
II. гаруппа: «Свободное письмо»
Подобрать стихи уйгурских и дунганганских поэтов. О чём пишут поэты?
Проанализируйте.
III.группа: Собрать из дополнительной литературы, периодической печати сведения о жизни современных уйгуров и дунган. Сделайте вывод в своём сообщении.