Горбачева Оксана Анатольевна,
учитель истории и обществознания
МБОУ Озерищенская СОШ
Конспект урока истории православной культуры по теме «Сергий Радонежский и его обитель».
Цели урока:
образовательные:
● знакомство с жизнью преподобного Сергия Радонежского и с историей возникновения монастыря – Троице – Сергиевой Лавры;
● формирование представления о русском монашестве;
воспитательные:
● воспитание чувства патриотизма на основе формирования духовно – нравственных ценностей.
Ход урока.
Позвольте объявить о цели своего визита и зачитать обращение к вам.
«Я прибыла в ваш класс с целью дать урок истории православной культуры земли Смоленской». Пусть я волнуюсь, для меня урок всегда дается с бою. Взгляните, дети на меня, я поведу вас за собою!
Организационный момент. Тема урока
"Для истинного монаха не существует никто и ничто на земле. Его радость и наслаждение - непрестанная молитва. Он любит всех людей, но скучает с ними, потому что они отлучают от Бога".
Схимонах Парфений (Слайд 1)
(Слайд 2) Звучит тихая музыка. Учитель читает стихотворение.
Об этом знать должны все дети:
Давным-давно на белом свете
Жил отрок. Он молился Богу,
Просил в учении подмогу.
Однажды отрок Старца встретил,
И тот сказал: "Ты духом светел.
Ты сможешь хорошо учиться
И перед Богом отличиться".
Он стал отшельником, монахом;
В лесу с ночным боролся страхом,
Молитвой бесов прогоняя,
Природу светом наполняя.
С годами он в лесу прижился,
С медведем даже подружился.
Был сердцем чист, молился много.
И этим угодил он Богу.
Когда о Сергии узнали,
К нему тянуться люди стали.
Сперва ученики-монахи
К нему слетелись, словно птахи.
И вот работа закипела.
Все так старались сделать дело:
Обитель Божию построить
И жизнь на Божий лад настроить.
Так жил подвижник Православья,
Христа и Богоматерь славя.
И по его дана молитве
Победа в Куликовской битве.
Свою показывая милость,
К нему Пречистая явилась
И обещала, что Обитель
Спасет Господь наш Вседержитель.
Открыто людям Божье Слово.
Окончен путь земной Святого,
И Преподобный в вечной жизни
О нашей молится Отчизне.
Угодника нетленно тело -
Живет его святое дело.
Он всем нам показал дорогу,
Которая приводит к Богу.
(Слайд 3) Ребята, сегодня на уроке мы с вами поговорим об удивительном и великом человеке, прославившем нашу землю, об известном русском святом – Сергии Радонежском. Как вы думаете, какие же цели нашего урока? Сведения о его жизни дошли до нас благодаря Епифанию Премудрому, который в своем произведении «Житие Преподобного Сергия Радонежского» написал о нем такие слова: «Как светило светлое воссиял он в стране Русской посреди тьмы и мрака». В этом году православная церковь будет отмечать 700 лет со дня рождения Сергия Радонежского. День памяти – 8 октября.
Сейчас мы с вами вспомним некоторые слова, которые относятся к теме нашего урока. Я предлагаю именно вспомнить, а не познакомиться с этими словами, потому что они вам уже знакомы. (Слайд 4)
Словарик урока. (Слайд 5)
(Слайд 6) Житие Сергия
Рассказ учителя о Сергии Радонежском.
(слайд 7) Будущий святой, получивший при рождении имя Варфоломей, родился в селе Варницы (близ Ростова) в семье боярина Кирилла, служилого ростовских удельных князей, и его жены Марии.
В литературе встречается несколько различных дат его появления на свет. Высказывалось мнение, что Сергий появился на свет или в 1315, или в 1318 году. Днём рождения Сергия также называлось или 9 мая, либо 25 августа 1322 года. В сочинениях XIX века фигурировала дата 3 мая 1319 года. Этот разнобой мнений дал основание известному писателю Валентину Распутину с горечью утверждать, что «год рождения отрока Варфоломея потерян». Русская Церковь традиционно считает его днём рождения 3 мая 1314 года.
(Слайд 8) В возрасте 7 лет юного Варфоломея отдали обучаться грамоте в церковную школу вместе с братьями: старшим Стефаном и младшим Петром. В отличие от своих успешных в учёбе братьев Варфоломей существенно отставал в обучении. Учитель ругал его, родители огорчались и усовещивали, сам же он со слезами молился, но учёба вперед не продвигалась. И тогда случилось событие, о котором сообщают все жизнеописания Сергия.
Когда мальчику было 13 лет, по заданию отца он отправился в поле искать лошадей. Во время поисков он вышел на поляну и увидел под дубом старца-схимника, «святого и чудного, саном пресвитера, благообразного и подобного Ангелу, который стоял на поле под дубом и усердно, со слезами, молился». Увидев его, Варфоломей сначала смиренно поклонился, затем подошёл и стал вблизи, ожидая, когда тот кончит молитву. Старец, увидев мальчика, обратился к нему: «Что ты ищешь и чего хочешь, чадо?». Земно поклонившись, с глубоким душевным волнением, поведал ему своё горе и просил старца молиться, чтобы Бог помог ему одолеть грамоту. Помолившись, старец вынул из-за пазухи ковчежец и взял из него частицу просфоры, благословил и велел съесть, сказав: «то тебе дается в знамение благодати Божией и понимания Священного Писания о грамоте, чадо, не скорби: знай, что отныне Господь дарует тебе хорошее знание грамоты, большее, чем у твоих братьев и сверстников». После этого старец хотел уйти, но Варфоломей молил его посетить дом его родителей. За трапезой родители Варфоломея рассказали старцу многие знамения, сопровождавшие рождение сына их, и тот сказал: «знамением истинности моих слов будет для вас то, что после моего ухода отрок будет хорошо знать грамоту и понимать священные книги. И вот второе знамение вам и предсказание — отрок будет велик пред Богом и людьми за свою добродетельную жизнь». Сказав это, старец собрался уходить и напоследок промолвил:
| Сын ваш будет обителью Святой Троицы и многих приведет вслед за собой к пониманию Божественных заповедей. | |
Учитель. Начало монашеской жизни. (Слайд 9) Юность
Около 1328 года родители мальчика переехали в маленький город Радонеж, недалеко от Москвы. После смерти родителей Варфоломей отправился в Хотьково-Покровский монастырь, где уже иночествовал его овдовевший брат Стефан. Стремясь к «строжайшему монашеству», к пустынножитию, он оставался здесь недолго и, убедив Стефана, вместе с ним основал пустынь на берегу реки Кончуры, на холме Маковец посреди глухого Радонежского бора, где и построил (около 1335 года) небольшую деревянную церковь во имя Святой Троицы, на месте которой стоит теперь соборный храм также во имя Святой Троицы.
Не выдержав слишком сурового и аскетичного образа жизни, Стефан вскоре уехал в московский Богоявленский монастырь, где позднее стал игуменом. Варфоломей, оставшись в полном одиночестве, призвал некоего игумена Митрофана и принял от него постриг под именем Сергия, так как в тот день праздновалась память мучеников Сергия и Вакха. Ему было 23 года.
Доклад первого ученика (Слайд 10)
«Трудна жизнь в пустыне, жизнь печальная, жизнь суровая, во всем нужда, во всем лишения, неоткуда взять ни воды, ни питья, ни чего другого, нужного для жизни. Ведь не было к тому месту ни дорог, ни подношений ниоткуда; ведь не было тогда вокруг пустыни этой поблизости ни сел, ни домов, ни людей, живущих в них; ниоткуда не было к тому месту тропы человеческой, и не было ни прохожих, ни посетителей, но вокруг места этого со всех сторон был только лес, только глушь... Порой его смущали демонские козни и ужасы, а иногда зверей нападения, — ведь много зверей... в этой пустыне тогда жило. Некоторые из них стаями выли и с ревом приходили, а другие не вместе, но по два или по три или один за другим мимо проходили; некоторые из них вдалеке стояли, а другие близко подходили к блаженному и окружали его, и даже обнюхивали его... Блаженный же все посылавшиеся ему испытания с радостью терпел, за все благодарил Бога, а не протестовал, не унывал в трудностях... Против страхов пустыни Сергий молитвой вооружался, как в Лестнице сказано: «В тех местах, — сказано, где ты боишься, не ленись с молитвой проходить, но молитвой вооружись, и, простерши руки, именем Иисуса бей врагов. Молитву быстро услышав, помолится с нами тогда явившейся благой наш ангел-хранитель
Далее рассказ учителя. (Слайд 11).
Спустя несколько лет к преп. Сергию пришли первые ученики, долгое время число которых было не больше двенадцати. Монастырь становится известным митрополиту Алексию (он видел преп. Сергия своим преемником) и даже Константинопольскому патриарху, приславшему святому грамоту с предложением устроить в монастыре общежитие. Общежительной является особая форма монашеской жизни, возвращающая иночество к традициям православного Востока. В Троицкой обители был введен строгий Иерусалимский устав, который в течение ХIV в. распространился по православным странам (Византия, Сербия, Болгария, Русь). Ко времени введения общежития и устава число учеников преп. Сергия сильно возросло. Однажды вечером святой увидел из окна своей кельи множество чудесных птиц, летающих над обителью. Это был прообраз многочисленных учеников преподобного.
Доклад второго ученика.
Из «Жития пр. Сергия Радонежского»:
« Однажды святой согласно своему правилу бодрствовал и за братию молился, чтобы Господь помог им в трудностях жизни и подвигах. Когда он так молился, уже поздним вечером, услышал он голос, говорящий: «Сергий!» Он удивился необычному для ночи звуку и, сотворив молитву, открыл в келье окошко, желая узнать, чей это голос. И вот узрел он видение чудесное: появился на небе свет яркий, который всю ночную тьму разогнал; и ночь эта озарена была светом, дневной свет превосходившим в яркости. Услышал он вторично голос, говорящий: «Сергий!» Ты молишься за своих детей, и Господь моление твое принял. Смотри же внимательно и увидишь множество иноков, во имя святой и живоначальной Троицы собравшихся в твое стадо, которое ты наставляешь». Святой взглянул и увидел множество птиц очень красивых, прилетевших не только в монастырь, но и в окрестности монастыря. И голос был слышен, говорящий: «Как много ты видел птиц этих, так умножится стадо учеников твоих и после тебя не истощится, если они захотят по твоим стопам идти».
Рассказ учителя. Троице-Сергиева лавра (Слайд 12)
И уже сотни лет в самом сердце России, на горе Маковец, возвышается монастырь, Божия обитель, Троице-Сергиева Лавра, основанная когда-то юным отшельником. В северо-восточной части Московской области расположен город под названием Сергиев Посад. В центре его находится ансамбль Троице-Сергиевой Лавры - памятник культуры и искусства, занесенный в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Он является важнейшей городской достопримечательностью и историческим центром города. Почитая великого молитвенника Сергия, идут и едут в Троицкую Лавру многочисленные паломники, получая здесь духовную благодать у святых мощей основателя обители, помощь и укрепление на дальнейшую жизнь, благословение перед решающими событиями в жизни, испытывая радость прикосновения к живой монашеской традиции и русской православной духовности и красоте.
Кроме Троице-Сергиева монастыря, Сергий основал ещё несколько обителей (Благовещенскую и другие), а его ученики учредили до 40 монастырей, преимущественно в Северной Руси.
У нас есть возможность услышать перезвон колоколов на троицкой колокольне.
(Звучит колокольный звон, записанный в Троице-Сергиевой Лавре). (Слайд 13)
Скажите, а вы раньше слышали колокольный звон? Где? О чем возвещает звон колоколов?
Колокольный звон мог возвещать радость, "петь о счастье", как в стихотворении Г.Иванова:
Опять заря горит светла
Всех зорь чудесней,
Опять гудят колокола
Весенней песней.
О, Пасха красная, твой звон
Так сердцу сладок.
Несет нам разрешенье он
Всех, всех загадок!..
И утоленье скорби, бед,
Земных печалей.
Мы видим незакатный свет
Янтарных далей…
Весна и солнце - даль светла,
Прошло ненастье,
Пасхальные колокола
Поют о счастье…
Рассказ учителя. Так за какие же поступки Сергий получил имя «духовного отца России»?
По словам одного современника, Сергий «тихими и кроткими словами» мог действовать на самые загрубелые и ожесточённые сердца; очень часто примирял враждующих между собой князей, уговаривая их подчиняться великому князю московскому (например, ростовского князя — в 1356, нижегородского — в 1365, рязанского Олега и др.), благодаря чему ко времени Куликовской битвы почти все русские князья признали главенство Дмитрия Иоанновича. По версии жития, отправляясь на эту битву, последний в сопровождении князей, бояр и воевод поехал к Сергию, чтобы помолиться с ним и получить от него благословение. Благословляя его, Сергий предрёк ему победу и спасение от смерти и отпустил в поход двух своих иноков, Пересвета и Ослябю. Хотя, по канонам Русской Православной церкви, монахам и священнослужителям запрещено участвовать в боевых действиях.
(Слайд14 ).
После Куликовской битвы великий князь стал относиться ещё с большим благоговением к радонежскому игумену и пригласил его в 1389 скрепить духовное завещание, узаконивающее новый порядок престолонаследия от отца к старшему сыну.
(Слайд 15). Согласно житию, Сергий Радонежский совершил множество чудес. Люди приходили к нему из разных городов для исцеления, а иногда даже для того, чтобы просто увидеть его. Как утверждает житие, однажды он воскресил мальчика, который умер на руках отца, когда он нёс ребёнка к святому для исцеления.
Сергий Радонежский достиг глубокой старости. За шесть месяцев до кончины он передал игуменство ученику своему Никону, а сам предался совершенному безмолвию. Кончина его последовала после продолжительной болезни 25 сентября в 1391. Через 30 лет, 5 июля 1422 г., совершилось открытие мощей Сергия. Тогда же было установлено местное празднование его памяти в монастыре 25 сентября. В 1448 или 1449 году Сергий был причислен митрополитом Ионою к лику всероссийских святых.
(Слайд 16). В Успенском соборе находится деревянный гроб преподобного Сергия Радонежского, в котором его святое тело находилось в земле с 1392 года по 1422 год. Это одна из святынь собора.
Сегодня на уроке мы обзорно прошлись по жизненным ступеням преподобного Сергия Радонежского. Преподобный Сергий явился воспитателем и великим собирателем народного духа. Время в которое он жил, явилось переломной эпохой в жизни русского народа. “Тихость, кротость слова, молчание, смирение, безгневие, простота, любовь равная ко всем человекам” - эти качества Преподобного Сергия в течении всего его 50-летнегоиноческого подвига незаметно распространились по Руси, духовно врачуя, укрепляя и утешая русских людей. (Слайд 17)
(Слайд 18) Радонежский чудотворец – наше духовное богатство, ангел-хранитель Земли Русской, со всех концов идут и едут паломники в Троице-Сергиеву Лавру со своими недугами – телесными и душевными, идут, чтобы помолиться у раки с мощами, получить благословение, узнать духовные корни своего Отечества.
Нам нужно знать эти корни – тогда и воздух, которым мы дышим, будет целебен и вкусен, будет дороже взрастившая нас Земля, легче будет почувствовать каждому из нас назначение и смысл собственной жизни.
(Слайд 19) Тихий свет на Маковце - горе
Радугой цветёт над всей землёй:
Этот инок Сергий на заре
Молится с небес о нас с тобой.
Сейчас, как обобщение всего вышесказанного, мы посмотрим видеоряд о Троице-Сергиевой Лавре.
Рефлексия.
1) Кем и когда было написано «Житие Сергия Радонежского»?
(Оно написано учеником Сергия монахом Епифанием Премудрым в 1417- 1418 г.)
2) Какое имя получил будущий святой при рождении?
3) Основателем какого монастыря стал Сергий?
4) В каком городе находится Троице-Сергиева лавра?
5) Скажите, какими качествами обладал преподобный Сергий? Были ли у него отрицательные черты? (Милосердие, сострадание, доброта, трудолюбие, смирение, прозорливость, настойчивость, и т. д. ) А каким самым главным качеством должен был обладать святой? (Верить в бога)
6) В чём духовное наследие Сергия? Что оставил он для нас? (Свою обитель – первый крупнейший монастырь. Своих учеников, которые продолжали молитвенное дело преп. Сергия).
7) В виде смайликов, выскажите ваше отношение к уроку.
В качестве домашнего задания предлагается написать сочинение-эссе на тему «Что значит жить по совести?»
Литература.
1. Архиепископ Гомельский и Жлобинский Аристарх Православие в судьбах Отечества. Троице-Сергиева Лавра и русская культура. 1989 г.
2. Закон Божий / Сост. Серафим Слободской. — Свято-Троице-Сергиева Лавра, 1993.
3. Павел Флоренский. Троице-Сергива Лавра и Россия
4. Святые земли Русской / Сост. С. С. Бычков.— М.: Белый берег, 2002
6. Энциклопедия. История России. Москва, «Аванта плюс» 1997 г.
4. Яшина О. Н. «История Русской Православной Церкви».- М.: 5 за знания, 2007.
10