Просмотр содержимого документа
«Конспект урока всемирной истории в 6 классе "Древняя Индия"»
Тема урока: « Древняя Индия» Тип урока: урок изучения нового материала. Цели урока: 1.Формирование представлений учащихся о географическом положении Древней Индии, знакомство с растительным и животным миром и основными занятиями ее жителей.
2.Развитие восприятия, внимания, расширение кругозора учащихся.
3.Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации, воспитание уважительного отношения к истории, культуре и обычаям других народов.
Задачи урока: 1.Развитие умения работать с историческим документом, умения систематизировать информацию.
2.Формирование навыков учащихся получать информацию от исторической карты.
3.Развитие интереса к истории мотивации к учению.
Форма урока: Комбинированный урок: изучение нового материала с элементами практической работы. Структура урока: 1.Организационный этап.
2.Подготовка к активному усвоению знаний.
3.Изучение новой темы (план урока):
Местоположение Древней Индии.
Природные условия Древней Индии.
Занятия жителей Древней Индии.
4.Подведение итогов.
5.Объяснение домашнего задания.
Оборудование: -Учебник, компьютер, презентация.
-Отрывок документа «Диодор Сицилийский. Историческая библиотека», схема «Индия» для каждого ученика ( формат А 4).
Историческая карта «Древняя Индия и Древний Китай»
Методические приемы: Словесный. Наглядный.
Практический: составление путеводителя по Древней Индии.
Ожидаемые результаты: Освоение программного материала по теме урока: учащиеся должны уметь называть основные географические объекты полуострова Индостан, уметь рассказать о природе и основных занятиях жителей Древней Индии.
Расширение кругозора, развитие познавательного интереса и желания самостоятельно изучать историю и культуру Индии.
Приобщение к достижениям древнеиндийской цивилизации.
Ход урока: Вступительное слово. - Ребята, многие из вас, также как и я, любят путешествовать. Но какое же путешествие может быть в середине учебного года? И вот я вспомнила слова А. Твардовского: Есть два разряда путешествий, Один – пускаться с места вдаль, Другой – сидеть себе на месте, Листать тихонько календарь.
Взяв в руки старый календарь, на другой стороне я увидела карту одной большой страны. Эта страна – родина шахмат, родина арифметических чисел, которыми мы привычно пользуемся сегодня. Там живут слоны, есть непроходимые леса. А еще говорят, что мальчик Маугли тоже жил в этой стране.
Вопрос: Догадались ли вы, о какой стране идет речь? Ответ: это Индия.
1-й слайд (Тема урока).
Сегодня нам предстоит совершить увлекательное путешествие в эту страну. А что берут люди с собой, отправляясь в путешествие? Конечно, много разных вещей, но, как правило, они берут с собой путеводитель. У нас же путешествие будет виртуальным, но путеводитель мы составим настоящий. Древние греки называли Индию: волшебной, сказочной страной». Почему? Составляя путеводитель, мы постараемся ответить на этот вопрос.
2-й слайд (Логическое задание).
Чтобы ответить на этот вопрос, нам с вами необходимо обсудить следующие вопросы: каково местоположение Индии, ее природные условия, какие занятия являлись основными для жителей Древней Индии.
3-й слайд (План урока).
Для успеха путешествия, прежде всего, необходимо взять карту, по ней мы сразу же определим местонахождение Индии.
Работа с картой.
Ученики получают схематическую карту «Древняя Индия» (см. Приложение), на которой нанесены одни контуры, (можно взять и обычную контурную карту). Параллельно они работают с обычной картой в учебнике или атласе.
4-й слайд (Природные условия).
Вопросы и задания по работе с картой:
- На каком полуострове расположена Индия?
Ответ: на полуострове Индостан.
- Какими морями омывается этот полуостров?
Ответ: это Индийский океан и Аравийское море.
- Какие горы расположены на севере Индии?
Ответ: это горы Гималаи – самые высокие горы в мире.
5-й слайд (Гималаи).
- Какие реки протекают по территории Индии?
Ответ: это реки Инд и Ганг.
6-й слайд (Инд и Ганг).
- Как особенности географического положения Индии влияли на жизнь ее населения?
Ответ: 1). Большие реки создавали возможность для развития орошаемого земледелия; 2). Протяженная береговая линия благоприятствовала морской торговле; 3). Горы на севере защищали от холодных ветров и вражеских набегов. - Что было общего в природных условиях Древнего Египта, Междуречья и Древней Индии?
Ответ: это был жаркий климат, наличие больших рек: в Древнем Египте – Нил, в Междуречье – Тигр и Евфрат.
Дополнение:
Природные условия двух индийских рек различны. Если в долине Инда редко выпадают дожди, то в долине Ганга со второй половины июня по сентябрь льют дожди непрерывно и долину реки покрывают непроходимые леса и болота.
Вопрос: Как называются эти леса? Ответ: эти леса называются джунгли.
Работа с первоисточниками. Послушайте отрывок из индийской поэмы « Махабхарата»: В ветвях деревьев гнездились Шумели, порхали и пели Птицы лесные, и всюду… В дикой глуши попадались То кабан, то шакал, то буйвол, То рысь, то пантера… И светлая влага кипела Множеством рыб, Крокодилов и змей… И ветви обвивали хвостами, С криком качались на них Обезьяны,
По сучьям деревьев Ползали, перьями ярко блестя. Попугаи … На схеме нужно зафиксировать названия животных: кабан, шакал, буйвол, рысь, пантера, обезьяны, а также: крокодилы, змеи, рыбы, а также: птицы, в том числе попугаи.
Учитель: Давайте прогуляемся по джунглям. Повторяйте за мной движения: 1).Заходим в сумерки джунглей и сначала ничего не видим, зажмуриваем глаза - открываем (несколько раз). 2). Идем по тропинке ( ходьба на месте); стараемся высоко поднимать ноги - вдруг нам встретится змея (ходьба на месте с высоким подниманием бедра). 3). Увидели птицу слева, справа (поворот головы влево вправо). 4). Впереди увидели красивый цветок, понюхаем его (вытягивая шею вперед, втягиваем воздух носом). 5). Раздвигаем лианы на пути (разводим руками: правой, левой, двумя). 6). Вот вышли из джунглей, увидели солнышко, улыбнулись ему и потянулись вверх руками (потягивания). Шли мы по джунглям и вышли к поселку.
14-й слайд (Деревня среди джунглей).
Вопрос: Чем занимались жители Древней Индии? Прочитав отрывок из произведения древнегреческого историка Диодора Сицилийского «Историческая библиотека»,выясните основные занятия индийцев и напишите их на схеме. Диодор Сицилийский о природных богатствах Индии: « Много в Индии больших гор, поросших всевозможными деревьями. Много плодородных равнин, отличающихся красотой и пересеченных множеством рек. Большая часть индийских земель орошается и поэтому приносит урожай два раза в год. Изобилует Индия и разнообразными животными. Многочисленных и весьма крупных слонов выращивает индийская земля. Многих слонов индийцы отлавливают и подготавливают для участия в военных битвах. Земля их изобилует взращенными человеческими плодами и заключает в себе много разных металлов. Есть в ней много серебра, железа, олова и других металлов, необходимых для изготовления украшений, предметов повседневного пользования и для военного снаряжения. В Индии произрастает много проса, различных бобовых, а также рис. Каждый год там бывают два дождя. Один – зимний, когда сеют пшеницу, другой – летний: зреет рис, просо. В большинстве случаев жители Индии получают плоды обеих урожаев. Так как у индийцев земледельцы считаются священными и неприкосновенными, они поблизости от сражающихся занимаются своими работами, не замечая опасности. Воюющие стороны убивают друг друга, а тем, кто занимается земледелием, не причиняют никакого вреда».
Вывод: Основные занятия древних индийцев: земледелие. Они выращивают пшеницу и ячмень, рис и просо. А также много бобовых культур.
15-й слайд (Земледелие). 16-й слайд (Пшеница и ячмень). 17-й слайд (Рис). В более позднее время стали выращивать сахарный тростник, хлопок, появились чайные плантации и стали продаваться пряности, такие как перец. 18-й слайд (Сахарный тростник). 19-й слайд (Хлопок). 20-й слайд (Пряности). 21-й слайд (Чайная плантация). Другим основным занятием древних индийцев было скотоводство. 22-й слайд (Скотоводство). С особой любовью они относились к корове. Она давала молоко, из которого делали простоквашу, масло. А вот мяса коровы индийцы не ели, она считалась священным животным. Тот, кто убивал корову, считался преступником. 23-й слайд (Корова).
Работа с учебником. Мы выяснили основные занятия индийцев. А каковы же были их религиозные верования? Надо сказать, они сильно отличались от наших. Представьте, например, такую сценку: в индийской семье ссорятся муж и жена. «Смотри, - упрекает жена мужа, - будешь много пить, в следующий раз родишься червяком».
Вопрос: С какими верованиями связана такая угроза? Ответ: С верой в переселение душ (реинкарнация).
24-й слайд (Переселение душ). Или другой пример: некоторые индийцы ходят со специальной метелкой, чтобы не раздавить на дороге червяка или какую-нибудь другую букашку
. Вопрос: С какими верованиями связано такое поведение? Ответ: Тоже с верой в переселение душ (реинкарнация).
Ученики читают раздел о религиозных верованиях древних индийцев. Затем отвечают на поставленные вопросы. Если позволяет время, то можно дополнительно рассказать о буддизме и его отличиях от традиционной индийской религии.
25-й слайд (Индийские боги). Закрепление А теперь вы решите небольшой кроссворд (5 минут). Нужно передать свою работу для проверки соседу по парте.
Вопрос: Назовите ключевое слово кроссворда? Ответ: Будда.
26-й слайд (Кроссворд). 27-й слайд (Будда).
Вот и пришло время ответить на главный вопрос: Почему греки называли Индию «волшебной, сказочной страной»? Заключительное слово Итак, мы выяснили особенности географического положения Индии, занятия ее жителей, их религиозные верования. Но это только основа путеводителя. У нас нет главного – памятников культуры Древней Индии. Их вы нанесете на свои карты самостоятельно с помощью с помощью условных значков и подписей в легенде карты.
28-й слайд (Города). Источником здесь могут послужить учебник, энциклопедия для детей издательства «Аванта +», другие энциклопедии и справочники в нашей школьной библиотеке, а также исторические сайты и сайты туристических кампаний в Интернете (только будьте осторожны – нас интересуют памятники по истории Древней Индии, то есть до V века нашей эры, а авторы многих сайтов по незнанию причисляют к древнеиндийским памятники более позднего времени). Автор самого полного путеводителя (с самым большим числом памятников) получит приз.
Оценки за работу на уроке
Домашнее задание.
29-й слайд (Домашнее задание).
1) Прочитать параграф 18. 2) Закончить работу с путеводителем.