Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории средних веков на тему "Средневековая деревня и ее обитатели"»
Тема: Средневековая деревня и ее обитатели.
Цель: Формирование представление об образе жизни средневекового крестьянина, его роли в обществе.
Новые понятия: повинности, оброк, община, натуральное хозяйство.
Дать опережающее задание- подготовить доклад о буднях средневековой деревни
I Организационный момент
II Актуализация полученных знаний
Игра «Путаница»- расставьте буквы в нужном порядке и объясните значение понятий
КДЕКОС
ЦАРЬРЫ
ТУНРИР
БЕРГ
-Какие качества демонстрировали рыцари на войне, а какие дома? Как развлекались?
- Защита гербов (проверка д/з)
III Изучение нового материала
План:
Крестьяне перед лицом сеньора
Будни средневековой деревни
Натуральное хозяйство
Община
Сегодня мы с вами поговорим, о том как жили крестьяне в те далекие времена, какие работы им приходилось выполнять в хозяйстве феодала.(Запись темы)
«Нет земли без сеньора»
- Как вы понимаете данное высказывание?(ответы учащихся)
Такое правило существовало в Средние века. Вся земля IX-X вв. была захвачена феодалами. Поля, леса, луга даже реки и озера стали их собственностью. Возникла феодальная вотчина или поместье.
Феодальная вотчина – хозяйство феодала, в котором работали зависимые крестьяне
Крестьянские наделы
Господские наделы
Работа с тексом:
Господский двор, а позднее замок был обнесен оградой, впоследствии стеной. Здесь был дом феодала и его управляющего, амбары для хранения зерна, продуктов, конюшни и т.д.
Урожай с господских наделов поступал в амбары помещиков. Работая в своем хозяйстве крестьянин кормил себя и свою семью. На своих полях собственными орудиями труда. Леса и луга были захвачены феодалом, но крестьянин пользовался ими.
- Что входило в господский надел? Что в крестьянский? Как выглядели наделы?
- Как вы думаете, за то, что крестьянин пользовался землей, он нес какие-нибудь повинности??
- Так вот, за пользованием землей крестьянин нес повинности, а какие мы сейчас с вами прочитаем в документе. Работа с источником
Э.ле Гоз "Поэма о версонских вилланах"
Вилланы должны возить камень – без споров и сопротивления. В нем что ни день, то нужда. И на печах и на мельницах. Вилланы постоянно повинны службой. Строится ли дом – они должны подавать каменщикам камень и цемент…
…Первая работа в году – к Иванову дню. Вилланы должны косить луга, сгребать и собирать сено в копны и складывать его стогами на лугах, а потом вести на барский двор, куда укажут…
…Затем должны они очистить мельничные канавы, каждый приходит со своей лопатой, с лопатой же на шее идут они выгребать сухой и жидкий навоз. Такую работу делает виллан.
Но вот наступает август… Вилланы должны жать хлеб, собирать и связывать его в снопы, складывать скирдами среди поля и отвозить немедленно к амбарам. Эту службу несут они с детства, как несли ее предки. Так работают они на сеньора…
…А потом подходит время ярмарки «на лугу» и сентябрьский богородичный день, когда надо нести поросят. Если у виллана восемь поросят, то он берет двух наилучших, один для сеньора, который, конечно, не возьмет того, что похуже!..
…Если виллан выдает дочь замуж, за пределы сеньории, то сеньор получает пошлину – «кюллаж». Затем приходит вербное воскресенье, богом установленный праздник, когда нужно вести сеньору пошлину на овец, так как с вилланов по наследству требуется эта повинность. Если они не смогут уплатить в срок, то тем самым они передают себя на милость сеньора… После этого надо ехать в кузницу подковывать лошадей, потому что пора отправляться за дровами в лес…
…Виллан должен заплатить еще и за выпечку своего хлеба. Жена виллана отправляется к сеньориальной печи и исправно платит свой форнаж…
-Какие работы выполняли крестьяне на земле феодала?
-Какие повинности несли?
ПОВИННОСТИ – принудительные обязанности перед феодалом
ОБРОК БАРЩИНА ДЕНЕЖНЫЙ ОБРОК
( платежи крестьян феодалу продуктами) (десятая часть своих доходов церкви)
(Обработка поля своего сеньора) десятина
- На основании источника, назовите барщину и оброк. (Запись у доски)
2. А сейчас мы с вами послушаем, как жили крестьяне в деревни. (Выступление учащихся)
- Какой вывод мы можем сделать?
Вывод: из поколения крестьянин и его дети жили среди таких же как и он. Занимались хозяйством, несли повинности.
3.Рассказ учителя
В те времена крестьяне обеспечивали сельским хозяйством и изделиями из ремесла не только себя, но и своего господина и его семью, слуг, гостей. В своих вотчинах феодалы устраивали целые мастерские . Таким образом все необходимое для жизни людей производилось в самой вотчине , покупать приходилось только соль и железо. Такое хозяйство называлось натуральным.(Запись понятия)
Натуральное хозяйство – это хозяйство, в котором вещи и продукты изготавливались не для продажи, а для собственного потребления.
- А в наше время мы производим натуральное хозяйство?
4. – Как вы думаете, крестьянам легко ли жилось без помощи и поддержки?
- Вот именно, поэтому крестьяне из одной деревни, а иногда из соседней объединялись в общины. Они ведали хозяйственными делами. Собираясь на сельский сход, крестьяне решали важные вопросы, которые касались всех членов общины, когда, что и где сеять. Поровну делили участки земли и т.п.
IV Закрепление изученного материала
Вычеркните неверные утверждения
Феодальная вотчина – хозяйство феодала, в котором работали зависимые слуги.
Оброк-это обработка поля своего сеньора.
Барщина - Обработка поля своего сеньора.
Десятина - десятая часть дохода.
Натуральное хозяйство - это хозяйство, в котором вещи и продукты изготавливались для продажи .
Какие обязанности можно назвать оброком (подчеркните одной чертой), а барщиной (двумя чертами)
Обработка земли, дать животных, деланье, ограды, дать 6 мер пива, посев зерна, дать дрова.
V Подведение итога урока
- Что нового вы для себя узнали на уроке?
Д\З Составить краткий рассказ о жизни крестьянина в деревни.