II. Создание проблемной ситуации. Формулирование проблемы | Подведение учащегося к формулированию темы и цели урока | Все рядком лежат — Не развесть межой. Поглядеть: солдат. Где свой, где чужой? Белый был — красным стал: Кровь обагрила. Красным был — белый стал: Смерть побелила. М.Цветаева - Скажите, о каком историческом событии так пронзительно написала Марина Цветаева? - Да, Вы правы. Тема нашего занятия посвящена одному из самых сложных и дискуссионных вопросов отечественной истории «Гражданской войне и военной интервенции в России» Давайте попробуем совместно определить цель сегодняшнего нашего занятия. Для достижения этой цели нам необходимо рассмотреть ряд вопросов. Вопросы для рассмотрения: 1. Понятия «гражданская война» и «военная интервенция»; особенности Гражданской войны в России – работа со словарем. 2. Предпосылки и причины Гражданской войны в России – работа с учебником, информационной картой. 3. Расстановка противоборствующих сил – работа с историческими документами: «Расстановка противоборствующих сил – работа с историческими документами: Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа в редакции, ратифицированной III Всероссийским съездом советов», «Общие основания политической программы генерала Л.Г.Корнилова. Январь 1918 г.» Для организованной и плодотворной работы предлагаю вам распределиться по группам по интересам и умениям. - Для удобства в работе я предлагаю использовать информационную карту. Думаю, что она поможет логически выстроить цепь изучаемых событий и систематизировать наши знания. Также она вам поможет при подготовке к ЕГЭ. Работа с информационной картой будет продолжена на последующих уроках. | Координирует учебную деятельность, ведёт диалог с учащимися, дифференцирует задания уч-ся | Ф Ученик в результате обсуждения формулирует образовательную цель урока: Цель урока: - выяснить предпосылки и особенности Гражданской войны в России, рассмотреть расстановку противоборствующих сил в гражданском конфликте, их социальный состав и политические ориентации, последствия для судьбы страны в XX веке; | Регулятивные умения: Определять цель, проблему в деятельности: учебной и жизненно-практической, выдвигать версии. Коммуникативные: Планировать учебные действия с учителем. Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: логические действия - анализ объектов с целью выделения признаков. |
III. Актуализация опорных знаний учащихся | Подготовка мышления к построению учебных действий и фиксирования индивидуального затруднения, анализ возникшей ситуации | Давайте вспомним значения основных понятий Гражданской войны. Гражданская война – это вооруженная борьба между вооруженными группами населения, имевшая в своей основе глубокие социальные, национальные и политические противоречия. (академик Ю.А.Поляков) Вопрос классу: Найдите синоним этим объяснениям слова. Ответы учащихся. Таким образом, гражданская война – это …….(конфликт) Микромодуль мышления на основе воспоминания. Вопрос классу: – Если считать, что Гражданская война – это конфликт, то между какими понятиями проходит эта граница? А что же стоит в действительности за этим понятием? Какие картины возникают перед нашими глазами, когда мы произносим эти слова – Гражданская война? На доске прикреплен плакат с понятием «Гражданская война», на котором учащимся предлагается записать антонимы по следующему принципу: положительные понятия - на правой стороне плаката синим маркером, отрицательные понятия – на левой стороне плаката черным маркером В теме нашего занятия содержится еще одно понятие – военная интервенция. Давайте дадим ему определение. Иностранная интервенция – военное вмешательство иностранных государств во внутренние дела другого государства. Просмотр видеоролика -Предлагаю вам посмотреть видеоролик выступления В.И.Ленина перед петроградским пролетариатом и отметить особенность, свойственную именно Гражданской войне в России: она сопровождалась иностранной военной интервенцией. (запись в информационные карты) | Координирует учебную деятельность Организует самостоятельную работу уч-ся Организует выступление групп, обмен мнениями Ведёт диалог | Ф, Г, И, П Учащийся записывает определения в информационные карты Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. Изучают источники, исторические документы, заполняют информационные листы Работают в группах, обсуждают. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
IV. Познание нового путём изучения исторических документов | Получение новой информации; осмысление ее; соотнесение ее с уже имеющимися знаниями. | Почему же стала возможной Гражданская война в России? Каковы были ее предпосылки, т.е. предварительные условия? (ответы учащихся, работавших по этому вопросу) Как правая и левая рука, Твоя душа моей душе близка. Мы смежены блаженно и тепло Как правое и левое крыло. Но вихрь прошел и пропасть пролегла От правого до левого крыла М. Цветаева .- Как точно отмечено: пропасть пролегла от правого до левого крыла… Рушилась старая государственность, а вместе с ней и человеческие судьбы. Исконные традиционные ценности русского народа, основанные на вере, христианских традициях, общечеловеческие ценности, такие как милосердие, терпимость, гуманизм, нравственность, отодвигаются на второй план, уступая принципу «Кто не с нами, тот против нас», уступая место насилию и классовой ненависти. Страшная трагедия, окрасила граждан России в два цвета: красный и белый. Страшная пропасть пролегла между сыном и отцом, братьями, даже между любимыми. (Озвучивание результатов работы с историческими источниками) Проанализируйте данные таблицы в информационной карте. Каковы были последствия Гражданской войны для судьбы России? разрушение государственности традиционных ценностей потеря национальной элиты (отсюда коррупция и предательство национальных интересов) забвение, манкуртизм (политика уничтожения этнической или национальной идентичности, самосознания народа). | | Ф,Г,И Работа с учебником, учащиеся записывают предпосылки в информационную карту - Российская революция с самого начала несла в себе угрозу Гражданской войны потому, что она разделила общество на враждующие силы - Ситуация усугублялась тем, что революционный процесс развивался в условиях мировой войны - Бедность широких масс, слабость демократической культуры, также способствовали ожесточению борьбы Таким образом общественный кризис к концу 1917 года не прекратился, а перешел из революционной фазы в фазу гражданской войны, несомненно, более тяжелую. Теперь, зная условия, в которых началась Гражданская война, определим ее причины: - Обострение социально-экономических и политических противоречий в результате смены власти и изменения формы собственности - Экономическая политика большевиков - Неприятие политическими противниками большевиков Брестского мира с Германией - Доминирование в обществе психологической установки на конфронтацию и решение вопросов политики и повседневной жизни с оружием в руках Озвучивают результаты работы с историческими источниками: Работа с документом №1»Большевики» : Широкая социальная база. Хорошо знали психологию народа. Предлагали то, чего жаждал народ. Например, землю (никто же не знал, что ее потом отберут). Документ №2:Антибольшевистские силы не были однородны ни по социально-классовому происхождению его участников, ни по их политическим убеждениям. Предпринятый большевиками штурм частной собственности сплотил на время помещиков, капиталистов, торговцев, верхние слои интеллигенции, офицерства, казачества. Поддерживали Белое движение часть высокооплачиваемых рабочих, зажиточное крестьянство. Объединяла все эти разнородные силы идея восстановления государственности и порядка. Предоставляют классу информацию, самостоятельно добытую Слушают новые сведения. Выделяют для себя главное. Изучают источники, исторические документы, заполняют информационные листы Работают в группах, обсуждают. | Личностные: умение организовывать себя на выполнение поставленной задачи. Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, Регулятивные: умение запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени, выбирать средства для организации своего поведения, умение планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу (алгоритму), правилу, с использование норм, саморегуляция. |
V. Выражение решения проблемы. (Закрепление изученного, применяя метод дискуссии) | Целостное осмысление, обобщение полученной информации. Присвоение нового знания, новой информации учеником | Какие выводы мы можем сегодня сделать для себя, чтобы не повторить ошибок прошлого? Накапливать опыт мирного разрешения конфликтов, быть толерантными, терпимыми. Оставаться человеком в любой ситуации. | Организует диалог с обучающимися. | Ф Высказывают свои предположения. Доказывают правильность своего ответа. Вступают в диалог. | Личностные: осознание себя с судьбой страны, культурой. Познавательные: поиск и выделение необходимой информации, анализ, выдвижение гипотез и их обоснование, построение логической цепочки рассуждений, умение аргументировать свою точку зрения и делать выводы. Коммуникативные: умение слушать и слышать, умение выражать свои мысли, совершенствовать навыки работы в группе, проявлять толерантность, |
VI. Рефлексия | Формирование у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу. Самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности | Наше занятие подходит к концу. Вспомните цель, поставленную вначале. Соотнесите цель и результаты своей учебной деятельности, определите степень этого соответствия. А сейчас я предлагаю вам выразить своё отношение к Гражданской войне, написав синквейн, используя плакат «Гражданская война». Примерный вариант синквейна: Гражданская война Опасная, губительная Разорять, ликвидировать,терять Нравственное и моральное разложение общества Конфликт Домашнее задание: параграф 12-13, п.1-6. на выбор: 1) индивидуальные сообщения об участниках Гражданской войны. 2)творческая мастерская «Картинная галерея» (знакомство одноклассников с репродукциями картин по периоду и портретами участников событий). 3) творческая мастерская «Академия наук» (учащиеся представляют разработанный вариант тестового задания по теме по аналогу ЕГЭ). Выставление отметок. | Организует диалог с обучающимися Задаёт вопросы о цели занятия. | И Проговаривают новые знания, высказывают свои впечатления от занятия. | Регулятивные: оценка – выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено, а что ещё подлежит усвоению, осознание уровня и качества усвоения Личностные: личностное самоопределение |