Просмотр содержимого документа
«Конспект открытого урока истории на тему "Культура Шумера"»
ОТКРЫТЫЙ УРОК «КУЛЬТУРА ШУМЕРА», 5 класс
Добрый день, ребята! Давайте начнем урок. Садитесь. Я очень рада с вами познакомиться! Зовут меня Олеся Сергеевна, и урок истории сегодня проведу у вас я. Я знаю о вас очень мало, но знаю главное - что вы очень любите историю, и я тоже, вот у нас уже и есть с вами общие интересы! Поэтому думаю, что мы с вами сегодня хорошо поработаем.
На прошлом уроке, вы познакомились с первой цивилизацией в Междуречье – Шумерской цивилизацией, а так же узнали новые исторические термины. Подскажите мне, какое д/з вы получали на сегодняшний урок? = Поэтому, я предлагаю проверить ваши знания с помощью двух интересных заданий:
* Возьмите листочки с заданиями, сначала я поясню как выполнять оба, затем начнете работать. Прочитайте вслух 1 задание, что нужно сделать? 2 задание прочитайте = в тексте спрятаны 3 смысловые ошибки, что значит смысловые? (неверный факт) Их нужно найти, подчеркнуть, вспомнить, как изменить текст, чтобы смысл стал правильным. Когда все выполните, должны будете прочитать текст уже без смысловых ошибок.
1. Соотнесите термины (левая колонка) и их значение (правая колонка):
1. Династия а) древнейшая цивилизация в Междуречье
2. Государство б) жители страны, подчиненные царю
3. Шумер в) ряд правителей из одного рода, последовательно сменяющих друг друга по
праву наследования
4. Подданные. г) страна, имеющая единую систему власти, единые законы, армию, казну,
налоги, обладающая определенной территорией и границами
2. Исправьте ошибки в тексте (3 ошибки):
С древнегреческого языка слово «Месопотамия» переводится как Междуречье, то есть территория между реками Нил и Евфрат. В нижнем течении рек поселился народ «шумеры», которые пришли из Египта. Самыми маленькими городами Шумера были Ур, Урук, Лагаш.
* Проверить.
На слайде: иллюстрации. Сегодня мы с вами продолжим изучать жизнь в Шумерской цивилизации. А что именно, попробуйте догадаться сами по иллюстрациям на слайде. Попробуйте определить, о чем мы с вами будем говорить сегодня? Как будет звучать тема урока? = Записать тему «Культура Шумера».
Ребята, как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Что мы сегодня с вами узнаем? (На слайде: цели урока).
Цель: изучить культуру Шумера.
Задачи: 1. Узнать о письменности шумеров 2. Изучить литературу шумеров 3. Узнать о появлении наук у шумеров.
1) Ребята, как вы думаете, как у людей появилась письменность? Что людям нужно было записывать? (учет имущества, т.к. правители накопили уже множество богатств, и нужно было записать кому, сколько и что принадлежало)
Итак, давайте обратимся к иллюстрации на с. 43 (посмотрите, сначала шумеры с помощью знаков-рисунков изображали какой-либо предмет (наверху предмет, который шумерам нужно было записать, на второй строчке – знак-рисунок, который обозначал этот предмет. Как он назывался, посмотрите справа? - пиктограмма). Такой знак-рисунок назывался пиктограмма. Попробуйте сформулировать термин Пиктография (это древнейшее письмо с помощью рисунков). Если трудно – найти в п.1. Записать.
Со временем изображения стали упрощать, и постепенно рисунки превратились в знаки. А поскольку шумерские знаки выдавливались палочкой на влажной глине, они походили на клинья (Слайд). Поэтому письменность шумеров знаками-клиньями называлась клинопись. Записать.
Изобретение письменности было одним из величайших достижений человечества. Теперь, когда шумеры научились писать, они могли сохранять свои знания для других поколений? Теперь информация передавалась не только из «уст в уста», но и сохранялась в записях.
2) А так же, ребята, в Шумере были созданы первые поэмы, т.е. большое стихотворное произведение.
Первым литературным произведением была поэма о Гильгамеше. Кто такой Гильгамеш и почему о нем написали поэму я предлагаю вам узнать, прочитав ее в очень сжатом варианте, т.к. оригинал был написан на 12 табличках и у нас не хватит времени прочитать его полностью. У вас на столах лежат листочки с поэмой. Потом получите задание.
Хочу задать вам вопрос по содержанию: скажите мне, как вы поняли, для чего был сотворен Энкида? Попробуйте самостоятельно составить по 1 вопросу к тексту. Задайте его своему соседу и получите ответ! Вам на это даю пару минут.
3) Идем дальше, вы уже знаете, что одним из признаков цивилизации является развитие науки. Вот о науках в Шумере я вам предлагаю узнать самостоятельно, прочитав п.3 с. 45-46 а после ответить на мои вопросы.
Вопросы: 1. Верно ли, что шумеры составляли календари, вычисляли сроки лунных затмений, знали о поясе Зодиака?
2. Верно ли, что шумеры положили начало такой науке, как астрология? (астрономия)
3. Верно ли, что у шумеров была развита математика и особо почитаемыми были числа 15 и 30? (12 и 60)
4. Назовите, пожалуйста, отличия школы шумеров от современной школы? (только мальчики, начало занятий с восходом солнца, в храмах, занятия целый день, строгое наказание за нарушение дисциплины и плохие знания).
Давайте закрепим наши знания о культуре Шумера, разгадав кроссворд.
Вернемся к нашей цели. Как вы думаете, мы сегодня узнали о культуре Шумера?...
Ребята, есть ли ученики, которым можно поставить хорошие отметки за работу на уроке?
Какое будет у вас д/з? §10, термины. № 4 с. 47.
САМОАНАЛИЗ
Урок в теме «Древние цивилизации Месопотамии» 2-ой по счету, учащиеся знали о природе Междуречья, о городах, государствах, о занятиях шумеров. На эти знания я опиралась при проведении урока.
Тему урока, цели определили сами учащиеся, что соответствует требованиям ФГОС.
Чтобы заинтересовать учащихся я подготовила м/м презентацию, раздаточный материал, т.к. у учащихся этого возраста развито больше наглядно-образное мышление
Готовясь к уроку, я ставила перед собой как предметные, так и метапредметные цели.
Задача
Как решалась
Предметные
Усвоение терминов
Повтор терминов из д/з, знакомство с новыми терминами; решение кроссворда
Изучение особенностей письма шумеров
Работа с иллюстрациями в учебнике и в презентации
Изучение литературы шумеров
Чтение и составление вопросов по поэме о Гильгамеше
Изучение знаний и наук шумеров
Работа с текстом учебника и ответы на вопросы к тексту
Метапедметные
Умение работать с текстом
Работа с историческим источником, составление вопросов к тексту. Работа с текстом учебника и ответы на вопросы.
Формирование коммуникативных навыков
Работа в парах; оценивание учебной деятельности одноклассников
Рефлексия собственной деятельности
Поведение итогов урока через вопрос: Удалось ли нам достичь поставленной цели?
Считаю, что на уроке мне удалось реализовать поставленные цели, о чем свидетельствует активность ребят, и успешное решение кроссворда, который был заключительным этапом – закрепление знаний.