Разработка урока по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"
Разработка урока по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах"
Данную разработку можно применять на открытых уроках в 5 классе. К ней имеется презентация и опорный конспект для детей. На уроке используюьтя проблемно-поисковой, игровой методы обучения, упражнения - энергизаторы. Цели урока: Образовательная: подвести учащихся к пониманию понятия "демократия", показать учащимся движение исторического конфликта между демосом и аристократией. Развивающая: развивать у учащихся способности к воображению, способность опрежающего осмысления действий субъектов истории (демоса и аристократии) в событии. Предметно-практическая: создать ситуацию соучастия посредством ролевой игры. Воспитательная: активизировать переживания несправедливости, сострадания на индивидуальном уровне
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Разработка урока по истории Древнего мира "Зарождение демократии в Афинах" »
Открытый урок по истории
по теме «Зарождение демократии в Афинах»
5 класс.
Цели урока:
Образовательная: подвести учащихся к пониманию понятия «демократия», показать учащимся движение исторического конфликта между демосом и аристократией.
Развивающая: развивать у учащихся способность к воображению о деятельности Солона, способность опережающего осмысления действий субъектов истории (демоса и аристократии) в событии.
Проблемно - практическая: создать ситуацию соучастия посредством ролевой игры.
Воспитательная: активизировать переживания несправедливости, сострадания на индивидуальном уровне.
Ход урока.
1)Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Викторовна, и сегодня я проведу у вас урок истории. Но для начала мне хотелось бы зарядить вас хорошим настроением. Для этого я предлагаю вам выйти и стать в круг. Сейчас я буду посылать вам импульс. Кто его получает, передает другому я даю посылая вам импульс на хорошее рабочее настроение, на получение новых знаний. Желаю вам узнать новые понятия, события, познакомиться с новыми историческими личностями. Присаживайтесь на свои места.
2)Ребята, вы любите путешествовать ? (Ответы детей.) тогда я предлагаю вам отправиться в путешествие на машине времени. С собой возьмем ваши тетради, которые будут дневниками наблюдений и учебники – путеводители. Пристегните ремни. Готовы? Тогда полетели. ( 2 слайд).
3)Посмотрите, ребята, наша машина времени перенесла нас в Афины VI в.д.н.э. (3 слайд) , а значит… Харейте, пайдес! Калой кай агатой! Здравствуйте, дети! Красивые и совершенные! Именно такими словами встретят нас жители города Афины. Скажите, пожалуйста, а какие жители с нами поздороваются? Кто живет в Афинах? На какие группы мы можем поделить население Аттики? (Ответы детей).
4) Все свободные граждане в Греции, народ назывался демосом (4 слайд)
Откройте свои дневники наблюдений, запишите число, классная работа, ниже понятие «демос».
Итак, население Афин можно поделить на следующие группы: ( 5 слайд) (Схема озвучивается)
? Что вы знаете о рабах-должниках? (ответы детей)
? Как они связаны с демосом? (ответы детей)
Господство аристократов, бедственное положение демоса вызывало его недовольство. Демос добивался отмены долгового рабства, права участвовать в управлении страной, передела земли. К началу VI в.д.н.э .борьба между демосом и аристократами обострилась. Бедняки вооружались дубинами, кирками. Начались кровавые столкновения, с обеих сторон были убитые и раненые. Готовилось всеобщее восстание. В этих условиях аристократы решили пойти на уступки. Давайте с вами представим, что мы находимся на заседании Народного собрания. (6 слайд)( 1 группа детей – демос, 2- аристократы, 3- примирительная комиссия). Вы будете демосом, вы- аристократией, вы – примирительной комиссией. Я выступлю в роли Архонта – представителя власти. ( Одеваю накидку)
5) Архонт: Сограждане! По праву главного в этом году архонта я открываю сегодня наше Народное собрание. Давно не была площадь славных Афин такой многолюдной: вижу вас, пахари Приморья в запыленных сандалиях; вижу гончаров из Керамика, даже бездельник Ксенофонт красуется здесь в своей золотой цепи. Мне бы радоваться вашему вниманию к делам города - но нет: тяжело у меня на сердце. Не забота об общем благе, а вражда и ненависть привели вас сюда.
Афины стоят на грани войны, самой страшной из возможных, - войны между своими. Постепенно, но неотвратимо мы шли к ней. Многие наши сограждане, что не могут похвастаться известностью своих предков, в последние годы преуспели. Они пускались в опасный путь к новым землям и выгодно продавали там оливковое масло и вино. Теперь эти простые афиняне не так просты, как их предки, и требуют уважения к себе и своим мыслям о том, как должен жить город: они сами хотят управлять собой и им.
Другим же из вас не так повезло: ваши доходы даже уменьшились. Ведь растет спрос на греческое вино и масло, и аристократы приобрели много ваших земель под свои сады. Ареопаг, где заседают главы знатных родов, принял законы о продаже в рабство неимущих должников: эллины порабощают эллинов! Многим из вас знаком тот леденящий ужас, который вызывает вид долгового камня, поставленного на участке.
Но и знатные люди Афин не слишком радостно смотрят в будущее. Нарушаются традиции, когда за покой и разумное управление отвечали прекрасные и добрые, с детства, готовившие себя к этой сложной роли. «Куда заведет нас своемыслие черни?»- говорят знатные.
Но, видимо Зевс не хочет гибели города любимой дочери Афины: он привел вас на сегодняшнее собрание. И мы должны сейчас, наконец, высказать друг другу свои претензии и сообща найти выход. Иначе – война. Я предлагаю вам обсудить в группах претензии друг к другу, чего вы друг от друга хотите, а наша комиссия, внимательно вас выслушает и предложит вариант решения проблемы, ответит на вопрос: Свободные греки превращаются в рабов. Допустима ли подобная участь для эллина?
( дети работают в группах, обсуждают взаимные претензии)
Если вы готовы, то высказывать претензии будем по - очереди, по 1 человеку, и говорить нужно столько времени, сколько бежит песок в этих часах. (Прения сторон).
А сейчас я предоставляю слово нашей примирительной комиссии. Итак, скажите, допустимо ли превращать свободных греков в рабов? (отвечают). Как вы думаете, как можно примирить демос и аристократию? (отвечают).
Сограждане! Жители великих Афин! Собрание показало, что страсти не утихают. Как же быть? ( снимаю накидку).
6) А решил проблему человек, которому принадлежит это кольцо с надписью «Все пройдет» ( показываю кольцо) и слова : «Нельзя считать человека счастливым, пока неизвестно как окончилась его жизнь»
Он происходил из знатного рода, нужды не знал, но и богатым не был.. с молодых лет вел морскую торговлю, которая в Греции считалась почетным занятием.. Всю жизнь он учился, пополняя свои обширные знания «Стар становлюсь, но всегда многому всюду учусь», говорил он о себе Исключительно честен, одарен умом, писал стихи , все это говорили о Солоне.. ( 7 слайд) В 594 г.д.н.э. знать и демос сообща на Народном собрании избрали его архонтом. «Богатые его знали как человека зажиточного, бедные - как честного». Именно ему было поручено примирить и тех, и других.
В целях примирения аристократов и демоса Солон в 594г.д.н.э. провел реформы.
7) Реформы - это преобразования в какой-либо области. (8слайд) . Давайте запишем определение этого понятия в дневники наблюдений. (дети записывают). Что же такое реформа?
Например, мама из своего платья сшила папе галстук, преобразовала платье, придала ему новую форму., т.е. провела реформу платья. Или папу решил провести реформу шкафа – сделать из него стол. Преобразовал он шкаф? Да. Или же пришел директор вашей школы и сказал, что с сегодняшнего дня в 5 классе оценки ставить не будут. Т.е. он тоже провел реформу оценивания ваших знаний. Понятно? Если да, то приведите свои примеры преобразований. ( приводят примеры.)
Давайте посмотрим и запишем в своих дневниках наблюдений в своих дневниках наблюдений все реформы, которые провел Солон.(9 слайд)
снятие долговых камней. Давайте обратимся к нашему путеводителю и прочтем про себя 2 пункт п.30 . (читают). Ответьте мне на вопрос: к чему правела эта реформа? (должны ответить, что если должник не сумел отдать долг, то его запрещалось обращать в рабство.)
Любой свободный гражданин мог быть судьей;
Поощрение развития ремесла и торговли;
Все мужчины - уроженцы Аттики – объявлялись гражданами, делились на 4 группы в зависимости от размера имущества и имели разные права и обязанности:1-аристократы, 2-дружина, 3- демос, 4- рабы. (10 слайд)
Скажите, как изменился состав населения Аттики? (отвечают)
Высшим органом, выражавшим волю народа, стало Народное собрание, т.е. власть стала принадлежать народу. Народ по-гречески- демос, власть- кратос, следовательно народная власть или власть народа – демократия. (11 слайд) Именно реформы Солона привели к зарождению демократии в Афинах ( показываю на тему урока, записанную на доске). Более подробно с этим понятием вы будете знакомиться на следующих уроках.
8) А сейчас, я думаю нам пора возвращаться на нашей машине времени домой. (12 слайд).
Ой, ребята, посмотрите. Я нечаянно прихватила записи какого- то афинянина, но они непонятные, в них пропущены слова. Давайте вместе прочтем. (Выполняют задание: вставляют пропущенные слова) (13 слайд)
Переверните листочки, которые вы лежат у вас на столах. На них вы видите конспект сегодняшней темы, который прочтете дома.
9)Дома вы прочтет п. 30 и ответите на вопрос: почему Солон своими реформами вызвал недовольство и демоса, и знати? Мог ли он удовлетворить интересы и тех, и других.(14 слайд)
10) А сейчас я попрошу всех поставить руки на локти, “открыв” мне ладони. Я буду произносить поочередно несколько предложений. Если вы согласны полностью с предложением, то ладони открыты, если совсем не согласны – два кулачка. Всем понятно? Итак,