«Завоевание Римом Италии»
Цель урока: познакомить учащихся с тем, как происходило завоевание Италии.
Задачи:
- охарактеризовать общественно – политического устройство Римской республики;
- развивать умение работать с учебником, находить нужную информацию.
Основные понятия: галлы, легион, легионер, легат, манипула, катапульта.
Оборудование: презентация, раздаточный материал, тетради
ХОД УРОКА.
1. Организационное начало урока.
2. Проверка домашнего задания: чтение докладов на тему «Что нового вы узнали о современной Италии?»
3. Сообщение темы и целей урока.
Возникновение республики.
Нашествие галлов.
Военные победы римлян.
4.Изучение нового материала
Посмотрите на карту и предположите, чем вызваны изменения на карте?
Примерные ответы учащихся
Правильно, Рим начал свои завоевательные войны и подчинил своему влиянию огромные территории. Об этом и пойдет речь на сегодняшнем уроке. Но для начала давайте разберемся с политическим устройством Римского государства.
После того, как был изгнан Тарквиний, римляне провозгласили, что отныне управление не будет находиться в одних руках.
В 509 г до н.э. в Риме установилась республика.
Республика - форма правления, при котором власть сосредоточена в руках избранных правителей.
Работа учащихся по предложенному документу
Римляне стали выбирать двух консулов сроком на один год. Эти правители стали называться консулы.
Плебеи права участвовать в управлении не получили, хотя военную службу несли вместе с патрициями. В 494 г. до н.э. плебеи ушли из Рима, когда город остро нуждался в воинской службе. Патриции пошли на уступки. Плебеям разрешили создавать свое Народное собрание. Из числа плебеев стали избирать НАРОДНЫХ ТРИБУНОВ.
Любой плебей мог обратиться к народному трибуну с просьбой о защите. Двери его дома всегда были открыты, ему запрещалось покидать город более чем на сутки. Народные трибуны присутствовали на заседаниях сената, но скромно стояли у входа. Если сенат принимал постановление, направленное против плебеев, то трибуны произносил слово «Запрещаю!» ( по лат. – вето). Его личность была неприкосновенна.
Нашествие галлов
Работа учащихся с контурной картой
В 390-м году до н.э. над Римом нависла страшная угроза. Через Альпы в Италию хлынули полчища галльских племён. Город был захвачен, римляне разбиты. Устояла лишь маленькая крепость на крутом Капитолийском холме. Началась длительная
его осада.
Римляне долго защищали эту крепость. Они были измученные и уставшие. Галлы отважились на штурм. Ночью они полезли по скалам вверх. Стражники спали, и лишь гуси, жившие при храме богини Юноны, услышали шорох и начали гоготать. От их шума проснулись стражники и они сбросили галлов вниз.
Галлы были отбиты и решили уйти, взяв с Рима золото. При взвешивании они стали плутовать, римляне возмутились, но вождь галлов, бросил свой меч на чашу с гирями со словами «Горе побежденным!». Римлянам пришлось отдать больше назначенного, лишь бы галлы покинули их территорию. После этого события римляне стали больше беспокоиться о защите своего города и окружили его мощной стеной.
5. Подведение итога урока.
6. Домашнее задание: §45, записи, термины, творческое задание- нарисовать сюжет, как гуси спасают Рим.