kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока "Русь и Литва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательные:

  • Сформировать представление о Русско-Литовском государстве;
  • Охарактеризовать причины образования Литовского княжества;
  • Разобраться в политическом устройстве Литовско-Русского государства и в религиозной политике его первых князей;
  • Показать последствия присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;

Развивающие:

  • Продолжать работу над развитием умений самостоятельно извлекать из карты информацию о ходе исторических событий.
  • Работать над развитием устной речи;
  • Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к истории;
  • Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.
  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Русь и Литва" »

Урок по истории России «Русь и Литва»

Цели урока.

Образовательные:

  • Сформировать представление о Русско-Литовском государстве;

  • Охарактеризовать причины образования Литовского княжества;

  • Разобраться в политическом устройстве Литовско-Русского государства и в религиозной политике его первых князей;

  • Показать последствия присоединения русских земель к Великому княжеству Литовскому;

Развивающие:

  • Продолжать работу над развитием умений самостоятельно извлекать из карты информацию о ходе исторических событий.

  • Работать над развитием устной речи;

  • Развивать навыки работы с учебником и дополнительным материалом, умение сравнивать, выделять главное, обобщать, делать выводы.

Воспитательные:

  • Формирование интереса к истории;

  • Воспитывать уважение к традициям и историческому прошлому своей Родины.

  • Способствовать нравственному воспитанию учащихся.

Основные понятия урока: Литовско-Русское государство - Великое княжество Литовское, Вильно - многонациональный город, столица разных культур, вероисповеданий и традиций, Гедиминовичи, Ольгердовичи.

Преемственные связи.

  • Внутрипредметные: 6 класс Средние века - Образование централизованных государств в Европе

Средства обучения: презентация "Русь и Литва"

1. Данилов А.А. История России. С древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. М.: Просвещение, 2012.

2. Данилов А.А., Косулина Л.Г. История России с древнейших времен до конца XVI в. 6 класс. Рабочая тетрадь. М.: Просвещение, 2012.







ХОД УРОКА

1. Оргмомент.

2. Сообщение темы и целей урока.

3. Опрос по вопросам домашнего задания и ранее изученного материала.

I. Опрос:

Устный блиц-опрос (фронтальный).

"Аукцион знаний".

1). Какой период истории Древней Руси мы изучаем?

- "Русь во второй половине XII - XIII в."

2). Чем, какими основными событиями характеризуется этот период?

- раздроблением Древнерусского государства, в истории этот период называется "феодальной раздробленностью" - а это закономерный процесс обособления отдельных земель во главе с князьями, претендующими на политическую самостоятельность.

3). В чем причины феодальной раздробленности?

- междоусобные распри;

- порядок управления в Древнерусском государстве;

- порядок наследования;

- подрыв обороноспособности Древнерусского государства;

- упадок Киевской земли от набегов степняков (половцев).

4). Перечислите наиболее крупные княжества, образовавшиеся в результате феодальной раздробленности?

- Киевское, Черниговское, Новгородское, Владимиро-Суздальское, Галицко-Волынское.

5). Какие события происходят в начале XIII в.?

- В начале XIII в. монгольские племена во главе с Чингисханом вторгаются в Половецкую степь.

31 мая 1223 г. происходит битва на р. Калке. Русские рати разбиты, а монголы, потерпев ряд поражений на Волге вернулись обратно.

6). Когда хан Батый начал поход на Русь? Каковы последствия нашествия Батыя на Русь?

- хан Батый начал поход на Русь в 1236 г.

- 1237 г.- рязанское княжество было подвергнуто первому удару, город Рязань был стерт с лица земли.

Затем были разорены: Владимир, Торжок, Козельск (Батый назвал Козельск "злым городом");

1240 г. - г.Киев.

7). Какое еще испытание пришлось выдержать русскому народу одновременно с монгольским нашествием?

- Руси пришлось бороться с западными завоевателями: немцами, шведами.

8). В каком году произошла битва, за которую Александр Ярославович - князь новгородский был прозван Невским ?

- 15 июля 1240 г. - кн.Александр с русским войском одержал блестящую победу на Неве, за которую народ прозвал Александра Ярославича НЕВСКИМ.

9). Какая битва вошла в историю под названием Ледового побоища?

- 5 апреля 1242 г. - битва на льду Чудского озера вошла в историю под названием Ледового побоища

Т.О., в результате битв на Неве и Чудском озере было отбито нападение на Русь ее северо-западных соседей.

10). Что такое ярлык ?

- это особая ханская грамота на княжение, дававшая право русскому князю властвовать в своих землях. В 1243 г. хан Батый стал правителем собственного государства. На Руси это государство называли ЗОЛОТОЙ ОРДОЙ. Его столицей стал город Сарай .Русские люди называли жителей Золотой Орды ордынцами или татарами. Русские земли не вошли в состав Золотой Орды, но попали в вассальную зависимость от нее. На Руси продолжали действовать древнерусские традиции наследования княжеств, но ордынская власть поставила их под свой контроль.

11). Как называлась регулярная дань, которую собирали на Руси для хана Золотой Орды?

- ежегодные платежи Орде, называвшиеся на Руси - выходом, или ордынской данью.

12). Как называли ханских наместников, посланных в русские города, чтобы следить за сбором дани и отправкой ее в Орду?

- их называли БАСКАКАМИ, которые опираясь на вооруженные отряды, следили, чтобы население исправно платило дань.

Подведение итогов опроса:

Таким образом, Русь во второй половине XII - XIII в.в. характеризуется:

- феодальной раздробленностью;

- выделением таких крупных княжеств как Владимиро-Суздальское, Новгородское, Галицко-Волынское;

- так же нашествием монгольских племён на Русь;

- в результате монгольского нашествия Русь попадает под ордынское владычество, которое имело как экономические, так политические и культурные последствия.

- Руси пришлось пройти ещё одно испытание - это борьба с западными завоевателями (немцами, шведами);

4. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.

План.

1) Формирование Литовско-Русского государства.

2) Имена, вошедшие в историю.

3) Особенности государства Великое княжество Литовское.

4) Значение присоединения русских земель к Литве.

Консолидация Великого княжества Литовского проходила на фоне сопротивления крестоносцам Тевтонского ордена в Пруссии и Ордена меченосцев в Ливонии. Бурные события конца 1230-х - начала 1240-х годов (монгольское нашествие, экспансия крестоносцев) не позволяют с точностью установить детали образования Великого княжества Литовского. Можно определенно говорить, что к 1244-1246 годам Великое княжество Литовское уже существовало как государство во главе с Миндовгом, имевшем титул великого князя литовского.  Работа с картой.

Учащиеся начинают заполнять таблицу.

Литовские князья

Даты княжения

Основные события княжения

Миндовг

Войшелк

Гедимин

Ольгерд

Ягайло

Витовт, в крещении - Александр 

(1230 - 1264)

(1264-1267)

(1315 - 1341)

 (1345- 1377)

(1377-1381, 1382-1392) Внук Гедимина, сын Ольгерда и православной княгини Юлиании. Родоначальник династии Ягеллонов.

 (1350-1430), князь гродненский, великий князь Литовский (с 1392), сын Кейстута, двоюродный брат Ягайло.

 





II. Формирование Литовско-Русского государства.

Западным землям Руси, прикрытым от ордынских всадников владениями соседей, лесами и болотами, удалось избежать нашествия Батыя, в то время как Северо-Восточная Русь оказалась разгромлена монголами.

Соседями Западной Руси были литовские племена. К нач.XIII в. чтобы противостоять захватчикам, они объединились и создали государство во главе с князем МИНДОВГОМ ( 1230-1264), отважным, жестоким, коварным правителем. Его поддержала русская знать Гродно, Пинска, Берестья и др. земли Западной Руси.

С этого момента это новое государство было русско-литовским.

Русско-литовские земли объединились для того, чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока.

Управлять русскими землями Миндовг поставил своего старшего сына ВОЙШЕЛКА. Но вскоре Войшелк крестился по православному обряду, стал монахом, власть передал русскому князю Роману Даниловичу.

Миндовг, надеясь остановить натиск рыцарских орденов, согласился принять католичество, но союз с Римом не оправдал надежд литовского князя и в 1261 г. он отрекся от христианства.

В 1263 г. Миндовг вместе с двумя младшими сыновьями был убит в ходе усобиц среди литовской знати.

С помощью русских ратей православный литовский князь-монах Войшелк утвердился в литовских и русских землях, но в 1267 г. он был вероломно убит.

III. Своего расцвета Литовско-Русское государство достигло при Гедимине.

Присоединив западные территории Руси, Гедимин обратил свой взор на древнюю столицу Русского государства Киев, который после ордынских набегов пришел в полный упадок, в результате в конце 20-х - нач. 30-х годов XIV века Киевское княжество признало власть Гедимина

За счет присоединения русских земель Гедимин раздвинул далеко на юг и восток границы своего государства. Оно стало именоваться Великим княжеством Литовским.

Установление власти литовских князей проходило сравнительно мирно, поскольку условия присоединения русских земель к Литовскому государству удовлетворяли и бояр , и горожан, и даже церковь.

IV. Характер Литовско-Русского государства.

Государство Гедимина напоминало Русь времен первых русских князей. Земли сохранили свои обычаи и традиции, прежний порядок управления. Гедимин заменил лишь правителей, усадив на местные престолы своих родственников - Гедиминовичей.

Некоторые их них приняли православие. Князья - наместники собирали и уплачивали дань великому литовскому князю. Русское население рассматривало ее как плату литовскому князю за защиту от иноземных нападений.

При Гедимине столицей государства стал основанный им город Вильно.

Здесь же появились первые католические монастыри. Увеличился приток населения из стран Западной Европы.

Здесь же уживались друг с другом представители многих культур и традиций.

В европейских государствах Гедимина называли "королем Литвы и Руси".

Гедимин, оставаясь язычником, не ущемлял права православной церкви.

В то же время он установил контакты с католической церковью, даже пообещал папе крестить Литву по западному обряду в случае прекращения нашествия крестоносцев.

1324 г. - в Литву прибыло папское посольство, но против введения католицизма выступили и языческая литовская знать, и русское православное население, с ними Гедимин не мог не считаться.

Умирая Гедимин разделил владения между сыновьями.

Ольгерд - сын русской княжны Ольги - получил восточную часть государства, где преобладали русские земли. Он продолжил политику отца по "собиранию" русских земель. Были присоединены: Брянская, Северская, Черниговская и Подольская земли. Волынь так же была закреплена за Литвой.

В 1377 г., после смерти Ольгерда, в княжестве начались новые усобицы, в результате которых у власти оказались сын Ольгерда Ягайло и Витовт.

Подводя итог всему сказанному нам необходимо определить, в чем же значение присоединения русских земель к Литве?

/проблемно-познавательная задача/

Учащиеся самостоятельно читают текст на стр. 132-134 (3 мин.)

Итак, давайте определим:

В чем же значение присоединения русских земель к Литве?

- присоединение имело положительное значение;

- русские княжества освобождались от ига Орды;

- совместными усилиями удалось противостоять угрозе как с востока, так и с запада;

- высокая культура русских земель, богатый государственный опыт оказывали положительное влияние на литовскую культуру и государственность;

- литовский народ стремился к сотрудничеству с населением русских земель;

Русский язык стал государственным языком Великого княжества Литовского;

- большим авторитетом пользовалась православная церковь.

Таким образом, присоединив к себе западные и юго-западные земли Руси, оградив их от ордынского владычества, Литва могла стать центром притяжения и для северо-восточных и северо-западных ее земель.

Учитель: Итак, подводя итог, мы можем сказать, что в XIII - XIV веках сформировалось и достигло расцвета Великое княжество Литовское.

Особенностью этого государства было то, что на его территории жили и литовцы, и русские; что политические и культурные традиции Руси оказали сильное влияние на Великое княжество Литовское.

5. ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА:

- Какие племена были соседями Западной Руси? (литовские племена)

- Какое имя носил князь, ставший во главе Литовского княжества? (Миндовг 1230-1264 гг.)

- Как стало называться новое государство? (русско-литовским )

- Какова была цель объединения русских и литовских земель? (чтобы совместными усилиями противостоять опаснейшим врагам, которые угрожали как с запада, так и с востока );

- При ком своего расцвета достигло Литовско-Русское государство? (при Гедимине )

- Назовите характерные признаки Литовско-Русского государства? (- русские земли сохранили свои обычаи и традиции; - собирали и уплачивали дань великому литовскому князю. а так же рассматривали ее как плату литовскому князю за защиту от иноземных нападений и сохранении спокойствия);

- Какой город стал столицей? (г. Вильно);

- Смогло ли папское посольство крестить Литву по западному образцу? (- нет, т.к. против были и языческая литовская знать, и русское православное население );

- Кто стал во главе восточной части государства после смерти Гедимина? (его сын - Ольгерд );

- После смерти Ольгерда, кто оказался у власти? (- сын Ольгерда - Ягайло, племянник - Витовт).



6. РЕФЛЕКСИЯ.

1). Я узнал (ла) на уроке

2). Я понял (ла), что

3). Я думаю что



8. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ - параграф 15, задания в рабочей тетради к параграф 15.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока "Русь и Литва"

Автор: Самочкина Гульназ Хуснулловна

Дата: 28.01.2015

Номер свидетельства: 163168

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Конспект урока по истории на тему: " Версальско - Вашингтонская конференция" "
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-uroka-po-istorii-na-tiemu-viersal-sko-vashinghtonskaia-konfierientsiia"
    ["file_id"] => string(6) "160092"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422002366"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства