Конспект урока по истории Казахстана «Расселение сакских племён»
Сабақ. Урок 31. 6 класс.
Тақырып. Тема: Расселение саков. Сакское общество.
Оқыту мен тәрбиелеудің міндеттері.( учебно-воспитательные задачи, триединая цель):
- познакомить учащихся со сведениями о расселении сакских племен, общественным устройством сакского общества.
- развить способность к мышлению, умения устанавливать причинно-следственные связи и приходить к верным умозаключениям, навыки работы с картой;
- воспитывать у учащихся патриотизм, уважение к предкам
Құрал-жабдықтар, көрнекті құралдар. Оборудование, наглядные пособия:
ИД, презентация «Расселение саков. Сакское общество»
Сабақ түрі Тип урока: Изучения нового материала с элементами повторения
Әдіс-тәсілдер. Методы:
1. Поисковый (эвристический)
2. Объяснительно-иллюстративный
3. Репродуктивный
Сабақ барысы. Ход урока:
I. Организационный момент
II. Введение в тему
?? В чём причины перехода к кочевому скотоводству?
?? Какие стадии развития кочевничества выделяют учёные?
?? К какому времени, исторической эпохе относится переход к кочевому скотоводству?
В истории нашей страны железный век охватывает период с VIII до н. э. по VI век н. э. В этот исторический период укреплялись родоплеменные отношения.
Роды объединялись ---- племена ---- союзы племен
К таким раннеплеменным объединениям относятся союзы саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
В железном веке в результате распада родовой общины на основе племенных союзов возникли государства саков, уйсунов, кангюев, гуннов и сарматов.
III. Объяснение новой темы
План:
Первоначальные сведения о саках
Расселение сакских племен
Общественное устройство саков
?? Ребята, скажите, пожалуйста, как назывались первые племенные объединения на территории Казахстана?
?? А что мы уже с вами знаем о них? (учитель записывает на доске ответы учащихся). Ассоциативный ряд.
— Сегодня мы с вами вспомним все то, что уже знали и получим новую информацию о жизни и быте саков. (Работа с презентацией)
1. Первоначальные сведения о саках
В I тысячелетии до н. э. огромную территорию от Жетысу и Туркестана до Черного моря, от Алтайских гор до Хорезма населяли племена, известные под названием «саки» (карта)
Это историческое время называют по-разному:
«ранний железный век», «эпоха ранних кочевников», «эпоха саков»
Сведения о саках содержатся в трудах древнегреческого историка Геродота, трудах древнегреческого историка Страбона, исследованиях древнегреческого автора Фукидида, в наскальных надписях, составленных по приказам персидских царей Дария и Ксеркса
В состав союза саков вошло много племен. В истории саков называли по-разному в различных источниках.
Задания для учащихся: прочитать подтему «Первоначальные сведения о саках» на стр. 54–55 и начать заполнить таблицу.
Наименование групп сакских племён | Места расселения |
«великие мужи» и «туры с резвыми конями» - персидские источники Хаумаварга | |
Парадарайа | |
Тиграхауда | |
В греческих источниках -Азиатские скифы Даи | |
Исседоны | |
Аргиппеи | |
«Отец истории» Геродот - Массагеты | |
2. Расселение сакских племен
Работая с картой и презентацией, заполнить таблицу, графу вторую
Тиграхауда Среднее течение Сырдарьи, в горах Тянь-Шаня, Жетысу (Семиречье)
Парадарайа Приаралье, низовья Сырдарьи, Центральный Казахстан
Хаумаварга В долине реки Мургаб
Массагеты, даи, исседоны, аргиппеи Северное Приаралье, Северный и Центральный Казахстан
3. Общественное устройство саков
Сакское общество состояло из трех групп:
Войны: носили одежду красного цвета, на индоиранском языке «ратайши», т. е. «колесничные»
Жрецы: носили одежду белого цвета, отличительные атрибуты: жертвенные чаши и особые головные уборы
Рядовые общинники, скотоводы и земледельцы: носили одежду желтого цвета и синего цвета, «восьминогие»: те, кто пахал землю плугом с помощью быков
Во главе сакского общества — вождь (царь), который решал вопросы войны и мира, заключали союзы, отправляли послов, возглавляли войска. Власть передавалась по наследству.
Вождя выбирали на народном собрании — собрании всех взрослых мужчин и женщин.
Это время распада первобытного строя и формирования военной демократии.
Женщины в сакском обществе занимали почетное положение (известна царица Томирис (570 — 520 до н. э.)
«Женщины саков во времена войн вступают в битву», — древнегреческий мыслитель Ктесий.
IV. Закрепление
1. В каких источниках содержатся сведения о саках?
2. Где расселялись сакские племена?
3. Каковы особенности общественного устройства саков?
V. Домашнее задание
§ 12 стр. 54–59 прочитать, ответить на вопросы. Выполнить творческое задание: составить кроссворд по теме «Саки» на 5 слов.