kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории России на тему «Российская экономика на пути к рынку»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: познакомить учащихся с программой радикальных реформ, их этапами, ходом, корректировкой курса реформ; определить последствия экономических преобразований.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории России на тему «Российская экономика на пути к рынку»»

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Шарапово-Охотская основная общеобразовательная школа» Серпуховского муниципального района Московской области.










Тема: «Российская экономика на пути к рынку»

Урок с использованием презентации

9 класс









Урок составил: Ракитин Сергей

Александрович, учитель

истории и обществознания

муниципального общеобразовательного

учреждения

«Шарапово-Охотская основная общеобразовательная школа» Серпуховского муниципального района Московской области.









Тема: «Российская экономика на пути к рынку»


Урок с использованием презентации. 9 класс.


Цель: познакомить учащихся с программой радикальных реформ, их этапами, ходом, корректировкой курса реформ;
определить последствия экономических преобразований.


Основные понятия: рыночная экономика, либерализация цен, приватизация, конвертируемая валюта, «шоковая терапия», ваучер, макроэкономическая стабилизация, валютный коридор.


Оборудование: учебник А.А.Данилов, Л.Г.Косулина, М.Ю.Брандт «История России, XX – начало XXI века» 9 класс. – М.: Просвещение, 2011 г.

Материалы из указа Президента РСФСР Б.Н.Ельцина «О либерализации цен», схема Программа «Шокотерапии» Е.Гайдара, компьютер, мультимедийный проектор.


План урока

  1. Беседа с учащимися по теме «Главные итоги и результаты экономической перестройки»

  2. Изучение нового материала:
    2.1. От советской экономической системы – к рынку.
    2.2. Осуществление экономического курса Е.Гайдара («Шоковая терапия», приватизация).
    2.3. Корректировка курса реформ.
    2.4. Финансовый кризис 1998 г.
    2.5. Место России на мировом рынке.

  3. Последствия экономических преобразований.


ХОД УРОКА

1. Беседа с учащимися по теме «Главные итоги и результаты экономической перестройки» с целью понимания необходимости перехода к рыночной экономике.

Назовите период в истории нашего государства с 1985 по 1991 гг.?
Ответ: Это период «перестройки».
Назовите главные итоги и результаты экономической перестройки ?

Ответ: В целом экономические реформы периода «перестройки» потерпели неудачу. По сути дела ни одно из предложенных властями экономических нововведений так и не заработало.

В чем вы видите главные причины неудач экономических реформ периода «перестройки»?

Ответ: Реформы Горбачева проводились в рамках социалистической системы хозяйства и направлены на частичное обновление прежней экономической системы.

Вывод: С провалом ГКЧП и «перестройкой» закончился период реформ социалистического характера в СССР. Стало ясно, что без перехода к рыночной экономике не обойтись.

СЛАЙД № 1

1. Назовите период в истории нашего государства с 1985 по 1991 гг.?
2. Назовите главные итоги и результаты экономической перестройки ?
3. В чем вы видите главные причины неудач экономических реформ периода «перестройки»?

2.1. От советской экономической системы – к рынку.
12 июня 1991 г. Президентом России был избран Б.Н.Ельцин.

СЛАЙД № 2

Б.Н.Ельцин


Его избрание рассматривалось как поддержка курса на ускорение реформ почти 60 % участниками выборов. Выборы Президента РСФСР и августовский политический кризис 1991 г. создали предпосылки для решительных действий в экономике. 28 октября 1991 г. на V съезде народных депутатов Б.Н.Ельцин выступил с программой перехода России к рынку. Президент предложил радикально изменить экономическую систему страны. Перейти к рыночной экономике.

СЛАЙД № 3

РЫНОЧНАЯ ЭКОНОМИКА — социально – экономическая система, развивающаяся на основе частной собственности и товарно – денежных отношений; опирается на принципы свободы предпринимательства и выбора.

  • Предусматривалось введение с 1 января 1992 г. свободных цен

(либерализация цен)

СЛАЙД № 4


ЛИБЕРАЛИЗАЦИЯ ЦЕН - частичная или полная отмена государственного регулирования цен.

  • Либерализация торговли. Цель – наполнить рынок товарами, преодолеть нехватку ( дефицит) самого необходимого.

  • Приватизация жилья и объектов государственной собственности.

СЛАЙД № 5

ПРИВАТИЗАЦИЯ – переход объектов государственной собственности к частным владельцам – отдельным лицам или трудовым коллективам. В период «перестройки» чаще использовали близкий по значению термин «разгосударствление»

  • В программе предлагалось начать структурную перестройку промышленности в результате внедрения рыночных механизмов.

  • Начать земельную реформу и со временем разрешить куплю – продажу земли.

  • Говорилось о либерализации (снятии ограничения) на внешнеторговые операции.

  • Ввести устойчивую национальную валюту (рубль), обеспечить конвертируемость рубля.

СЛАЙД № 6

КОНВЕРТИРУЕМАЯ ВАЛЮТА – денежная единица, подлежащая обмену на валюту другого государства


СЛАЙД № 7

3 декабря 1991 г. последовал указ Президента РСФСР Б.Н.Ельцина « О либерализации цен»

Работа с документом с. 340 учебника

Почему вопрос о либерализации цен был наиболее болезненным?

Ответ: От того какими будут цены зависел жизненный уровень населения.

2.2. Осуществление экономического курса Е.Гайдара ( «Шоковая терапия», приватизация).

Ответственным за реализацию программы реформ стал один из ее разработчиков – вице – премьер Правительства РСФСР Е.Т.Гайдар.

СЛАЙД № 8 (сообщение учащегося : биографическая справка о Е.Т.Гайдаре.


Егор Тимурович Гайдар (р.1956) внук популярного детского писателя, автора «Мальчиша – Кибальчиша» и других произведений. Егор Гайдар в первой половине 90-х годов стал одним из основных теоретиков и лидеров либерального движения России. В 1991 году он был приглашен на пост заместителя Председателя Правительства РСФСР по вопросам экономической политики, министром экономики и финансов. Под его руководством была разработана программа перехода к рыночной экономике, оглашённая в конце октября 1991 года Президентом Ельциным. Неудивительно, что именно Гайдару и было поручено её реализовать. С июня 1992 года он, по - существу, возглавлял российское правительство.


1 января 1992 г. началось практическое осуществление реформ, названных «шоковой терапией». Сам термин «шоковая терапия» был предложен американским экономистом Джеффери Саксом.


СЛАЙД № 9

«ШОКОВАЯ ТЕРАПИЯ» - комплекс проводимых в короткий срок радикальных мер, в корне меняющих экономическую систему.


Цены были отпущены. Решение о том, по какой цене продавать товар теперь устанавливал производитель и продавец. Планировалось, что цены вырастут в 3 раза, на практике – в 10 – 12 раз. На некоторые товары цены за год выросли в 100 – 150 раз.

Заработная плата выросла в 10 – 15 раз. При этом острым стал товарный дефицит.

С каким процессом мы имеем дело?

Ответ: С инфляцией.

СЛАЙД № 10

ИНФЛЯЦИЯ – рост цен, вызванный чрезмерным увеличением находящихся в обороте денег по сравнению с реальным предложением товаров.


К каким же последствиям привела «шоковая терапия» и инфляция?

Вывод о жизненном уровне населения: жизненный уровень населения упал.

Кроме того, инфляция обесценила денежные вклады населения. Возрос импорт товаров.

К осени 1992 г. была достигнута относительная стабилизация производства.


ПРИВАТИЗАЦИЯ

СЛАЙД № 11

План приватизации на 1992 г.

Разгосударствление предприятий Разгосударствление предприятий

в промышленности торговли и сферы услуг









Работники приватизируемых предприятий получали право бесплатно или на льготных основаниях приобрести около 50 % акций.

СЛАЙД № 12

АКЦИЯ – ценная бумага, подтверждающая внесение определенных средств в акционерное общество, за что ее владелец получает часть прибыли в виде дивиденда ( доход из прибыли)


Большая часть акций выставлялась на продажу. Каждому жителю страны выдавался приватизационный чек ( ваучер).

СЛАЙД № 13

ВАУЧЕР – в 1992 – 1994 гг. ценная бумага целевого назначения, предназначенная для бесплатной передачи гражданам объектов государственной собственности.

Ваучер был оценен в 10 тыс. рублей. Их реальная стоимость в условиях безудержной инфляции постоянно падала. Различные группы населения были поставлены в неравные условия. Огромная государственная собственность попала в руки тех, кто имел к началу приватизации значительные денежные средства.

Всего за первый год реформ были приватизированы 24 тыс. предприятий, 160 тыс. фермерских хозяйств , 15 % всех предприятий торговли.

О чем свидетельствуют эти цифры?

Ответ: О формировании слоя собственников.

  • В стране быстрыми темпами формировался слой собственников.

  • Начало становления рынка продовольственных и промышленных товаров.

2.3. Корректировка курса реформ.
Реформы Гайдара вызывали у многих россиян неприятие. Не была решена главная задача – макроэкономическая стабилизация.

СЛАЙД № 14

МАКРОЭКОМИЧЕСКАЯ СТАБИЛИЗАЦИЯ - стабилизация экономики в национальном масштабе.


В декабре 1992 г. Президент Б.Н.Ельцин вынужден был отправить правительство Е.Гайдара в отставку ( и.о. председателя правительства).

VII съезд народных депутатов РСФСР ( декабрь 1992 г.) утвердил в должности премьер – министра В.С.Черномырдина ( декабрь 1992 – март 1998 г. )




СЛАЙД № 15 (сообщение учащегося : биографическая справка о В.С.Черномырдине.

Виктор Степанович Черномырдин (р.1938) прошёл долгий трудовой путь, начав слесарем на Орском нефтеперерабатывающем заводе. Его ценили не только как политического деятеля, но и как хорошего специалиста – практика. В 70-х гг. – директор Оренбургского газоперерабатывающего завода, а затем инструктор ЦК КПСС, заместитель министра нефтяной и газовой промышленности СССР. На вершины политического Олимпа Черномырдина вынесла «перестройка», когда он стал министром нефтяной и газовой промышленности страны. В декабре 1992 года на VII Съезде народных депутатов был утверждён Председателем Совета Министров страны.


В.С.Черномырдин вносит коррективы в курс реформ. Цель программы – построение социально – ориентированной рыночной экономики. Он сделал основную ставку на усиление государственного регулирования. Однако направленность реформ осталась такой же.

Особое внимание уделялось топливно – энергетическому и оборонному комплексам, которым государство выделяло большие финансовые средства ( кредиты, займы).

Средств не хватало. Государство не имело возможности финансировать новый этап экономических реформ за отсутствием средств бюджета.

Правительство Черномырдина стремится найти источники финансирования:

СЛАЙД № 16

  • Кредиты выделил МВФ и Всемирный банк.

  • Выпуск государственных краткосрочных облигаций ( обязательств) ГКО, с помощью которых в страну привлекались значительные капиталы.

  • Привлечение денежных средств населения через банковскую систему.


В результате удалось снизить темпы инфляции, обеспечить стабильность цен (в немалой мере это было достигнуто за счет хронической задержки выдачи заработанной платы). Вместе с тем деньги продолжали вращаться в спекулятивном обороте, не инвестируясь в производство. По всей стране росли финансовые пирамиды, типа «МММ», которые изымали средства у населения в целях собственной наживы. Так появились миллионы обманутых вкладчиков. Постепенно назревал экономический кризис.

(спровоцирован падением мировых цен на основные экспортируемые товары:

нефть, газ, цветные металлы). Долг по зарплате достиг астрономических цифр. Начались забастовки.

В начале 1998 г. указом Президента Председатель Правительства В.С.Черномырдин был отправлен в отставку.

2.4. Финансовый кризис 1998 г.

Его приемником стал С.В.Кириенко

СЛАЙД № 17 (сообщение учащегося : биографическая справка о С.В.Кириенко

Сергей Владиленович Кириенко (р.1962) был назначен Председателем Правительства России весной 1998 г. и отправлен в отставку в конце августа того же года. По его собственным словам , большой школой для него стала комсомольская работа в Горьком (Нижнем Новгороде), где в годы «перестройки» он получил первый опыт экономической деятельности, возглавив затем одну из финансовых структур. Непосредственной причиной падения кабинета Кириенко стал финансовый крах 17 августа 1998 г.

С.В.Кириенко пытался предотвратить финансово – экономический кризис, известный под названием дефолт ( провал, упадок).

Видя, что бюджет не сможет вынести очередных выплат для погашения долгов, 17 апреля 1998 г. правительство России и Центробанк объявили об изменении валютной политики, о замораживании выплат по облигациям государственного внутреннего долга, отменило «валютный коридор».



СЛАЙД № 18

«ВАЛЮТНЫЙ КОРИДОР» - в 1995 – 1998 гг. установленные государством пределы колебания курса рубля по отношению к доллару.

Последствия оказались неожиданными:

СЛАЙД № 19

  • Курс рубля по отношению к доллару снизился в 4 раза.

  • В сентябре 1998 г. рост цен составил около 40 % - гиперинфляция.

  • Ускорился спад промышленного производства ( 10%).

  • Экономика страны оказалась отброшенной назад.



СЛАЙД № 20

Причины кризиса:

1.Безостановочное сокращение производства.

2.Долгая жизнь не «по средствам».

3.Российское производство привязывалось не к внутреннему, а к внешнему сектору экономики.


В итоге правительство Кириенко отправлено в отставку. Новым премьер – министром с сентября 1998 г. был назначен Е.М. Примаков.


СЛАЙД № 21(сообщение учащегося : биографическая справка о Е.М. Примакове.

Евгений Максимович Примаков (р.1929) Доктор экономических наук, профессор. Долгие годы работал а арабских странах, потом возглавлял Институт востоковедения, а затем Институт мировой экономики и международных отношений АН СССР. Высокие профессиональные качества, а также большой политический опыт привели Е.М.Примакова в конце 80-х годов в высокую политику. В 1989 – 1990 гг. – председатель Совета Союза Верховного Совета СССР. , член Президентского совета СССР, член Совета Безопасности СССР. После августовских событий 1991 года становится первым заместителем председателя КГБ, а затем директором Службы внешней разведки РФ. С января 1996 года – министр иностранных дел. В сентябре 1998 года назначен Председателем Правительства России.

Он провозгласил курс «опоры на собственные силы», определил главные направления своей политики.

СЛАЙД № 22

Главные направления политики Е.М. Примакова:

  • Борьба на деле с коррупцией и преступлениями.

  • Оживление реального сектора экономики.

  • Переговоры с кредиторами о «цивилизованной» отсрочки выплат по долгам.

  • Ликвидация задолженности правительства по заработанной плате бюджетникам и пенсионерам.


В мае 1999 г. главой Правительства был назначен С.В.Степашин – в целом продолжил курс своего предшественника.

СЛАЙД № 23(сообщение учащегося : биографическая справка о С.В.Степашине.

Сергей Вадимович Степашин (р.1952) Генерал – полковник. Кандидат исторических наук. С 1973 по 1990 г. служил во внутренних войсках МВД. В 1991 г. был назначен заместителем Генерального директора Агентства федеральной безопасности РСФСР. Его карьера развивалась по восходящей линии, и в 90-х гг. он занимал руководящие должности в силовых структурах РФ (в 1995 г. – директор Федеральной службы безопасности РФ, 1997 – 1998 гг. – министр внутренних дел РФ). В мае 1999 г. назначен Председателем Правительства России.



В августе 1999 г. – Председателем Правительства был утвержден В.В. Путин.


СЛАЙД № 24

В.В. Путин


2.5. Место России на мировом рынке.

Расчеты либеральных экономистов на то, что экономика России займет достойное место в мировом хозяйстве, оказались несбыточными. Россия в короткий срок оказалась на 55 – м месте в мире по объемам экономического производства.

Товары на экспорт – нефть, газ, оружие.

3.Последствия экономических преобразований.

В чем вы видите позитивные последствия рыночных реформ?

В чем вы видите негативные последствия рыночных реформ?

СЛАЙД № 25

позитивные

негативные

Начал формироваться рынок труда, жилья, продовольствия;

рубль стал конвертируемой валютой;

появление представителей среднего класса.

Падение объемов производства;

снижение реальных доходов населения;

резкое изменение социальной структуры населения;

появление безработных, беженцев, беспризорных детей;

сокращение финансирования социальной сферы.






СЛАЙД № 26

Вывод. Экономические преобразования в России в 90-е гг. ХХ в. имели противоречивый характер. Наряду с формированием рынка труда, товаров, жилья и т.п. произошло резкое падение производства. Наметилась тенденция деиндустриализации страны. Это, в свою очередь, нанесло серьёзный удар по социальному развитию России. На повестку дня вновь встал вопрос об изменении стратегии экономического развития.



СЛАЙД № 27

Домашнее задание:

Учебник § 51, работа с терминами.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 9 класс

Скачать
Конспект урока по истории России на тему «Российская экономика на пути к рынку»

Автор: Ракитин Сергей Александрович

Дата: 04.02.2015

Номер свидетельства: 167085

Похожие файлы

object(ArrayObject)#854 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(160) "ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА  с использованием ЭОР  "Новые явления в экономике России в XVII  веке". "
    ["seo_title"] => string(94) "plan-konspiekt-uroka-s-ispol-zovaniiem-eor-novyie-iavlieniia-v-ekonomikie-rossii-v-xvii-viekie"
    ["file_id"] => string(6) "113705"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1410891535"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства