Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Демократия при Перикле"»
Технологическая карта зачетного урока №1
1.Тема урока.Расцвет демократии при Перикле
2. Курс. история
3. Учебник (автор, название, год издания). Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 класс – М.: Просвещение, 2012.
4. Класс. 5 класс
5. Тип урока. Урок открытия новых знаний
6. Форма урока. Проблемный урок.
7. Цель и задачи урока.
Цель урока: углубление знаний учащихся об античной демократии.
Задачи урока:
Подвести учащихся к пониманию эпохи Перикла как эпохи расцвета Афинской демократии;
Способствовать уяснению учащимися наиболее существенных признаков демократии во время правления Перикла;
Продолжить формирование у детей умений работать с текстом учебника, другими источниками, обобщать события и формулировать выводы;
Сформировать у обучающихся – на примере деятельности Перикла - представление о бескорыстном служении своему Отечеству.
8.Оборудование Мультимедиа проектор, экран.
Презентация, созданная учителем PowerPoint.
Раздаточный материал: индивидуальные задания по теме.
Для игры: бобы белые и темные, непрозрачная емкость для бобов, плащ для Перикла.
9. Ход урока.
Этап урока, задачи и хронометраж этапа, № УВМ
Деятельность учителя
Деятельность обучающихся
Методы, приемы, ФОПД
Формируемые УУД
(блок)
Формируемые умения
Результат обучения
(уровень)
Организационный этап(1 м)
Здравствуйте. Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в далекое прошлое. Продолжим путешествие по древней Греции.
Дети настраиваются на урок.
Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место;
Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.
метопредметные
Этап актуализации прежних знаний (8)
Для начала вспомним предыдущий урок, термины, которые помогут нам в изучении нового материала, для этого решите тест (на белых листах). Время 3 минуты. Меняемся тестами с соседом по парте и проверяем друг у друга, ставим оценки.
Теперь посмотрите на доску. Вы видите карту и словосочетание. Определите, какой древнегреческий полис изображен на карте и вспомните термин. Попробуйте определить тему нашего урока. Запишите в тетрадь тему урока и число
что мы с вами уже знаем о зарождении демократии?
Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)
Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие)
решают тест, меняются с соседом по парте, проверяют и выставляют друг другу оценки (Приложение 1.).
Дети высказывают предположение. (На карте изображена область Аттика, главный город Афины, термин – демократия, темой урока будет демократия в Афинах.)
Учащиеся вспоминают о борьбе демоса и знати за власть, реформах Солона 594 г. до н. э.; отмена долгового рабства
Определяют тему урока.
Репродуктивный метод.
Внешняя сторона-ученик выполняет задание.
Внутренняя сторона - анализ.
ФОПО:индивидуальная.
Частично-поисковый (эвристический) метод.
Внешняя-восприятие задания
Внутряняя-вычленение основных характеристик.
ФОПО: фронтальная
Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков
Активация каждого ученика.
Метопредметные
предметные
Этап постановки проблемы
(1)
В Афинах не было ни царей не вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах.
Но, действительно ли, афинская демократия при Перикле - образец для подражания, действительно ли эпоха Перикла была «золотым веком» демократии? Решением этой проблемы мы и займемся сегодня на уроке.
Для того чтобы решить эту задачу мы будем исследовать особенности Афинского полиса этого периода. Сегодня мы работаем в группах. Вам нужно решить познавательные задачи, сформулировать ответы на вопросы, выбрать выступающих и представить ответы классу. Задания на желтых карточках. Время 10 мину
Ребята работают в группе по карточкам Приложение 2.
Частично-поисковый.
Внешняя-письменая
Внутренняя-вычленение основных характеристик.
ФОПО:групповая.
Регулятивные УУД: использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.
Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться
Активация каждого ученика.
Метопредметные
предметные
Физкультминутка
Учитель задает вопросы по изученным темам.
Если ответ да – шаг вперед, нет- шаг назад.
Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.
метопредметные
Закрепление изученного материала.
Импровизация Афинского народного собрания (игра)
Итак, мы с вами попробовали поучаствовать в Афинском народном собрании. А сейчас ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым, идеальным?
Вспомогательные вопросы: Что изменилось в управление Афинами при Перикле? Правы ли были афиняне выбрав Перикла главным стратегом? Какая часть населения не участвовала в управлении?
Перикл (учащийся):
Уважаемые граждане Афин! Вот уже второй раз по вашей воле я становлюсь первым стратегом нашего славного города! Свободные граждане Афин! Сегодня нам предстоит решить два важных вопроса. Итак, я начну. Вы все знаете о вторжении спартанцев в Аттику, сельские жители в ужасе бегут в Афины. Нам угрожают. Я выскажу свое мнение: не соглашайтесь на их требования! Если вы уступите им – они предъявят более тяжкие требования. По-моему – лучше война! Прошу вас высказаться (предложение поступает на совет пятисот, потом голосование).
А теперь нам необходимо выбрать смотрителя рынка. Прошу кандидатов тянуть жребий.
Кто хочет быть судьей, сборщиком налогов прошу тянуть жребий.
Выборы должностных лиц: желающие ученики участвуют в выборах (жребий), вытягивают бобы, кому попадется белый – тот избран.
Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей. Афиняне были правы, т.к. и бедные и богатые граждане получили возможность участвовать в управлении государством. НО!!! Назвать афинскую демократию образцовой мы не можем, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, переселенцы их не имели.
Метод-игра
Внешняя- сюжетное повествование.
Внутренняя-поиск типичности, параллелей в историческом процессе; использование сослагательного наклонения в истории
ФОПО: коллективная
ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,
Активация учащихся.
Предметные
личностные
7. Этап рефлексии.
Кому понравился урок, кто узнал новую и значимую для себя информацию, кто стал лучше понимать историю, проголосуйте белыми бобами, кому урок не понравился, проголосуйте черными бобами.
Дети голосуют.
Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться
Метопредметные
личностные
8.д\з
Домашнее задание параграф 40, на выбор (Слайд 14):
Написать синквейн по теме урока.
Нарисовать рисунок по теме урока.
Ответить на вопросы учебника стр.
Дети записывают домашнее задание.
Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.
предметные
Приложение №1 Тест
1. Что называется полисом?
а) город-государство в Древней Греции
б) город в Древней Греции
в) название управления городом
2. Как по-гречески назывался простой народ?
а) демос
б) илоты
в) полис
3. Девять правителей Афин, ежегодно избравшихся жребием:
а) стратеги
б) архонты
в) Народное собрание
4. Кто в Афинском государстве платил налог за правом жить в этом полисе?
а) рабы
б) граждане Афин
в) купцы-переселенцы
5. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:
а) Акрополь
б) Агора
в) Академия
Приложение № 2
Карточка№1
с заданием для I группы.
Познавательная задача: прочитать 1 пункт параграфа и найти ответ на вопрос: «Кто такой Перикл?»
Параграф 40, пункт 1, стр.
Познавательная задача 2:
Прочитать 1 пункт параграфа и найти ответ на вопрос: «Кто участвовал в народном собрании? Сколько раз в месяц собиралось народное собрание?»
Параграф 40, пункт 1, стр.
Карточка№2
с заданием для 2 группы.
Познавательная задача: прочитать свидетельство очевидцев и найти ответ на вопрос: «Какие качества личности Перикла проявились в этом поступке и помогли ему стать первым стратегом?»
Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело.
Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.
Познавательная задача № 2 Прочитать 2 пункт параграфа и найти ответ на вопрос: «Как выбирали должностных лиц в Афинах? Как выбирали стратега и почему?»
Параграф 40, пункт 2, стр.
Карточка№3
с заданием для 3 группы.
Познавательная задача: прочитать свидетельство очевидцев и найти ответ на вопрос: «Какие качества личности Перикла проявились в этом поступке и помогли ему стать первым стратегом?»
Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее в спортивной борьбе – он или Перикл. «Разумеется, я искуснее, – отвечал этот человек, – но…когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла».
Познавательная задача№2
Прочитать 1 пункт параграфа и составить схему (кластер) «Функции народного собрания».
Параграф 40, пункт 1, стр.
Карточка №4
с заданием 4 группы
Познавательная задача: прочитать свидетельство очевидцев и найти ответ на вопрос: «Какие качества личности Перикла проявились в этом поступке и помогли ему стать первым стратегом?»
Во время войны со Спартой Перикл снарядил полтораста кораблей и посадил на них много храбрых воинов. Затем он сам взошел на триеру и дал команду флоту выйти в море, как вдруг произошло солнечное затмение. На короткий срок наступила темнота, все перепугались, считая это дурной приметой. Перикл, видя ужас и полную растерянность кормчего, накрыл его голову плащом и спросил, неужели в этом есть какое-нибудь несчастье или он считает это предзнаменованием беды. Тот отвечал, что нет. «Так чем же то явление отличается от этого, – сказал Перикл, – как не тем, что предмет, который был причиной темноты, больше плаща?»
Познавательная задача:
Прочитать 2 пункт параграфа и найти ответ на вопрос: «Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию?»