kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории на тему: "Демократия при Перикле"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок позволит углубить знания учащихся об античной демократии.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории на тему: "Демократия при Перикле"»

Технологическая карта зачетного урока №1

1.Тема урока. Расцвет демократии при Перикле

2. Курс. история

3. Учебник (автор, название, год издания). Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира: 5 класс – М.: Просвещение, 2012.

4. Класс. 5 класс

5. Тип урока. Урок открытия новых знаний

6. Форма урока. Проблемный урок.

7. Цель и задачи урока.

Цель урока: углубление знаний учащихся об античной демократии.

Задачи урока:

  • Подвести учащихся к пониманию эпохи Перикла как эпохи расцвета Афинской демократии;

  • Способствовать уяснению учащимися наиболее существенных признаков демократии во время правления Перикла;

  • Продолжить формирование у детей умений работать с текстом учебника, другими источниками, обобщать события и формулировать выводы;

  • Сформировать у обучающихся – на примере деятельности Перикла - представление о бескорыстном служении своему Отечеству.


8.Оборудование Мультимедиа проектор, экран.

Презентация, созданная учителем PowerPoint.

Раздаточный материал: индивидуальные задания по теме.

 Для игры: бобы белые и темные, непрозрачная емкость для бобов, плащ для Перикла.



9. Ход урока.

Этап урока, задачи и хронометраж этапа, № УВМ

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Методы, приемы, ФОПД

Формируемые УУД

(блок)

Формируемые умения

Результат обучения

(уровень)

  1. Организационный этап(1 м)

Здравствуйте. Ребята, сегодня мы с вами продолжим путешествие в далекое прошлое. Продолжим путешествие по древней Греции.

Дети настраиваются на урок.



Регулятивные УУД: уметь организовывать своё рабочее место;

 Личностные: самоопределение; коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками.


метопредметные

  1. Этап актуализации прежних знаний (8)

Для начала вспомним предыдущий урок, термины, которые помогут нам в изучении нового материала, для этого решите тест (на белых листах). Время 3 минуты. Меняемся тестами с соседом по парте и проверяем друг у друга, ставим оценки.


Теперь посмотрите на доску. Вы видите карту и словосочетание. Определите, какой древнегреческий полис изображен на карте и вспомните термин. Попробуйте определить тему нашего урока. Запишите в тетрадь тему урока и число


что мы с вами уже знаем о зарождении демократии?

Кто заложил основы демократии в Афинах? (Солон)

Дайте определение понятию «демократия». (Демократия - народовластие)


решают тест, меняются с соседом по парте, проверяют и выставляют друг другу оценки (Приложение 1.).









Дети высказывают предположение. (На карте изображена область Аттика, главный город Афины, термин – демократия, темой урока будет демократия в Афинах.)




Учащиеся вспоминают о борьбе демоса и знати за власть, реформах Солона 594 г. до н. э.; отмена долгового рабства

Определяют тему урока.

Репродуктивный метод.

Внешняя сторона-ученик выполняет задание.

Внутренняя сторона - анализ.

ФОПО:индивидуальная.









Частично-поисковый (эвристический) метод.

Внешняя-восприятие задания

Внутряняя-вычленение основных характеристик.

ФОПО: фронтальная


Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. Познавательные: логические- анализ объектов с целью выделения признаков

Активация каждого ученика.

Метопредметные

предметные

  1. Этап постановки проблемы

(1)

В Афинах не было ни царей не вельмож, государством управлял демос. Ни в одном другом государстве Древнего мира не участвовало так много людей, простых тружеников, как в Афинах.

Но, действительно ли, афинская демократия при Перикле - образец для подражания, действительно ли эпоха Перикла была «золотым веком» демократии? Решением этой проблемы мы и займемся сегодня на уроке.

Учащиеся высказывают версии.

Проблемный метод.

Внешняя- высказывание версий.

Внутряняя- анализ.

ФОПД:индивидуальная

Регулятивные: целеполагание; познавательные: общеучебные: самостоятельное выделение – формулирование познавательной цели; логические: формулирование проблемы

Умение объяснять привлекая имеющийся жизненный опыт.

предметные

  1. Этап решения проблемы

(10)

Для того чтобы решить эту задачу мы будем исследовать особенности Афинского полиса этого периода. Сегодня мы работаем в группах. Вам нужно решить познавательные задачи, сформулировать ответы на вопросы, выбрать выступающих и представить ответы классу. Задания на желтых карточках. Время 10 мину


Ребята работают в группе по карточкам Приложение 2.

Частично-поисковый.

Внешняя-письменая

Внутренняя-вычленение основных характеристик.

ФОПО:групповая.


Регулятивные УУД: использовать в своей деятельности учебник, иллюстрации, карту, дополнительные источники, уметь различать способ и результат действия.

Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться


Активация каждого ученика.

Метопредметные

предметные

  1. Физкультминутка

Учитель задает вопросы по изученным темам.

Если ответ да – шаг вперед, нет- шаг назад.


Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.


метопредметные

  1. Закрепление изученного материала.

Импровизация Афинского народного собрания (игра)






















Итак, мы с вами попробовали поучаствовать в Афинском народном собрании. А сейчас ответим на вопрос, поставленный в начале урока: Можно ли считать Афинское государство во времена Перикла образцовым, идеальным?

Вспомогательные вопросы: Что изменилось в управление Афинами при Перикле? Правы ли были афиняне выбрав Перикла главным стратегом? Какая часть населения не участвовала в управлении?


Перикл (учащийся):

Уважаемые граждане Афин! Вот уже второй раз по вашей воле я становлюсь первым стратегом нашего славного города! Свободные граждане Афин! Сегодня нам предстоит решить два важных вопроса. Итак, я начну. Вы все знаете о вторжении спартанцев в Аттику, сельские жители в ужасе бегут в Афины. Нам угрожают. Я выскажу свое мнение: не соглашайтесь на их требования! Если вы уступите им – они предъявят более тяжкие требования. По-моему – лучше война! Прошу вас высказаться (предложение поступает на совет пятисот, потом голосование).

А теперь нам необходимо выбрать смотрителя рынка. Прошу кандидатов тянуть жребий.

Кто хочет быть судьей, сборщиком налогов прошу тянуть жребий.

Выборы должностных лиц: желающие ученики участвуют в выборах (жребий), вытягивают бобы, кому попадется белый – тот избран.


Впервые в истории была введена плата за исполнение выборных должностей. Афиняне были правы, т.к. и бедные и богатые граждане получили возможность участвовать в управлении государством. НО!!! Назвать афинскую демократию образцовой мы не можем, т. к. правами и свободами в Афинах владело меньшинство населения. Женщины, рабы, переселенцы их не имели.


Метод-игра

Внешняя- сюжетное повествование.

Внутренняя-поиск типичности, параллелей в историческом процессе; использование сослагательного наклонения в истории

ФОПО: коллективная

ЛичностныеУУД: понимание жизненной необходимости личного участия в жизни общества, научиться критически относиться ко всем событиям, историческим и государственным деятелям, их оценкам и информации, поступающей из различных источников, сверять её с практикой,

Активация учащихся.

Предметные

личностные

7. Этап рефлексии.


Кому понравился урок, кто узнал новую и значимую для себя информацию, кто стал лучше понимать историю, проголосуйте белыми бобами, кому урок не понравился, проголосуйте черными бобами.


Дети голосуют.


Коммуникативные УУД: умения и навыка работать в группе (паре), общаться, слушать друг друга, высказываться


Метопредметные

личностные

8.д\з

Домашнее задание параграф 40, на выбор (Слайд 14):

  1. Написать синквейн по теме урока.

  2. Нарисовать рисунок по теме урока.

  3. Ответить на вопросы учебника стр.



Дети записывают домашнее задание.


Познавательные УУД: способствовать развитию интереса к истории, к политике прошлого и современности.


предметные

Приложение №1 Тест


1. Что называется полисом?

а) город-государство в Древней Греции

б) город в Древней Греции

в) название управления городом


2. Как по-гречески назывался простой народ?

а) демос

б) илоты

в) полис


3. Девять правителей Афин, ежегодно избравшихся жребием:

а) стратеги

б) архонты

в) Народное собрание


4. Кто в Афинском государстве платил налог за правом жить в этом полисе?

а) рабы

б) граждане Афин

в) купцы-переселенцы


5. Холм в Афинах, где находились главные храмы города:

а) Акрополь

б) Агора

в) Академия


Приложение № 2

Карточка№1

с заданием для I группы.

Познавательная задача: прочитать 1 пункт параграфа и найти ответ на вопрос: «Кто такой Перикл?»


Параграф 40, пункт 1, стр.

Познавательная задача 2:

Прочитать 1 пункт параграфа и найти ответ на вопрос: «Кто участвовал в народном собрании? Сколько раз в месяц собиралось народное собрание?»


Параграф 40, пункт 1, стр.

Карточка№2

с заданием для 2 группы.


Познавательная задача: прочитать свидетельство очевидцев и найти ответ на вопрос: «Какие качества личности Перикла проявились в этом поступке и помогли ему стать первым стратегом?»


Перикл обладал прекрасной выдержкой. Однажды какой-то нахал целый день бранил и оскорблял его на Агоре. Перикл молча терпел всё это, заканчивая в то же время какое-то неотложное дело.

Вечером он скромно пошел домой, а тот человек шел за ним и осыпал его проклятиями. Перед тем, как войти в свой дом, когда было уже темно, он велел своему слуге взять факел и проводить этого человека до самого его дома.

Познавательная задача № 2 Прочитать 2 пункт параграфа и найти ответ на вопрос: «Как выбирали должностных лиц в Афинах? Как выбирали стратега и почему?»


Параграф 40, пункт 2, стр.

Карточка№3

с заданием для 3 группы.


Познавательная задача: прочитать свидетельство очевидцев и найти ответ на вопрос: «Какие качества личности Перикла проявились в этом поступке и помогли ему стать первым стратегом?»


Противником знаменитого афинского стратега Перикла был один из вождей знати. Однажды его в шутку спросили, кто искуснее в спортивной борьбе – он или Перикл. «Разумеется, я искуснее, – отвечал этот человек, – но…когда я в борьбе повалю Перикла на землю, то он встанет и тут же убедит присутствующих, что это он положил меня на обе лопатки и потому именно он является победителем. При этом зрители поверят не собственным глазам, а словам Перикла».

Познавательная задача№2

Прочитать 1 пункт параграфа и составить схему (кластер) «Функции народного собрания».


Параграф 40, пункт 1, стр.



Карточка №4

с заданием 4 группы


Познавательная задача: прочитать свидетельство очевидцев и найти ответ на вопрос: «Какие качества личности Перикла проявились в этом поступке и помогли ему стать первым стратегом?»


Во время войны со Спартой Перикл снарядил полтораста кораблей и посадил на них много храбрых воинов. Затем он сам взошел на триеру и дал команду флоту выйти в море, как вдруг произошло солнечное затмение. На короткий срок наступила темнота, все перепугались, считая это дурной приметой. Перикл, видя ужас и полную растерянность кормчего, накрыл его голову плащом и спросил, неужели в этом есть какое-нибудь несчастье или он считает это предзнаменованием беды. Тот отвечал, что нет. «Так чем же то явление отличается от этого, – сказал Перикл, – как не тем, что предмет, который был причиной темноты, больше плаща?»


Познавательная задача:

Прочитать 2 пункт параграфа и найти ответ на вопрос: «Стать собирателем налогов, судьей, смотрителем рынка мог любой свободный гражданин Афин, независимо от знатности и богатства. Но чаще всего ими становились люди богатые. Почему? Что придумал Перикл, чтобы исправить подобную ситуацию?»


Параграф 40, пункт 1, стр.















56



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока по истории на тему: "Демократия при Перикле"

Автор: Угланова Светлана Юрьевна

Дата: 18.08.2016

Номер свидетельства: 339902

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока "Демократия - всеобщий идеал человечества" "
    ["seo_title"] => string(66) "konspiekt-uroka-diemokratiia-vsieobshchii-idieal-chieloviechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "218457"
    ["category_seo"] => string(16) "obschestvoznanie"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433785370"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства