kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока истории 5 класса на тему «Граждане, ученые, атлеты Греции»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель истории: Масалова Е.С.

Класс: 5

Тема урока:  «Граждане, ученые, атлеты Греции»

Тип урока :комбинированный.

Цель: - Охарактеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции (в Афинах и Спарте);

Задачи:

Образовательные:

в результате урока ученики должны знать,  что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

  • Создать у учащихся представление об истории появления Олимпийских игр, а также – об их значении в жизни древних греков.
  • Продолжать формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, картами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;
  • Формирование умения делать оценочные выводы;
  • Формирование умений использовать различные источники информации;
  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;
  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;
  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока истории 5 класса на тему «Граждане, ученые, атлеты Греции»»

Учитель истории: Масалова Е.С.

Класс: 5

Тема урока: «Граждане, ученые, атлеты Греции»

Тип урока :комбинированный.

Цель: - Охарактеризовать особенности воспитания граждан в различных полисах древней Греции (в Афинах и Спарте);

Задачи:

Образовательные:

в результате урока ученики должны знать, что эпоха существования древних цивилизаций внесла уникальный вклад в сокровищницу мировой культуры, обогатив человечество определенными знаниями.

  • Создать у учащихся представление об истории появления Олимпийских игр, а также – об их значении в жизни древних греков.

  • Продолжать формировать у учащихся умение сравнивать исторические явления, работать с историческими документами, картами, отвечать устно, подтверждая аргументами свою точку зрения.

Развивающие:

  • Формирование умения прослеживать причинно-следственные связи;

  • Формирование умения делать оценочные выводы;

  • Формирование умений использовать различные источники информации;

  • Продолжать формирование умения работать с исторической картой, историческими документами, иллюстрациями;

Воспитательные:

  • Содействовать гражданскому воспитанию учащихся;

  • Воспитывать чувство сопричастности и сочувствия угнетенным народам;

  • Вызывать у учащихся интерес к учению, желание узнавать новое, ранее неизвестное;





Ход урока:

Этапы урока

и плана.

Деятельность учителя

Организация деятельности учащихся

1Организационный момент.


Приветствие, отметка отсутствующих. Организация класса.

Здравствуйте, ребята! На прошлом занятии мы говорили о хозяйственном развитии Греции в 5 в. до н.э., о нелегкой жизни рабов и торговле в Греции. Тема сегодняшнего урока - «Граждане, ученые и атлеты Греции».

Приветствуют.

Включаются в работу, отвечают.

Работают с карточками.

2. Актуализация знаний.

Прежде, чем мы перейдем к изучению новой темы, повторим то, что изучали раньше

А) Проведение физкультминутки (если утверждение правильно – класс встает, если нет – учащиеся остаются на месте. В случае, если возникают затруднения с ответом, уместно попросить одного учащегося пояснить некоторые термины) (слайд 3)

Демократия – власть народа (ДА)

Остракизм – город в древней Греции (НЕТ)

Гоплиты – тяжеловооруженные воины (ДА)

Триера – греческая колесница (НЕТ)

Перикл - предводитель персов (НЕТ)

Агора – рыночная площадь (ДА)

Демос – народ (ДА)

Гомер был великим скульптором (НЕТ)

В Саламинском сражении победили греки (да)

В Фермопильском сражении победили греки (да)

Функции народного собрания

Работают с карточками. Пересказывают параграф, отвечают на вопросы.

Показывают сценку.






Фермопильское сражение,

300 спартанцев, царь Леонид. Поражение греков.



Саламинское сражение, Эврибиад, на море, поражение персов.



Да, свободные люди-граждане, демос, и несвободные – рабы.

3. Постановка учебной задачи


Обратите внимание на цели нашего урока, какие новые слова вы видите на доске? (учащиеся могут отметить словосочетание «Олимпийские игры», можно попросить учащихся пояснить слова «полис», «культура»)


4. Открытие нового знания

Рассказ с элементами беседы о воспитании граждан в греческих полисах

Итак, Афины в 5 в. до н.э. достигли своего расцвета. Часто греки называли жителей Афин философами, а как могли назвать жителей Спарты? (воины). Предваряя рассказ, можно спросить учащихся, с какими словами у них ассоциируются названия городов: Афины, Спарта. Афиняне славились своим образованием и культурой, а спартанцы – воинским искусством. Греки опередили многие народы древности в своем развитии и о греческой культуре пойдет речь на нашем уроке


Цель обучения в школе - воспитать полноценного гражданина полиса, способного участвовать в управлении государством. В греческих полисах бытовали разные системы управления. Так, в Спарте была олигархия, а в Афинах – демократия. Что означает термины «демократия», «олигархия»? (Ожидаемый ответ: демократия - власть народа, народовластие, олигархия – власть немногих) Мальчиков в Спарте готовили к военной службе, им не требовались знания в такой степени, как в Афинах.

В Афинах же, напротив, граждане должны были быть грамотными и уметь отстаивать свою точку зрения.

Учиться в древнегреческой школе мальчики начинали с 7 лет. Их передавали педагогам ( с греч. «сопровождающий ребенка»).

Запись в тетрадь: педагог в Древней Греции – раб, который сопровождал ребенка в школу и обучал его грамоте.

Педагог был рабом, состарившимся или неспособным физически выполнять какую-либо другую работу. Он ежедневно сопровождал ребенка в школу, нес за ним его письменные принадлежности, также он учил его хорошим манерам, правилам поведения за столом и т.п. В обязанности педагога входило оберегать юного члена семьи от самых разных опасностей.

Ранним утром ученики, сопровождаемые педагогами, шли в школу. Чем они там занимались?


Заглянув на урок в Афинской школе вы не найдете там ни бумаги, ни ручки, ни хотя бы, карандаша!! Греки не знали бумаги в её современном понимании, они пользовались деревянными дощечками, тщательно натертыми воском. Писали на них острыми палочками из металла или кости. Называлась она всем нам известным словом - стиль. Острым концом стиля писали, а другим, плоским, стирали запись, если допускали ошибку.

Запись в тетрадь: стиль – палочка для письма


Участвуют в рассказе учителя.

(Ожидаемый ответ: записывали под диктовку тексты, учились читать, считать, рисовать, заучивали наизусть произведения Гомера и других поэтов) Как вы думаете, на чем писали древние греки? Может быть на бумаге?(учащиеся могут дать совершенно разные варианты ответы, скорее всего, неправильные)

5.Первичное закрепление

Как вы считаете, для чего древнему греку, гражданину полиса надо было получить хорошее образование?

Большое внимание греки уделяли физическому воспитанию. С 12 лет мальчики посещали Гимнасий- школу, в которой они занимались борьбой, бегом, метанием копья и диска. Здания гимнасий украшались статуями атлетов. Наиболее известны: Дискобол работы скульптора Мирона и статуя копьеносца работы Поликлета.

Запись в тетрадь: гимнасия – специальная школа для мальчиков

C 15 до 18 лет юноши изучали военное дело, в 18 лет их вносили в список граждан и торжественно вручали оружие. 2 года афиняне проходили военную службу. С 20-и лет афинянин участвовал в народном собрании.

Учащиеся с помощью учителя делают вывод по изученному разделу



Греки явились родоначальниками науки как отрасли культуры. Интерес к общественной жизни, к другим народам и странам привел к появлению такой науки как история. Какого выдающегося человека называют «отцом истории»? (Ожидаемый ответ: Геродот)

Гиппократ был основателем медицины. В наши дни врачи дают клятву Гиппократа- сделать всё возможное для выздоровления больного.

Самой важной наукой греки считали философию. Они размышляли над устройством мира, как возникли государства, чем они различаются. Демокрит полагал, что весь мир состоит из атомов. Аристотель в 4 в. до н.э. разделил все знания по отдельным отраслям.

Известна была и литература Греции. Особенно греки почитали одного поэта. Семь греческих городов боролись за право называться родиной этого поэта. О ком идет речь? (Ожидаемый ответ: Гомер) Какие произведения он создал? («Илиада, Одиссея»)

Учащиеся с помощью учителя могут сделать вывод по изученному разделу.


Запись в тетрадь: 776 г. до н.э. – проведение первых Олимпийских игр.

Тогда они проходили летом в Олимпии на Пелопоннесе (храм Зевса) и длились 5 дней. В первый день проходило торжественное открытие игр, клятва атлетов бороться честно, не прибегать к запрещенным приемам, жертва Богам. Состязания проходили на стадионе, имевшем продолговатую форму. Плату за посещение стадиона не брали. Состязались в беге (в шлеме, со щитом), в метании диска и копья. Любимым состязанием была борьба, кулачный бой (наносили удары только по лицу и голове, пока соперник не потеряет сознание или не признает поражение)

Конные состязания проходили на ипподроме, колесницы пробегали 13 км.

Можно кратко упомянуть о достижениях атлетов: Флегий метнул диск на 50 м., Милон был способен поднять на плечи быка, атлет Бибон мог поднять одной рукой камень весом 143,5 кг.




(Ожидаемый ответ: чтобы участвовать в управлении государством)

ВЫВОД: ГРЕКИ ДОСТИГЛИ БОЛЬШИХ УСПЕХОВ В ВОСПИТАНИИ ПОДРАСТАЮЩЕГО ПОКОЛЕНИЯ. ИХ ЦЕЛЬЮ БЫЛО ВОСПИТАНИЕ ДОСТОЙНОГО ГРАЖДАНИНА ПОЛИСА.






ВЫВОД: ГРЕКИ СТАЛИ РОДОНАЧАЛЬНИКАМИ НАУКИ КАК ОТРАСЛИ ЧЕЛОВЕЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ.




6.Самоанализ и самоконтроль

итак, в греческих школах учились будущие великие ученые, скульпторы, политики, военные. Греческая наука достигла невиданных высот

задание.

Рассказ учителя о науке в Древней Греции, самостоятельная работа учащихся с тетрадью и учебником (заполнение таблицы с помощью учебника – 2 раздел § 33 «Греческая наука» На работу отводится 5-6 минут. Первый учащийся, закончивший работу, поднимает руку. Класс сверяет свои записи с таблицей на слайде).

Приложение1.

Заполняют таблицу


7.Включение нового знания в систему знаний и повторение.


Учащиеся с помощью учителя могут сделать вывод по изученному разделу.


В 2014 г. в г. Сочи состоялось знаменательное событие. Какое? (Ожидаемый ответ: 22-е зимние Олимпийские игры) Были ли Олимпийские игры в нашей стране раньше? (Ожидаемый ответ: в 1980 г. проходили 22-е летние в Москве).

Традиция этих игр очень древняя. Согласно легенде, первые игры провел сам Геракл в 13 в. до н.э. Сами греки считали, что первые игры состоялись в 776 г. до н.э.

Объяснить значение слов: педагог, стиль, гимнасия, атом, ипподром.

Для тех, кто быстро считает: сколько лет назад состоялись первые олимпийские игры?


ВЫВОД: ОЛИМПИЙСКИЕ ИГРЫ БЫЛИ ОЧЕНЬ ВАЖНЫ ДЛЯ ГРЕКОВ. ВО ВРЕМЯ ИХ ПРОВЕДЕНИЯ В ГРЕЦИИ ОБЪЯВЛЯЛСЯ МИР. ПРЕКРАЩАЛИСЬ ВОЕННЫЕ ДЕЙСТВИЯ







(2788 лет)

8.Рефлексия

– Что нового узнали на уроке?

– Какие впечатления у вас от сегодняшнего урока?

– Какие задания были трудными? Лёгкими? Какие задания вам понравилось выполнять? Почему?

Пар 33, стр.174-181


Учащиеся записывают домашнее задание в дневник. Отвечают на вопросы.







Приложение 1.

Наука

Деятель

Достижения

История

Геродот

Возникновение истории как науки, написал историю греко- персидских войн

Медицина

Гиппократ

Возникновение медицины как науки, клятва Гиппократа

Философия

Демокрит

Открыл, что мир состоит из мельчайших частиц- атомов


Аристотель

Благодаря ему появились такие науки как ботаника и физика

Литература

Гомер

Возникновение поэзии,

Написал поэмы «Одиссея», «Илиада»




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока истории 5 класса на тему «Граждане, ученые, атлеты Греции»

Автор: Масалова Елена Сергеевна

Дата: 26.11.2015

Номер свидетельства: 258704

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "Конспект урока истории с презентацией на тему "Олимпийские игры в древности" 5 класс "
    ["seo_title"] => string(91) "konspiekt-uroka-istorii-s-priezientatsiiei-na-tiemu-olimpiiskiie-ighry-v-drievnosti-5-klass"
    ["file_id"] => string(6) "120987"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413832142"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства