конспект открытого урока по истории на тему "Англия в XIX - начале XX века"
Конспект открытого урока по истории на тему "Англия в XIX - начале XX века"
Методика данного урока позволяет учащимся показать умение доказывать факты на конкретном материале, умение работать с текстом документа и учебника, развивать мыслительную и аналитическую деятельность при работе с таблицей. Форма работы на уроке - групповая с опорой на технологическую карту. Конспект урока преднозначен для учителей истории.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«конспект открытого урока по истории на тему "Англия в XIX - начале XX века" »
Предмет: история Класс: 8 Дата__________________
Урок № 18 Тема: Великобритания в XIX – начале XX вв.
Цель: дать представления об изменениях, происшедших в Англии XVIIIв., о переходе от традиционного общества к индустриальному.
Задачи урока:
Обучающие:
выяснить предпосылки промышленного переворота в Англии;
познакомить с основными изобретениями и открытиями начального периода промышленного переворота; показать социальные последствия ПП.
Развивающие:
формировать навыки работы с различными текстами; анализа исторических источников,
развивать умение прогнозировать исторические события.
Воспитывающие: воспитывать стремление к самосовершенствованию личности;уважительное отношение к труду как источнику богатства общества, сочувствие к людям, борющимся за свои права.
Тип урока: комбинированный
Метод урока: словесный, проблемный, частично поисковый
Оборудование: учебник, тексты документов, иллюстрации.
Ход урока
УЭ
Деятельность учителя
Деятельность ученика
1.Организационный момент
Проверка подготовленности учащихся к уроку
Эмоциональный настрой
Здравствуйте уважаемые ученики и гости. Я желаю вам хорошего настроения, проявить смекалку и удивить друзей своими ответами, получить сегодня на уроке оценку «5».
2.Прверка д/з
Технологическая карта. Задание № 1
Т.к. № 1
Взаимопроверка
3. Вводная беседа, постановка целей урока.
4.Актуализация знаний
На примере истории Англии XVIII века мы с вами познакомимся с таким явлением, как промышленный переворот. Промышленный переворот является закономерным процессом для тех стран, в которых формировалось индустриальное общество. Поэтому нам с вами очень важно разобраться в причинах, сущности и последствиях промышленного переворота.
В ходе урока мы попытаемся найти ответы на эти вопросы.
Промышленный переворот часто называют промышленной революцией.
«Мозговой штурм»
- А что такое революция?
- А что бы мы назвали промышленной революцией? (предположения уч-ся)
- Аграрной революцией?
- Что такое огораживание?
- Какими причинами был вызван процесс огораживания в Англии? Какие он имел последствия?
- Какие виды предприятий существовали в Англии в XVI- XVII веках? (ремесл. мастерская, мануфактура)
Фронтальная беседа
5.Изучение новой темы
Работа в группах
1гр. – Мануфактура
2гр. – Фабрика
Задание: Т.к. № 2
Вывод: Итак, мануфактура основана на ручном труде, т.е. мы имеем в виду коренной переворот в промышленной сфере, т.е. переход от ручного труда к машинному.
Пром. переворот
Техническая сторона Общественная сторона
(переход от ручного труда ( появление 2 классов:
к машинному ) буржуа и наем. раб силы)
Однако промышленный переворот произошёл не сразу. По мнению экономистов, для этого необходимы определённые условия, или предпосылки (записываются на доске)
Предпосылки промышленного переворота
1. Появление свободной рабочей силы.
2. Наличие капитала.
3. Технические изобретения
4. Наличие рынка сбыта товаров
Нам предстоит выяснить:
Имелись ли в Англии условия промышленного переворота?
Какие события способствовали появлению этих условий?
Как произошёл промышленный переворот?
Как изменилось положение рабочих?
Какими были ранние формы борьбы рабочих против эксплуатации?
Работа в группах - выполнение заданий на раздаточном материале. (Т.к. № 3)
1 группа - работа с документами о наличии свободной рабочей силы (Приложение №1).
2 группа - работа с документами о наличии капиталов и рынка сбыта товаров (Приложение №2).
3 группа - работа с текстом учебника, составление таблицы о начале промышленного переворота (Приложение №3).
4 группа - работа с документами о положении рабочего класса (Приложение №4).
5 группа - работа с документами и текстом учебника о движении луддитов (Приложение №5).
Примерные выводы группы №1.
В Англии произошла аграрная революция.
Её результатом стало исчезновение крестьянства, в сельском хозяйстве появляются наёмные рабочие.
Правительство принуждало людей к найму введением жестоких и кровавых законов.
В результате огораживаний, закона о бродягах в Англии сложился рынок рабочей силы
.
Примерные выводы группы №2.
Англия обогащалась за счёт ограбления колоний, работорговли, огораживаний.
Здесь сложился рынок капиталов и рынок сбыта товаров. (Воспитательный момент. Талант может раскрыться в любом возрасте. Главное — упорно трудиться).
.Примерные выводы группы. № 3
В конце XVIII века в Англии были созданы системы машинного производства, называемые фабриками.
Экономическими последствиями промышленного переворота были значительный рост объёмов производства и улучшение качества продукции.
Примерные выводы.№ 4
Переход к фабричному производству не облегчил, а ухудшил положение рабочих.
Условия труда рабочих были очень тяжёлыми: освещение плохое, вентиляции не было. Это приводило к травмам и заболеваниям.
Широко применялся труд детей, которых жестоко наказывали за различные провинности.
Примерные выводы.№5
Одной из ранних форм протеста рабочих является луддизм - движение разрушителей машин.
Рабочие не осознавали истинных виновников своего тяжёлого положения, поэтому действовали такими варварскими методами.
Обратимся к вопросам, сформулированным в начале урока. Получили ли мы ответы на них? Что же такое- промышленный переворот? Как вы считаете, в чем состоит его техническая сторона, а в чём- общественная?(Запись в тетради определения)
Вывод общий.
К середине XVIII века в Англии сложились все предпосылки для промышленного переворота.
К этому времени в Англии стала острее ощущаться необходимость резко увеличить производство товаров. Можно ли было это сделать в условиях мануфактуры? Почему?
Работа по технологическим картам
Т.к. № 2
Запись в тетрадь
Звристическая беседа
Предпосылки ПП (запись в тетрадь
(Т.к. № 3)
Выступление группы с результатами работы - представление в таблице.
6.Закрепление
Письменная работа.- (Т.к. № 4)
Взаимопроверка
(Т.к. № 4)
7. Рефлексия
Закончите одно из предложений:
Я научился…
Самое интересное на уроке было…
Мне понравилось…
Я бы мог…
Мне было не интересно, потому что…
Мне было трудно…
Мне не понравилось…
8. Итог урока
Выставление оценок за работу в группах.
8. Д/з
§ 15 Составить таблицу Рабочее движение в Англии
Дата
Название движения
цели
Вид борьбы
Результат
Технологическая карта
Тема: Тема: Великобритания в XIX – начале XX вв.
Цель: раскрыть предпосылки промышленного переворота в Англии;
Задачи урока:
умение доказыватьфактына конкретном материале;
уметь работать с текстом документа и учебника;
развивать мыслительно-аналитической деятельности при работе с таблицей, учебной картиной; систематизировать знания.
Задание № 1 – Проверка д/з
Контрольные вопросы
1. В 1811 году в торговле и промышленности Англии были занято населения:
А) 50% В) 100% С)80% Д) 60% Е) 44% 2. За разрушение машин смертная казнь в Англии была введена в:
А) 1817г В) 1820г С) 1816 г Д) 19813г Е) 1819г
3. После Наполеоновских воин государственный долг Англии в 19 в составлял более:
А)600 млн. фунтов стерлингов В) 850 млн. фунтов стерлингов
С)450 млн. ф/с Д) 750 млн. ф/с Е) 550 млн. фунтов стерлингов
8. Верхняя палата лордов состояла из представителей аристократии:
А) Пэры В) Виги С) Чартисты Д) Тори Е) Лендлорд
9) Местных аристократов, крупных владельцев земель называли:
А Пэры В) Виги С) Чартисты Д) Тори Е) Лендлорд
10) «Хлебные законы», которые устанавливали высокие пошлины были приняты:
А) 1819г В) 1814г С) 1815г Д) 1818г Е) 1813г
Задание № 2 – работа в группах
- Сравните мануфактуру и фабрику.
мануфактура
фабрика
Опорные слова
Размер предприятия
Среднего размера, крупного размара, разделение труда, машинное производство, ручное производство, наемные рабочие, высокая производительность, низкое качество продукции, высокое качество продукции, высокая производительность
Способ труда
1
2
1
2
Работники
Производительность труда
Качество продукции
- составить рассказ по картине
Задание № 3 работа с документами:
1 группа - работа с документами о наличии свободной рабочей силы (Приложение №1).
2 группа - работа с документами о наличии капиталов и рынка сбыта товаров (Приложение №2).
3 группа - работа с текстом учебника, составление таблицы о начале промышленного переворота (Приложение №3).
4 группа - работа с документами о положении рабочего класса (Приложение №4).
5 группа - работа с документами и текстом учебника о движении луддитов (Приложение №5).
Задание № 4 - закрепление
Согласны ли вы с утверждениями?
Аграрный переворот - это переход земли в руки крестьян
Для промышленного переворота не обязательно существование в стране парламентской системы
Первые технические изобретения связаны с ткацким производством .
Промышленный переворот начался в Англии в начале XVIII века .
В результате промышленного переворота улучшились условия труда и жизни рабочих
Луддизм был одной из ранних форм рабочего движения, направленного против машин
Промышленный переворот – это переход от машинного труда к ручному
Во время ПП появляются два класса – рабочих помещиков
За порчу машин применялась смертная казнь
После завершения ПП Лондон стал мировым торговым центром
Приложение №1.
Задание №1
Выясните изменения, которые произошли в сельском хозяйстве Англии к 18 веку .с. 8
Как называлась политика насильственного сгона крестьян с земли?
Задание № 2. Ознакомьтесь с документами и ответьте на вопросы.
Документ №1.
Отрывок из стихотворения английского поэта О. Голдсмита «Покинутая деревня» (1770 г)
О, нивы, о, поля, добыча запустенья!
О, виды скорбные развалин, разрушенья!
В пустыню обращён природы пышный сад!
На тучных пажитях не вижу резвых стад!
Унылость на холмах! В окрестностях молчанье!
Всё тихо! Всё мертво...
Но где твои сыны, о край утех, блуждают?
Увы, отчуждены от родины своей!
Далёко странствуют!
Вопросы.
Какое явление заставило поэта написать такое стихотворение?
Как сам поэт относится к изменениям в сельском хозяйстве? Почему вы так думаете?
Как вы думаете, что стало с жителями покинутой деревни?
Документ № 2
«Акт о наказаниях для бродяг и упорных нищих» (1597г)
«Всякий, кто этим актом признаётся бродягой или упорным нищим,... должен быть после своего ареста по распоряжению мирового судьи, констебля…раздет догола выше пояса и публично бит кнутом, пока его спина не покроется кровью, а потом их следует пересылать из прихода в приход…где они родились, если эти приходы известны…и там они должны наняться на работу, как следует честным людям».
Вопросы.
1.Какие наказания применялись английскими властями к бродягам и упорным нищим?
2.Как такие меры наказания влияли на складывание рынка рабочей силы?
Приложение 2
Задание №1 На основании высказываний современников определите, какими способами Ост-Индская компания обогащалась в Индии.
«Открытие золотых и серебряных приисков в Америке, искоренение, порабощение и погребение заживо туземного населения в рудниках, первые шаги к завоеванию и разграблению Ост-Индии, превращение Африки в заповедное поле охоты на чернокожих, — такова была утренняя заря капиталистической эры производства. Эти идиллические процессы составляют главные моменты первоначального накопления. За ними следует торговая война европейских наций, ареной для которой служит земной шар» (Маркс, Капитал, т.1, стр. 603).
Служащий компании доносил: «Джентльмены присылают сюда своего агента вести торговлю. Этот агент насильно заставляет жителей покупать его товары либо продавать свои. В случае отказа немедленно следует порка или тюрьма. Агенты компании платят за забираемые товары гроши либо не платят вовсе».
Английский купец так описал положение ремесленников конце 18 века: «Англичане со своими индийскими агентами произвольно решают, какое количество товаров должен поставить каждый ремесленник и по какой цене. Согласие бедного ткача … не считается необходимым».
Англичанин так характеризовал деятельность откупщиков налога: «Они отбирали всё до последнего фартинга (мелкой монеты) у несчастных крестьян».
Приложение 3.
Задание. Используя текст учебника на стр. 118-119, заполните таблицу «Начало промышленного переворота в Англии» или составьте схему.
Имя изобретателя
Год изобретения
Изобретение
Значение изобретения
Вопросы:
1.В каком виде промышленности были сделаны первые изобретения?
2.Rакие виды промышленности получили широкое развитие?
3. Какое значение имел ПП для Англии?
Приложение 4.
Задание: Изучите документы и составьте рассказ о положении рабочих в конце XVIII - начале XIX вв.
Документ №1. Фрагменты из «Журнала для джентльменов» (1782 г.)
« Они задыхаются от вредоносных газов в шахтах и рудниках или становятся жертвами ядовитых испарений во время обработки металлов, масел, порошков…и т.п. На фабриках они являют собой печальную галерею слепых, хромых, преждевременно одряхлевших, астматических и увечных инвалидов или полуинвалидов, в которых едва теплится жизнь…»
«Плётку пускали в ход с утра до ночи не только для наказания учеников при самой малой провинности, но и для того, чтобы подстёгивать их к работе, чтобы поддерживать их в бодрствующем состоянии, когда усталость клонила их ко сну… если жертвы этих жестокостей пытались бежать, то им надевали на ноги кандалы.
…Бескровные и дряблые лица, ненормально маленький рост, раздутый живот…искривлённый позвоночник; конечности, изуродованные рахитом или искалеченные вследствие несчастных случаев при машинах»
«Чтобы не оставлять неиспользованного места, фабрики строят в несколько этажей, по возможности невысоких. Большинство помещений занято машинами. Фабрики часто работают день и ночь. Для этого употребляют большое количество свечей, но почти ничего не делается для вентиляции».
Документ №2. Фрагмент из книги А. Смита ««Исследование о природе и причинах богатства народов» (1776)
«Не может быть процветающим общество, большая часть которого находится в бедности и нищете. Кроме того, сама справедливость требует, чтобы те, кто кормят, одевают и доставляют жилище всему обществу, получали такую часть произведений своего труда, которая достаточна для доставления им удовлетворительной пищи, одежды и жилища»
Приложение № 5.
Задание. Прочитайте текст учебника на стр 114, документы и ответьте на вопросы.
Документ № 1.
Из отчёта секретного комитета палаты лордов (май 1812 г)
«В этом же феврале и в последующие месяцы были проведены попытки поджечь две фабрики… 4 апреля в Стокпорте опять начались мятежи, был подожжён дом г. Гудвина и разрушены его паровые станки».
Документ №2.
Из английского журнала 1812г. Выступление луддитов в Ноттингеме.
«В конце января (1812 г) они (т.е. луддиты) переправились через реку Трент, вошли в селение Редзингтон и сломали там 14 станков, оттуда они направились в Клифтон и разрушили там все станки, оставив в целости только 2. Клифтонские власти в страхе послали извещение в Ноттингем и просили прислать эскадрон гусар».