kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект интегрированного урока литературы и истории "Эпоха прошлых лет"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок представляет интеграцию двух предметов истории России и литературы. Цели урока: 1.Образовательная: обобщить знания учащихся по теме "Древняя Русь".

2.Развивающие: развивать коммуникативные навыки и умения через групповую работу, ассоциативное мышление, творческие, мыслительные способности.

3.Воспитательные: воспитывать чувства патриотизма и нравственности, уважение к своей истории.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

На уроке применяются интерактивные технологии: "Ромашка", "Толстый и тонкий вопрос", синквейн, кластер.

В ходе урока учащиеся заполняют рабочий лист.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока литературы и истории "Эпоха прошлых лет" »

Интегрированный урок
обществознания и литературы в 5 классе

«Сказка – ложь, да в ней намёк…»
(Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок)

Аннотация к уроку.

Интеграция знаний по различным учебным дисциплинам – одна из наиболее эффективных форм познания мира и применение знаний в этом мире.

Интегрированный урок – достаточно сложная форма работы, которая требует длительной, тщательной подготовки.

Данный урок рассчитан на учащихся 5 класс. Это интегрированный урок литературы и обществознания. Урок демонстрирует способность учащихся интегрировать (объединять в одно целое) имеющиеся знания по предметам. Помогает повторить изученное по теме «Русские народные сказки». Побуждает интерес к правам человека, воспитывает правовую культуру учеников и уважение к общечеловеческим ценностям.

В игровой форме познакомит учащихся с Конвенцией о правах ребёнка, способствует формированию у детей представлений о правах человека на основе русских народных сказок.

Учителя: Кривощёк Л. А. – учитель истории и обществознания

Сидоренко Г. Н. – учитель литературы.

Цели урока

- дать представление об основных правах человека через призму русских народных сказок;
- обобщить повторить знания по теме «Русские народные сказки»;
- развивать умение анализировать произведение фольклора, делать выводы по теме, пользоваться таблицей и опорными схемами;
- воспитывать активную гражданскую позицию и бережное отношение к народному наследию.

Оборудование

Презентация, проектор, экран, тексты сказок, отдельные статьи Конвенции прав ребёнка, схемы «Классификация сказок», «Законы общества», таблица «Права ребёнка», стихотворения о сказке, иллюстрации к сказкам, сборники пословиц и поговорок, музыка «В гостях у сказки», листки бумаги фломастеры.

План урока

1. Орг. момент

2. Подготовка к восприятию темы
* Стихотворение о сказках;
* Слово учителя литературы;
* Слово учителя обществознания;

3. Восприятие темы
* Работа с таблицей «Законы общества»;
* Допиши определение;
* Приметы сказки;
* Таблица «Классификация сказок»;
* Работа со сказкой «Гуси-лебеди»;
* Анализ сказки «Морозко»;
* Индивидуальная работа со сказками и статьями из Конвенции прав ребёнка;

4. Итоги урока;

5. Домашнее задание.

6. Рефлексия

Ход урока

1.Орг. момент:

- Здравствуйте, - ты скажешь человеку

- Здравствуй, -  улыбнется он в ответ.

И, конечно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

Учитель обществознания: Здравствуйте ребята, сегодня в нашей школе необычный день: у нас в гостях присутствуют учителя из разных школ района. Давайте поприветствуем их (повернулись, кивком головы). А теперь тихо сядем, посмотрим на учителя, улыбнемся, тем самым пожелав удачи на уроке. Проверим свое рабочее место, хорошо, все готово к уроку.

Работать мы сегодня будем под девизом: «Учиться надо весело, учиться будем весело, чтоб хорошо учиться».

Вы с этим согласны, тогда вперед! (Слайд №2)



Наш урок необычный: этот урок объединяет два предмета – литературу и обществознание, сегодня вы узнаете о том, какие права имеет ребенок, где они записаны, как ими пользоваться и что делать, если с вами случится беда.

Учитель литературы: И тема нашего урока звучит так: «Сказка – ложь, да в ней намёк…» Конвенция прав ребенка через призму русских народных сказок». (Слайд №3)

-Как вы думаете, о чем мы будем говорить на уроке?

Ответы детей.

Мы отправимся в сказочное путешествие и проследим, какие права нарушаются в сказках.

А оценивать вашу работу мы будем при помощи знакомых вам «талантов». Хочу напомнить, что максимальное количество «талантов»- 6-5,позволяет вам получить «5», 4-3 талантов –«4».

2. Подготовка к восприятию темы.

Звучит музыка «В гостях у сказки» (слайд №4)



Учитель литературы читает стихотворение.

Мне веет светлым вдохновением
Веселой зеленью долин,
Ключей задумчивым журчаньем
От русских сказок и былин.

Прекрасен сказок мир воздушный,
К нему с младенчества привык;
Мне мил и дорог простодушный
Животворящий их язык.

Вступаю с трепетом священным
Под кров радушной старины,
Передаю струнам смиренным
Ее младенческие сны.

Учитель литературы: Сказки... Сначала их рассказывают мамы и папы, бабушки и дедушки, укладывая нас спать. Потом появляются книжки с яркими картинками, и малыши просят взрослых прочитать, не уставая слушать одну и ту же сказку сотни раз. Первым чтением становятся тоже сказки. Так в нашу жизнь входит мир, в котором творятся чудеса, мир, полный волшебства. И когда мы становимся взрослыми, нам хочется сохранить этот мир где-то в глубине нашего сердца. Не всякая выдумка становится сказкой. Из поколения в поколение передаётся лишь то, что было важно для людей. Сказки выражали мудрость своего народа, его стремления, мечты.

Восприятие темы

Учитель обществознания: Речь сегодня пойдёт о правах ребенка, и я надеюсь, что сказочные герои помогут Вам вспомнить и узнать ваши права.

Беседа:

-Кто считается ребенком? (слайд №5)

-Чем ребенок отличается от взрослых?

-Должны ли быть специальные права у ребенка?(№6)

На ваших партах памятки: Документы о правах человека. Ознакомьтесь с памяткой.

Учитель обществознания: С детьми порой поступают жестоко, несправедливо. Поэтому, чтобы прекратить подобное, взрослые всего мира решили собраться и подумать, что можно сделать, чтобы у детей было счастливое детство. Был составлен один из главных документов, регулирующий права и свободы детей «Конвенция о правах ребёнка».

Информация о Конвенции (опережающее задание).

Учитель литературы: Не было время, когда ещё не существовали такие важные документы. Каким же образом в обществе регулировались отношения? При помощи морали, определенных установок-правил, которые находили свое отражение в сказках. Ребята, а давайте вспомним, а что такое сказка.

Допишите определение сказки, на карточках, находящихся у вас на столе. (Слайд №7)

Сказка – это ____________ рассказ о необыкновенных _______________ событиях и приключениях. (Сказка – это занимательный рассказ о необыкновенных и вымышленных событиях и приключениях.)

Укажите приметы сказки.
* присказка;
* зачин;
* концовка;
* чудесные помощники;
* постоянные эпитеты;
* повторы;
* обращения;

Проверьте, все ли мы вспомнили? (слайд №8)

Посмотрите на карточку, впишите необходимые слова (слайд№9)…

Сдайте карточки по окончанию урока

талант(2)



Учитель обществознания: А сейчас следующее задание: вам будут предложены сказки, все сказки хорошо известны, вы помните и сюжет, и героев, вам необходимо определить какие права человека были нарушены с этой сказке.

Учитель литературы: (Слайд № 10) и ответьте:

- Как называется эта сказка? ( Гуси-лебеди);
- Какая это сказка? (Волшебная, народная).

Учитель обществознания: Какое право нарушено?
Пользуйтесь таблицей «Права ребёнка» (Приложение №2)

Ст. 34 Государство обязуется защищать ребёнка от всех форм эксплуатации, предотвращать похищение, торговлю детей. (----Слайд №11)





Беседа:

_- Ребята подумайте и скажите, как надо себя вести с незнакомыми людьми, которые могут вас силой или хитростью похитить?

- Что вы станете делать, если кто – либо будет вас мучить и заставлять выполнять непосильную работу?

Учитель литературы: А теперь обратимся к другой русской народной сказке «Морозко». Слайд№12

-К какому виду народных сказок можно отнести сказку «Морозко»?

(Признаки волшебной сказки в этом произведении: волшебные персонажи – Морозко, разговаривающая собака; волшебные превращения девушек; противопоставление двух героинь, главная героиня – сирота).

- Как заканчивается сказка «Морозко»?

(Падчерица вознаграждается богатством, что характерно для народной сказки, старухина дочь погибает).

- Почему так трагически заканчивается народная сказка?

(Народ жестоко осуждает зависть, злобу и угнетение слабого и беззащитного, какой была падчерица).

Слайд № 13

Учитель обществознания: Ст. 6 Конвенции предоставляет каждому ребёнку право на жизнь.

В Конвенции о правах ребёнка записано, что «главное право каждого человека – право на жизнь». Маленький человек – ребёнок тоже имеет право на жизнь. Но так думали не всегда. Было в древности такое государство – Спарта, которое славилось своими непобедимыми воинами: сильными, здоровыми.

И в этом государстве, каждого новорождённого мальчика осматривали и решали: если крепкиё и здоровый – пусть растёт, если слабый и больной - бросить его вниз со скалы.

Беседа:

-Как вы думаете, правильно, справедливо поступали жители Спарты?

Физкультминутка

Буратино - потянулся,

Раз - нагнулся,

Два - нагнулся,

Руки в стороны развел,

Ключик, видно, не нашел.

Чтобы ключик нам достать, Надо на носочки встать.

Учитель обществознания: (слад №13) Ст. 6 Государство – участники признают, что каждый ребёнок имеет неотъемлемое право на жизнь. Государство – участники обеспечивают в максимальной степени выживание ребёнка.

Учитель литературы: Найдите в списке или вспомните сказки, в которых нарушено такое же право. (Работа с таблицей. Приложение №2)

Творческое задание: нарисовать рисунок на тему «Жизнь».

Звучит музыка. Ученики рисуют.

Учитель литературы: А какая сказка изображена на слайде?

- О нарушении, каких прав идет в ней речь?

Учитель обществознанию: Право на защиту чести и достоинства…(слайд№15) Обратите внимание на следующий слайд (№16) .

А найдите в списках сказку, где нарушено это право (Заюшкина избушка) слайд№17

4. Итоги урока

Учитель литературы: Сегодня мы вспомнили любимые сказки, героев.

- По каким законам живут герои в сказках? (Слайд №18)

- Герои сказок живут по законам дружбы, защиты слабых, трудолюбия, честности и взаимопомощи.

Учитель обществознания,: какие права человека помогли вам узнать сказочные герои? (Слайд №19)

5. Домашнее задание.

Учитель литературы: Вам предлагается следующее домашнее задание, а вы выберете по силам и по душе (Слайд №20)
- пересказать или инсценировать одну из сказок, использованных на уроке;
- подобрать сказки для иллюстрации прав из Конвенции прав ребёнка;
- сочинить сказку, руководствуясь одной из статей Конвенции прав ребёнка.(распечатать)Домашнее задание понятно?...

А теперь оценим вашу работу на уроке. Поднимите руки те, кто получил 6- 5 «талантов» , кто получил « 3 – 4 таланта».

Ребята , не получившие «таланты» или получившие 1-2 пока остаются без оценки, надеемся на продолжение работы на следующем уроке.

Учитель обществознания: В итоге нашего урока хочется поставить огромный восклицательный знак и закончить нашу беседу на оптимистической ноте, сказать стихами: (слайд №21)

Очень много стран на свет-это знает каждый

Кто скажите в странах этих

Самый, самый важный?

Не спешите, не пытайтесь

Дать ответ в один момент

Главных много, выбирайте:

там король ,здесь президент.

Ученик: про царей и про вождей

Знаем мы с пеленок,

Но главней, нужней, важней

Для страны ребенок.

Кем он станет завтра, маленький и нежный .

Всей земли права его - право на надежду.





Рефлексия:

Во многих сказках встречается яблоня с ее наливными яблочками. Вот и на нашем урокевыросла такая яблонька. (Открываю доску)

-Но она какая-то грустная, нет на ней яблок. Давайте ее оживим.

У каждого есть 3 яблока (красное, желтое, зеленое)

- Если вы считаете, что урок прошел для вас интересно, вы себя проявили, хорошо работали, разбираетесь в особенностях сказки – прикрепите красное яблоко.

- Если не все пока удалось. Есть какие-то проблемы, что-то не получается – желтое.

-Если вам было сложно, есть трудности – зеленое, надо немного созреть.



3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
Конспект интегрированного урока литературы и истории "Эпоха прошлых лет"

Автор: Кривощёк Лариса Анатольевна

Дата: 27.11.2014

Номер свидетельства: 136419

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(197) "Образ Петербурга в романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» Традиции Пушкина, Гоголя, Некрасова. "
    ["seo_title"] => string(116) "obraz-pietierburgha-v-romanie-f-m-dostoievskogho-priestuplieniie-i-nakazaniie-traditsii-pushkina-gogholia-niekrasova"
    ["file_id"] => string(6) "165365"
    ["category_seo"] => string(10) "literatura"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422800858"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства