Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории средних веков на тему "Англия в раннее Средневековье"»
Тема: Англия в ранее Средневековье
Цели: познакомить с историей народов и государств, сменявших друг друга в истории Британских островов; дать образную характеристику Альфреда Великого и Вильгельма Завоевателя; объяснить причины победы Вильгельма Завоевателя.
Планируемые результаты: предметные: научиться работать с исторической картой, использовать ее как источник знаний; давать характеристику исторических деятелей; формулировать свое мнение; проявлять интерес к личностям оставившим след в истории; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; формировать умения работать с учебной и внешкольной информацией; личностные УУД: формировать личностную мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.
Оборудование: карта «Англия в раннее Средневековье»; иллюстрации учебника; мультимедийная презентация
I. Организационный момент
I I. Мотивационно – целевой этап
Мы узнали о зарождении и развитии Франкской империи, а о том, как развивались события в других странах, узнаем на нашем уроке.
I I I. Актуализация знаний
- Каким народом был основан Лондон?
- Какие германские племена заселили Британские острова? (Ответы учеников)
Сегодня мы посетим Англию на раннем этапе ее развития.
- Предположите какие вопросы мы должны обсудить на уроке.(ученики формулируют цели урока.)
Объявление темы, учебных результатов и хода занятия (презентация)
Тема урока: «Англия в ранее Средневековье».
(Знакомство с планом урока.)
План урока
1. Легенда и быль в истории Англии.
2. Кто такие норманны.
3. Борьба англосаксов с норманнами.
4. Государства норманнов.
Формулирование проблемных вопросов урока. Почему викинги покидали родные места и совершали дальние походы в чужие земли? Почему в течение долгого времени норманны могли держать в страхе население Европы?
IV. Работа по теме урока
1. Легенда и быль в истории Англии
Кто из вас не зачитывался легендами о храбром короле Артуре, который правил страной, опираясь на своих рыцарей. А был ли он на самом деле?
Предлагаю выступить в роли исследователей и определить, что является легендой, а что – былью в истории Англии.
(Работа в паре)
Задание для первого ученика: работая с текстом п. 1 параграф 5 и дополнительным материалом, найдите и исследуйте легенды из истории Англии в раннее Средневековье.
Задание для второго ученика: работая с текстом п. 1 параграф 5 и дополнительным материалом, определите реальные события.
Дополнительный материал
В поэме «Сер Гавейн и Зеленый рыцарь» рассказывается о том как король Артур в своем замке в окружении рыцарей Круглого стола празднует Рождество. Пир прерывает появление в зале на коне Зеленого рыцаря, который начинает издеваться над собравшимися и оскорблять их. Артур в гневе хочет снести обидчику голову, но Гавейн просит предоставить это ему и одним взмахом меча отрубает Зеленому рыцарю голову, но незнакомец берег голову в руки, садится в седло, и тут веки его открываются, и голос повелевает Гавейну через год и один день явиться в Зеленую часовню и принять ответный удар. Во второй части поэмы сер Гавейн отправляется на поиски Зеленой часовни. Путь его полон лишений и испытаний, но смелый рыцарь с честью выходит из всех поединков и сражений. Третья часть поэмы рассказывает об испытаниях благородного Гавейна, которые он принимает со стороны жены хозяина замка, оставшейся с ним наедине. Гавейн с честью проходит все испытания, но из-за страха смерти принимает от дамы зеленый пояс, который может помочь сохранить жизнь..
Развязка наступает в четвертой части. Гавейн отправляется к Зеленой часовне, где его встречает Зеленый рыцарь, который три раза взмахивает мечом, но лишь только ранит Гавейна. Зеленый рыцарь оказался хозяином замка, который решил испытать Гавейна в бою, и в жизни, прельстив его чарами своей жены. Гавейн признается в малодушии и в том, что испугался смерти, и Зеленый рыцарь открывает свое имя и рассказывает, что виновницей всего была фея Моргана, ученица мудрого Мерлина и сводная сестра короля Артура, которая хотела напугать жену Артура, королеву Гиневру. Основной конфликт поэмы строится на нарушении сером Гавейном своего слова и недозволенном отступлении от кодекса чести, что трактуется как недостойное поведение рыцаря.
На сюжет легенд о короле Артуре создано большое количество романов, среди них «Артур», «Артур и Мерлин», «Ланселот Озерный» . В них рассказывается история жизни короля Артура – то, как в младенчестве после смерти родителей он был унесен из дворца волшебником Мерлином, поскольку его жизни угрожала опасность, и то, как ему удалось взойти на трон, лишь добыв волшебный меч при помощи Мерлина. Другая легенда гласит что у Артура был еще один чудесный меч, который подарила ему Дева Озера, - Эскалибур. Артур строит себе дворец Камелот в Карлсоне, в котором находится знаменитый Круглый стол, за которым и восседают славные рыцари короля Артура. Исследователи Артурианского цикла неоднократно делали попытки определить географическое положение Камелота. Его помещали в Корнуолле, Уэльсе, Сомерсете, а Томас Мэлори не раз пишет, что Камелот – это Винчестер, бывший столицей Британии до нормандского завоевания.
(Проверка выполнения задания.)
2. Кто такие норманны
Ранняя история Англии тесно переплетается с норманнами и варягами, как их называли на Руси. Представьте, что мы перенеслись в далекое прошлое, став норманнами и жителями средневековой Европы.
Задание для первой группы: работая с параграфом 5, п. 2, от имени норманнов расскажите о себе.
Задание для второй группы:работая с п. 3 параграф 5, от имени жителей средневековой Европы расскажите о своем отношении к норманнам-варягам.
(Проверка выполнения задания)
3. Борьба англосаксов с норманнами
Выходцы из Скандинавии переселялись в Ирландию и Восточную Англию. Датчанам Удалось захватить значительную часть Англии и закрепиться там. Когда положение страны стало отчаянным, борьбу с датчанами возглавил Альфред, которого позже прозвали Великим.
Задание: работая с п.4 параграфа 5, определите справедливо ли получил это имя Альфред Великий.
(Проверка выполнения задания)
4. Государство норманнов
В IX – XI вв. в Скандинавских странах образовались королевства Дания, Швеция, Норвегия.
Задания: работая с текстом п. 5 , параграфа 5, определите, какие государства в Европе были созданы норманнами.
- Как в дальнейшем сложилась судьба воинов –норманнов?
- Почему с XI в. походы норманнов в другие страны прекратились?
(Проверка выполнения задания.)
V. Подведение итогов урока
- Почему викинги покидали родные места и совершали дальние походы в чужие земли?
- Почему в течение долгого времени норманны могли держать в страхе население Европы?
– Свои корабли викинги поэтично назвали «кони моря». Какой смысл они вкладывали в эти слова?
Творческое задание
- В чем сходство военных реформ Карла Мартелла и Альфреда Великого? Чем можно объяснить это сходство?
(Проверка выполнения задания и подведение итогов урока.)
VI. Рефлексия
Что нового узнали на уроке?
Какие умения и навыки отработали?
С какими новыми терминами познакомились?
Что понравилось и что не понравилось на уроке?
Какие выводы сделали?
Домашнее задание
1. Для сильных учеников – параграф 5, подготовить презентацию на тему «Легенды о короле Артуре: правда и вымысел»
2. Для средних учеников – параграф 5, подготовить историческую реконструкцию на тему «Путешествие викингов»
3. Для слабых учеников - параграф 5, вопросы и задания к нему.