Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Куликовская битва"»
Тема урока: «Куликовская битва»
Класс: 6
Цель:
Показать ход и результат Куликовской битвы, её значение для дальнейшего развития древнерусского государства.
Задачи:
-Продолжить формировать представление о закономерности объединения русских земель вокруг ---Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия.
-Способствовать формированию у обучающихся личностного восприятия исторических фактов;
-Продолжить формирование следующих навыков умений:
Установление причинно-следственных связей;
Анализ исторического явления;
Развитие логических связей и образного мышления;
- Осуществлять нравственное воспитание;
- Показать примеры героизма и мужества русского народа.
Оборудование к уроку:
Карта: «Образование Российского централизованного государства»;
Раздаточный материал «Подготовка Орды и Москвы к решающей битве»
Электронная презентация.
Структура урока (план, отражающий этапы урока):
Организационный момент.
Вводное слово учителя.
Изучение нового материала.
Сообщения обучающихся о Д. Донском.
О С. Радонежском.
Рефлексия.
Выводы по теме.
Раскрытие содержания этапов урока:
Организационный момент.
Вводное слово учителя
Эпиграф: «… время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие…» И.Б. Греков)
Тема нашего сегодняшнего урока – «. Куликовская битва».
- Ребята, какие, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы мы должны рассмотреть на уроке? (Обстановку в стране накануне Куликовской битвы, ход сражения, его итог, личность Дмитрия, его роль в подготовке и ходе сражения).
- Я предлагаю провести с вами историческую разминку.
Дайте определение следующим терминам:
Ордынский выход, Баскак, Ярлык, Иго.
Приведите примеры и характеристики термина «иго».
(Метод «чистая доска»).
«Кто думал-гадал?..»- запечатлено народно удивление перед необычайной судьбой Москвы, малой крепости затерявшейся в лесах.
- покажите на карте местоположение Москвы. В чём выгодность её географического положения?
- Метод «кластеры»
Впишите свои ответы в квадраты.
(Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны).
Какую политику по отношению к Орде проводил Иван Калита?
Как вы думаете, существовали ли в первой половине 14 века иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые избрал Иван Калита и его приемники?
3. Изучение нового материала
1. Дмитрий Донской. Подготовка к сражению.
Выдающимся политическим успехом было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича, который внёс огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.
Сообщения обучающихся « Дмитрий Донской.»
Учитель: Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием).
Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом.
Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное. Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, применённые Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.
Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси. Назревало решающее сражение между Русью и Ордой.
2. Сергий Радонежский
Учитель:По летописному преданию перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение на бой у Сергия Радонежского, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.
–Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского Художник А. Новоскольского.
Стих ученика.
И у толпы притихшей на глазах
Встал Дмитрий пред игуменом на колени
И получил его благословенье:
Иди!
Да не коснётся сердца страх!
Ты вернёшься скоро!..
И двух богатырей измерил взором:-
Вот иноки- сподвижники тебе.
Сражение на Куликовом поле.
Учитель: И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.
-Почему он переправил войска через Дон?
Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.
«Тогда всю ночь выли волки страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… от такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о «великой туге» под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие».
Открываем глаза. Рассеивается утренний туман.
8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой ордынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника.
- поединок Пересвета и Челубея.
Как вы понимаете, что такое поединок?
Поединок- не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – ничто иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями. И свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзённый насквозь, удержался на коне будто живой, вернулся в русские полки.
«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилось, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи».
И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского.
А сейчас вы посмотрите ход Куликовской битвы, и поработаем с документом в учебнике на стр. 155
Итоги.
Полная победа русских войск.
Потери: 20 тысяч убитыми и ранеными.
Учитель: восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мёртвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жёны и дети не дождались своих мужей и отцов.
Историческое значение.
(обучающиеся определяют самостоятельно)
- Битва подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила её распад;
Поднялся авторитет Руси;
Победа способствовала росту и объединению русского государства;
Причины победы.
(обучающиеся определяют самостоятельно)
Полководческое искусство Дмитрия Донского;
Патриотизм русских воинов;
Объединение части русских земель.
Вывод: Победа в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а её князья – защитников Русской земли.
Учитель: В настоящее время неподалёку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико». Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: « Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство».
5.Закрепление.
А теперь проверим, как мы запомнили рассмотренные нами сегодня события.
И сделаем это не совсем обычным образом.
Перед вами сундук, чтобы его открыть нужно ответить на вопрос: о ком или о чём идёт речь?
-«именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества, он основал монастырь. Который является резиденцией патриархов русской православной церкви, его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа» ( С. Радонежский).
«этот человек не был потомком Чингизхана, и это вызывало недовольство среди подданных. В ответ на отказ московского князя платить выход, он собрал своё войско. Вдохновившись обещаниями этого человека, огромное войско двинулось усмирять Русь. Потерпев жестокое поражение на поле Куликовом, бежал в Крым, где погиб». (Мамай).
«Он осадив коня, взглянул окрест:
Чем этот день для братьев обернётся?
Копьё,
Да схима,
Да тяжёлый крест,
Что Сергий дал,-
Оружье ратоборца». (Пересвет).
«уникальное холодное оружие, с которым русские ратники шли в бой на поле Куликовом. Удивительно, но факт, на месте страшной, кровопролитной сечи археологам не удалось найти это оружие». (Меч).
Учитель: Дмитрий Донской оставил сильное Московское княжество, интересы которого входили в противоречие с интересами Орды; княжество, ставшее центром сопротивления татарской власти. Дмитрий Донской скончался 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Он лучшим образом отвечал духу той героической эпохи, в которую ему выпало жить, он сумел понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие. В 1988 году, в связи с празднованием 1000 – летия крещения Руси, Православная церковь причислила Дмитрия Донского к лику святых. Его прах покоится в Архангельском соборе Московского Кремля.
– Архангельский Собор
– В единстве сила Руси!
А слова современника Сергия Радонежского: « В единстве сила Руси!», актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величии подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее «А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!» (А. Никитин)
6.Рефлексия. Синквейн
Домашнее задание: Параграф 18, задания в рабочей тетради № 1-4.