kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории "Куликовская битва"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок содержит материал о сражении на Куликовом поле

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории "Куликовская битва"»


Тема урока: «Куликовская битва»


Класс: 6


Цель:

Показать ход и результат Куликовской битвы, её значение для дальнейшего развития древнерусского государства.


Задачи:

-Продолжить формировать представление о закономерности объединения русских земель вокруг ---Москвы и об основных направлениях политики московского князя Дмитрия.

-Способствовать формированию у обучающихся личностного восприятия исторических фактов;

-Продолжить формирование следующих навыков умений:

  • Установление причинно-следственных связей;

  • Анализ исторического явления;

  • Развитие логических связей и образного мышления;

- Осуществлять нравственное воспитание;

- Показать примеры героизма и мужества русского народа.


Оборудование к уроку:

  1. Карта: «Образование Российского централизованного государства»;

  2. Раздаточный материал «Подготовка Орды и Москвы к решающей битве»

  3. Электронная презентация.


Структура урока (план, отражающий этапы урока):

  1. Организационный момент.

  2. Вводное слово учителя.

  3. Изучение нового материала.

  4. Сообщения обучающихся о Д. Донском.

  5. О С. Радонежском.

  6. Рефлексия.

  7. Выводы по теме.


Раскрытие содержания этапов урока:


  1. Организационный момент.

  2. Вводное слово учителя

Эпиграф: «… время, исторический процесс требовали появления на Руси личности, способной понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие…» И.Б. Греков)

Тема нашего сегодняшнего урока – «. Куликовская битва».

- Ребята, какие, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы мы должны рассмотреть на уроке? (Обстановку в стране накануне Куликовской битвы, ход сражения, его итог, личность Дмитрия, его роль в подготовке и ходе сражения).

- Я предлагаю провести с вами историческую разминку.

Дайте определение следующим терминам:

Ордынский выход, Баскак, Ярлык, Иго.

  • Приведите примеры и характеристики термина «иго».

(Метод «чистая доска»).

«Кто думал-гадал?..»- запечатлено народно удивление перед необычайной судьбой Москвы, малой крепости затерявшейся в лесах.

- покажите на карте местоположение Москвы. В чём выгодность её географического положения?

- Метод «кластеры»

Впишите свои ответы в квадраты.

(Она находилась в центре русских княжеств, которые прикрывали её от ударов из вне; в Москву со всех сторон стекались люди, и это увеличивало численность её населения; Москва находилась на пересечение торговых путей: водных и сухопутных; торговые пошлины стали важным источником пополнения княжеской казны).
  • Какую политику по отношению к Орде проводил Иван Калита?

  • Как вы думаете, существовали ли в первой половине 14 века иные способы борьбы с Ордой, чем те, которые избрал Иван Калита и его приемники?

3. Изучение нового материала

1. Дмитрий Донской. Подготовка к сражению.

Выдающимся политическим успехом было отмечено княжение внука Калиты – Дмитрия Ивановича, который внёс огромный вклад в борьбу русского народа с монголо-татарами. Более 150 лет русский народ томился под игом монголо-татар. Велико было стремление избавиться от власти татар, и именно князь Дмитрий стал той исторической фигурой, выразившей стремления народа к освобождению.

Сообщения обучающихся « Дмитрий Донской

Учитель: Как могла отреагировать Орда на решение князя о прекращении выплаты дани? (Новым нашествием).

Мамаю становилось ясно, что русские земли выходят из-под повиновения. Только новый поход на Русь мог укрепить пошатнувшуюся власть монголо-татар над русским народом.

Получив сведения о движении врага на Москву, Дмитрий решил не допустить его в пределы Московской земли и разбить на территории Рязанского княжества. Русская рать, возглавляемая Дмитрием, встретилась с войсками Бегича на берегах реки Вожи, где и произошло кровопролитное сражение. Поражение монголо-татар было полное. Сражение на Воже выявило блестящие военные способности Дмитрия. Знание противника, выбор местности для сражения, стремление заставить врага драться в невыгодных для него условиях, активная оборона с переходом в наступление, применённые Дмитрием в этом сражении, характеризуют его как искусного полководца, настойчивого в достижении цели, решительного.

Эта битва продемонстрировала возросшую мощь Руси. Назревало решающее сражение между Русью и Ордой.

2. Сергий Радонежский

Учитель:По летописному преданию перед походом Дмитрий Иванович посетил Троицкий монастырь и получил благословение на бой у Сергия Радонежского, игумену и основателю Свято-Троицкого монастыря, что под Москвой.

–Дмитрий Иванович получает благословение у Сергия Радонежского Художник А. Новоскольского.

Стих ученика.

И у толпы притихшей на глазах

Встал Дмитрий пред игуменом на колени

И получил его благословенье:

  • Иди!

Да не коснётся сердца страх!

Ты вернёшься скоро!..

И двух богатырей измерил взором:-

Вот иноки- сподвижники тебе.

  1. Сражение на Куликовом поле.

Учитель: И вот великий князь Дмитрий двинул свою рать против непобедимого дотоле врага. Он сам выбрал место для решающей битвы, переправив войско через Дон.

-Почему он переправил войска через Дон?

Закройте глаза представьте себе ночь накануне сражения.

«Тогда всю ночь выли волки страшно. Вороны и орлы день и ночь каркали и клекотали, ожидая грозного, изволенного кровопролитного часа… от такого страха богатырские сердца людей смелых стали укрепляться и воодушевляться. И страшно им было думать о возможной смерти на утро, но ещё нестерпимее ярилось сердце отвагой при думе о «великой туге» под игом монголо-татар. И вечная жажда свободы одолевала страх, внушала бесстрашие».

Открываем глаза. Рассеивается утренний туман.

8 сентября 1380 года русичи увидели перед собой ордынские полчища. Впереди разъезжал богатырь, вызывая на поединок русского ратника.

- поединок Пересвета и Челубея.

Как вы понимаете, что такое поединок?

Поединок- не просто единоборство двух воинов. По понятиям тех времён – в поединке решалась судьба, а судьба – ничто иное, как суд бога, а потому и побеждает представитель того воинства, на чьей стороне бог. И вот разомкнулся передовой полк русичей, и навстречу ордынцу выехал инок Сергия Радонежского Пересвет. И съехались, и ударили друг друга копьями. И свалился замертво оземь непобедимый ордынец, а Пересвет, пронзённый насквозь, удержался на коне будто живой, вернулся в русские полки.

«И страшно было видеть, как две великие силы сходились на кровопролитие, на неминуемую смерть: татарское войско, темнеющее во мраке, мрачное, и русская рать в светлых доспехах, как великая река лилась, как море зыбилось, и солнце светило, сияло над ними, испуская на них свои лучи».

  • И в выборе местности и в расположении войск полностью проявился полководческий талант Дмитрия Донского.

  • А сейчас вы посмотрите ход Куликовской битвы, и поработаем с документом в учебнике на стр. 155

  1. Итоги.

Полная победа русских войск.

Потери: 20 тысяч убитыми и ранеными.

Учитель: восемь дней не уходило с Куликова поля русское войско. Хоронили мёртвых, подбирали раненых. И плач был великий, многие жёны и дети не дождались своих мужей и отцов.

  1. Историческое значение.

(обучающиеся определяют самостоятельно)

- Битва подорвала военное могущество Золотой Орды и ускорила её распад;

  • Поднялся авторитет Руси;

  • Победа способствовала росту и объединению русского государства;

  1. Причины победы.

(обучающиеся определяют самостоятельно)

  • Полководческое искусство Дмитрия Донского;

  • Патриотизм русских воинов;

  • Объединение части русских земель.

Вывод: Победа в Куликовской битве Москва окончательно закрепила за собой роль объединителя, а её князья – защитников Русской земли.

Учитель: В настоящее время неподалёку от южных рубежей Руси, там, где в Дон впадает Непрядва, раскинулось «поле чисто и велико». Над обширной равниной, поросшей степными травами, поднимается Красный холм. Его венчает высокий памятник в виде чугунного столба, на котором затейливой славянской вязью сделана надпись: « Победителю татар великому князю Дмитрию Ивановичу Донскому признательное потомство».

5.Закрепление.

  • А теперь проверим, как мы запомнили рассмотренные нами сегодня события.

И сделаем это не совсем обычным образом.

Перед вами сундук, чтобы его открыть нужно ответить на вопрос: о ком или о чём идёт речь?

-«именно с него на Руси началось пустынножитие, как вид монашеского подвижничества, он основал монастырь. Который является резиденцией патриархов русской православной церкви, его имя неразрывно связано с одной из самых важных побед русского народа» ( С. Радонежский).

  • «этот человек не был потомком Чингизхана, и это вызывало недовольство среди подданных. В ответ на отказ московского князя платить выход, он собрал своё войско. Вдохновившись обещаниями этого человека, огромное войско двинулось усмирять Русь. Потерпев жестокое поражение на поле Куликовом, бежал в Крым, где погиб». (Мамай).

  • «Он осадив коня, взглянул окрест:

Чем этот день для братьев обернётся?

Копьё,

Да схима,

Да тяжёлый крест,

Что Сергий дал,-

Оружье ратоборца». (Пересвет).

  • «уникальное холодное оружие, с которым русские ратники шли в бой на поле Куликовом. Удивительно, но факт, на месте страшной, кровопролитной сечи археологам не удалось найти это оружие». (Меч).

Учитель: Дмитрий Донской оставил сильное Московское княжество, интересы которого входили в противоречие с интересами Орды; княжество, ставшее центром сопротивления татарской власти. Дмитрий Донской скончался 19 мая 1389 года в возрасте 39 лет. Он лучшим образом отвечал духу той героической эпохи, в которую ему выпало жить, он сумел понять ордынскую политику, найти её слабые стороны и нейтрализовать её губительное действие. В 1988 году, в связи с празднованием 1000 – летия крещения Руси, Православная церковь причислила Дмитрия Донского к лику святых. Его прах покоится в Архангельском соборе Московского Кремля.

– Архангельский Собор

– В единстве сила Руси!

А слова современника Сергия Радонежского: « В единстве сила Руси!», актуальны и в наши дни. И раздаётся над необъятными просторами России колокольный звон православных храмов, напоминанием о величии подвига русского воина. Русь за все времена своего существования не раз переживала трудные времена, но наш народ всегда находил в себе силы преодолеть невзгоды и сохранял веру и надежду на лучшее будущее «А русскую землю Бог да сохранит! На этом свете нет страны подобной ей!» (А. Никитин)

6.Рефлексия. Синквейн

Домашнее задание: Параграф 18, задания в рабочей тетради № 1-4.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс

Скачать
Конспект урока по истории "Куликовская битва"

Автор: Гусева Надежда Ивановна

Дата: 03.12.2021

Номер свидетельства: 593402

Похожие файлы

object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(94) "Конспект урока истории. Куликовская битва. 10 класс. "
    ["seo_title"] => string(51) "konspiekt-uroka-istorii-kulikovskaia-bitva-10-klass"
    ["file_id"] => string(6) "242477"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1445460445"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Конспект урока истории на тему: " Героям Куликовской битвы посвящается.." "
    ["seo_title"] => string(77) "konspiekt-uroka-istorii-na-tiemu-gieroiam-kulikovskoi-bitvy-posviashchaietsia"
    ["file_id"] => string(6) "205950"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430061655"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Конспект урока истории на тему "Битва на Куликовом поле""
    ["seo_title"] => string(57) "konspiekt_uroka_istorii_na_tiemu_bitva_na_kulikovom_polie"
    ["file_id"] => string(6) "359946"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1479409735"
  }
}
object(ArrayObject)#894 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(170) "Конспект урока по истории: "Москва-центр борьбы с ордынским владычеством. Куликовская битва" "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-po-istorii-moskva-tsientr-bor-by-s-ordynskim-vladychiestvom-kulikovskaia-bitva"
    ["file_id"] => string(6) "130426"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415897912"
  }
}
object(ArrayObject)#872 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект урока литературного чтения Р. Рождественский "Реквием" "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-uroka-litieraturnogho-chtieniia-r-rozhdiestvienskii-riekviiem"
    ["file_id"] => string(6) "138033"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417459995"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства