kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «В афинском театре»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Этапы

Приёмы и средства
обучения

Организационный момент

Приветствие,  создание настроя  на  совместную работу

Вводно-мотивационный этап

Постановка проблемы, краткая беседа с
целью актуализации

I этап. Возникновение театра в Древней Греции

Работа с историческими источниками, анализ произведений истории и культуры; сообщения
обучающихся о Дионисе, беседа.

II этап. Устройство театра, актеры и хор

Сообщения обучающихся о здании театра, актерах и хоре

III этап. На представлении в театре

Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группах

Заключительный этап

Коллективное подведение итогов, вывод
по теме урока; инструктаж по домашнему заданию.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «В афинском театре»»

Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме

«В афинском театре»

Тип урока: урок применения знаний и формирования умений и навыков, интегрированный (с литературой)

Вид урока: урок-экскурсия.

Цели урока:

Образовательные:

1)углубить знания обучающихся о зарождении и особенностях греческого театра;

2) показать игру актеров;

3) продолжить формирование общего понятия о театральных жанрах.

Развивающие:

1) развивать умения работы с основной и дополнительной литературой;

2) развить умения по составлению связанного рассказа;

3)развивать познавательные способности, внимание, вообра­жение, память.

Воспитательные:

1) воспитывать чувства прекрасного, гордость Античность, имеющую такое богатое культурное наследие, которое оказало влияние на мировую культуру.

Задачи урока:

1. Показать исторические особенности появления и развития афинского театра, познакомить с основными шедеврами мировой культуры.

2. Развивать умения анализировать произведения искусства и литературы; продолжать развивать умения работать с текстом учебника

3. Пробудить у учащихся понимание красоты произведений искусства, воспитывать уважение к людям творческого труда.

Формируемые универсальные учебные действия:

Личностные УУД: ориентировать обучающихся на умение организовать свою деятельность на уроке, на понимание причин успеха в учебе.

Познавательные УУД: через работу с информационными источниками (картины художников) путем анализа и логических выводов ответить на вопросы и решить проблему урока.

Регулятивные УУД: осуществлять пошаговый контроль, вносить коррективы в действия обучающихся

Коммуникативные УУД: уметь работать в группе, сотрудничать , договариваться, контролировать свои действия и учиться анализировать деятельность в группе.

Формы организации учебно – познавательной деятельности:

1) Фронтальная

2) Индивидуальная

3) Групповая

Педагогические методы:

1) Словесные: рассказ, беседа

2) Наглядные: иллюстрации, презентации

3) Стимулирования и мотивации учебно – познавательной деятельности

4) Контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности

5) Эвристические

6) Интерактивные

7) Проблемный

Оборудование: фотографии архитектурных памятников, маски для спектаклей, материал с отрывками высказываний поэтов, писателей, современников, аудиозаписи, интерактивная доска, презентация в MS Power Point, учебник.

Литература:

1. Вигасин А. А. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс: учеб. для общеобразоват. организаций М. : Просвещение, 2016.

2. Вяземский Е.Е., Стрелова О.Ю. Как сегодня преподавать историю в школе М. : Просвещение, 2000

3. Вяземский Е. Е., Стрелова О.Ю. Методика преподавания истории в школе Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2001.

4. Годер Г. И. Всеобщая история. История Древнего мира. Рабочая тетрадь: учеб. пособие для общеобразоват. организаций. М. : Просвещение, 2017.

5. Короткова В.М., Студеникин М.Г. Методика обучения истории в схемах, таблицах, описаниях Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 1999.

6. Короткова В.М. Наглядность на уроках истории. Гуманитарный издательский центр «Владос», М., 2000.

7. Ляпустин Б. С. Атлас. История Древнего мира 5 класс М. : Просвещение, 2017.

Основные понятия: сатир, орхестра, скене, трагедия, комедия.


Этапы

Приёмы и средства
обучения

Организационный момент

Приветствие, создание настроя на совместную работу

Вводно-мотивационный этап

Постановка проблемы, краткая беседа с
целью актуализации

I этап. Возникновение театра в Древней Греции

Работа с историческими источниками, анализ произведений истории и культуры; сообщения
обучающихся о Дионисе, беседа.

II этап. Устройство театра, актеры и хор

Сообщения обучающихся о здании театра, актерах и хоре

III этап. На представлении в театре

Самостоятельная организация учебного взаимодействия в группах

Заключительный этап

Коллективное подведение итогов, вывод
по теме урока; инструктаж по домашнему заданию.


ХОД УРОКА

Организационный момент (1 мин):

Здравствуйте, ребята! Все ли готовы к уроку? Староста, огласите пожалуйста список отсутствующих. Итак, начнем работу.

Вводно-мотивационный этап (4 мин)

Вступительное слово учителя:

(Слайд №1) «Поэт должен скрывать дурное и не представлять его на сцене. Как детей наставляет учитель, так поэт должен наставлять взрослых» – говорится в комедии «Лягушки» древнегреческого драматурга Аристофана.

Древняя Греция дала миру большое количество изобретений, которые человечество использует по сей день. Мы активно пользуемся именами греческого происхождения, буквами алфавита и многим другим. Также Древняя Греция преподнесла нам один из бесценных подарков – театр.

(Слайд №2) Тема сегодняшнего урока: «В афинском театре». Наш урок необычный – урок-экскурсия. Экскурсия в город Афины. Мы увидим архитектурные памятники Греции и представление в афинском театре.

(Слайд № 3) А какие задачи вы поставили бы перед собой?

(Наша задача: не только увидеть произведения истории и культуры, но и понять почему для греков театр являлся школой жизни, мудрости и мужества.)

(Слайд № 4) Вы уже знаете, что античная культура развивалась несомненным влиянием тех событий и перемен, которые происходили в обществе. Давайте вспомним их. (Победа греков над персами в Марафонской битве, нашествие персидских войск, зарождение демократии в Афинах и т.д.)

– Все факты общественной жизни находили отражение и получали художественное, философское осмысление в искусстве и культуре. Выясним так ли это.

I этап (10 мин)

Вспомним бога Диониса, окруженного сатирами.

Следует рассказ ученика о Дионисе.

(Слайд № 5) Дионис, (римское Вакх, Бахус) в греческой мифологии вечно юный бог плодоносящих сил земли, растительности, виноградарства и виноделия, известный как «бог с бычьими рогами», поскольку любил принимать вид этого могучего животного, сын Зевса и фиванской царевны Семелы.

Дионис славился как бог, освобождающий людей от забот и снимающий путы размеренного быта.

Несмотря на то что имя Диониса можно встретить еще на табличках критского линейного письма, относящегося примерно к XIV веку до нашей эры, популяризация его культа приходится на VII-VIII века нашей эры. Именно в этот период культ Диониса стал вытеснять культы других богов и героев. В число двенадцати олимпийских богов Дионис вошел гораздо позже.

Возникновение театра было связано с празднествами в честь этого бога. Праздники проводили весной, перед началом работ на виноградниках – Великие Дионисии, и в декабре, когда поспевало молодое вино.

Как возникают театральные представления в Древней Греции?

Следует рассказ ученика о зарождении театральных представлений.

Греки изображали сатиров (лесных богов), надевая козлиные шкуры, привязывая длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивая лица или закрывая масками. Веселое шествие двигалось по улицам города и останавливалось где-нибудь на площади. Вскоре эти зрелища набирали все большую популярность и постепенно отделялись от религиозных церемоний. Так они стали самостоятельным видом искусства.

II этап (10 мин)

(Слайд № 6) Давайте посмотрим, где происходило само сценическое действие.

В V в. до н.э. появляются специально предназначенные площадки. Чаще всего её выбирали у подножия пологого холма, склоны обрабатывались и получались ступеньки, на которых рассаживались зрители. Места для зрителей назывались театрон. Ступени были расположены полукругом. Разделены на ярусы и сектора, которые разделялись проходами, к примеру, как на современных стадионах.

(Слайд № 7) Сценическое действие происходило на площадке, которая сначала была просто утрамбована, а затем вымощена мраморными плитами. Эта часть называлась орхестрой. Здесь выступали актеры и хор. Сзади орхестры находилась специальная палатка, где переодевались и выходили на публику актеры. Это называлось скена.

(Слайд № 8) Участниками представлений были только мужчины. Действие разыгрывалось между одним актером и хором, позже число актеров увеличилось, а роль хора уменьшилась. Актеры выступали в специальных масках, которые закрывали не только лицо, но и полностью голову. Мифологические герои и боги изображались крупнее, чем обычные люди, поэтому актерам приходилось помимо масок надевать еще и специальную обувь с высокими подошвами, чтобы казаться выше и мощнее.

Почти в каждом городе был свой театр. Древние театры вмещали несколько тысяч зрителей. К примеру, афинский театр имел 17 тысяч мест. В Древней Греции было два вида представлений – трагедия и комедия. Трагедия – представление серьезного содержания, комедия – веселого. В театрах играли пьесы прославленных греческих драматургов, в которых поднимались животрепещущие вопросы современной жизни.

Представление длилось от восхода до заката. За вход брали небольшую плату, билеты изготавливали из свинца или обожженной глины. В конце зрителям предлагалось выбрать понравившуюся постановку. Ее автора награждали лавровым венком и стучали сандалиями. Таким образом драматурги попадали в центр внимания. Это послужило толчком к расцвету классической греческой драматургии.

Следует рассказ учеников о титанах греческой и мировой литературы Эсхила, Софокла, Эврипида, Аристофана.

(Слайд № 9) Эсхил (ок. 525—456 до н. э.) ввел в действие второго актера, благодаря чему драматизм в его трагедиях, а их действия становится более динамичными. Его прозвали «отцом трагедии». Эсхил написал около 90 пьес, из которых в полном виде до нас дошло лишь семь. Он 13 раз одерживал победы в состязаниях авторов пьес. Главный мотив творчества Эсхила – прославление мужества, патриотизма и героического самопожертвования граждан Древней Греции. Наиболее ярко эта тема отражена в пьесе «Прикованный Прометей».

Новый шаг в развитии греческого театра связан с творчеством Софокла (ок. 496—406 до н. э.).Он вводит в пьесу третьего актера, усложняет сюжет трагедии, усиливает драматическое напряжение, что помогает лучше раскрыть героев. Все произведения прославляют величие и силу человеческого духа. В своих знаменитых трагедиях «Царь Эдип», «Антигона» и «Электра» Софокл раскрывает тему судьбы, которая управляет жизнью людей.

Третьим великим драматургом Греции эпохи классики был Еврипид (ок. 480—406 до н. э.), которого Аристотель назвал «наиболее трагичным поэтом». Из 92 драматических произведений Еврипида до нас дошло 17 трагедий и одна сатирова драма. В своих произведениях греческий драматург чутко откликался на новые веяния. Он изображал людей такими, «какими они были на самом деле», с их страстями, страданиями, радостями и печалями. Его герои изображались реальными людьми, переживающими глубокие человеческие чувства.

Огромной популярностью в Греции пользовалась комедия. Богатейший материал для сюжетов давала сама жизнь с ее открытой политической и идейной борьбой. Расцвет аттической комедии связан с творчеством Аристофана (ок. 445 – ок. 385 до н. э.). Им было написано не менее 40 комедий, но до нас дошло только 11 пьес. В произведениях Аристофана Были отражены все острые проблемы того времени. Но это было время долгой Пелопоннесской войны, и главной для драматурга стала тема мира. В комедии «Ахарняне» афинский земледелец Дикеополь (т. е. Справедливый гражданин) заключает для себя мир, после чего предается радостной и спокойной жизни, в то время как на хвастливого воина Ламаха обрушиваются одни невзгоды.

Обобщим, полученные знания. Каким вы представляете себе о греческий театр?

Ответы учеников.

(Слайд № 10) Греческий театр носил народный характер. Зрители оценивали поступки героев. Безнравственных осуждали, благородным аплодировали. Театр – это школа жизни. Спектакли многому учили. Закладывали принцип, что добро всегда побеждает зло, честность и порядочность ценятся выше коварства и предательства. Театр просвещал и воспитывал.

(Слайд № 11) Физкультминутка (2 мин)

Давайте представим, что мы пришли в театр, встанем, займем места, посмотрим по сторонам, сколько пришло народа, сядем, поаплодируем актерам, потопаем «сандалиями».

III этап (10 мин)

Сегодня мы с вами примерим на себя роль зрителей и актеров греческого театра.

Группы демонстрируют заранее подготовленные отрывки из трагедии Софокла «Антигона» и комедии Аристофана «Птицы» (Слайд №12,13)

Заключительный этап (3 мин)

(Слайд № 14) – Тема нашего сегодняшнего урока –«В афинском театре». Как вы думаете, полностью ли мы раскрыли эту тему? (Ответы учащихся.) Да, верно, мы с вами увидели лишь «верхушку айсберга» того грандиозного наследия, которое называется Древнегреческий театр. Но можем ли мы сделать вывод о мощи и духовном наполнении произведений, с которыми мы познакомились сегодня? (Ответы учащихся.)

(Слайд № 15) Рефлексия - (3 мин)

Ребята по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного экрана на доске:

1. сегодня я узнал...

2. было интересно...

3. я понял, что...

4. я почувствовал, что...

5. мне захотелось...

(Слайд № 16) Инструктаж по домашнему заданию (2 мин)

– У нас сегодня был необычный урок, поэтому будет необычное домашнее задание. Попробуйте, поработав с документом – отрывком из трагедии Софокла «Антигона» (стр. 189 учебника), ответить на вопросы: в чем, по мнению Софокла, заключается могущество человека? А что осуждается в людях?



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Конспект урока по истории Древнего мира в 5 классе по теме «В афинском театре»

Автор: Хвастунова Ирина Александровна

Дата: 21.02.2021

Номер свидетельства: 573837

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "Конспект урока по теме В Афинском театре, 5 класс История Древнего Мира."
    ["seo_title"] => string(71) "konspekt_uroka_po_teme_v_afinskom_teatre_5_klass_istoriia_drevnego_mira"
    ["file_id"] => string(6) "517925"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1566209615"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства