kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект урока на тему "Россия - корабль, перед ней океан."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - размышление о времени правления Петра I для осознания важности эпохи  преобразований для дальнейшего развития России.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Россия - корабль, перед ней океан."»

Урок – размышление по истории России в 8 классе.

Тема: «Россия – корабль, перед ней океан…»


Цели и задачи урока:

  1. Активизировать познавательный интерес обучающихся к изучению истории своей Родины.

  2. Обобщить и систематизировать знания обучающихся о России при Петре I.

  3. Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с источниками исторической информации, оценки исторических явлений и событий.

  4. Способствовать развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков обучающихся (высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).

Планируемые образовательные результаты:

Предметные результаты:

  • овладевать целостным представлением об эпохе Петровских реформ;

  • использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности Петровских преобразований;

  • сопоставлять и обобщать изученный материал;

  • соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей, проводить поиск исторической информации в источниках разного типа при характеристике личности Петра I; критически анализировать источник исторической информации.

Метапредметные УУД:

  • Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач, решают творческие задачи и представляют результаты своей деятельности.

  • Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество, участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.

  • Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществляют контроль своей деятельности, оценивают правильность выполнения действия.

Личностные УУД:

  • осмысливать исторический опыт предшествующих поколений и осознавать важность эпохи Петровских преобразований для дальнейшего развития России;

  • понимать роль личности в истории;

  • проявлять уважение к историческому наследию страны.


Оборудование: карта, выставка книг, портрет Петра I, раздаточный материал.


Ход урока

  1. Вступительное слово учителя.

«История не терпит суесловия,

Трудна ее народная стезя.

Ее страницы залитые кровью,

Нельзя любить безумною любовью

И не любить без памяти нельзя.»

История в некотором смысле есть священная книга народов, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я выбрала слова В.Г.Белинского:

«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем.»


Итак, сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Урок – размышление. Его тема звучит не совсем обычно. «Россия – корабль, перед ней океан…»


Мы поразмышляем над вопросами:


  1. Детство Петра – беззаботная пора или время потрясений?

  2. Почему Россия в XVII веке была отсталой страной?

  3. Почему А.С.Пушкин сказал: «Петр I прорубил окно в Европу…»?

  4. Какой путь выбрал наш «корабль Россия»? «Наш кормщик – Петр I»?

  5. Каковы последствия выбранного Петром I пути?


  1. Детство Петра – беззаботная пора или время потрясений?

(Ролевая ситуация – Наталья Кирилловна и Софья отвечают на вопросы судьи)


Судья: Наталья Кирилловна, расскажите о своем сыне.

Наталья Кирилловна: 30 мая 1672г, в день Исаакия Далматского, в первом часу ночи у меня родился сын. Нарекли его Петром. До того в царской семье никого так не называли, но это имя было широко распространено в России и приятно людям. В день Святых апостолов Петра и Павла (29 июня) в Чудовом монастыре произошло таинство крещения.

Судья: Имел ли право ваш сын по законам престолонаследия занять российский престол?

Наталья Кирилловна: Нет. От первой жены Алексея Михайловича (Милославской) осталось шесть дочерей. Все были крепки здоровьем, а одна из них – Софья – отличалась и большими духовными силами, была, по отзыву ее врача, «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужского ума исполненная дева». И было два сына: Федор, который сильно страдал цингой, и Иоанн – он кроме физической слабости имел и слабый ум.

Судья: И все же Петр стал наследником российского престола. В каких условиях воспитывался Петр?

Наталья Кирилловна: В условиях вражды и столкновения родов Милославских и Нарышкиных. В 1682г Петр был провозглашен царем.

Судья: Софья, могли ли вы стерпеть это?

Софья: Нет. Мой брат Иоанн старше Петра. На 15 мая я назначила стрелецкий бунт, стрельцы ворвались во дворец.

Судья: Что было с вами, Наталья Кирилловна?

Наталья Кирилловна: Я схватила сына и скрылась в Грановитой палате. Стрельцы бегали по покоям и искали Нарышкиных. Был убит знаменитый воевода князь Григорий Григорьевич Ромодановский, изрублены боярин Иван Максимович Языков, князь Юрий Алексеевич Долгорукий. Целый день стрельцы хозяйничали в Кремле. С их помощью Софья захватила власть.

Вывод: все эти обстоятельства и события оказали влияние на дальнейшую судьбу Петра.

(Отрывок из «Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьева:

«Будучи еще одиннадцатилетним ребенком, Петр поражал своею необыкновенною красотою и живостью. Современники находили, что лицом он был в материнскую родню… Красота и живость остались, но преждевременное развитие, страшные потрясения, неумеренность в трудах и потехах потрясли крепкую натуру Петра и оставили следы на прекрасном лице его: голова тряслась и на лице являлись конвульсивные движения. Быстрый и пронзительный взгляд его производил неприятное впечатление на людей непривычных».


  1. Почему Россия в XVII веке была отсталой страной?

  • непрерывные войны

  • крепостное право

  • отсутствие выхода к морям (главная причина )

Какие шаги предпринимает Петр I, чтобы решить эту задачу?

  • Азовские походы – 1695, 1696 (Назвать даты, цели, результат)

  • Великое посольство – 1697, 1698

Один человек сделать ничего не сможет, ему нужны помощники.


Задание: определить «Птенцов гнезда Петрова»

(из предложенных портретов П.И.Ягужинского, А.Д.Меньшикова, Б.П.Шереметева, Б.М.Хмельницкого, В.В.Голицына исключить лишние)


  1. Почему А.С.Пушкин сказал: «Петр I прорубил окно в Европу…»?

Победа России над Швецией в Северной войне.


Задание: вспомнить события Северной войны и расположить их в хронологической последовательности, соотнеся событие с датой.

  1. Начало Северной войны – 1700г

  2. Поражение под Нарвой – 1700г

  3. Овладение крепостью Орешек – 1702г

  4. Основание Санкт – Петербурга – 1703г

  5. Полтавская битва – 27 июня 1709г

  6. Сражение у мыса Гангут – 27 июля 1714г

  7. Сражение у острова Гренгам – 27 июля 1720г

  8. Ништадтский мир – 1721г


Познавательное задание - физминутка:

(Обучающиеся привязывают имитированные «солому» и «сено» к правой и левой ноге.

Учитель: Однажды Петр I проезжал мимо солдатских казарм. Видит, что солдаты учатся ходить строем. К правой ноге солдат привязан пучок соломы, а к левой пучок сена. Поручик подает команды «Сено! Солома!» Петр удивился и спросил поручика, почему он дает такую команду. Что ответил поручик Петру?


  1. Какой путь выбрал наш «корабль Россия»? Наш кормщик – Петр I?

Путь реформ.

Задание: по карточкам с историческими терминами дать определение и составить историческую справку.

Протекционизм – поддержка развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и вывоза товаров за границу.

Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.

Правительствующий сенат – высшее правительственное учреждение, обладающее законодательными, распорядительными и судебными функциями.

Коллегии – центральные государственные учреждения, ведавшие определенными делами.

Табель о рангах – законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновников.

Святейший Правительствующий синод – государственный орган ведавший делами церкви.

Регулярная армия – постоянная.

Рекрут – солдат.

Подушная подать – налог.


  1. Каковы последствия выбранного Петром I пути?

  • Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держа


Встречал ли «Корабль Россия» на своем пути препятствия? (Восстания)


Задание: определить, какое восстание лишнее и почему?

  1. Астраханское восстание.

  2. Восстание Кондратия Булавина.

  3. Башкирское восстание.

  4. Восстание Степана Разина.

  5. Выступление раскольников.

  6. Выступление «работных людей».

Ответ: Восстание Степана Разина. Это восстание XVIIв, все остальные –это выступления XVIIIв.

  1. Домашнее задание.

«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые жестоки, своенравны и кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего; вторые вырвались у нетерпеливого, самовластного помещика» А.С.Пушкин.

Подобрать аргументы в защиту проблемы:

А) Петр – правитель, крепостник «по своей воле и благомнению»

Б) Петр I был Великим реформатором, полководцем.


  1. Итог урока.

Это еще не окончание пути, подтверждением тому служит многоточие в теме урока, а это значит что на последующих уроках мы продолжим путешествие по волнам исторических событий, которые позволят заглядывая назад, двигаться вперед, стараясь избегать ошибок.


9. Рефлексия

  • Сегодня я узнал…

  • Было трудно…

  • Я понял, что…

  • Меня удивило…






Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Конспект урока на тему "Россия - корабль, перед ней океан."

Автор: Сизинцева Тамара Александровна

Дата: 21.01.2023

Номер свидетельства: 623688

Похожие файлы

object(ArrayObject)#883 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока  по теме "Умножение суммы на число" "
    ["seo_title"] => string(54) "konspiekt-uroka-po-tiemie-umnozhieniie-summy-na-chislo"
    ["file_id"] => string(6) "218247"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1433736907"
  }
}
object(ArrayObject)#905 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(91) "Конспект урока русского языка по теме "Части речи""
    ["seo_title"] => string(56) "konspiekt_uroka_russkogho_iazyka_po_tiemie_chasti_riechi"
    ["file_id"] => string(6) "381335"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484837497"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства