Просмотр содержимого документа
«Конспект урока на тему "Россия - корабль, перед ней океан."»
Урок – размышление по истории России в 8 классе.
Тема: «Россия – корабль, перед ней океан…»
Цели и задачи урока:
Активизировать познавательный интерес обучающихся к изучению истории своей Родины.
Обобщить и систематизировать знания обучающихся о России при Петре I.
Развивать навыки самостоятельной работы обучающихся с источниками исторической информации, оценки исторических явлений и событий.
Способствовать развитию творческих, интеллектуальных и коммуникативных умений и навыков обучающихся (высказывать свою точку зрения, вести дискуссию, работать в группе, прислушиваясь к мнению других ее членов).
Планируемые образовательные результаты:
Предметные результаты:
овладевать целостным представлением об эпохе Петровских реформ;
использовать приемы исторического анализа для раскрытия сущности Петровских преобразований;
сопоставлять и обобщать изученный материал;
соотносить историческое время, исторические события, действия и поступки исторических личностей, проводить поиск исторической информации в источниках разного типа при характеристике личности Петра I; критически анализировать источник исторической информации.
Метапредметные УУД:
Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют познавательную цель; используют общие приёмы решения поставленных задач, решают творческие задачи и представляют результаты своей деятельности.
Коммуникативные: организовывают учебное сотрудничество, участвуют в коллективном обсуждении проблем; проявляют активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Регулятивные: планируют свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, осуществляют контроль своей деятельности, оценивают правильность выполнения действия.
Личностные УУД:
осмысливать исторический опыт предшествующих поколений и осознавать важность эпохи Петровских преобразований для дальнейшего развития России;
понимать роль личности в истории;
проявлять уважение к историческому наследию страны.
Оборудование: карта, выставка книг, портрет Петра I, раздаточный материал.
Ход урока
Вступительное слово учителя.
«История не терпит суесловия,
Трудна ее народная стезя.
Ее страницы залитые кровью,
Нельзя любить безумною любовью
И не любить без памяти нельзя.»
История в некотором смысле есть священная книга народов, завет предков к потомству, дополнение, изъяснение настоящего и пример для будущего. Поэтому для эпиграфа нашего урока я выбрала слова В.Г.Белинского:
«Мы вопрошаем и допрашиваем прошедшее, чтобы оно объяснило нам наше прошлое и намекнуло о нашем будущем.»
Итак, сегодня мы проводим не совсем обычный урок. Урок – размышление. Его тема звучит не совсем обычно. «Россия – корабль, перед ней океан…»
Мы поразмышляем над вопросами:
Детство Петра – беззаботная пора или время потрясений?
Почему Россия в XVII веке была отсталой страной?
Почему А.С.Пушкин сказал: «Петр I прорубил окно в Европу…»?
Какой путь выбрал наш «корабль Россия»? «Наш кормщик – Петр I»?
Каковы последствия выбранного Петром I пути?
Детство Петра – беззаботная пора или время потрясений?
(Ролевая ситуация – Наталья Кирилловна и Софья отвечают на вопросы судьи)
Судья: Наталья Кирилловна, расскажите о своем сыне.
Наталья Кирилловна: 30 мая 1672г, в день Исаакия Далматского, в первом часу ночи у меня родился сын. Нарекли его Петром. До того в царской семье никого так не называли, но это имя было широко распространено в России и приятно людям. В день Святых апостолов Петра и Павла (29 июня) в Чудовом монастыре произошло таинство крещения.
Судья: Имел ли право ваш сын по законам престолонаследия занять российский престол?
Наталья Кирилловна: Нет. От первой жены Алексея Михайловича (Милославской) осталось шесть дочерей. Все были крепки здоровьем, а одна из них – Софья – отличалась и большими духовными силами, была, по отзыву ее врача, «великого ума и самых нежных проницательств, больше мужского ума исполненная дева». И было два сына: Федор, который сильно страдал цингой, и Иоанн – он кроме физической слабости имел и слабый ум.
Судья: И все же Петр стал наследником российского престола. В каких условиях воспитывался Петр?
Наталья Кирилловна: В условиях вражды и столкновения родов Милославских и Нарышкиных. В 1682г Петр был провозглашен царем.
Судья: Софья, могли ли вы стерпеть это?
Софья: Нет. Мой брат Иоанн старше Петра. На 15 мая я назначила стрелецкий бунт, стрельцы ворвались во дворец.
Судья: Что было с вами, Наталья Кирилловна?
Наталья Кирилловна: Я схватила сына и скрылась в Грановитой палате. Стрельцы бегали по покоям и искали Нарышкиных. Был убит знаменитый воевода князь Григорий Григорьевич Ромодановский, изрублены боярин Иван Максимович Языков, князь Юрий Алексеевич Долгорукий. Целый день стрельцы хозяйничали в Кремле. С их помощью Софья захватила власть.
Вывод: все эти обстоятельства и события оказали влияние на дальнейшую судьбу Петра.
(Отрывок из «Истории России с древнейших времен» С.М.Соловьева:
«Будучи еще одиннадцатилетним ребенком, Петр поражал своею необыкновенною красотою и живостью. Современники находили, что лицом он был в материнскую родню… Красота и живость остались, но преждевременное развитие, страшные потрясения, неумеренность в трудах и потехах потрясли крепкую натуру Петра и оставили следы на прекрасном лице его: голова тряслась и на лице являлись конвульсивные движения. Быстрый и пронзительный взгляд его производил неприятное впечатление на людей непривычных».
Почему Россия в XVII веке была отсталой страной?
непрерывные войны
крепостное право
отсутствие выхода к морям (главная причина )
Какие шаги предпринимает Петр I, чтобы решить эту задачу?
Один человек сделать ничего не сможет, ему нужны помощники.
Задание: определить «Птенцов гнезда Петрова»
(из предложенных портретов П.И.Ягужинского, А.Д.Меньшикова, Б.П.Шереметева, Б.М.Хмельницкого, В.В.Голицына исключить лишние)
Почему А.С.Пушкин сказал: «Петр I прорубил окно в Европу…»?
Победа России над Швецией в Северной войне.
Задание: вспомнить события Северной войны и расположить их в хронологической последовательности, соотнеся событие с датой.
Начало Северной войны – 1700г
Поражение под Нарвой – 1700г
Овладение крепостью Орешек – 1702г
Основание Санкт – Петербурга – 1703г
Полтавская битва – 27 июня 1709г
Сражение у мыса Гангут – 27 июля 1714г
Сражение у острова Гренгам – 27 июля 1720г
Ништадтский мир – 1721г
Познавательное задание - физминутка:
(Обучающиеся привязывают имитированные «солому» и «сено» к правой и левой ноге.
Учитель: Однажды Петр I проезжал мимо солдатских казарм. Видит, что солдаты учатся ходить строем. К правой ноге солдат привязан пучок соломы, а к левой пучок сена. Поручик подает команды «Сено! Солома!» Петр удивился и спросил поручика, почему он дает такую команду. Что ответил поручик Петру?
Какой путь выбрал наш «корабль Россия»? Наш кормщик – Петр I?
Путь реформ.
Задание: по карточкам с историческими терминами дать определение и составить историческую справку.
Протекционизм – поддержка развития отечественной промышленности, особенно мануфактурной, и вывоза товаров за границу.
Абсолютизм – форма феодального государства, при которой монарху принадлежит неограниченная верховная власть.
Правительствующий сенат – высшее правительственное учреждение, обладающее законодательными, распорядительными и судебными функциями.
Коллегии – центральные государственные учреждения, ведавшие определенными делами.
Табель о рангах – законодательный акт, определявший порядок прохождения службы чиновников.
Святейший Правительствующий синод – государственный орган ведавший делами церкви.
Регулярная армия – постоянная.
Рекрут – солдат.
Подушная подать – налог.
Каковы последствия выбранного Петром I пути?
Реформы значительно укрепили Российское государство, поставили его в ряд великих европейских держа
Встречал ли «Корабль Россия» на своем пути препятствия? (Восстания)
Задание: определить, какое восстание лишнее и почему?
Астраханское восстание.
Восстание Кондратия Булавина.
Башкирское восстание.
Восстание Степана Разина.
Выступление раскольников.
Выступление «работных людей».
Ответ: Восстание Степана Разина. Это восстание XVIIв, все остальные –это выступления XVIIIв.
Домашнее задание.
«Достойна удивления разность между государственными учреждениями Петра Великого и временными его указами. Первые плод ума обширного, исполненного доброжелательства и мудрости; вторые жестоки, своенравны и кажется, писаны кнутом. Первые были для вечности или по крайней мере для будущего; вторые вырвались у нетерпеливого, самовластного помещика» А.С.Пушкин.
Подобрать аргументы в защиту проблемы:
А) Петр – правитель, крепостник «по своей воле и благомнению»
Б) Петр I был Великим реформатором, полководцем.
Итог урока.
Это еще не окончание пути, подтверждением тому служит многоточие в теме урока, а это значит что на последующих уроках мы продолжим путешествие по волнам исторических событий, которые позволят заглядывая назад, двигаться вперед, стараясь избегать ошибок.