Просмотр содержимого документа
«Конспект урока Измерение времени. Счет лет в истории.»
Урок: история
Тема урока: Измерение времени. Счет лет в истории.
Тип урока: урок изложения нового материала по истории в 5 классе.
Цели урока:
Сформировать у учащихся представление о хронологии как части исторических знаний.
Систематизировать и расширить знания учащихся об измерении времени в истории.
Способствовать формированию у учащихся умений оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории.
Основные понятия: хронология, единицы измерения времени, летосчисление, «линия времени».
Учебное оборудование: на доске – тема урока, компьютер, мультимедийный проектор, презентация по теме урока, карточки с датами.
Этапы урока
1
Организационный момент(1-2 мин.)
- ребята, сегодня на уроке мы вспомним уже знакомый вам материал о счете лет в истории, а также узнаем много нового и интересного об измерении времени. Изучая историю, важно знать, когда произошло то или иное событие, какое событие случилось раньше и какое позже, на сколько позже. Чтобы понять, почему произошли те или иные события, какие последствия они имели для людей, нужно уметь определить, что происходило до них, а что после. Сегодня мы научимся оперировать историческими датами, соотносить даты событий с веком, определять последовательность и длительность важнейших событий истории. Я уверена, что урок вам понравится, т. к. пройдёт он в необычной форме.
Записи в тетрадях: дата урока, тема урока.
Выполнение учащимися задания «Овладение огнем» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора) - расставить в правильной последовательности картинки, рассказывающие о том, как человек подчинил себе огонь.
Ответ: 1, 6, 2, 7, 5, 8, 4, 3.
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).
Устное выполнение учащимися задания «Расставь события». Необходимо расставить события (карточки с датами) по порядку.
Куликовская битва - 1380 год
Введение нового летосчисления на Руси – 1700 год
Первый полет человека в космос - 1961 год
Первое упоминание о Москве - 1147 год
Основание станицы Полтавской – 1794 год
Начало правления династии Романовых - 1613 год
Крещение Руси - 988 год
Основание Санкт-Петербурга – 1703 год
Ответ: 7, 4, 1, 6, 2, 8, 5, 3.
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).
Беседа по окончанию выполнения обоих заданий:
- Что требовалось выполнить в первом задании?
- Что требовалось выполнить во втором задании?
- Можно ли провести аналогию, т.е. увидеть общее между этими заданиями?
- Можно ли увидеть связь между выполненными заданиями и темой урока?
- Вспомните, как называется наука, изучающая последовательность исторических событий?
3
Изучение новой темы (25 - 30 мин.)
- Хронология (от хроно... и логос - слово, учение) - последовательность исторических событий во времени, а также наука об измерении времени (изучает системы летосчисления и календари различных народов и государств, помогает устанавливать даты исторических событий и время создания исторических источников). В древней хронологии у разных народов применялись различные системы счета лет, приуроченные к какому-либо событию (реальному или мифическому) или началу династии правителей.
Записи в тетрадях: Хронология - последовательность исторических событий, наука об измерении времени.
Работа учащихся в тетрадях – выполнение задания «Измеряем время» (задание спроецировано на экране с помощью мультимедийного проектора).
Задание- расположить по возрастанию единицы измерения времени – десятилетие, день, век, год, месяц, неделя, час, тысячелетие, сутки.
Ответ: час, день, сутки, неделя, месяц, год, десятилетие, век, тысячелетие.
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).
4
Беседа по вопросам:
- Какими единицами измерения времени пользуется ученые?
- Почему измерять время в истории удобнее годами, веками, тысячелетиями?
- Как в истории принято записывать года и века?
- Как правильно соотносить даты событий с веком?
Показ слайда с изображением арабских и римских цифр
- Во многих христианских государствах отсчет времени долго вёлся от сотворения мира (по древней еврейской, а затем византийской традиции), в том числе и в России, где считать от Рождества Христова стали после реформ Петра I. Термины «до Рождества Христова», т.е. «до нашей эры» и «от Рождества Христова», т.е. «наша эра» в настоящее время приняты в большинстве государств мира.
Наша (новая) эра (эра - от лат. aera - отдельное число, исходная цифра) - современная система летоисчисления, за начальный момент отсчета которой взята дата рождения Иисуса Христа, основателя христианства – религии, которая широко распространилось во многих странах. Новое летосчисление распространялось постепенно.
Записи в тетрадях: Летосчисление - система счёта больших промежутков времени.
- Для того, чтобы удобнее было «увидеть» очередность произошедших в разное время событий, можно воспользоваться «линией времени» или «лентой времени». Время на этой линии «движется» вперед (слева направо). Поперечной разделительной линией отмечено начало нашей эры. Многие исторические события произошли до нашей эры, и на нашей «ленте времени» они находятся слева от разделительной линии. Те события, которые относятся к нашей эре, располагают справа этой линии. Не перепутайте: счет лет до нашей эры ведется в обратном порядке, а время движется всегда по направлению к нашим дням. Также принято условно «делить» «линию времени» на части – периоды, по которым мы с вами и будем изучать историю.
«Линия времени»
до нашей эры
наша эра
753
74
1147
1799
1961
древний мир
средние века
новое время
новейшее время
Записи в тетрадях: «Линия времени» - это линия, на которой условно изображаются отдельные исторические события.
8
Устное выполнение учащимися задания «Счет лет».
Задание - сосчитать:
Сколько веков и полных лет продолжается наша эра? (20 веков и 9 лет).
Какой год был раньше: 40-й год до нашей эры или 40-й год нашей эры? На сколько лет раньше? (40-й год до нашей эры был раньше, чем 40-й год нашей эры. На 80 лет).
Какой год был следующим за 40-м годом до нашей эры? (Следующим за 40-м годом до нашей эры был 39-й год).
Какой год предшествовал 40-му году до нашей эры? (40-му году до нашей эры предшествовал 41-й год).
Какой год был следующим за 40-м годом нашей эры? (Следующим за 40-м годом нашей эры был 41-й год).
Анализ выполнения задания, исправление ошибок (способы их устранения и недопущения в дальнейшем).
Проведение игры «Лента времени»
Задание - расположить картинки на ленте времени:
- характерные для конкретной эпохи изображения одежды людей;
- характерные для конкретной эпохи изображения орудий труда, которыми пользовался человек в разные эпохи;
- характерные для конкретной эпохи изображения жилища человека (шалаш, бревенчатые избы, небоскребы и др.).
9
Закрепление изученного на уроке (2-3 мин.)
Беседа по основным вопросам урока:
- Что такое хронология?
- Что такое летосчисление?
- Для чего была придумана «линия времени»?
- Какие единицы измерения времени вы знаете?
- Какими единицами измерения времени пользуются при изучении истории?
- Как правильно определять последовательность важнейших событий истории?
10
Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал (2-3 мин.)
Заключительное слово учителя.
- Ребята, сегодня мы еще раз убедились в том, что история – это наука, у которой есть свои правила и законы. Вы показали отличные знания, научились измерять время годами, веками, тысячелетиями и поняли главное - изучать историю без дат невозможно.
Составить в рабочих тетрадях кроссворд с использованием терминов, обозначающих различные единицы измерения времени (учитель дает учащимся рекомендации по выполнению домашнего задания).