kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок Победы « Когда тыл становился фронтом»: начало оборонительного периода Сталинградской битвы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Внеклассное мероприятие для учащихся 8 класса о начале оборонительного периода Сталинградской битвы.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок Победы « Когда тыл становился фронтом»: начало оборонительного периода Сталинградской битвы.»

Урок Победы « Когда тыл становился фронтом»: начало оборонительного периода Сталинградской битвы.

Класс: 8-А

Разработан: учителем русского языка и литературы Кушнаревой Ларисой Александровной

Место работы: МКОУ СШ №2 города Котельниково Волгоградской области

Цели:

1. Показать учащимся огромный вклад защитников тыла в дело Великой Победы.

2. Формировать гражданско-патриотическую позицию учащихся.

3. Воспитывать у учащихся любовь к истории Родного края.

Тип: внеклассное мероприятие

Оборудование : стенгазеты, компьютер, проектор, экран.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ

На фронте и в тылу народ ковал Победу, 
Взвалив на плечи тяготы войны, 
Рекорды дети ставили за смену, 
Свершения отцов продолжили они.

Борис Мохонько.

Ведущий 1:

Я никогда не видела войны
И ужаса её не представляю,
Но то, что мир наш хочет тишины,
Сегодня очень ясно понимаю.

Ведущий 2:

Я все хочу себе представить
Из нынешнего далека,
Как шли солдаты Родину прославить,
Нас заслоняя от врага.

Ведущий 3:

Как, не дойдя до окон Бреста,
Рассвета задымилась медь.
И под бескрайним небом лета
Стволы,
Натертые до блеска,
За миг успели потемнеть.

Ведущий 4:

Хочу представить,
В круговерти,
Где ни спасенья, ни наград,
Что думается перед смертью,
Когда о ней не говорят!.. 
Когда поймешь в разгаре боя,
Где роты первых полегли,
Что вся земля -
Перед тобою,
А за тобою нет земли;
Когда средь 
Дыма, стона, грома
Поймешь, не видя ничего:
Нет за спиной земли огромной,
Но вся -
У сердца твоего.

Учитель:

   Каждый прожитый год отодвигает вглубь веков героическую эпопею Великой Отечественной войны 1941 – 1945 годов. За это время сгладились траншеи на полях былых сражений, но не ослабла память о великом подвиге советского народа в борьбе против фашизма. Единство фронта и тыла стало важнейшим условием полного разгрома агрессора. Призыв "Всё для фронта, всё для победы!” немедленно всколыхнул всех до единого, превратил страну в единый боевой лагерь.

   Начало оборонительного периода Сталинградской битвы показало, что фашистскую армию можно победить.

Ведущий 1:

Вся Родина встала заслоном.
Нам биться с врагом до конца –
Ведь пояс твоей обороны
Идет через наши сердца!

Ведущий 2:

Идет через грозные годы
И долю народа всего,
Идет через сердце народа
И вечную славу его!

Ведущий 3:

Идет через море людское,
Идет через все города…
И все это, братья, такое,
Что враг не возьмет никогда!

Ведущий 4:

От рожденья земля не видала

Ни осады, ни битвы такой,

Содрогалась земля,

И краснели поля,

Все пылало над Волгой-рекой.

В зное заводы, дома, вокзал,

Пыль на крутом берегу.

Голос Отчизны ему сказал:

- Город не сдай врагу.

Верный присяге русский солдат,

Он защищал  Сталинград.

Время придет – рассеется дым,

Смолкнет военный гром.

Шапку снимая, при встрече с ним,

Скажет народ о нем:

-Это железный русский солдат,

Он защищал Сталинград!



Учитель: Оборонительный этап Сталинградской битвы (17 июля – 18 ноября 1942г.)

Историческая битва началась 17 июля 1942 года в большой излучине Дона, когда авангардные части 6-й немецкой армии под командованием генерала Паулюса прорвали оборону наших войск и вступили в бой с частями 62-й и 64-й армий генералов Чуйкова и Шумилова. Немного позже 31 июля армия Паулюса была усилена 4-й танковой армией Гота, снятой с Кавказского направления.

За месяц оборонительных боёв Красная Армия потеряла более 500 000 солдат и офицеров, 2 400 танков, более 13 000 орудий и миномётов. Потери вермахта составили 90 000 человек. Положение для всей советской обороны на юге страны стало критическим.

Ожесточенные оборонительные бои шли три недели. За этот период противник смог продвинуться к Сталинграду лишь на 60—80 километров. В соответствии с директивой А. Гитлера Германские войска должны были нанести удар в направлении Сталинграда, захватить город и перерезать перешеек между Доном и Волгой. Предполагалось, что танковые и моторизованные войска нанесут удар вдоль Волги с задачей выйти к Астрахани и парализовать движение по главному водному пути  русских. Успех такой операции вместе с выходом немецких    войск к острогам Северного Кавказа означал бы отторжение центра от источников сырья и продовольствия.

Ведущий 5:

Не забывай те грозные года,

Когда кипела волжская вода,

Но выдержал железный тот солдат,

Но выстоял бессмертный Сталинград.



Учитель:

   На отдельных этапах в сражении участвовало более 2 миллионов человек. Однако не только бойцы армии участвовали в обороне Сталинграда. Мирное население сыграло огромную роль. Своими пылкими сердцами сталинградские мальчишки восприняли горе и страдания, пришедшие на родную землю. Они тоже стали на ее защиту. Они не взрывали поездов, не пускали на воздух склады с боеприпасами. По-своему, как могли боролись с захватчиками. Когда немцы распространили слух о том, что Сталинград пал, что наши войска разгромлены, на здании комендатуры появилась листовка: "Товарищи! Немцы брешут, что Советская власть разбита. Брешут сволочи, что Сталинград сдался. Сталинград наш, и наши скоро придут. Не верьте гадам. Партизаны". Борис Полевой, побывавший в дни Сталинградской битвы на Тракторном заводе, писал: "В одном из цехов идет горячая работа. Ремонтируются подбитые танки. Рядом с военными ремонтниками - рабочие и среди них подростки. Они работают молча, сосредоточенно, сурово сдвинув брови, стараясь всю силу своей воли, всю быстроту своих умных и уже опытных рук вложить в эту работу. Когда в дальний угол цеха ударил снаряд и осколки стекла, брызнув, упали им под руки, они даже не оглянулись, продолжая возиться в моторе танка. Лица черны от ржавого масла, сверкают белки воспаленных от бессонницы глаз". Подростки подавали тогда заявления на завод с просьбой принять их на работу. Прибавляли себе года. Среди них Миша Моторин из школы № 14, Алеша Редкозубов - школа № 17. На мельницу № 4 поступил учеником пионер Саша Килин. Когда мастер Подольский ушел на фронт, Саша сталь работать на его рабочем месте, успешно выполняя дневные нормы. В одной из рыболовецких бригад трудился пионер Ваня Митрофанов. Ежедневно для бойцов Красной Армии на рыбозаводе "Молодогвардеец" мальчик заготавливал по 15 килограмм сушеной рыбы. Братья Михаил и Максим Серегины (колхоз "Батрак" Чернышковского района) взяли к себе в бригаду пионера-пятиклассника Петю. Работая на комбайне, мальчик убрал зерновых на 400 гектарах и сэкономил 300 килограмм горючего. Были у пионеров и свои передовики. Бригада Вити Пономарева из Нижнечирского района ежедневно выгружала на элеваторе или на току 60-70 центнеров зерна, а всего в районе трудилось 8 таких бригад с общим числом в них до 200 ребят. Пионеры и комсомольцы Перелазовского района с вожатой Машей Росличенко собрали и намолотили со своего фронтового гектара 9 центнеров ячменя. По всему району с пионерских фронтовых гектаров намолочено 59 центнеров. С начала войны и до ее окончания лозунг "Поможем сельским хозяйствам в уборке урожая", провозглашенный на митинге учащимися школы № 8 Сталинграда им. КИМ, определял основное содержание общественного труда школьников области. Школы брали под свою ответственность 1-2 гектара пашни или плантации, проводили на них весь цикл сельхозработ. Урожай шел в фонд Обороны страны. Эти гектары называли фронтовыми. В Киквидзенской школе выращено 2 гектара проса, 1 гектар ячменя. В Семеновской и Аланцевской школах района - 0,3 гектара и 0,45 гектара картофеля. Подростки осваивали трактор и комбайн. Всего было подготовлено 35 тысяч механизаторов широкого профиля. Дети заменяли отцов, братьев и сестер, ушедших на фронт или в партизаны. Учителя стремились опережать своих воспитанников в умении водить трактор или автомобиль. Ольга Санкина из Калачевского района одна из первых среди учителей овладела комбайном. В Березовском районе 17 учителей стали к штурвалам комбайнов. В Ленинском районе 40 учителей работали механизаторами в грозное лето 1942 года. В колхозах и совхозах области трудилось более 100 тысяч учащихся. Пионерские звенья и бригады с утра до вечера собирали колоски, очищали на токах зерно, сгребали сено, копнили его, ухаживали за животными, доили коров. Юные сталинградцы не уступали сельским ребятам в труде. Для удобрения пионеры 11-й школы Сталинграда собрали каждый по 20-30 ведер золы. Особо отличились Тося Антипова, Юра Михайлов, Рая Алексинская. Серьезная опасность нависла над элеватором Клетского района. Зерно могло достаться врагу, который уже подходил к границам области. И тогда все - от 5-летних до пожилых стариков вышли на строительство 12 переправ через Дон. На помощь Сталинградский комитет обороны прислал военных саперов, грузовики. В течение одной ночи навели переправы и началась эвакуация зерна. Словно муравьи, цепочки детей, подростков и взрослых передавали из рук в руки ведра, корзины с драгоценным грузом. Последний в цепочке высыпал на баржу или в машину, на подводы зерно. Пустая емкость таким же путем передавалась назад. В людском конвейере часто попадались пятилетние малыши. Они несли зерно в молочных бидончиках, но ни за что не хотели бросить работу. Так было спасено 770 тысяч центнеров хлеба. В машинно-тракторных станциях и мастерских совхозов самоотверженно трудились подростки. На расточке гильз и валов юный токарь Тужик из совхоза "Троргунский" Палласовского района не уходил от станка до тех пор, пока не выполнит плановое задание 13-летний Володя Гатченко за короткое время лета 1942 года перевез 400 центнеров сена. Ваня Пенский 4 года проработал чабаном вместе с отцом. С 16 апреля по 3 мая 43-его года он сохранил 130 ягнят при норме 120 от 100 овцематок. От колхоза "Красное знамя" Эльтонского района мальчику была вручена премия в сумме 300 рублей.

Ведущий 6:

Август 1942 года - начало Сталинградской битвы. Свой вклад в оборону Сталинграда внесли и жители прифронтовых районов области. Фронт от города Фролово находился в 30 километрах, городу угрожала опасность. Подростки, женщины, старики создавали оборонительные рубежи. В материалах музея локомотивного депо станции Арчеда сохранились следующее описание событий тех дней: "Станцию Арчеда противник бомбил непрерывно. Все здания на станции фашисты уничтожили, не осталось ни одного помещения. И все же составы шли к фронту. Днем фашисты разбомбят пути, а в сумерки путейцы их восстановят". В августе шла уборка хлеба. Нелегко приходилось колхозникам. Газета "Сталинградская правда" опубликовала тогда передовую "Хлеб - это тоже оружие" Враг бомбил хутора Ветютнево, Терновку, Рубежки, Арчедино-Чернушенский, поля совхоза "Зеленовский". Знатный комбайнер этого совхоза П.И. Белянский рассказывал, как вражеские самолеты пикировали на его уборочный агрегат, прошили пулями комбайн, дважды бросили бомбы, причем она разорвалась рядом с трактором. Тракторист Секачев был сильно контужен, но ехать в хутор отказался, под бомбежкой сгорело два комбайна, погибли комбайнеры М.П. Михин, А.Т. Поляков, С. Т. Рогачев. В совхозе "Зеленовском" во время уборки урожая было убито врагом одиннадцать человек, но весь урожай с площади свыше десяти тысяч гектаров был своевременно убран. В августе все колхозы привезли на элеватор новый урожай. Было отгружено 12403 тонны зерна. План хлебозаготовок был перевыполнен.

Ведущий 7:

Это одним из чудовищнейших дней августа для мирных жителей Сталинграда стало 23 число сего месяца. С этого дня начались массированные воздушные бомбардировки города. Всего за два часа во второй половине дня вражеская авиация произвела около 2 000 самолетовылетов. Были разрушены многие предприятия, уничтожены культурные ценности. Из разбомбленных баков нефтехранилища, находившегося на берегу Волги, текла пылающая нефть и разливалась по реке. Горели пристани, пароходы. Казалось, что горит сама Волга. Огромный костер горящего города был виден на десятки километров вокруг. "Многое пришлось пережить и перевидать на военных дорогах, но то, что я увидел 23 августа в Сталинграде, поразило меня. Город горел, он был чудовищно разрушен...", - писал в своих воспоминаниях командующий Юго-Восточным фронтом (с 28 сентября - Сталинградским) маршал Советского Союза Андрей Иванович Еременко. Только после полуночи атаки фашистской авиации прекратились. В этот день погибло более 40 тысяч мирных жителей. Необходимо было организовать эвакуацию городского имущества, заводского оборудования, людей. Во всем этом армии помогали выжившие жители города. В условиях, когда правый берег Волги фактически становился фронтом, а левый - тылом, волжские переправы стали жизненно важным фактором. Они осуществляли доставку боеприпасов, медикаментов, продовольствия, резервов с левого берега, а с правого - переправляли раненых в госпитали, оборудованные в неглубоком тылу. С началом войны школы города и области оказались в трудном положении. В них размещались эвакуированные семьи, воинские части. В городском Дворце пионеров 10 декабря 1941 г. находился штаб Харьковского военного округа. Из 113 школьных зданий в распоряжении Сталинградского Гороно осталось 10. Усилия руководителей районов и области, учителей, вожатых направлялись на то, чтобы дети учились. Занятия переносились на квартиры детей и учителей, в красные уголки заводов и учреждений, в библиотеки, даже в помещения аптек. В Краснооктябрьском районе дети обучались в 129 неприспособленных помещениях, в Ерманском (ныне Центральный) - в 126. Везде: в селе и городе - школы работали в три и более смен. Не хватало учителей. Несмотря на все усилия, отсев из школ учащихся был большой. В 1941-42 учебном году почти 25 тысяч учеников не посещали школы. Причины уважительные: заняли место отцов у станков или тракторов, большая семья - старшие должны обеспечить питание младших, у многих не стало обуви и одежды. В школах не топились печи. Неприспособленные помещения промерзали, стояла лютая стужа. Ученики не могли писать чернилами, они тоже замерзали. Бомбежки, оккупация легли тяжелым бременем на детские плечи.

Ведущий 8:

Советские Вооруженные Силы в ходе Сталинградской битвы проявили массовый героизм, показали свое превосходство над гитлеровским вермахтом. Опираясь на всенародную поддержку, на крепкий тыл и неисчерпаемые ресурсы социалистического государства, Красная Армия не только выдержала натиск опасного и сильного противника, но и в ходе оборонительных сражений усилила свою мощь, а затем добилась коренного перелома в тяжелой борьбе. Это заслуга не только солдат, готовых умирать за свою Родину. Свою лепту внесло и мирное население: врачи, без страха перед смертью спасавшие жизни воинов под артобстрелами; рабочие, стоявшие у станков круглые сутки ради обеспечения армии; в конце концов простые жители деревень, скрывавшие в своих подвалах русских бойцов от немцев. Все это вместе взятое и составляло мощь нашей армии, отразившей натиск захватчиков и спасшей нашу страну, да и многие другие, от порабощения. Сталинград явился крупнейшим поражением немецкой армии и поворотной точкой не только Великой Отечественной, но и всей второй мировой войны.

Ведущий 1: 

Когда земля от крови стыла,
Когда горел наш общий дом,
Победу труженики тыла
Ковали праведным трудом.
Когда фашизму рвали тело
Отцы, мужья и сыновья,
В тылу бурлило и кипело –
Трудилась Родина моя.
Сильнее стали женщин плечи,
Взрослели дети на глазах.
Горели доменные печи,
Рожь колосилась на полях.
Все для Победы! Все для фронта!
А сами – в поле и к станку,
Чтобы отправить хлеб и танки
На фронт солдату-мужику.
Все отдавали: силы, средства…
Война тащила за собой
Детей, не ведающих детства,
И женщин с горькою судьбой.
Кто был в окопах, те – герои,
Остановившие фашизм,
Но тыл решительным настроем
Не меньший выдал героизм.
Жива еще в потомках память
Тех героических времен –
Советским труженикам тыла
Низкий наш земной поклон!



Учитель:

   В исключительно напряжённой обстановке первых лет войны, когда в стране ощущалась острая нехватка рабочей силы, топлива, электроэнергии и сырья, советский тыл сумел не только выстоять, но и восстановить утраченные мощности, а затем и превзойти их. Испытывая огромные трудности и лишения, недосыпая и недоедая, тыл научился работать по – военному. Отдавая на алтарь победы все свои силы и знания, люди совершали трудовые подвиги, прежде всего женщины, старики, дети.

Ведущий 2:

Знать в лицо мы должны
Ветеранов атак,
Он –
Участник войны.
Это именно так!
С детства верный огню,
Он в печи выплавлял
И для танков броню,
И для пушек металл.
Сталью,
Той, что снаряды варил
Он,
Да, именно он,
Русский воин сразил
Черных сил 
Легион.
Помнить всех мы должны.
Кто имеет права
На большие слова:
- Я участник войны!

Ведущий 3:

Спасибо вам, что нам не довелось 
Представить и узнать такие муки.
На вашу долю всё это пришлось:
Тревоги, холод, голод и разлуки. 
Спасибо вам за солнца яркий свет,
За радость жизни в каждом миге нашем,
За трели соловья, и за рассвет,
И за поля цветущие ромашек.

Ведущий 4:

Прошла война, прошла страда,
Но боль взывает к людям.
Давайте, люди, никогда
Об этом не забудем.

Пусть память верную о ней
Хранят, об этой муке,
И дети нынешних детей,
И наших внуков внуки…

Затем, чтоб этого забыть
Не смели поколенья.
Затем, чтоб нам счастливей быть,
А счастье – не в забвенье!

Ведущий 1:

Помните!
Через века, через года –
помните!
О тех, кто уже не придет никогда, -
помните!
Не плачьте!
В горле сдержите стоны,
горькие стоны.
Памяти павших будьте достойны!
Вечно достойны!

Ведущий 2:

Хлебом и песней,
мечтой и стихами,
жизнью просторной,
каждой секундой,
каждым дыханьем
будьте достойны!

Ведущий 3:

Люди!
Покуда сердца стучатся, -
помните!
Какою ценою завоевано счастье, -
помните!
Песню свою отправляя в полет, -
помните!
О тех, кто уже никогда не споет, -
помните!
Детям своим расскажите о них,
чтоб запомнили!
Детям детей расскажите о них,
чтобы тоже помнили!
Во все времена бессмертной Земли
помните!
К мерцающим звездам ведя корабли, -
о погибших помните!

Ведущий 4:  

Встречайте трепетную весну,
люди Земли.
Убейте войну,
прокляните войну,
люди Земли!
Мечту пронесите через года
и жизнью наполните!..
Но о тех, кто уже не придет никогда,
заклинаю, -
помните!

Заключительное слово учителя:

   Семьдесят лет назад отгремела Великая Отечественная война. Но с течением времени всё грандиознее видится этот безмерный подвиг людей, вошедших в легенду, повествующую миру о величии человеческого духа, об обжигающей ненависти к поработителям, о беспредельной любви к родной земле и к свободе.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Классному руководителю

Категория: Мероприятия

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Кушнарева Лариса Александровна

Дата: 27.08.2022

Номер свидетельства: 612243


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства