kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Могут ли Святой Могут ли Сергий Радонежский и Князь Владимир быть нравственными идеалами для современного школьника?

Нажмите, чтобы узнать подробности

   Патриарх Кирилл сказал о князе Владимире: «…И святой Владимир увидел те ценности, без которых человек не может жить, без которых он теряет свое богоподобие, свою человеческую сущность. Без этих ценностей человек может превратиться в зверя, который, устремляясь к материальному богатству, к политическому могуществу, будет уничтожать все на своем пути.  И святой Владимир сделал самое важное в истории Руси — он нас привел к граду небесному». Как актуальны эти слова, особенно сегодня!  Эта проповедь произнесена в день Крещения Руси в 2011 году, на Владимирской горке в Киеве, которое символизирует место Крещения Руси, где вознесен памятник святому равноапостольному князю Владимиру, Крестителю Руси! А что происходит  в Украине сегодня, в 2014? Страшнее представить нельзя – братоубийственная  жестокая война!

   А о духовности Сергия Радонежского протоиерей Сергий Привалов написал: «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского – это образец служения Богу и образец духовной жизни человека на все времена до скончания века. Господь одарил Преподобного Сергия многими духовными дарами: святость его жизни была очевидна всем, молитвенность, прозорливость, духовная свобода и созерцательность, простота и доступность, жертвенность служения и готовность оставить все ради послушания воли Божией. Все это – духовное наследие игумена Земли Русской». [1]  Сергий – игумен Земли Русской.

А Владимир - это Красно Солнышко. Так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. С самого начала княжения Владимир активно взялся за благоустройство молодого русского государства. Вёл войны не ради завоевания новых земель, а для объединения Руси и укрепления её границ.

Просмотр содержимого документа
«Могут ли Святой Могут ли Сергий Радонежский и Князь Владимир быть нравственными идеалами для современного школьника? »

МБОУ Грушевская ООШ







Исследовательская работа по краеведению на тему:

Могут ли Святой Сергий Радонежский и Князь Владимир быть нравственными идеалами для современного школьника?







Автор работы:

Черскова Татьяна Александровна,

Руководитель кружка «Юный краевед»,

учитель православной культуры









Станица Грушевская, Аксайский район, Ростовская область

2015 г.









1. Введение…………………………………………………………………..2-6

2. Истоки и основа духовно-нравственного учения Сергия Радонежского. Достойные ученики Преподобного………………………..………………7- 9

3.О значении Таинства Крещения в моей семье.......................................10-11

4. Проблемный вопрос: Могут ли Святой Сергий Радонежский и Князь Владимир быть нравственными идеалами для современного школьника?....................................................................................................12-13

5. Духовно-нравственное наследие Сергия Радонежского в сфере современного воспитания…………………………………………………14-17

6.Заключение…………………………………………………………………..18

7.Литература, источники……………………………………………………...19

8. Приложение…………………………………………………………………21





























Введение


«… И святой равноапостольный князь Владимир приходит

ко Христу — приходит смиренно, сняв с себя

княжеские одежды. Принимает Крещение,

обретая зрение — не только физическое,

но и духовное, зрение смыслов человеческого бытия».

Патриарх Московский и Всея Руси Кирилл


«Вглядываясь в русскую историю, в самую ткань

русской культуры, мы не найдем ни одной нити,

которая не приводила бы к этому первоузлу:

нравст­венная идея, государственность, живопись

… – все эти линии русской культуры сходятся к

Преподобному Сергию Радонежскому».

Павел Флоренский


Патриарх Кирилл сказал о князе Владимире: «…И святой Владимир увидел те ценности, без которых человек не может жить, без которых он теряет свое богоподобие, свою человеческую сущность. Без этих ценностей человек может превратиться в зверя, который, устремляясь к материальному богатству, к политическому могуществу, будет уничтожать все на своем пути. И святой Владимир сделал самое важное в истории Руси — он нас привел к граду небесному». Как актуальны эти слова, особенно сегодня! Эта проповедь произнесена в день Крещения Руси в 2011 году, на Владимирской горке в Киеве, которое символизирует место Крещения Руси, где вознесен памятник святому равноапостольному князю Владимиру, Крестителю Руси! А что происходит в Украине сегодня, в 2014? Страшнее представить нельзя – братоубийственная жестокая война!

А о духовности Сергия Радонежского протоиерей Сергий Привалов написал: «Духовное наследие преподобного Сергия Радонежского – это образец служения Богу и образец духовной жизни человека на все времена до скончания века. Господь одарил Преподобного Сергия многими духовными дарами: святость его жизни была очевидна всем, молитвенность, прозорливость, духовная свобода и созерцательность, простота и доступность, жертвенность служения и готовность оставить все ради послушания воли Божией. Все это – духовное наследие игумена Земли Русской». [1] Сергий – игумен Земли Русской.

А Владимир - это Красно Солнышко. Так зовет русский народ своего духовного родоначальника. Этими словами благодарный и мудрый народ наиболее точно выразил свое отношение к личности князя-крестителя. С самого начала княжения Владимир активно взялся за благоустройство молодого русского государства. Вёл войны не ради завоевания новых земель, а для объединения Руси и укрепления её границ.

А ученики Преподобного Сергия, разлетевшись из Троицкой обители, объединили Русь духовно. Троице-Сергиева Лавра недаром считается духовным сердцем России, Русь строилась монастырями, духовная жизнь зарождалась монашеством. В этом служении весь Преподобный. Он не передавал своим ученикам какое-то тайное знание, не привлекал к себе зазывными речами. Он просто жил с Богом и в Боге, и люди стремились быть рядом. [1] Лучшие из них были готовы идти дальше, нести свет христовой истины и светоносного жития народам Святой Руси, ученики учеников его объединяют Россию духовно и в XXI веке.

Актуальность исследования. Сегодня в жизни моих сверстников, как и людей старшего поколения, появляется более глубокий интерес к истории православия в России, ощущается изменение отношения к роли церкви в процессе духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения, укрепления государственности. Этого нельзя сказать о советском периоде. Как мне рассказывала моя бабушка, Куликова Надежда Петровна, ветеран педагогического труда, проработавшая в школе около пятидесяти лет учителем математики и завучем, что все, что касалось церкви, православия, церковных праздников – все было под строгим запретом. В больницах висели плакаты, которые клеймили позором родителей, крестивших своих маленьких детей, выходили в свет газеты и журналы «Атеист». В школе были совсем другие идеалы, на которые надо было равняться; пионерские девизы: «В борьбе за дело коммунистической партии Советского Союза - будь готов!», на что пионер отвечал: «Всегда готов!», комсомол, который всегда должен был быть впереди «планеты всей». И каждый обязан был неукоснительно выполнять заветы Ленина, Коммунистической партии. Но нельзя сказать, что это не воспитывало нравственность, патриотизм, любовь к Родине. Многие комсомольцы горячо верили в слова: «Коммунизм – это молодость мира, и его возводить молодым!». Несомненно, воспитывало, по словам очевидца того времени, моей бабушки, Куликовой Н. П. Но все плачевно и довольно быстро закончилось в сравнении со временем существования православия на Руси. И во что же теперь верить, в наши дни? Человеку жить без веры нельзя. Антипример тому – украинские силовики.

И поэтому сейчас у многих большой интерес вызывает духовно-нравственное наследие Древней Руси, наследие, являющееся фундаментом отечественной просветительской мысли, колыбелью тех обычаев и традиций, которые в течение многих веков составляли основу православного народного воспитания.

Неотъемлемой и основной частью этого наследия является духовно-нравственное учение Преподобного Сергия Радонежского - величайшего подвижника и просветителя XIV века и святого Крестителя Руси князя Владимира.

Поэтому основу данного исследования составляет изучение духовно-нравственного учения Преподобного Сергия Радонежского и князя Владимира в вопросе крещения Руси. Проделанная в ходе исследования работа показывает, что духовное учение подвижников обладает мощным педагогическим потенциалом, который может эффективно использоваться в современном воспитании.

Проблема данного исследования состоит в недостаточном использовании духовно-нравственного наследия прошлого в современном воспитании подростков, а также в недостаточном обращении к достойным ученикам Преподобного, ученикам его учеников; а также проблема состоит в ситуации «безверия, вседозволенности, ничегонеделания» среди многих подростков в настоящее время, в несерьезном отношении к крещению.

Объектом и предметом исследования является духовно-нравственное наследие Сергия Радонежского и князя Владимира и возможность применения их духовных идей в воспитании молодого поколения современности.

Цель исследования: изучение педагогических идей, составляющих основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского, вопроса крещения Руси князем Владимиром и определение возможности их применения в ходе решения воспитательных задач в современной школе, приобщение подростков к духовно-нравственной культуре.

Задачи исследования:

- формирование представления о личностях Сергия Радонежского, князя Владимира;

- характеристика основы развития учения Сергия Радонежского;

- выявление в духовно-нравственном учении подвижника основных идей;

- определение важности педагогического наследия Сергия Радонежского на примере служения его учеников, а также уже в современном мире – «учеников учеников» - выпускников школ ст. Грушевской Бандурина Александра, Икрянова Геннадия;

- развитие интереса учащихся школы к истории православия в России.

Методы исследования: систематизация и обобщение материалов, полученных в результате изучения научной литературы;

- работа с Интернет-ресурсами;

- проведение социального опроса среди обучающихся Грушевской ООШ;

- анализ полученных результатов опроса;

- интервьюирование - анкетирование Икрянова Геннадия, несущего пономарское послушание в храме во имя св. вел. Варвары ст. Грушевской;

- «дистанционное интервьюирование» через социальную сеть «Вконтакте» Бандурина Александра, студента Московской духовной семинарии при Свято – Троицкой Сергиевой Лавре города Загорска, Московской области;

- оформление презентации к работе;

- формирование выводов о важности своей работы.

Проблемный вопрос: Могут ли Святой Сергий Радонежский и Святой князь Владимир Красно Солнышко быть нравственными идеалами для современного школьника?





















2. Истоки и основа духовно-нравственного учения Сергия Радонежского. Достойные ученики Преподобного.

В XIII-XIV века Русь подверглась страшному татаро-монгольскому нашествию. Это сопровождалось беспощадным разорением русской земли, уничтожением православной культуры. Историк В. Ключевский оценивал последствия иноземного нашествия следующим образом: «Это было одно из тех народных бедствий, которые приносят не только материальное, но и нравственное разорение, надолго повергая народ в мертвенное оцепенение… Что еще хуже, ужасом отцов, переживших бурю, заражались дети, родившиеся после нее...». [1]

Всенародное почитание Святой Троицы начинается на Руси в эпоху, связанную с жизнью и деятельностью Преподобного Сергия Радонежского. Подвижническая жизнь Преподобного Сергия Радонежского являет собой образец самоотверженного служения Святой Троице. Понятие «Троица», как известно, происходит от числительного «три». Так, природа времени троична: прошлое, настоящее и будущее; существование материи связано с тремя состояниями - твердым, жидким и газообразным; все цветовое разнообразие в мире слагается из трех основных цветов - красного, синего и желтого; в человеке можно выделить триединства – тело и душа, дух и разум, чувство и воля. В христианском вероучении единый Бог существует в трех неслиянных и нераздельных, бесконечно любящих друг друга Лицах - Отца, Сына и Духа Святого.[4] Само слово «Троица» не встречается в Священном Писании, однако в Евангелии есть прямые указания на это понятие. Так, воскресший Христос, явившись своим ученикам, завещал им: «Идите, научите все народы, крестя их во имя Отца и Сына и Святого Духа...» (Мф, 28,19).

Благодаря авторитету подвижника и его делам, направленным на созидание государства и распространение христианского учения, Троицкий монастырь, основанный Преподобным, становится для русских людей образцом духовно-нравственного возрождения, центром формирования национального самосознания. Ежедневный совместный труд, духовные созерцания на лоне строгой и величественной природы Радонежа, изучение народных ремесел и крестьянского дела, живая связь с землей и с тем, что дарит она человеку, - таковы пути, на которых Троицкие иноки обретали в себе чувство своей Родины, чувство национального самоопределения.

В сознании Сергия и его воспитанников служение Святой Троице постепенно соединялось с мыслями об Отечестве, о его судьбе. Троица начинала осмысливаться подвижниками как символ созидания всего государства. Так в стенах Сергиевой обители складывалась концепция духовно-нравственного и политического возрождения Руси - концепция, в основу которой были положены наиглавнейшие принципы христианского общежития: духовное единство, бескорыстное служение общему делу, взаимосогласие, любовь к ближнему.

Эпоха Сергия совпала с важным историческим процессом - становлением Руси Московской. Постоянные междоусобные войны препятствовали образованию единого государства. Преподобный Сергий прекрасно понимал это. Подвижник считал, что жизнь созидающего государства должна основываться на трех факторах - внутреннем единстве, внешней независимости и Православной культуре - источнике нравственной силы народа. В облике Сергия мы встречаем прежде всего молитвенника и печальника Земли Русской, умиротворителя враждующих.

Уже более шести столетий имя Сергия Радонежского в сознании русских людей неразрывно связано с делом созидания Отечества; Православная церковь причислила Преподобного к Лику святых: он почитается как духовный наставник и просветитель, как искусный врачеватель и чудотворец, как самоотверженный подвижник и устроитель монастырей, как умиротворитель враждующих и заступник Земли Русской, благословивший ее на борьбу с татаро-монгольскими поработителями. Огромное значение в возвышении духовных сил нации и возрождении государства имел личный пример Преподобного Сергия, явившегося духовным наставником Древней Руси, а также примеры его учеников.

Молитвы преподобного Сергия об учениках были услышаны: множество птиц явилось ему в знаменитом видении, где предсказано было, что святые чада его разлетятся из родного гнезда и в разных концах Русской земли прославят Господа.[6] И действительно, многие ученики преп. Сергия стали великими духовными подвижниками: одним из первых учеников Сергия Радонежского был Преподобный Андроник «был из отечества святого Сергия» - из-под Ростова Великого. Видя, что молодой инок любит безмолвие и молчание, старец благословил его жить в келии одному. «Тихий, кроткий, смиренный», преподобный Андроник был одним из любимых учеников Преподобного Сергия. Незадолго до смерти старец вручил игуменский жезл и паству своему ученику преподобному Савве. О жизни этого святого до нас дошли скудные сведения. Известно, что при нем монастырь продолжал процветать. Из многочисленных учеников преподобного Саввы одни были поставлены игуменами в монастыри, другие стали епископами. После смерти игумена обитель возглавил его ученик преподобный Александр Спасский. При нем в монастыре подвизались знаменитые иконописцы Андрей Рублев и Даниил Черный. Кисти преподобного Андрея принадлежит знаменитая чудотворная икона «Троица», которую иконописец создал для Троицкого монастыря. Сам он был пострижеником Троицкой обители, учеником преподобного Никона Радонежского и по всей вероятности знал основателя монастыря. Из «Жития Преподобного Сергия» Епифания Премудрого известно, что в келии Преподобного в середине его жизни появляется икона Святой Троицы. Позднее, в 1551 году, соборным определением «Троица» Рублева была утверждена в качестве канонического образца.[3]

И много еще мы можем назвать учеников Преподобного, которые духовно возрождали Русь.


3. О значении Таинства Крещения в моей семье

Князь Владимир принимает в конце весны 988 года крещение сам и крестит киевлян. Приняв веру истинную, князь естественно должен был воодушевиться желанием дать ту же веру народу своему. В этом решении не могли не оказать влияние и государственные мотивы. Владимир, лично пришедший к убеждению в превосходстве христианства над язычеством, не мог не прийти к убеждению и в государственной необходимости ввести во всей стране эту религию. Когда речь идёт о крещении целого народа, то, конечно, не могло быть и мысли о том, чтобы наставлять в вере всех и каждого. В таких случаях уже по неизбежной необходимости большая часть исполняет простой приказ. Но была возможность наставлять некоторых, которые своим сознательным поведением в перемене веры могли служить доказательством для других. Была возможность, повсеместно вводить новую веру так, чтобы это выглядело как дело свободы и убеждения. Сложно предположить, что такой мудрый человек, как князь Владимир, не захотел воспользоваться этой возможностью. [6]

А чем Таинство Крещения является в обычной православной семье, ведь с момента начала крещения Руси прошло уже более 10 веков? И многие предки тоже прошли этот путь. Оказывается, все не так просто было в их жизни, даже очень не просто! Куликова Надежда Петровна, рассказывает: «Во время Великой Отечественной войны 1941-1945 годов моя семья была эвакуирована в Сибирь, где я и родилась в 1950 году. В 1958 году моя бабушка решила вернуться на родину, в Смоленскую область, где у неё там жили пять племянников, все они работали в школе учителями, даже один был директор школы, и все были коммунистами. Бабушка очень переживала, что я некрещеная и первым делом решила меня окрестить. Я уже училась в первом классе. Все бабушкины родственники были против её решения. Они уговаривали меня не ходить в церковь, запретили бабушке меня крестить. Это не просто предупреждение! Могли уволить с работы, арестовать даже. Но она их не послушала, попросила соседку тетю Таню быть моей крестной, а дядю Колю (я дружила с его детьми) быть моим крестным. Мы поехали в город в церковь, и меня крестили.

Потом я сама стала учительницей. Нам преподавали атеизм, у меня сложилось отрицательное отношение к церкви, поэтому своих детей я не крестила. Дочка Татьяна сама договорилась с бабушкой, и они в тайне от меня крестили её, а сына Валерия в 18 лет крестила я в тайне от мужа (он был коммунист и атеист) в г. Ростове.

Этот вопрос был задан и Татьяне Александровне, дочери Надежды Петровны, как же ее крестили, если в ее детстве это тоже было запрещено, и вот что она мне рассказала: " Когда мне было 12 лет, меня заинтересовало, почему у моих друзей есть крестные, а у меня нет? Родители говорили, что были партийные и поэтому не ходили в церковь. Но мне очень хотелось, чтобы у меня была крестная мама, как у всех детей. Я попросила маму своей подружки тетю Лиду стать моей крестной мамой, она с радостью согласилась, купила мне красивую комбинацию и платьице, и мы с ней, моей подругой Ларисой и моей бабушкой поехали в церковь. Я первый раз зашла в церковь, и у меня захватило дух, как красиво, сколько много икон, о некоторых иконах нам рассказали бабушки, которые там были. Затем прошел обряд крещения, мне дали свидетельство о крещении, и я довольная вместе с крестной приехала к нам домой, рассказать обо всем родителям. Мама накрыла стол, мы всей семьёй обедали, и родители были довольны, а больше всех радовалась моя бабушка, она всегда очень хотела, чтобы меня окрестили. После этого я в праздники ходила с бабушкой в церковь, и возле моей кровати до настоящего времени стоит икона, которую мне дал батюшка."

Сейчас отношение к церкви изменилось, хотя, к сожалению, в храмы ходит постоянно только, наверное, десятая часть от всего православного населения России.

4. Проблемный вопрос: Могут ли Святой Сергий Радонежский и Святой князь Владимир Красно Солнышко быть нравственным идеалами для современного школьника?

На данный важный вопрос было предложено аргументировано ответить ученикам нашей школы. Из общего числа обучающихся 5-9 классов Грушевской ООШ, которое составляет 105 человек, приняли участие в опросе - 58 человек. Результаты таковы:

  1. Да, могут: 45 человек – 77%;

  2. Нет, не могут: 6 человек – 10%;

  3. Не знаю: 7 человек – 13%.

Выводы были сделаны следующие:

- Те учащиеся, которые ответили утвердительно, были достаточно убедительными в своих доводах, вот некоторые примеры: все святые – пример для меня, ведь святым человек стал не просто так, как Сергий Радонежский и князь Владимир, в данном случае. Нужно стараться быть лучше и не брать пример со злых и жестоких людей, которые часто окружают нас. Если мы живем в 21 веке, так это что, нельзя быть хорошим? Просто люди забыли что-то очень важное, чем жили раньше; нужна вера в Иисуса Христа, что должны делать все подростки; Сергий, Владимир – святые, они помогут выбрать правильный жизненный путь; да, потому что вера в Бога – это часть жизни человека, от этого может зависеть его жизнь. Даже если человек не ходит на службы, а случается беда, он обязательно станет ходить и молиться; да, потому что Сергий был глубоко верующим, добрым и чистым в душе. Он подарил людям веру. В мире так много жестокости, и вера только нам помогает; да, подросткам важно стараться быть как Сергий Радонежский и князь Владимир добрыми, хорошими. Ведь если подросток 15-14 лет начнет делать всем плохо, то он может уже и не отвыкнуть от своих привычек, так что я хочу быть похожим на Сергия Радонежского; да, потому что большинство подростков 21 века и не переживают за свою веру, хотя это нужно делать; да, конечно! Для меня он – пример для подражания: праведный образ жизни, Сергий Радонежский – совесть Русской нации! Да, т.к. этот человек духовный, нравственный, а для меня это очень важно, и я этого святого уважаю и почитаю; Сергий Радонежский и князь Владимир и есть мой идеал, а еще и потому, что к ним обращаются с просьбами о помощи ученики и студенты. Казалось бы, ответы подростков должны были только порадовать своей глубиной и содержательностью, но, к сожалению, таких ответов только 15 из 45. А как хотелось бы от души, чтобы все так думали и поступали, как написано в этих ответах!

- Ученики, ответившие отрицательно, вообще не пожелали или не смогли аргументировать свои ответы.

- Один из ответивших: «не знаю», - пояснил:

- я о них ничего не знаю, но скажу вообще о святых: это люди честные, праведные, никому не навредят, идеальные. Я считаю, что нельзя прожить жизнь честно и праведно, никому не навредив. Живя по таким правилам, все равно будешь кому-то мешать, твоя честность будет им мешать.

Сделав данные важные выводы, возвратимся к проблеме данного исследования, которая состоит в недостаточном использовании духовно-нравственного наследия прошлого в нашем воспитании, а также в недостаточном обращении к достойным ученикам Преподобного, ученикам его учеников; а также проблема состоит в ситуации «безверия, вседозволенности, ничегонеделания» среди многих подростков в настоящее время.

При помощи таких исследовательских работ, как эта, а в нашем краеведении уже достаточно много достойных работ, выступлениями перед подростками на лекциях в краеведческой комнате школы, использованием важных материалов на уроках православной культуры, истории, литературы, ИДК, воспитательных мероприятиях, мы постараемся решать насущную проблему современности в плане духовно-нравственного воспитания детей.


5. Духовно-нравственное наследие Сергия Радонежского в сфере современного воспитания

Русь строилась монастырями, духовная жизнь зарождалась монашеством, а ученики преподобного Сергия, разлетевшись из Троицкой обители объединили Русь духовно. В этом служении весь преподобный. Он не передавал своим ученикам какое-то тайное знание, не привлекал к себе зазывными речами. Он просто жил с Богом и в Боге, и люди стремились быть рядом. Лучшие из них были готовы идти дальше, нести свет христовой истины и светоносного жития народам Святой Руси.[ 2]

Прошли столетия, и теперь духовно возрождают Россию простые, никому почти не известные ученики его учеников, являя нам пример высокой нравственности. Они живут рядом с нами, мы можем побеседовать с ними, попросить совета, поучиться на их примере послушанию, смирению, бескорыстной любви к ближним.

Так, сегодня для нас примером являются жители станицы Грушевской, молодые ребята, которые совсем недавно еще сидели за школьной партой, были такими же, как все, но не совсем такими – это Саша Бандурин и Гена Икрянов. Обыкновенные дети, которые пошли в школу, как и все дети. Нет, обыкновенными их назвать нельзя. Например, Саша уже в 9 лет потерял отца, и это очень сильно повлияло на ребенка, он сразу повзрослел и стал намного серьезнее своих сверстников. Шалости и игры сменил на труд по дому и в огороде, помощь бабушке и маме по хозяйству. С раннего возраста привык помогать людям, и не гнушался никакой трудной работы. Его бабушка, Наталья Бандурина, водила мальчика в храм, учила молитвам. Он знал, что такое исповедь и причастие, всегда внимал своей совести - голосу Бога в душе человека. Потом Саша стал нести пономарское послушание в храме во имя святой великомученицы Варвары. Вот как об этом рассказывает Геннадий Икрянов: «Когда я был маленький, нас с братом мама водила в храм. Однажды отец Димитрий спросил у нашей мамы: «Вы не против, если я возьму ваших детей помогать мне?» Мама ответила: «Я только - за!». Так мы и стали помогать, нам это очень нравилось. Сначала мы не могли читать молитвы, так как не знали церковнославянского языка. Вот в церковь стал ходить один паренек, которого звали Сашей, батюшка сказал: «Я бы хотел, чтобы он тоже был прикреплен к церкви». Отец Димитрий позвал его и предложил помогать нам, тот согласился. Александр Бандурин долго не мог в это поверить и на каждое мое слово отвечал ухмылкой. Через год, после благословения батюшки, он стал одевать стихарь. Так мы и остались служить в храме. В библиотеке мы вместе учили старославянские буквы. Он сам изучал этот язык. На Пасху читал Апостола, сначала у него получалось не совсем хорошо, его тренировала тетя Люда, конечно же, батюшка всегда давал нужные советы. Мы постоянно носили воду в храм, читали Апостола, несли пономарское послушание. Выполняли мы все добросовестно, с душой, нам это было интересно. Всегда беспрекословно выполняли порученную нам работу. У Саши добрый характер. Он стремится достичь своей цели. Придерживается своего мнения и слушает только свое сердце. Добрый, чуткий, отзывчивый человек. Саша всегда подает только положительный пример. Когда мы начали ходить в храм, сначала нам было очень тяжело, так как сверстники обзывались. Не каждому удается выдержать унижения, батюшка постоянно утешал нас. Другие на нашем месте, возможно, уже перестали бы ходить в храм, но мы все равно ходили и помогали отцу Димитрию. Потом отца Димитрия перевели в Ростов, в Варваринском храме стал служить батюшка Павел Святенюк, священник с удивительной судьбой. Он стал в дальнейшем нашим духовным отцом. И со сменой батюшек наши интересы не иссякли, за многие годы ничто не повлияло на нашу веру, и даже суровая армия со строгими правилами не сломила ни мой, ни Сашин дух».

А вот как рассказывает об Александре его первая учительница, Егорова Елена Васильевна: «Саша - ребенок от Бога, он был моим помощником и другом. Однажды я рассказала детям, что очень хочу завести маленького котенка. Так Саша взял дома своего пушистого котеночка, завернул в пеленку и привез на автобусе ко мне домой. Удивительной красоты и доброты у него душа. Никогда я от него не услышала слов об усталости, что ему не хочется выполнять поручение, или дежурить в классе, или репетировать слова к празднику».

До поступления в семинарию он неукоснительно нес послушание алтарника. Саша имеет кроткий нрав, любознателен, но не любопытен, вежлив в общении со всеми, миролюбив, ответственен и послушен, уважает служителей церкви и сам укрепился в желании служить Богу и людям.

В настоящее время Александр Бандурин является студентом Московской духовной семинарии при Свято-Троицкой Сергиевой Лавре города Загорска, Московской области. Когда Сашу спросили на вступительном экзамене: «Почему Вы выбрали нашу семинарию?» Он ответил: «Я выбрал эту семинарию, потому что ее закончил мой духовный отец Павел».

Его деятельность в семинарии: он является уставщиком 3-го Академического хора МДА и С под управлением иерономонаха Нестора (Волкова), писарь проректора по научной работе МДА и протоирея Павла Великанова. Интересы Александра разнообразны: архитектура, каллиграфия, иконопись, византология, египтология. Кроме того, ему нравится заниматься садовым дизайном, вязанием, плаваньем в любую погоду. Что касается музыки, то это Византийское знаменное пение. Александр продолжает учебу в семинарии, поднялся на ступень выше, стал более занят.

Геннадию Икрянову мы задали еще два вопроса. На вопрос о том, может ли святой Сергий Радонежский быть нравственным идеалом для современной молодежи, Геннадий ответил, что, несомненно, может, но каждый человек решает по-своему, что для него является главной целью в жизни. Главное - человеку понять самого себя и разобраться в своей жизни, чего он на самом деле хочет! А на вопрос, может ли Геннадий считать себя учеником учеников Сергия Радонежского, которые были готовы идти дальше, нести свет христовой истины и светоносного жития народам Руси и продолжают нести этот свет и в наше время?

- Я по мере сил своих несу свет христовой истины, помогаю, как могу и служу Иисусу Христу Богу нашему. Я хочу, что бы все уверовали в Бога, ведь Бог несет свет и радость в нашу жизнь, т.к. Он и только Он может понять, простить и отпустить все наши грехи. Он - есть Отец. В данный момент я заканчиваю высшее образовательное учреждение по специальности юриспруденция, работаю на мебельной фабрике в городе Новочеркасске. В дальнейшем планирую работу в ОМОНе. Продолжаю посещать церковь, во всем помогаю нашему батюшке, отцу Павлу.

Стремясь к наиболее полному раскрытию своих сил, человек, согласно взглядам Преподобного Сергия, становится на путь духовно-нравственного восхождения. Для того чтобы движение по этому пути было целенаправленным, человеку, по мысли подвижника, необходима опора на опыт, накопленный предыдущими поколениями, - опыт, постичь который можно лишь на основе изучения культурно-исторических традиций родного народа, осмысления нравственных устоев своих предков. Именно по такому пути шел молодой инок Сергий: построив монашескую келью посреди пустынных лесов Радонежа, подвижник в безмолвном уединении постигал Священное Писание, изучал нравственные наставления и поучения Отцов Церкви, укреплял в себе добродетельные качества, строго согласуя каждую мысль, каждый поступок с христианскими заветами и родительскими наказами, усвоенными в отрочестве. Тем самым Сергий утверждал еще одну важную педагогическую идею - Жизнь Преподобного Сергия и его учеников, ознаменованная непрерывным восхождением к Образу Святой Троицы, является ярким свидетельством того, что духовно-нравственное совершенствование всегда предполагает неразрывную взаимосвязь идеи преемственности с идеей всестороннего развития человека.[5]



Заключение

В результате проведенного исследования были изучены педагогические идеи, составляющие основу духовно-нравственной концепции Сергия Радонежского и наследие князя Владимира, определены возможности их применения в ходе решения воспитательных задач в современной школе с целью приобщения подростков к духовно-нравственной культуре. В том числе сформированы представления о личности Преподобного Сергия Радонежского и князя Владимира, охарактеризованы основы развития учения Сергия Радонежского и князя Владимира, определена важность педагогического наследия Сергия Радонежского на примере служения его учеников, а также уже в современном мире – «учеников учеников» - выпускников школ ст. Грушевской Бандурина Александра, Икрянова Геннадия.

Сделав данные важные выводы, возвратились к проблеме данного исследования, которая состоит в недостаточном использовании духовно-нравственного наследия прошлого в нашем воспитании, а также в недостаточном обращении к достойным ученикам Преподобного, ученикам его учеников, а также к проблеме, которая состоит в ситуации «безверия, вседозволенности, ничегонеделания» среди многих подростков в настоящее время.

При помощи таких исследовательских работ, как эта, а в нашем краеведении уже достаточно много достойных работ, своими выступлениями перед подростками на лекциях в краеведческой комнате школы, использованием важных материалов на уроках православной культуры, истории, литературы, ИДК, воспитательных мероприятиях, мы постараемся решать насущную проблему современности в плане духовно-нравственного воспитания детей.




Литература и источники:

  1. Андроник, игумен. Русская духовность в жизни преп. Сергия//Богословские труды. Т


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: ОРК

Категория: Прочее

Целевая аудитория: 9 класс

Автор: Черскова Татьяна Александровна

Дата: 03.07.2015

Номер свидетельства: 222165



ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства