kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Характер общественного движения XIX – начала XX и оценка его роли в истории»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок «Характер общественного движения XIX – начала XX века и оценка его роли в истории» продолжает углублять и систематизировать знания учащихся по теме «Общественная жизнь в России XIX века».к «Характер общественного движения XIX – начала XX века и оценка его роли в истории» продолжает углублять и систематизировать знания учащихся по теме «Общественная жизнь в России XIX века».

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Характер общественного движения XIX – начала XX и оценка его роли в истории»»














Учитель истории, обществознания

высшей квалификационной

категории

Почётный работник общего образования

Российской Федерации, Заслуженный учитель

Республики Хакасия

Кудрявцева Татьяна Юрьевна

МБОУ «Гимназия» г. Абакана Республики Хакасия


















Оглавление


  1. Разработка урока «Характер общественного движения XIX – начала XX и оценка его роли в истории» стр. 3 - 12

  2. Приложения к уроку стр. 13 - 20





































Разработка урока: «Характер общественного движения XIX – начала XX и оценка его роли в истории»


Тип урока: урок анализа и синтеза

Форма урока: групповое занятие

Вид урока: обобщающий урок

Методы: проблемного обучения, обобщения исторических знаний

Технология: педагогическая мастерская

Возрастная группа: учащиеся 10 класса

Время проведения занятия: 2 часа


Цели урока:

1. Образовательная: определить особенности в общественном движении в XIX веке, проследить результативность основных направлений общественного движения в соответствии с изменившейся политической ситуацией;

2. Развивающая: дальнейшее развитие умений учащихся работать с различными источниками информации, продолжить формирование умений анализировать, сравнивать, обобщать информацию, умение аргументированно доказывать своё мнение;

3. Воспитательная: способствовать формированию личностной оценки значимости общественного движения для России, воспитание чувства любви и уважения к истории Отечества.


Основные понятия: консерватизм, либерализм, народничество, «хождение в народ», революционный террор.


Проблемная задача урока - какое из направлений общественного движения в России стало ведущей политический силой в стране к началу XX века.


Предварительная работа: Класс разделён на шесть групп по 4 - 5 человек. Деление на группы предполагает совместную реализацию проблемных задач, выработку коллективных решений, воспитание самоуважения друг к другу. Приготовлены пакеты с документами, мультимедийная презентация урока.


Ресурсы:

1. Сахаров А.Н., Боханов А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2: учебник для 10 класса общеобразовательных учреждений/А.Н.Сахаров, А.Н. Боханов; под общ.ред.чл.-корр. РАН А.Н. Сахарова - М.: Русское слово, 2011.

2. Данилов А.А. История России, XIX век. 8 класс: учебник для общеобразоват. организаций/ А.А.Данилова, Л.Г.Косулина. - М.: Просвещение, 2014.;

3. Старобинская Г.И. Поурочные методические рекомендации к учебнику А.Н.Сахарова, А.Н.Боханова «История России. XVII-XIX века. (ч. 2). 10 класс / Г.И. Старобинская. - М.: ООО «Русское слово – учебник», 2012.

4. Данилов А.А. Поурочные разработки к учебнику «История России. XIX век: 8 класс.: Кн.для учителя/А.А.Данилов, Л.Г.Косулина.- М.: Просвещение, 2014;

5. http://xix-vek.ru (История России XIX века. Письменные, статистические и графические источники).


План (этапы) урока:

I этап урока:

Индуктор (мотивация). Учитель предлагает учащимся обсудить проблемы, которые существуют в современной России и проблемы российского общества XIX века.

Постановка учителем основной проблемной задачи урока: какое из направлений общественного движения в России стало ведущей политический силой в стране к началу XX века.

2. Творческое задание группам: характеристика теоретических взглядов представителей общественного движения XIX века.

3. Работа с источниками информации.

4. Социализация - представление группами результатов своей работы. Использование мультимедийной презентации при рассмотрении теоретических взглядов представителей общественного движения XIX века.

5. Промежуточная рефлексия – вопросы к группам.

6. Постановка нового проблемного задания: дать характеристику практической деятельности представителей общественного движения второй половины XIX века.

II этап урока:

1 Обращение к новой информации.

2. Выполнение творческого задания: характеристика практической деятельности представителей общественного движения.

3. Социализация - представление группами результатов своей работы. Использование мультимедийной презентации при рассмотрении практической деятельности участников общественного движения.

4. Общая рефлексия. Решение основной проблемной задачи урока.

5. Подведение итогов: объявление домашнего задания, сбор рабочих листов учащихся.


Ход урока:

I этап урока

1. Индуктор (мотивация).

Обращение учителя: мы живём в России XXI века. Российское общество сегодня волнуют определённые проблемы, требуется решение сложных, затрагивающих многие слои населения вопросов. Назовите, на ваш взгляд, наиболее важные вопросы.

(Возможные варианты ответов учеников: низкий уровень жизни по сравнению со странами Запада, коррупция чиновников, трудоустройство молодёжи).

- Перенесёмся из XXI века в XIX век. Предположите, какие проблемы вызывали острый интерес, будоражили общественное мнение?

(Возможные варианты ответов учеников: крестьянский вопрос, права и свободы граждан, вопрос о власти).

- А вот как писал о судьбе России русский поэт Ф. Тютчев:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

- Какова позиция автора по вопросу развития России?

(Возможные варианты ответов учеников: скорее всего поэта можно отнести к славянофилам или консерваторам).

Учитель озвучивает тему урока: «Характер общественного движения XIX – начала XX века и оценка его роли в истории»:

- Представители разных политических течений: консерваторы, либералы, народничество по - разному отвечали на эти сложные вопросы.

- Проблемная задача урока - какое из направлений общественного движения в России стало ведущей политический силой в стране к началу XX века.

Для этого нам предстоит, работая в составе учебных групп, выполнить задания в рабочих листах, используя для этого уже имеющиеся знания, а также предложенные источники информации (приложение №1).

2. Творческое задание. Учащимся предлагается на основе анализа различных источников дать характеристику теоретическим взглядам консерваторов, либералов и народничества по вопросам:

- крупнейшие теоретики движения;

- лидеры движения;

- социальная основа;

- программа движения.

Первой группе предлагается дать характеристику теоретическим взглядам консерваторов,

второй группе - западникам, направлению в либеральном движении,

третьей группе - славянофилам, направлению в либеральном движении,

четвёртой группе – бунтарскому направлению в народничестве,

пятой группе – заговорщическому направлению в народничестве,

шестой группе – пропагандистскому направлению в народничестве.

Характеристику необходимо представить в форме заполненной таблицы:

Вопросы для сравнения

консерваторы

западники

славянофилы

бунтари (анархисты)

заговорщики

пропагандисты

крупнейшие теоретики движения







лидеры движения







социальная основа







программа движения








3. Работа с материалами. Учащиеся 1 группы работают с материалами учебника Данилова А.А. История России, XIX век. 8 класс, параграфы №13, 25. Так же предложен к изучению документ «Пропаганда теории «официальной народности» С. Шевырёвым» (приложение №2).

Учащиеся 2 и 3 группы работают с материалами учебника Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2. 10 класс, параграф №18; так же анализируют документ: «А.И. Герцен «О спорах западников и славянофилов» (приложение №3).

Учащиеся 4 - 6 группы работают с материалами учебника Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2. 10 класс, параграфы №18, 23. Так же группам предложен к изучению документ: «А.И.Герцен «Россия (о русской общине)» (приложение №4).

4 группе предлагается проанализировать документ «Прибавление «А» к книге М. А. Бакунина. «Государственность и анархия» (приложение №5),

5 группе - документ «Ткачёв о ближайших целях революции» (приложение №6),

6 группе - документ «Фрагменты из статьи П. Л. Лаврова «Вперед! - наша программа», написанной для 1-го тома журнала «Вперед» в августе 1873 г.» (приложение №7).


Так же вниманию учащихся может быть предложен фрагмент «Белинский против славянофилов и западников» из курса «История русской философии» https://www.youtube.com/watch?v=0pkQeVh3nFY

Второй вариант работы с материалами (при недостатке учебного времени) – взять за основу анализ документов и фрагмент «Белинский против славянофилов и западников» из курса «История русской философии»).

4. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные выступления учащихся.

Возможные варианты ответов учеников:

1 группа (консерваторы):

- крупнейшие теоретики движения: С.С.Уваров, М.П.Погодин

- лидеры движения: М.Н.Катков, П.А.Шувалов

- социальная основа: привилегированная часть дворянства, государственные чиновники, крупноземельные помещики

- программа движения: сохранять самодержавие, православие, помещичье землевладение; освобождение крестьян и введение местного самоуправления

Таким образом, консерватизм - общественно - политическое течение сторонников сохранения абсолютной (самодержавной) монархии, противников реформирования жизни российского общества.


2 группа (западники):

- крупнейшие теоретики движения: Б.Н.Чичерин, Т. Н. Грановский

- лидеры движения: Т.Н.Грановский, Б.Н.Чичерин, К.Д.Кавелин, С.М.Соловьёв

- социальная основа: интеллигенция, часть передового дворянства

- программа движения: Россия часть европейской цивилизации, европейский вариант парламентаризма реализовать в России сложно в силу исключительной роли самодержавной власти, поэтому необходимо побудить самодержца к проведению либеральных реформ. Преобразования должны создать условия для формирования гражданского общества и постепенного перехода к конституционной монархии

Таким образом, западничество – направление в либеральном общественно – политическом движении, основанное на понимание того, что Россия является частью мировой цивилизации и развивается по её законам.


3 группа (славянофилы):

- крупнейшие теоретики движения: А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин

- лидеры движения: А.С.Хомяков, Ю.Ф.Самарин, К.С.и И.С.Аксаковы, И.В. и П.В.Киреевские

- социальная основа: интеллигенция, часть передового дворянства

- программа движения: уникальность исторического пути России состоит в наличие сословного строя, сельской общины. Отрицали необходимость ведения представительных учреждений европейского образца. «Власть – царю, мнение – народу».

Таким образом, славянофилы – это представители в либеральном общественно – политическом движении, определяющие специфические особенности России, уникальность её культурной и политической жизни.


4 группа (анархисты):

- крупнейшие теоретики движения А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Н.Г.Чернышевский

- лидеры движения: М. А. Бакунин

- социальная основа: выходцы из духовенства, купечества, мещанства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей социальной среды

- программа движения: отрицает государство, централизованное управление «сверху». Самоуправление народа (рабочие ассоциации, группы, общины, области). Крестьянин по своей природе - бунтарь, он готов к революции. Разбудить народ, призвать его к бунту должна интеллигенция - «умственный пролетариат».

Таким образом, анархизм – это направление в народничестве, выступающее за уничтожения государственной власти в результате стихийного бунта масс и создания федерации мелких автономных ассоциаций производителей.


5 группа (заговорщики):

-крупнейшие теоретики движения: А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Н.Г.Чернышевский

- лидеры движения: П.Н.Ткачёв

- социальная основа: выходцы из духовенства, купечества, мещанства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей социальной среды

- программа движения: крестьянин не готов к революции, а агитация не даст результатов. Законспирированная организация революционеров совершит переворот, захватит государственную власть. Это даст толчок революции, недовольство народа выйдет наружу.

Таким образом, заговорщическое направление в народничестве считало необходимым установление всеобщего равенства, замены старых государственных институтов новыми, революционными.


6 группа (пропагандисты):

- крупнейшие теоретики движения: А.И.Герцен, Н.П.Огарёв, Н.Г.Чернышевский

- лидеры движения: П.Л.Лавров

- социальная основа: выходцы из духовенства, купечества, мещанства, мелкого чиновничества, обедневшего дворянства, получившие образование и оторвавшиеся от своей социальной среды

- программа движения: народная революция, длительная подготовка. Крестьянин не готов к революции. Незначительное меньшинство лучших людей - пропаганда среди народа, разъяснение его потребностей и сил.

Таким образом, пропагандистское направление в народничестве основной целью определяло установление справедливого социалистического общества.


5. Промежуточная рефлексия

Вопросы 1 группе:

- Как вы думаете, почему взгляды консерваторов не находили широкой поддержки в российском обществе?

- В чем обвиняли консерваторы либералов?

Вопросы 2 и 3 группам:

- Что объединяло западников и славянофилов?

- Почему и западников, и славянофилов считают представителями либерального направления в общественном движении?

Вопросы 4 – 6 группам:

- В чём причины роста радикальных настроений в обществе после отмены крепостного права?

- Что объединяло представителей трёх направлений в народничестве?

- Чем был вызван раскол среди народников?

6. Постановка проблемного задания: дать характеристику практической деятельности представителей общественного движения второй половины XIX века.


II этап урока

1. Обращение к новой информации.

Учащиеся 1 группы (консерваторы) работают с материалами учебника Данилова А.А. История России, XIX век. 8 класс, параграф №35.

Учащиеся 2 и 3 группы (либеральное направление) работают с материалами учебника Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2. 10 класс, параграф №18; учебника Данилова А.А. История России, XIX век. 8 класс, параграф №25.

Учащиеся 4 - 6 группы (народничество) работают с материалами учебника Сахарова А.Н., Боханова А.Н. История России. XVIII - XIX века. Ч.2. 10 класс, параграфы №23 – 24; документы «Из воспоминаний С.Ф. Ковалика о «хождении в народ» (приложение №8); «Г.Плеханов. Социализм и политическая борьба» (приложение 9).

Учащимся можно предложить рассмотреть репродукции картин И. Репина «Арест пропагандиста», «Не ждали» и предложить ответить на вопросы:

- Почему в окружение арестанта – сплошь крестьяне, главными героями являются сам пропагандист и стоящий спиной условный «деревенский староста»;

- Как и почему у художника возвращение домой из заключения народовольца, событие по умолчанию плановое, оказалось связанным с неожиданностью?

2. Выполнение творческого задания. Заполнение группами в таблице графы «Практическая деятельность»:

Вопросы для сравнения

консерваторы

западники

славянофилы

бунтари (анархисты)

заговорщики

пропагандисты

крупнейшие теоретики движения







лидеры движения







социальная основа







программа движения







практическая деятельность








3. Социализация. Представление группами результатов своей работы через устные ответы учащихся.

Возможные варианты ответов учеников:

2 - 3 группы (либералы):

1862 год – Тверской адрес, раскол в либеральном движении;

1866 год – основание журнала «Вестник Европы»

70-80гг – начало земского движения (Д.И.Шаховский, И.И.Петрункевич)

80-90гг. – теория «незаметного служения», практика «малых дел» (В.О.Ключевский, Н.И.Киреев)


4 – 6 группы (народники):

1863 – 1866гг. – деятельность организации Н.А.Ишутина – И.А.Худякова

1864, 1876 гг. – образование организации «Земля и воля»

1874 год – «хождение в народ»

1879 год – раскол организации «Земля и воля» на «Чёрный передел» (Г.В.Плеханов, В.И.Засулич) и «Народную волю» (А.Д.Михайлов, А.И.Желябов, С.Л.Перовская)

1866 – 1881гг. – серия террористических актов: 1866 – выстрел Д.В.Каракозова, 1869г.- дело С.Г.Нечаева, 1878г. – выстрел В.Засулич

1881 год – убийство Александра II

1883 год – основание группы «Освобождение туда» в Женеве руководителем организации «Чёрный передел» Г.В. Плехановым.


1 группа (консерваторы):

1881 год – Высочайший манифест «О незыблемости самодержавия»

1884 год – новый Устав университета

1887 год – Указ «о кухаркиных детях»

1890 год – Положение о губернских и уездных земских учреждениях


4. Общая рефлексия. Какое из направлений общественного движения в России стало ведущей политический силой в стране к началу XX века и почему:

- В чём причина слабости либерального движения?

- Можно объяснить начало распространение идей марксизма с кризисом народничества?

- Какие либеральные реформы 60-70гг. подверглись корректировке в правление Александра III?

- Как можно оценить позиции консерваторов после убийства Александра II?

Возможные варианты ответов учеников:

- После реформы 1861 года происходит рост либерального движения в России. Но либерализм не стал ведущей политической силой по разным причинам: незначительная социальная опора, не удалость выработать общую программу и добиться единства действий.

- Консерваторы в России во многом отражали интересы дворянства, которое пыталось вернуть утраченные привилегии. Они стремились не закрепить изменения в стране, а пересмотреть многие из них. Консерваторы не имели широкой поддержки в обществе, но после убийства Александра II позиция консерваторов усилилась, многие идеи которых легли в основу правительственной политики.

- В революционном движении ослабло влияние народников, фактически все народнические организации были разгромлены. Некоторые народники пришли к выводу, что их идеология была ошибочной и стали искать новые теории, на основе которых можно было продолжить революционную борьбу. Первым российским революционером, вставшим на путь марксизма, стал Г.В.Плеханов. В 1883 году Плеханов объединил единомышленников – В.И.Засулич, В.Н.Игнатова в группу «Освобождение труда».


5. Подведение итогов:

- обратимся ещё раз к стихам русского поэта Ф. Тютчева:

Умом Россию не понять,

Аршином общим не измерить:

У ней особенная стать -

В Россию можно только верить.

- Можно ли назвать поэта патриотом?

(Возможные варианты ответов учащихся: да, потому что поэт переживает за судьбу Отечества, определяя особенность пути её развития).

- сбор рабочих листов

- объявление домашнего задания.

В исторической науке существуют дискуссионные проблемы, по которым высказываются различные точки зрения. Ниже приведена одна из спорных точек зрения, существующих в исторической науке.


1. «В конце XIX в. в России были серьёзные политические проблемы, её политическое развитие было нестабильным».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение:


1)...


2)...


Аргументы в опровержение:


1)...


2)...


2. «Взгляды западников и славянофилов во многом были схожи».

Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение:


1)...


2)...


Аргументы в опровержение:


1)...


2)...


3. «Славянофилы являлись приверженцами консерватизма».


Используя исторические знания, приведите два аргумента, которыми можно подтвердить данную точку зрения, и два аргумента, которыми можно опровергнуть её.

Аргументы в подтверждение:


1)...


2)...


Аргументы в опровержение:


1)...


2)...










Приложение 1


Рабочий лист группы №___________________________________________


Состав группы:


Основные требования к работе на уроке:

  1. Письменно оформлять ответы в форме таблицы на рабочих листах.

  2. В конце урока рабочие листы с заполненной таблицей необходимо сдать:

Вопросы для сравнения

консерваторы

западники

славянофилы

бунтари (анархисты)

заговорщики

пропагандисты

крупнейшие теоретики движения







лидеры движения







социальная основа







программа движения







практическая деятельность









Приложение 2

Пропаганда теории «официальной народности» С. Шевыревым

...Мы сохранили в себе чистыми три коренные чувства, в которых семя и залог нашему будущему развитию.

Мы сохранили наше древнее чувство религиозное. Крест христианский положил свое знамение на всем первоначальном нашем образовании, на всей русской жизни. Этим крестом благословила нас еще древняя мать наша Русь и с тем отпустила нас в опасную дорогу Запада...

Второе чувство, которым крепка Россия и обеспечено ее будущее благоденствие, есть чувство ее государственного единства, вынесенное нами также из всей нашей истории. Конечно, нет страны в Европе, которая могла бы гордиться такою гармониею своего политического бытия, как наше отечество. На Западе почти повсюду раздор начал признан законом жизни, и в тяжкой борьбе совершается все существование народов. У нас только царь и народ составляют одно неразрывное целое, не терпящее никакой между ними преграды: эта связь утверждена на взаимном чувстве любви и веры и на бесконечной преданности народа царю своему. Вот сокровище, вынесенное нами из нашей древней жизни, на которое с особой завистью смотрит разделенный в себе Запад, видя в нем неиссякаемый источник государственногомогущества....

Третье коренное чувство наше есть осознание нашей народности и уверенности в том, что всякое образование может у нас тогда только пустить прочный корень, когда усвоится нашим народным чувством и скажется народною мыслию и словом. В этом чувстве таится причина нашей нерешимости продолжать литературное развитие с изнемогающим Западом; в этом чувстве мощная преграда всем его искушениям; об это чувство разбиваются все частные бесплодные усилия наших соотечественников привить к нам то, что нейдет к русскому уму и к русскому сердцу….

Тремя коренными чувствами крепка наша Русь и верно ее будущее. Муж царского совета (Министр народного просвещения С. С. Уваров), которому вверены поколения образующиеся, давно уже выразил их глубокою мыслию, и они положены в основу воспитания народа...

С. Шевырев. Взгляд русского на современное образование Европы,-«Москвитянин». 1841, № 1, стр. 292-296.


Приложение 3

А. И. Герцен в спорах западников со славянофилами

...Возвратившись из Новгорода в Москву, я застал оба стана на барьере. Славяне были в полном боевом порядке, с своей легкой кавалерией под начальством Хомякова и чрезвычайно тяжелой пехотой Шевырева и Погодина, с своими застрельщиками, охотниками, ультраякобинцами, отвергавшими все бывшее после киевского периода, и умеренными жирондистами, отвергавшими только петербургский период…

Война наша сильно занимала литературные салоны в Москве. Вообще, Москва входила тогда в ту эпоху возбужденности умственных интересов, когда литературные вопросы, за невозможностью политических, становятся вопросами жизни.

В лице Грановского московское общество приветствовало рвущуюся к свободе мысль Запада, мысль умственной независимости и борьбы за нее. В лице славянофилов оно протестовало против оскорбленного чувства народности бироновским высокомерием петербургского правительства.

Ильей Муромцем, разившим всех, со стороны православия и славянизма, был Алексей Степанович Хомяков, «Горгиас, совопросник мира сего», по выражению полуповрежденного Морошкина.

Константин Аксаков не смеялся, как Хомяков. Вся жизнь его была безусловным протестом против петровской Руси, против петербургского периода во имя непризнанной, подавленной жизни русского народа. Его диалектика уступала диалектике Хомякова, он не был поэт-мыслитель, как И. Киреевский, но он за свою веру пошел бы на площадь, пошел бы на плаху, а когда это чувствуется за словами, они становятся страшно убедительны. Он в начале сороковых годов проповедовал сельскую общину, мир и артель.

У них и у нас запало с ранних лет одно сильное, безотчетное, физиологическое, страстное чувство, которое они принимали за воспоминание, а мы - за пророчество: чувство безграничной, обхватывающей все существование любви к русскому народу, русскому быту, к русскому складу ума. И мы, как Янус или как двуглавый орел, смотрели в разные стороны, в то время как сердце билось одно.

А. И. Герцен. Былое и думы.- Собрание сочинений в 30 томах, т. IX, стр. 152-153,156-158, 159


Приложение 4

А. И. Герцен. Россия (о русской общине)

Русская сельская община существует с незапамятного времени, и довольно схожие формы ее можно найти у всех славянских племен. Там, где ее нет, - она пала под германским влиянием. У сербов, болгар и черногорцев она сохранилась в еще более чистом виде, чем в России. Сельская община представляет собой, так сказать, общественную единицу, нравственную личность; государству никогда не следовало посягать на нее; община является собственником и объектом обложения; она ответственна за всех и каждого в отдельности, а потому автономна во всем, что касается ее внутренних дел.

Ее экономический принцип - полная противоположность знаменитому положению Мальтюса: она предоставляет каждому без исключения место за своим столом. Земля принадлежит общине, а не отдельным ее членам; последние же обладают неотъемлемым правом иметь столько земли, сколько ее имеет каждый другой член той же общины; эта земля предоставлена ему в пожизненное владение; он не может да и не имеет надобности передавать ее по наследству.

Каждый из владеющих землею в общине, то есть каждый совершеннолетний и обложенный податью, имеет голос в делах общины. Староста и его помощники избираются миром. Так же поступают при решении тяжбы между разными общинами, при разделе земли и раскладке податей.

Староста обладает большой властью в отношении каждого члена в отдельности, но не над всей общиной; если община хоть сколько-нибудь единодушна, она может очень легко уравновесить власть старосты, принудить его даже отказаться от своей должности, если он не хочет подчиняться ее воле. Круг его деятельности ограничивается, впрочем, исключительно административной областью; все вопросы, выходящие за пределы чисто полицейского характера, разрешаются либо в соответствии с действующими обычаями, либо советом стариков, либо, наконец, мирским сходом.

А. И. Герцен. Собрание сочинений в 30 томах, т. 6, М., Изд-во АН СССР. 1955, стр. 200-203, 204-206, 220.


Приложение 5

Прибавление «А» к книге М. А. Бакунина. «Государственность и анархия» (в сокращении)

В русском народе существуют в самых широких размерах те два первых элемента, на которые мы можем указать, как на необходимые условия социальной революции. Он может похвастаться чрезмерною нищетою, а также и рабством примерным. Страданиям его нет числа, и переносит он их не терпеливо, а с глубоким и страстным отчаянием, выразившимся уже два раза исторически, двумя страшными взрывами: бунтом Стеньки Разина и Пугачевским бунтом, и не перестающими поныне проявляться в беспрерывном ряде частных крестьянских бунтов.

Первая и главная черта - это всенародное убеждение, что земля, вся земля, принадлежит народу, орошающему ее своим потом и оплодотворяющему ее собственноручным трудом. Вторая, столь же крупная черта, что право на пользование ею принадлежит не лицу, а целой общине, миру, разделяющему ее временно между лицами; третья черта, одинаковой важности с двумя предыдущими, - это квазиабсолютная автономия, общинное самоуправление и вследствие того решительно враждебное отношение общины к государству.

Вот три главные черты, которые лежат в основании русского народного идеала... Однако русский народный идеал омрачен тремя другими чертами, которые искажают его характер и чрезвычайно затрудняют и замедляют осуществление его, чертами, против которых поэтому мы всеми силами должны бороться и против которых борьба тем возможнее, что она уже существует в самом народе.

Эти три затемняющие черты: 1) патриархальность, 2) поглощение лица миром, 3) вера в царя...

Государство окончательно раздавило, развратило русскую общину, уже и без того развращенную своим патриархальным началом. Под его гнетом само общинное избирательство стало обманом, а лица, временно избираемые самим народом: головы, старосты, десятские, старшины - превратились, с одной стороны, в орудия власти, а с другой, в подкупленных слуг богатых мужиков-кулаков.

Другой путь боевой, бунтовской. В него мы верим и только от него ждем спасения.

Народ наш явным образом, нуждается в помощи. Он находится в таком отчаянном положении, что ничего не стоит поднять любую деревню. Но хотя и всякий бунт, как бы неудачен он ни был, всегда полезен, однако частных вспышек недостаточно. Надо поднять вдруг все деревни. Что это возможно, доказывают нам громадные движения народные под предводительством Стеньки Разина и Пугачева. Эти движения доказывают нам, что в сознании нашего народа живет действительно идеал, к осуществлению которого он стремится, а из неудач их мы заключаем, что в этом идеале есть существенные недостатки, которые мешали и мешают успеху...

Революционное народничество 70-х годов XIX века: Сб. документов и материалов.- М,, 1964.-Т. 1.-С. 38-54.


Приложение 6

П. Н. Ткачев о ближайших целях революций

Ближайшая, непосредственная цель революции должна заключаться не в чем ином, как только в том, чтобы овладеть правительственною властью и превратить данное, консервативное государство в государство революционное...

Итак, ближайшая цель революции должна заключаться в захвате политической власти, в создании революционного государства. Но захват власти, являясь необходимым условием революции, не есть еще революция. Это только его прелюдия. Революция осуществляется революционным государством, которое, с одной стороны, борется и уничтожает консервативные и реакционные элементы общества, упраздняет все те учреждения, которые препятствуют установлению равенства и братства; с другой - вводит в жизнь учреждения, благоприятствующие их развитию.

Таким образом, деятельность революционного государства должна быть двоякая: революционно-разрушительная и революционно-устроительная...

Упрочив свою власть, опираясь на Народную думу и широко пользуясь пропагандой, революционное государство осуществит социальную революцию рядом реформ в области экономических, политических и юридических отношений общества, - реформ, общий характер которых должен состоять: 1) в постепенном преобразовании современной крестьянской общины, основанной на принципе временного, частного владения, в общину-коммуну, основывающуюся на принципе общего, совместного пользования орудиями производства и общего, совместного труда; 2) в постепенной экспроприации орудий производства, находящихся в частном владении, и в передаче их в общее пользование; 3) в постепенном введении таких общественных учреждений, которые устраняли бы необходимость какого бы то ни было посредничества при обмене продуктов.и изменили бы самый его принцип, принцип буржуазной справедливости: око за око, зуб за зуб, услуга за услугу,- принципом братской любви и солидарности; 4) в постепенном устранении физического, умственного и нравственного неравенства между людьми при посредстве обязательной системы общественного, для всех одинакового, интегрального воспитания, в духе любви, равенства и братства; 5) в постепенном уничтожении существующей семьи, основанной на принципе подчиненности женщины, рабства детей и эгоистического произвола мужчин; 6) в развитии общинного самоуправления и в постепенном ослаблении и упразднении центральных функций государственной власти.

Ткачев П. Н. В чем должна состоять ближайшая практически достижимая цель ре-волюции?//Избр, соч. на социально-политические темы: В 4 т.- М., 1933.-Т. 3.-С. 224- 227.


Приложение 7

Фрагменты из статьи П. Л. Лаврова «Вперед! - наша программа», написанной для 1-го тома журнала «Вперед» в августе 1873 г.

Для нас в настоящую минуту существуют две общечеловеческие цели, две борьбы, в которых должен участвовать всякий мыслящий человек, становясь на сторону прогресса или реакции... Это, во-первых, борьба реального миросозерцания против миросозерцания богословского, ясно сознанных человеческих потребностей против всех идолов богословских и метафизических, теоретических и нравственных; короче говоря, борьба науки против религии. Это, во-вторых, борьба труда против праздного пользования благами жизни, борьба полной равноправности личности против монополии во всех ее формах и проявлениях, борьба рабочего против классов, его эксплуатирующих, борьба свободной ассоциации против обязательной государственности, короче говоря, борьба за реализацию справедливейшего строя общества.

На первое место мы ставим положение, что перестройка русского общества должна быть совершена не только с целью народного блага, не только для народа, но и посредством народа... Тот, кто желает блага народу, должен стремиться не к тому, чтобы стать властию при пособии удачной революции и вести за собою народ к цели, ясной лишь для предводителей, но к тому, чтобы вызвать в народе сознательную постановку целей, сознательное стремление к этим целям и сделаться не более как исполнителем этих общественных стремлений, когда настанет минута общественного переворота...

Лишь строгою и усиленною подготовкою можно выработать в себе возможность полезной деятельности среди народа.

Лишь внушив народу доверие к себе, как личности, можно создать необходимые условия подобной деятельности.

Лишь уясняя народу его потребности и подготовляя его к самостоятельной и сознательной деятельности для достижения ясно понятых целей, можно считать себя действительно полезным участником в современной подготовке лучшей будущности России.

Подготовлять успех народной революции, когда она станет необходима, когда она будет вызвана течением исторических событий и действиями правительства, - такова ближайшая цель деятельности, которую мы считаем обя­зательною для всякого, кто желает блага России, для всякого, кто искренно предан народной программе, поставленной нами выше...

Революционное народничество 70-х годов XIX века: Сб. документов и материалов.- М, 1964.-Т. 1.-С. 21-32.


Приложение 8

Из воспоминаний С. Ф. Ковалика о «хождении в народ»

Весною 1874 года молодежь, принявшая программу движения, отправлялась по железным дорогам из центров в провинцию. У каждого молодого человека можно было найти в кармане или за голенищем фальшивый паспорт на имя какого-нибудь крестьянина или мещанина, а в узелке поддевку или вообще крестьянскую одежду, если она уже не была на плечах пассажира, и несколько революционных книг и брошюр.

Из Петербурга революционеры двинулись одни на родину или места, где у них имелись какие-нибудь случайные связи, другие - большинство - на Волгу, где они ожидали найти наиболее благоприятную почву для революционной деятельности, третьи - меньшая часть - направились на юг, преимущественно в Киев, четвертые, наконец, считали нужным предварительно заехать в разные губернские города, где имелись революционные кружки, с которыми предполагалось установить связи, или представлялся какой-нибудь случай для пропаганды...

Таким образом, летом 1874 года революционеры рассыпались по всему обширному пространству Европейской России, за исключением Кавказа и самых северных губерний. Работа в народе, как и самое начало движения, оставалась неизвестной обществу до времени крупных арестов. Посторонний глаз не замечал революционеров в селах так же, как мы не замечаем отдельных муравьев, снующих по разным направлениям в лесу, пока не наткнемся на муравейник.

Первою заботою революционеров, двинувшихся в народ, было приискание таких пунктов в районе будущей их деятельности, в которых можно было бы поселиться (оседлые пропагандисты) или из которых можно было совершать экскурсии в народ (летучие пропагандисты). Многие сравнительно легко находили такие пункты в домах родных или знакомых, чаще всего в помещичьих усадьбах, квартирах учителей и медицинского персонала и т. п. Кто не мог устроиться сам, тому помогали другие посредством рекомендательных писем и всякими вообще способами. Кружки устраивали с этой целью кузницы и другие мастерские или же пользовались квартирами распропаганди­рованных рабочих, переселившихся в свои деревни для пропаганды. ..

Ковалик С. Ф. Революционное движение семидесятых годов и процесс 193-х.- М., 1928.-С. 133-138.



Приложение 9

Г.Плеханов. Социализм и политическая борьба.

«Экономический прогресс» делает свое дело, не дожидаясь того времени, когда анархисты или бланкисты осуществят свои намерения. Каждая фабрика, основанная в Петербурге, каждый лишний «работничек», принанятый ярославским кустарем, усиливает роковое будто бы для революции «пламя прогресса», а следовательно, и уменьшает вероятность народного торжества. Можно ли назвать революционным такой взгляд на взаимное отношение различных общественных сил в России? Мы думаем, что нет. Чтобы сделаться революционерами по существу, а не по названию, русские анархисты, народники и бланкисты должны были прежде всего революционизировать свои собственные головы, а для этого им нужно было научиться понимать ход исторического развития и стать во главе его, а не упрашивать старуху-историю потоптаться на одном месте, пока они проложат для нее новые, более прямые и торные пути.

У всех еще на памяти те нападения, которые вызвали против себя тенденции народовольцев. Пишущий эти строки сам принадлежал к числу решительных противников этого направления, и хотя совершенно признает теперь, что борьба за политическую свободу стала злобою дня современной России, но до сих пор разделяет далеко не все взгляды, высказывавшиеся в «народовольческих» изданиях. Это не мешает ему, однако, признать, что в спорах, происходивших в организации «Земли и Воли» около времени ее распадения, народовольцы были совершенно правы, пока они оставались на почве нашего практического опыта.

Мы думаем, что единственною нефантастическою целью русских социалистов может быть теперь только завоевание свободных политических учреждений, с одной стороны, и выработка элементов для образования будущей рабочей социалистической партии России — с другой. Они должны выставить требование демократической конституции, которая, вместе с «правами человека», обеспечила бы рабочим «права гражданина» и дала бы им, путем всеобщего избирательного права…

Плеханов Г.В. Избранные философские произведения в 5 томах.- М, 1956.-Т. 1.-С. 36-39.

20




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 10 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
«Характер общественного движения XIX – начала XX и оценка его роли в истории»

Автор: Кудрявцева Татьяна Юрьевна

Дата: 10.03.2019

Номер свидетельства: 502431

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(151) "Конспект урока по истории "Отечественная война 1812 года" ( с технологической картой""
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt_uroka_po_istorii_otiechiestviennaia_voina_1812_ghoda_s_tiekhnologhichi"
    ["file_id"] => string(6) "351342"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1477158903"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства