Просмотр содержимого документа
«Ханство Кенесары. Кенесары Касымов: личность и политик…»
Тема: Ханство Кенесары. Кенесары Касымов: личность и политик…
Зрелище жизни великого человека есть всегда прекрасное зрелище:
оно возвышает душу…возбуждает деятельность!
В.Г.Белинский
Цель: раскрыть роль Кенесары Касымова как видного политического
деятеля,историческую личность, полководца и дипломата Казахского
ханства (на трех языках)
Задачи:
Образовательные: определить факторы, оказавшие влияние на формирование Кенесары как крупного государственного деятеля, выделить проблемы, возникшие на пути становления единого феодального государства.
любовь к Родине, прививать учащимся идеи гуманизма,
уважения к национальному достоянию народов Казахстана.
Тип урока:изучение и закрепление новых знаний. Вид урока:комбинированный, урок получения новых знаний, урок-
исследование.
Методы:словесные, метод проектов, частично-поисковые, групповые,
интерактивные, репродуктивные.
Прогнозируемый результат: учащиеся в работе с источниками: документами и материалами, определяют факторы оказавшие влияние на формирование личности Кенесары.
Оборудование: ПК, ММП, Политическая карта Казахстана, контурные
карты, атлас.
Ход урока:
I.Организационный момент.
А) Приветствие, проверка посещаемости.
Б) Создание благоприятного климата в классе,
сообщение темы и цели урока.
2. Ориентировочно-мотивационный этап
1. Как называются торги, ежегодно организуемые в установленных местах? Ярмарки. 2. Как еще называют Букеевскую Орду? Внутренняя 3. Кто правил в казахском ханстве 1771—1781 гг.? Абылай хан 4. Какой жуз вступил в подданство России в 1731 г.? Младший 5. В своем правлении хан Букеевской Орды опирался на правительство — России 6. Кто в 1716 г. направил представителей от казахов об оказании помощи в борьбе против Джунгарского ханства? Абулхаир хан. 7. Какое государство прекратило свое существование в 1758 г.? Джунгария 8. Какая крепость была основана на берегу реки Нура в 1830 г.? Акмолинск
Прочитайте первые буквы ваших ответов. Я ВАМ РАДА!
Вводное слово учителя:Восстание казахов 1837-1846 годов под предводительством хана Кенесары было справедливым актом - протестом, направленным против захватнической колониальной экспансии Российской империи, Кокандского и Хивинского ханств. Оно имело национально-освободительный характер с целью воссоздания государственности и сохранения территориальной целостности исконной земли казахов. Будучи вождем движения и горячим патриотом своей отчизны, КенесарыКасымов в трудный час испытаний для своего народа проявил себя как выдающийся государственный деятель, незаурядный полководец и одаренный дипломат своей эпохи, посвятивший свою жизнь делу борьбы за свободу и независимость.
II.План урока:
1. Игра «Мозговой штурм». 2. Работа в парах по рядам. Взаимообмен информацией. 3. Работа с документами. Характеристика К.Касымова (на трех языках) .
1. Актуализация знаний через «Мозговой штурм».
- «Колонизаторская деятельность царизма в Казахстане в 30 гг. 19 в.»?
1.Все высказанные мысли записываются на доске
усиленные земельные захваты пастбищ
строительство крепостей, опорных пунктов (Орская крепость, Троицкая крепость)
разорение казахских аулов (постоянный кибиточный сбор 1 рубль 50 копеек с кибитки и другие многочисленные сборы)
вооруженные грабежи царскими военными отрядами
систематическое ограничение политической самостоятельности казахскихжузов
- «Ханство Кенесары»?
феодальное
хан, аристократия – собственники земли
ханский совет состоял из родственников хана
власть была в руках хана
в условиях кочевой жизни нелегко было создать ханское управление с распорядительной и исполнительной системой
1841г. ввел ханский суд, вместо суда биев
Специальный аппарат занимался рациональным использованием финансов, поступающих налогов
Изменения в земельном вопросе, считал необходимым развивать зерновое хозяйство, для обеспечения хлебом
Ряд изменений в военном деле…, жесткая дисциплина, за предательство - смерть
2. Работа в парах, по рядам
1 ряд: Причины, цели восстания
1. Притеснения кокандских и хивинских беков 2. Походы, грабежи, изъятие земель для создания новых приказов 3. Сохранение самостоятельности не вошедших в состав царской России областей Казахстана 4. Прекращение колонизации казахских земель 5. Освобождение казахов из-под власти кокандцев.
2 ряд: Характер, движущие силы, начало восстания.
Национально-освободительный
Антиколониальный, монархический.
Движущие силы:Казахскиешаруа, часть султанов, биев, старшин.
Начало восстания:
Требования Кенесары царскому правительству остались без ответа. 2. Нападение на Актаускую, Акмолинскую крепости 3. Поход в Ташкент и осада кокандских крепостей 4. Провозглашение Кенесары ханом 5. Столкновения с карательными отрядами В. А. Обручева, П. Д. Горчакова, полковниками Геке и Бизановым, во главе с султанами АхметомЖантореулы, БаймагамбетомАйшуакулы. 6. Откочевка аулов Кенесары на юг Казахстана.
7. Смерть хана Кенесары в местечке Майтобе.3 ряд:Историческое значение восстания. Причины поражения. 1. Самое крупное антиколониальное восстание 2. Явилось составной частью освободительной борьбы народов России3. Показало зависимость внутренних противоречий казахского общества от политики царизма.
4.Подкуп султанов и биев в виде многочисленных льгот. Политическая и
внутриродовая разобщенность казахо.в
5. Казахские роды участвовали в борьбе только на территории своего жуза, не поддерживали действия восставших против Коканда и киргизов.
6. Жестокость по отношению к аулам не помогавшим ему.
7. Отсутствие общего языка с киргизами.
III. Работа с документами. Характеристика К.Касымова (на трех языках)
Группа:К.Касымов – ценитель культуры – русс.яз. – англ.яз.
По завершению выступает представитель экспертной группы, подводит итог выступлений, указывает на положительные и отрицательные моменты в выступлениях групп.
Заключительное слово учителя: Кенесары стоял у истоков борьбы за возрождение независимой государственности Казахстана. Велики его заслуги в деле борьбы против имперской политики, за свободу казахского народа, за утверждение его чести и достоинства. Особо значимы духовные уроки его политического наследия в современных процессах развития самостоятельной государственности.
Стремления и чаяния Кенесары, не имевшие реального воплощения в условиях тогдашней действительности, при всей их ограниченности носили общечеловеческий характер. Кенесары зорким своим взором осознал изменение политики царизма, перешедшего в XIX в. от патронажа и вассалитета в отношениях России и Казахстана к прямой колонизации. Острие своей дипломатической и политической активности он связывал с согласием царского правительства на уничтожение военно-административных центров и форпостов, усиленно насаждавшихся в это время и разрезавших живую органику суверенитета казахского народа. Движение Кенесары было последней отчаянной, по сути трагической попыткой объединить народ и сохранить государственность хотя бы в рамках общей вассальной зависимости. Вот почему, как заметил Букейханов, его слава затмила в народных сказаниях даже славу популярного деда Аблай хана.
5. РефлексияВопросы учителя:
У кого тема урока вызвала затруднения? Почему?
Кому было некомфортно на уроке? Почему?
Как бы вы оценили работу: класса, вашей группы, свою?
Кого можно выделить.
VI. Итог урока:учитель – подводит итоги урока, выделяет хорошо выступивших учащихся , объявляет оценки, благодарит за урок.
Д\З: параграф 25–26, написать эссе
1 ряд. Письмо от имени султана Кенесары 2 ряд. Письмо от имени султана — сподвижника Кенесары 3 ряд. Письмо от имени рядового шаруа — участника восстания