Открытый урок в 5 классе на тему"Хан Абылай". Цели урока сформировать у учащихся представление о жизни и политической деятельности хана Абылая, его роли в борьбе против джунгар; развитие критического мышления, умение работать в коллективе, развитие грамотности речи, работать самостоятельно с текстом; воспитание уважения к историческому прошлому Родины, к мнению других людей, развитие интереса к истории Казахстана.
Материалы: карта по истории Казахстана, контурная карта, иллюстрации с изображением Абылай хана.
В ходе объяснения нового матерала учащиеся заполняют опроную схему, что в дальнешем поможет при подготовке домашнего задания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Цели: Сформировать у учащихся представление, о жизни и политической деятельности хана Абылая, его роли в борьбе против джунгар;
Развитие критического мышления, умение работать в коллективе, развитие грамотности аргументированной речи, умение работать самостоятельно с текстом;
Воспитание уважения к историческому прошлому нашей Родины, к мнению других людей, развитие интереса к истории Казахстана
Материалы: карта по истории Казахстана, иллюстрации с изображением Абылай-хана, презентация.
Ход урока:
Орг.момент
Проверка Д/З
По какому принципу объединены понятия:
1465г.; султаны Керей и Жанибек, побережье рек ЧУ и Талас
«Ясы Чингисхана», «Праведный путь хана Касыма», «Жеты – Жаргы»
Алаш-хан, Огуз-хан, Жошы –хан
О ком идет речь?
В 1715г. После смерти хана Тауке ханом был избран?
В 1731 году императрица Российской Империи подписала грамоту о вступлении Младшего жуза в Российское подданство. Как звали императрицу?
При каком хане Младший жуз был присоединен к Российской Империи?
«Историческая арифметика»
Сколько лет произошло со дня образования Казахского ханства?
Сколько лет прожил хан Абулхаир?
Сколько лет длился процесс присоединения Казахстана к России?
«Краткость – сестра таланта»
Назовите последствия джунгарского нашествия на казахские земли.
Что способствовало присоединению Младшего жуза к России?
Какие цели преследовал хан Абулхаир, приняв подданство России?
Работа с картой (обозначить территории жузов, указав племенной состав каждого)
3.Изучение новой темы.
Эпиграфом являются слова нашего президента из книги «В потоке истории». «Единство народной воли было воплощено в Абылай-хане. Подвиги Абылай-хана объединителя, который вместе с батырами творил чудеса героизма, стали одной из опор возрождения казахского духа». Н.А. Назарбаев
Скажите, пожалуйста, о ком, о чем говорится в данном эпиграфе, и кто изображен на иллюстрациях? (Абылай).
Итак, ребята тема нашего урока: Хан Абылай. Запишите, пожалуйста, тему урока.
Знакомство с целью урока.
На уроке вы познакомитесь с биографией Абылай хана, его вкладом в становление и укрепление Казахского ханства.
Рассказ учителя об Абылай хане по плану:
1) Детство хана
2) Участие Абылая в борьбе против джунгар
3) Политическая деятельность Абылай хана.
Абылай – один из великих казахских ханов, выдающийся государственный деятель, полководец, дипломат. Хан Среднего жуза, один из самых знаменитых ханов.
Настоящее имя – Абилмансур, Абылаем был назван по его боевому кличу «Абылай» в честь деда Абылая хана Канишера, прозванного «Канишер Абылай» (в переводе с казахского – кровопийца) за неодолимую храбрость и ярость в бою.
Он родился в г. Туркестан в 1711г. В семье правителя города. Абылай в 13 лет потерял отца Уали, убитого во время нашествия Цевана Рабдана. (Правителя Джунгарии).
Тогда погибла вся семья Абилмансура и только он остался жив. Его спас мудрый наставник, преданный слуга правителя Ораз.
Долгое время он скрывал свое ханское происхождение. Он выделялся уже в юности мужеством, умом, целеустремленностью. Еще в молодости Абылай был прозван мудрым, и получил прозвание «Аруах» (дух предка), за поразительную способность выпутываться из самых затруднительных положений. В 22 года Абылай познакомился с батыром Богенбаем, который приехал проведать Толе би.
Богенбай был человеком, который всегда умел увидеть лучшее в людях. При встрече он произнес следующие слова:
Вижу блеск в глазах твоих, малыш,
По нраву явно ты ханской крови,
Весной, когда на калмыков пойдем войной
Помощь твоя нам придется кстати!
С этими словами он дал юноше свое благословение и подарил своего коня.
Заполнение схемы.
Годы жизни, настоящее имя
Как звали отца Абылая, правителем какого города он являлся?
Как звали батыра, подарившего Абылаю своего коня и давшего свое благословение?
Мы рассмотрели детские годы и юность хана. А теперь переходим ко второму вопросу.
2. Участие Абылая в борьбе против джунгар.
Абилмансур стал известен в народе в 20 лет, когда войдя в ополчение, организованное Абильмамбетом , объединившим все три жуза на борьбу с джунгарами, под воинственный клич «Аблай» он в единоборстве победил джунгарского батыра Шарыша.
После победоносного сражения Абульмамбет подзывает к себе Абульмансура: «Кто ты такой, и что за клич у тебя Аблай?» Абульмансур: «Я – внук Аблая и в качестве клича (урана) взывал к его духу». Тогда Абульмамбет растроганно обнял его и обратился к народу со следующими словами: «Когда-то я слышал, что от Бакы Вали остался единственный сын, так вот он перед нами, если вы одобрите, то ему пристало быть великим ханом». После одобрения со стороны 90 лучших представителей трех жузов Абульмансур был избран великим ханом. Но хотя Абульмамбет собственноручно передал ханство в руки Аблая, по-настоящему с соблюдением формальной процедуры поднятия на белой кошме он садится на трон в 25 лет. То есть становится ханом лишь в 1771 году после смерти Абульмамбета.
Ситуацию красочно описывал Бухар-жырау:
«В 20 лет взвился ты храбрым соколом, высоко и гордо поднялись твои звезда, удача, успех сопутствовали твоим деяниям. В 25 лет птица счастья села тебе на голову, посадив тебя на трон».
С ним изменилась традиция, когда великий хан держал ставку в Старшем жузе, одновременно непосредственно правя этим жузом. Аблай-хан решил, что поскольку основную тяжесть в войне с джунгарами несет на себе Средний жуз, то логичнее руководство Средним жузом возложить на великого хана и там же поместить его ставку. Решившись на этот шаг, Аблай-хан, оказав все знаки почтения и уважения к Толе бию как духовному вождю старшего жуза, добился от него согласия на размещение ханской ставки в Среднем жузе. Но даже важнее личного мужества, умения объединить авторитетных лидеров жузов была деятельность Аблая как дипломата и политика, нашедшего линию равновесия между двумя крупными соседями – Китаем и Россией и доведения до логического конца снятия угрозы нападения со стороны джунгаров.
3. Политическая деятельность
Абылай для упрочнения ханской власти постоянно опирался на авторитетных и талантливых людей своего времени, например на жырау Бухара, Умбетея, Таттыкару, батыров: Кабанбая, Богенбая, Малайсары, биев: Толе, Казыбека, Айтеке.
Аблай вёл дальновидную внутреннюю и внешнюю политику Казахстана, тем самым превратив своё ханство в сильное и единое государство. При нём казахи возродили свой национальный дух. Оставил после себя 30 сыновей. Правнуком Аблая был Ш. Уалиханов. Аблай умер в Туркестане в 1781 году, его тело покоится в мавзолее кожа Ахмета Йассауи.
2.Ханом какого жуза был Абылай?
Среднего жуза, хотя признавался ханом всех трёх жузов.
(Итак, ребята Абылай хан был ханом не только Среднего жуза, но и единым ханом всех трёх жузов.
Работа с картой (показываются жузы) 3.Стал бы ханом Абылай, если бы Абульмамбет не захотел передать ему свой трон и почему?
Да, за свои заслуги и потому, что он принадлежал к ханскому роду.
Дополнение опорной схемы. Защита и оценка. Составление общей схемы из двух.
Дом. Задание – прочитать параграф, выучить даты и события, касающиеся жизни Абылая.