kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

«Казахское ханство при Абылае». «Внутренняя и внешняя политика хана Абылая».

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данный урок разработан в соответствии ГОСО и КТП 2015-16 учебного года. Целями данного урока являются:изучение особенностей ханства Абылая. 

Задачи:

  • раскрыть особенности правления хана Абылая; доказать, хан Абылай был талантливым полководцем, мудрым государственным деятелем.
  • формировать образовательную и коммуникативную компетенции.
  • воспитывать чувство гордости за свою родину на примере исторической личности.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
««Казахское ханство при Абылае». «Внутренняя и внешняя политика хана Абылая». »

Урок по истории Казахстана в 8 классе

Тема: «Казахское ханство при Абылае». «Внутренняя и внешняя политика хана Абылая».

Цель урока: изучение особенностей ханства Абылая.

Задачи:

  • раскрыть особенности правления хана Абылая; доказать, хан Абылай был талантливым полководцем, мудрым государственным деятелем.

  • формировать образовательную и коммуникативную компетенции.

  • воспитывать чувство гордости за свою родину на примере исторической личности.

Оборудование: интерактивная доска, карта Казахстана.

У казахов нет более чтимого предка,
более великого человека, чем Абылай-хан!

М. О. Ауэзов

Опрос: «Разминка»

На доске даты. Учитель называет дату, ученики — событие. Возможно уточнение, если учитель ставит цель проверки глубины знаний. (3–5 минут) (слайд 1)

1710 г.
1723-1727 гг.
1752 г.
1635 г.

1718 г.
1729 гг.
1725 г.
1726 г.

План изучения темы

1. Детство и юность Абылая.
2. Абылай — талантливый полководец
3. Хан Абылай — дальновидный политический деятель
4. Абылай — мудрый государственный деятель
5. Абылай в нашем крае.

Учитель: Сегодня на уроке мы знакомимся с выдающимся историческим деятелем Казахстана 18 века — ханом Абылаем. (слайд 2)

Эпиграф к теме — слова писателя М.Ауэзова. (Слайд3). (В конце урока можно ещё раз вернуться к этим словам или сразу сделать их проблемой).

Представим, что мы оказались в юрте Абылая и присутствуем при беседе хана с его советникомБухар-жырау.

Сценка (сюжет взят из произведения И. Есенберлина «Кочевники»)

Диалог хана Абылая и Бухар-жырау (в национальных костюмах).

Бухар-жырау: Приветствую тебя, султан.

Абылый: — Во здравии ли вы, горный орел аргынов? Гладкой ли была ваша дорога сюда?…

Бухар-жырау: Не очень гладкой… Слушал по дороге, что говорят люди…

Абылай: — Ну, и что они говорят?

Бухар-жырау: — Те русские люди, что строят дома и дороги, сами называют свои поселения Горькой линией. Видать, кругом нелегко жить простому человеку. Хлеб сеют они, чтобы не умереть с голоду, а живут также плохо, как и наши туленгуты…

Абылай: — Да тебе что за дело до них?!

Бухар-жырау: — А как же ты думаешь, султан? Неужто безразлично мне, что делается на нашей земле? Ее у нас много, и коль начнет она родить хлеб, то всех людей на земле можно накормить.

Абылай: — А что говорят обо всем этом в степных аулах?

Бухар-жырау: — Люди говорят, что с тех пор как начал ты войну с джунгарами, они все больше доверяют тебе. Одни считают, что правильно ты поступил, разрешив строить города и дороги на земле нашей, другие
сомневаются. Но у бедных людей появился хлеб. Я видел пашущих землю казахов…

Абылай: — Все это так, жырау. Но не испортятся ли наши люди, общаясь с русскими мужиками.? Непокорность в этом народе…

Бухар-жырау: — А разве твои аулы всегда покорны тебе?!

Абылай: — Оставим этот разговор. Аргамак и шуба давно поджидают хозяина. И достанутся тому, кто разгадает мой сон. Накануне праздника я увидел его и не могу с тех пор успокоиться!

Бухар-жырау: — Расскажите свой сон, султан мой… Если мне, простолюдину, позволено будет разгадать сон торе, то уж постараюсь!

Абылай: — Снилось мне, мой жырау, что лежу я на одре смерти. Знамя трех казахских жузов над моей головой пытаются утащить три группы людей. По бокам моего саркофага сидят лев и дракон, а у ног — все мои многочисленные наследники. Те, что от сына моего Вали, читают по мне молитву. Те, что от сына моего Касыма, — стоят с кинжалами в руках. А я — между львом и драконом — думаю о том, как мне встать из мертвых…

Бухар-жырау: — Кому сниться собственная смерть во цвете лет, тому жить до глубокой старости. А то, что знамя над тобой, станешь ты ханом трех жузов. Но в день твоей смерти разойдутся эти жузы в трех направлениях… Льва и дракона не трудно угадать — Россия и Китай.

Абылай: — Ну, а про сыновей что означает мой сон?

Бухар-жырау: — Одна ветвь прославит тебя ученостью, другая — кровавыми битвами… Твое имя останется на земле, Абылай! Быть тебе святым! Аруах!

На экране портрет хана Абылая и проблемный вопрос: Почему казахский народ уже при жизни причислил Абылая к лику святых, дав ему прозвище «аруах»?

I. Учитель: Познакомимся с удивительной биографией хана Абылая. Сообщение ученика или самого учителя. (3–5 минут)

II. Учитель: Чтобы доказать значимость правления Абылая для Казахского ханства, необходимо продолжить знакомство с его жизнью и деятельностью.

Задание: С помощью учебника и дополнительного материала найдите факты, что хан Абылай — талантливый полководец, дальновидный политический деятель, мудрый государственный деятель.

Для выполнения задания класс делится на 3 группы. Каждая группа на листе ватмана (или в тетради, или на доске) записывает факты, затем презентует свою работу. (20–25 минут)

Первая группа — Хан Абылай — дальновидный политический деятель
Вторая группа — талантливый полководец.
Третья группа — мудрый государственный деятель.

На экране — таблица. (Слайд 5)

Хан Абылай

Политический деятель

Государственный деятель

Полководец

с. 36-39+ доп. материал

с. 39-41

с. 37+ доп. материал

 

(учебник Ж.Касымбаев.)

Ученики по ходу выполнения задания заполняют соответствующую их теме графу. Во время презентации 1-й группы остальные ученики должны делать записи в таблице соответственно выступлению 1-й группы и т. д.

Затем на экране появляется заполненная таблица, и ученики сверяют записи в тетради с экраном. (Слайд 6)

Учитель задает дополнительные вопросы группам.

1 группе — почему хан Абылай принимает двойное подданство — России и Китая?
2 группе — почему казахам удается наносить поражение джунгарам и китайцам?
3 группе — почему хан Абылай придавал большое значение земледелию?

Учитель: Таким образом, мы доказали, что хан Абылай был выдающимся деятелем Казахстана в 18 веке.

III. Учитель: Имя Абылая связано и с нашим городом. О влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая послушаем сообщения. (два отдельных выступления учащихся), если позволит время.

На экране ярмарка Петропавловска, дом Абылая до революции и сегодня. (Слайд 7, 8, 9, 10)

IV. Учитель: Сегодня на уроке мы познакомились с жизнью и деятельностью хана Абылая. Подведем итоги. Выставим оценки.

V. Домашнее задание: параграф + эссе, либо дополнительный материал по темам влиянии хана на развитие торговли в Петропавловске и о резиденции Абылая

VI. Рефлексия

Если остается время, возможно закрепление изученного материала с помощью теста.

Тест (Слайд 11)

1. Активное участие в борьбе казахского народа против джунгар Абылай (Абилмансур) начал в возрасте ________

2. В XVIII в. Казахское ханство находилось в тисках между двух крупных держав ___________________________

3. Ойратские вторжения побудили Абылая принять подданство и присягнуть на верность ____________________

4. Благодаря заступничеству царских властей в 1741—1743 гг. Абылай был освобожден из плена _______________

5. В 1756—1757 гг. на территорию Казахстана вторглись _________________

6. Организатором отпора китайским войскам, вторгшимся на территорию Казахстана в 1756—1757 гг.становится ______________________

7. Находясь в тисках между Российской и Цинской империями, главная цель Аблая состояла в ______________

8. В целях сохранения целостности Казахстана, в условиях возросшей угрозы со стороны Цинской империи Аблай в 1757—1760 гг. принял подданство _______________________

9. В 1771 г. после смерти хана Среднего жуза Абулмамбета единственным претендентом на ханский престол был признан ____________

10. В 1771 г. Аблай был объявлен ханом представителями ___________________________________

11. Большое влияние на Аблая оказывал его советник, знаменитый акын ________________________

12. Решая экономические проблемы края, Абылай хан поощрял развитие ________________________

13. Являясь олицетворением единства и целостности казахской земли, при жизни к лику святых
был причислен ___________________

14. Абылай умер осенью 1781 г. и был похоронен в _______________________________________

Приложение. Материалы к уроку

Отцом Абульмансура был Коркем-Вали (Вали Красивый), а его дедом знаменитый Аблай Кровопийца, прозванный так за жестокость. Очень интересен тот факт что прадед Абульмансура, Валибек, был сводным братом Тауке. «Аз-Тауке родился от брака Салкам Жангира и дочери калмыцкого хана. Брат его Уалибек (Валибек) был рожден от дочери ургенчского Гаип-хана. Когда на место Жангира ханом сел Аз-Тауке, Уалибек, затаив обиду ушел к Гаип-хану"3. То есть не прадед, не дед, не отец, не были владельцами родов, а владели, по всей видимости Ташкентом. Как утверждает личный писарь Аблая М. Мамедов — «Аблай-султана дед и отец были города Ташкента ханами, но, напав, зенгорские калмыки (джунгары) тот город завоевали, причём Аблай-султан, будучи десяти лет, ушёл в город Туркестан под владение Абулмамбет-хана», а Абульмамбет был дядей Аблая После захвата Ташкента ойратами в 1725, Аблай жил под именем Сабалак. Существует даже красивая легенда: «мальчик-сирота Абулмансур в поисках родичей-казахов и отчего края — Сары-Арки попадает к уйсыну Толебию. У Толебия он поначалу пасет верблюдов, затем лошадей и в конце концов настолько пришелся по нраву Толебию, что тот решил его усыновить. Но вопрос, откуда он родом, говорит, не знаю; на вопрос, как тебя звать, отвечает — как назовете, так и будет. Тогда Толебий за обросший вид его и лохмотья на нем прозвал мальчика Сабалаком.

Прослышав о том, что хан Абульмамбет собирает казахов на битву с калмаками, (Сабалак) пришел к Толебию и поросил у него разрешения пойти на войну. Чем воевать, не лучше ли за лошадьми смотреть, сказал ему Толебий, на что тот сказал: «Лучше умереть, чем не быть под развевающимся знаменем, когда земля прогибается под тяжестью воинов». После слов таких Толебию ничего не оставалось, как отпустить его.

Придя на поле брани, (Сабалак) видит: казахи и калмаки стоят на холмах друг против друга. А посередине перед войсками один лишь сын (джунгарского) хунтайжи (воеводы), зять самого Галдан Церена, батыр Чарыш казахских батыров на поединок вызывает. Абульмансур тогда приблизился к хану Абульмамбету, спросил его разрешения выйти на поединок. Получив благославение хана, он разогнал коня и, издав клич: «Аблай! Аблай!», налетем и сразил Чарыша. Одним махом отрубив ему голову, он с криком «враг сражен!» увлек за собой казахских воинов. Калмаки дрогнули, побежали и были рассеяны казахами. Устав от погони, Абульмамбет приказал разбить шатер и, подозвав и усадив Абульмансура подле себя, спросил того: кто ты будешь, батыр, и почему клич твой был «Аблай»? Тогда тот признался, что он внук Аблая Кровопийцы, потому и выбрал кличем его победоносное имя. Растроганный хан обнял батыра, расцеловал и так сказал народу: «Я, слышал, что от Уалибека остался единственный наследник — и вот он перед вами. Если вы согласны, он по праву станет ханом всех казахов». Народ выразил согласие, и девяносто знатных людей из все трех жузов отвели его к почитаемому всеми святому старцу шакшаку Жанбеку (Джанибек) из рода аргын. По его благославению Абульмансур был избран старшим ханом казахов. В память о поединке с Чарышем народ присвоил ему имя Аблай».

Вот здесь мы в живую можем видеть как вымысел начинает мешаться с историей, ведь как говорилось выше во время Анракайской битвы (а здесь по всей видимости речь идёт именно о ней) Аблаю было 19 лет, а ханом всех казахов могли признать безопытного, безавторитетного мальчишку??? Но, тем не менее, Аблай участвовал в этой битве, где и заслужил звание батыра, ханом Аблай стал упоминаться позже, когда стал владельцем рода Атыгай.

Итак, Аблай стал ханом рода Атыгай. Молодой и честолюбивый, он очень быстро набирает авторитет среди степной аристократии. Почему роды сами шли к нему? Почему молодой батыр-чингизид так быстро становится одним из самых влиятельных людей степи. Ответ прост. Джунгары. Роды нуждались в ханах-воинах, батырах, людях которые могли защитить их. Если в мирное время батыры вообще не влияют на политику ханов, то в военное время право решающего голоса за ними. А если один из самых удачливых и дерзких батыров ещё и чингизид, не есть ли он лучшая кандидатура в ханы.

Ойратские набеги становятся всё чаще и кровопролитнее, Аблай во время одной битвы попадает в плен, когда отправляется на разведку, и попадает прямо в окружение. В плену Аблай и там не сидит сложа руки, он учится ойратскому языку, познаёт устройство страны, знакомится с Галдан-Цереном, претендентом на трон — нойоном Амурсаной, в общем, узнаёт всё что может быть полезным в будущей борьбе…

Аблай находился в плену до весны 1743,его освободили лишь тогда, когда приехал султан Абульфеиз — аманат от Абульмамбета. Как не странно, очень большую роль в его освобождении сыграла администрация России, в ставку Галдан-Церена было направлено посольство во главе с К. Миллером, что видимо и склонило чашу весов в пользу освобождения Аблая. Этот факт говорит о том, что Россия признала в нём одного из самых влиятельных и дальновидных политиков Казахского ханства того времени…




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс

Скачать
«Казахское ханство при Абылае». «Внутренняя и внешняя политика хана Абылая».

Автор: Жетенова Мейрамгуль Булатовна

Дата: 20.10.2015

Номер свидетельства: 241857

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(108) "Презентация к уроку по теме " Казахское ханство при Абылае" "
    ["seo_title"] => string(66) "priezientatsiia-k-uroku-po-tiemie-kazakhskoie-khanstvo-pri-abylaie"
    ["file_id"] => string(6) "111187"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1407171142"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект открытого урока по истории Казахстана в 5 классе по теме: "Абылай хан" "
    ["seo_title"] => string(83) "konspiekt-otkrytogho-uroka-po-istorii-kazakhstana-v-5-klassie-po-tiemie-abylai-khan"
    ["file_id"] => string(6) "162232"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422337864"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства