kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Изменения в жизни людей в эпоху мезолита на территории Казахстана

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Изменения в жизни людей в эпоху мезолита

Цель: Познакомить учащихся с историческим периодам среднекаменного века  на территории Казахстана и его особенностей.

Задачи:

1.  Сформировать знания о периоде среднекаменного века на территории Казахстана и его особенностей;

2.  Развить умения и навыки работы с историческими материалами, умения оценивать и давать ясные ответы на поставленные вопросы, развить умения диалогической и монологической речи у учащихся. Применять на практике полученные знания;

3.  Воспитание в духе казахстанского патриотизма, уважения к историческому наследию     

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Изменения в жизни людей в эпоху мезолита на территории Казахстана»

Дата: 16.12.15

Класс: 6 Б

Тема: Изменения в жизни людей в эпоху мезолита

Цель: Познакомить учащихся с историческим периодам среднекаменного века на территории Казахстана и его особенностей.

Задачи:

1.  Сформировать знания о периоде среднекаменного века на территории Казахстана и его особенностей;

2.  Развить умения и навыки работы с историческими материалами, умения оценивать и давать ясные ответы на поставленные вопросы, развить умения диалогической и монологической речи у учащихся. Применять на практике полученные знания;

3.  Воспитание в духе казахстанского патриотизма, уважения к историческому наследию     

Тип урока: комбинированный  

Методы: словесный (рассказ, беседа); наглядный (карта, схема, таблицы).

Оборудования: учебное пособие, литература.

        Применяемые модули: Новые подходы в преподавании и обучении; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями; обучение критическому мышлению; обучение талантливых и одаренных детей; управление и лидерство в обучении; использование ИКТ. 

Ключевые идеи урока: Исторический период среднекаменного века и палеолита имеет свои особенности на территории нашего государства. В ходе урока учащиеся знакомятся с особенностями данного периода, учащиеся составляют сравнительные таблицы по каждому из периодов среднекаменного века. 

Ход урока


Этап

Содержание

Ожидаемый результат

Приемы реализации

Анализ урока

Вызов

 

1.     Организационный момент

2.     Проверка домашнего задания

Опрос – беседа

Проверка письменной работы

Исторический диктант

3.     Физминутка

Результатами данного урока должны стать сформированные знания о изучаемом периоде истории Казахстана. Данные знания должны быть стать основой для дальнейшего использования в практических занятиях. Использование групповой работы будет способствовать развитию диалогической и монологической речи. Развитие критического мышления так же будет способствовать улучшению результатов обучения. 

Составление сравнительных таблиц, игра «Паутина паука»,  составление вопросов с использованием

Рефлексия

 

Усвоение новых знаний и умений

План

1.    

4.     Среднекаменный век

5.  

6.     Достижения древних людей в эпоху мезолита

Составление хронологической карты (кластера) мезолита

Значение орудий труда

Какие изменения произошли в мезолите с природными условиями

Работа со словарем

Запишите новые термины

Запись в тетради

Составление схем и таблиц

Рефлексия

Закрепление пройденного материала


 

Домашнее задание § 9

Работа с вопросами


Сред­ний каменный век (мезолит) охватывает период 12—5 тысячелетий до н.э. В Казахстане памятни­ков эпохи мезолита обнаружено немного. В конце палеолита и в начале мезолита произош­ли значительные природно-климатические изменения. Ранее покрывавший поверхность земли лед наконец- то растаял. Под влиянием солнца начали формиро­ваться растения и животные современного типа. В эпоху мезолита одной из главных особеннос­тей стало появление микролитов - мелких камен­ных орудий труда первобытного человека, которые имели длину 1-2 сантиметра. В основном микро­литы - это тонкие каменные пластины, служив­шие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных или роговых орудиях эпо­хи мезолита. Еще одной особенностью мезолита является изобретение лука и стрел. Лук позволил людям охотиться на мелкую дичь с дальнего расстояния. По сравнению с копьем лук повысил знание охоты в жизни родовой общины. Охота пре­вратилась в основное занятие древних людей, так как в эпоху мезолита, исчезли такие крупные жи­вотные, как мамонт, шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. Раньше их было очень легко добыть, загнав в ямы и загоны. Теперь следо­вало научиться охотиться на осторожных и ловких, в основном одиночных животных, таких как олень, кабан. Лук же позволил людям охотиться на мел­кую дичь.

В эпоху мезолита люди не жили подолгу в од­ном месте. Они вынуждены были менять места сво­его обитания, следуя за мигрировавшими живот­ными, которые постоянно искали богатые травами пастбища. Мезолитические охотники жили по бе­регам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал). В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. Ввиду того, что мезолитические охотники не жили подолгу на одном месте, их жилища тоже не были постоянными. Они сооружали себе жилища из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Основания таких жилищ глубоко вкапы­вались в землю, а площадь их составляла 40-60 квад­ратных метров. Остатки подобного жилища были обнаружены на берегу реки Есиль (Ишим). В 8 тысячелетии до н.э. на всей территории Ка­захстана установился благоприятный климат. Резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строитель­ства теплых жилищ. Ученые считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался про­цесс одомашнивания диких животных и окультури­вания некоторых растений. В эпоху мезолита окрепла родовая общи­на. Роды постепенно объединялись в племена. Воз­никло разделение труда между мужчинами и жен­щинами. Теперь мужчины охотились на зверей, а женщины занимались собирательством. В общине все члены рода были равноправны. Обязанности распределялись в зависимости от возраста членов общины. В роду четко делились по возрастному признаку на взрослых, стариков и детей. Старики были хранителями традиций, обычаев, мудрыми наставниками. Взрослые добывали пропитание, строили жилища, охраняли род от внешних вра­гов. Дети получали по потребности пищу и одеж­ду, однако не могли участвовать в общественной жизни общины. Переход детей в сообщество взрос­лых осуществлялся при помощи специальных об­рядов - инициации. Мальчики испытывались в охоте, в натягивании лука, меткости стрельбы из него, а девочки - в ведении домашнего хозяйства, в приготовлении пищи. Обычно к таким испыта­ниям дети подготавливались с малых лет.

Возникновение земледелия и скотоводства. Около 10 тысяч лет назад люди стали заниматься земледелием. Ученые считают, что первоначально земледелие было занятием женщин. В то время, когда мужчины охотились, женщины были заня­ть: сбором дикорастущих растений, их плодов и кореньев. Возможно, однажды они заметили, что Упавшее на землю семя дало на следующее лето Исходы, а затем и плоды. Развитие собирательства Привело к возникновению примитивного земледе­лия. Люди стали высевать дикие растения. Древние люди обрабатывали землю палкой- Копалкой. Затем была придумана мотыга с каменным основанием. Также люди изобрели простей­ший серп и зернотерку из камня. Постепенно на­учились сортировать различные виды растений. Выбирая лучшие семена и создавая для растений благоприятные условия (поливая их), стали получать хорошие урожаи. Обработка земли мотыгой требо­вала большого труда, тем не менее земледелие при­носило постоянные урожаи и обеспечивало людей пропитанием. Из занятия охотой возникло скотоводство. Представьте, что охотники поймали на охоте малень­ких козлят и ягнят! Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для них, где они содержались и подрастали. Таким образом были при­ручены овца, коза, корова, свинья, лошадь. Возле поселений древних людей всегда обита­ли дикие собаки, питавшиеся отбросами и остат­ками пищи людей. При приближении к поселению диких зверей они воем и лаем предупреждали лю­дей. Человек приручил собаку. Она стала незаме­нимым помощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной охоте. Люди вкладывали много труда и терпения для одомашнивания и выращивания при­рученных животных.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Изменения в жизни людей в эпоху мезолита на территории Казахстана

Автор: Асембаева Самал Игликовна

Дата: 15.01.2016

Номер свидетельства: 277016

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Каменный век на территории Казахстана "
    ["seo_title"] => string(41) "kamiennyi-viek-na-tierritorii-kazakhstana"
    ["file_id"] => string(6) "120209"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413645071"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(109) "КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН по истории Казахстана 6 класс "
    ["seo_title"] => string(63) "kaliendarno-tiematichieskii-plan-po-istorii-kazakhstana-6-klass"
    ["file_id"] => string(6) "180743"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1425230777"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства