Изменения в жизни людей в эпоху мезолита на территории Казахстана
Изменения в жизни людей в эпоху мезолита на территории Казахстана
Тема: Изменения в жизни людей в эпоху мезолита
Цель: Познакомить учащихся с историческим периодам среднекаменного века на территории Казахстана и его особенностей.
Задачи:
1. Сформировать знания о периоде среднекаменного века на территории Казахстана и его особенностей;
2. Развить умения и навыки работы с историческими материалами, умения оценивать и давать ясные ответы на поставленные вопросы, развить умения диалогической и монологической речи у учащихся. Применять на практике полученные знания;
3. Воспитание в духе казахстанского патриотизма, уважения к историческому наследию
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Изменения в жизни людей в эпоху мезолита на территории Казахстана»
Дата: 16.12.15
Класс: 6 Б
Тема: Изменения в жизни людей в эпоху мезолита
Цель: Познакомить учащихся с историческим периодам среднекаменного века на территории Казахстана и его особенностей.
Задачи:
1. Сформировать знания о периоде среднекаменного века на территории Казахстана и его особенностей;
2. Развить умения и навыки работы с историческими материалами, умения оценивать и давать ясные ответы на поставленные вопросы, развить умения диалогической и монологической речи у учащихся. Применять на практике полученные знания;
3. Воспитание в духе казахстанского патриотизма, уважения к историческому наследию
Применяемые модули: Новые подходы в преподавании и обучении; преподавание и обучение в соответствии с возрастными особенностями; обучение критическому мышлению; обучение талантливых и одаренных детей; управление и лидерство в обучении; использование ИКТ.
Ключевые идеи урока: Исторический период среднекаменного века и палеолита имеет свои особенности на территории нашего государства. В ходе урока учащиеся знакомятся с особенностями данного периода, учащиеся составляют сравнительные таблицы по каждому из периодов среднекаменного века.
Ход урока
Этап
Содержание
Ожидаемый результат
Приемы реализации
Анализ урока
Вызов
1. Организационный момент
2. Проверка домашнего задания
Опрос – беседа
Проверка письменной работы
Исторический диктант
3. Физминутка
Результатами данного урока должны стать сформированные знания о изучаемом периоде истории Казахстана. Данные знания должны быть стать основой для дальнейшего использования в практических занятиях. Использование групповой работы будет способствовать развитию диалогической и монологической речи. Развитие критического мышления так же будет способствовать улучшению результатов обучения.
Составление сравнительных таблиц, игра «Паутина паука», составление вопросов с использованием
Рефлексия
Усвоение новых знаний и умений
План
1.
4. Среднекаменный век
5.
6. Достижения древних людей в эпоху мезолита
Составление хронологической карты (кластера) мезолита
Значение орудий труда
Какие изменения произошли в мезолите с природными условиями
Работа со словарем
Запишите новые термины
Запись в тетради
Составление схем и таблиц
Рефлексия
Закрепление пройденного материала
Домашнее задание § 9
Работа с вопросами
Средний каменный век (мезолит) охватывает период 12—5 тысячелетий до н.э. В Казахстане памятников эпохи мезолита обнаружено немного. В конце палеолита и в начале мезолита произошли значительные природно-климатические изменения. Ранее покрывавший поверхность земли лед наконец- то растаял. Под влиянием солнца начали формироваться растения и животные современного типа. В эпоху мезолита одной из главных особенностей стало появление микролитов - мелких каменных орудий труда первобытного человека, которые имели длину 1-2 сантиметра. В основном микролиты - это тонкие каменные пластины, служившие наконечниками стрел и вкладными лезвиями в костяных, деревянных или роговых орудиях эпохи мезолита. Еще одной особенностью мезолита является изобретение лука и стрел. Лук позволил людям охотиться на мелкую дичь с дальнего расстояния. По сравнению с копьем лук повысил знание охоты в жизни родовой общины. Охота превратилась в основное занятие древних людей, так как в эпоху мезолита, исчезли такие крупные животные, как мамонт, шерстистый носорог, а также крупные стадные животные. Раньше их было очень легко добыть, загнав в ямы и загоны. Теперь следовало научиться охотиться на осторожных и ловких, в основном одиночных животных, таких как олень, кабан. Лук же позволил людям охотиться на мелкую дичь.
В эпоху мезолита люди не жили подолгу в одном месте. Они вынуждены были менять места своего обитания, следуя за мигрировавшими животными, которые постоянно искали богатые травами пастбища. Мезолитические охотники жили по берегам рек Иртыш, Есиль (Ишим), Тобол, Торгай, Жайык (Урал). В Казахстане известны более 20 мезолитических стоянок. Ввиду того, что мезолитические охотники не жили подолгу на одном месте, их жилища тоже не были постоянными. Они сооружали себе жилища из вкопанных в землю жердей, покрыв их шкурами животных. Основания таких жилищ глубоко вкапывались в землю, а площадь их составляла 40-60 квадратных метров. Остатки подобного жилища были обнаружены на берегу реки Есиль (Ишим). В 8 тысячелетии до н.э. на всей территории Казахстана установился благоприятный климат. Резкое потепление не требовало теперь, как ранее, строительства теплых жилищ. Ученые считают, что в самом конце мезолита первобытными людьми начался процесс одомашнивания диких животных и окультуривания некоторых растений. В эпоху мезолита окрепла родовая община. Роды постепенно объединялись в племена. Возникло разделение труда между мужчинами и женщинами. Теперь мужчины охотились на зверей, а женщины занимались собирательством. В общине все члены рода были равноправны. Обязанности распределялись в зависимости от возраста членов общины. В роду четко делились по возрастному признаку на взрослых, стариков и детей. Старики были хранителями традиций, обычаев, мудрыми наставниками. Взрослые добывали пропитание, строили жилища, охраняли род от внешних врагов. Дети получали по потребности пищу и одежду, однако не могли участвовать в общественной жизни общины. Переход детей в сообщество взрослых осуществлялся при помощи специальных обрядов - инициации. Мальчики испытывались в охоте, в натягивании лука, меткости стрельбы из него, а девочки - в ведении домашнего хозяйства, в приготовлении пищи. Обычно к таким испытаниям дети подготавливались с малых лет.
Возникновение земледелия и скотоводства.Около 10 тысяч лет назад люди стали заниматься земледелием. Ученые считают, что первоначально земледелие было занятием женщин. В то время, когда мужчины охотились, женщины были занять: сбором дикорастущих растений, их плодов и кореньев. Возможно, однажды они заметили, что Упавшее на землю семя дало на следующее лето Исходы, а затем и плоды. Развитие собирательства Привело к возникновению примитивного земледелия. Люди стали высевать дикие растения. Древние люди обрабатывали землю палкой- Копалкой. Затем была придумана мотыга с каменным основанием. Также люди изобрели простейший серп и зернотерку из камня. Постепенно научились сортировать различные виды растений. Выбирая лучшие семена и создавая для растений благоприятные условия (поливая их), стали получать хорошие урожаи. Обработка земли мотыгой требовала большого труда, тем не менее земледелие приносило постоянные урожаи и обеспечивало людей пропитанием. Из занятия охотой возникло скотоводство. Представьте, что охотники поймали на охоте маленьких козлят и ягнят! Их было жалко убивать. Люди стали строить специальные загоны для них, где они содержались и подрастали. Таким образом были приручены овца, коза, корова, свинья, лошадь. Возле поселений древних людей всегда обитали дикие собаки, питавшиеся отбросами и остатками пищи людей. При приближении к поселению диких зверей они воем и лаем предупреждали людей. Человек приручил собаку. Она стала незаменимым помощником древнего человека при охоте. Собаки быстро находили зверя и способствовали удачной охоте. Люди вкладывали много труда и терпения для одомашнивания и выращивания прирученных животных.