kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Итоговый урок истории в 6 классе по теме "Древняя Русь"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Используемые методы  на  уроке: применение активных методов обучения, метод проектов, ИКТ

Оборудование на уроке: компьютер, проектор, карта, раздаточный материал. Также прилагается презентация.

Цели урока:

                         Развивающие:

- развивать умение работать с разными видами исторических   источников;

- совершенствовать навыки устной речи;

- умение выбирать главное и делать выводы.

                        Образовательные:

- обозначить роль и значение достижений культуры и духовной жизни страны на ее дальнейшее развитие

                       Воспитательные:

- воспитывать уважение к прошлому нашей Родины, гордиться ее прекрасными памятниками культуры, стремление к сохранению исторического прошлого нашего народа.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Итоговый урок истории в 6 классе по теме "Древняя Русь"»



МКОУ «Средняя общеобразовательная школа № 4»

Школьный конкурс методических разработок

«Мой лучший урок»

















Итоговый урок истории в 6 классе по теме «Древняя Русь»

Тема урока: Путешествие по городам Древней Руси.





Учитель истории и обществознания: Егорова Татьяна Александровна

























Тема урока «Путешествие по городам Древней Руси»

Тип урока: комбинированный

Методы на уроке: применение активных методов обучения, метод проектов, ИКТ

Цели урока:

Развивающие:

- развивать умение работать с разными видами исторических источников;

- совершенствовать навыки устной речи;

- умение выбирать главное и делать выводы.

Образовательные:

- обозначить роль и значение достижений культуры и духовной жизни страны на ее дальнейшее развитие

Воспитательные:

- воспитывать уважение к прошлому нашей Родины, гордиться ее прекрасными памятниками культуры, стремление к сохранению исторического прошлого нашего народа.

Задача урока:

Доказать, что создателем всех ценностей является простой русский народ, с присущим ему трудолюбием, творчеством и мастерством.

Оборудование: компьютер, презентация, карта, раздаточный материал.





Эпиграф:Слава нашей стороне!

Слава русской старине!

А преданья старины

Забывать мы не должны.

Н. Кончаловская





Учитель. Сегодня мы отправимся с вами в необычное путешествие по городам Древней Руси. Вспомним то, что уже знаем и узнаем много нового о памятных местах древних русских городов. Тема нашего урока: «Путешествие по городам Древней Руси». (Слайд 1) Мы побываем в Киеве и Новгороде – двух самых крупных и значимых городах Древнерусского государства. Что нас, прежде всего, будет интересовать в этих городах?

(архитектурные памятники, жизнь людей, их занятия)

Нестор-летописец, автор «Повести временных лет» поведал миру, что в давние времена посетил днепровские кручи ученик Христа апостол Андрей. Он благословил это место и предсказал, что здесь возникнет город. И город появился, когда у полян правили три брата: Кий, Щек и Хорив. В честь старшего брата назвали возникший на этом месте город, в честь младших братьев – две местные горы: Хоревицу и Щековицу, а о их сестре напоминала речка Лыбедь. Кий, если верить этому сказанию, был великий вождь и ходил на Царьград, где его принимал сам император. В 1982 году на набережной Днепра был открыт монумент легендарным основателям Киева (слайд 3).

История Киева, как столицы Древнерусского государства началась с трагедии. Вспомните, что это за трагедия?

Перед вами Аскольдова могила, которая находится на правом берегу Днепра. Здесь, согласно легенде, похоронен князь Аскольд. Через 50 лет по преданию княгиня Ольга построила здесь деревянную церковь Святого Николая (Николай – это имя Аскольд получил при крещении в Константинополе) (Слайд 4)

В город Киев стремились многие, ведь это был не только главный город государства, но он славился своей красотой далеко за его пределами. Отправимся и мы в этот древний город и совершим по нему небольшую экскурсию. А помогут нам в этом экскурсоводы.

1-й экскурсовод. Когда путешественники подъезжали к Киеву, их взору открывались главные Золотые ворота(Слайд 5). Можно только удивляться, что человеческие руки способны поднять тяжелый камень на такую высоту. Чтобы усилить впечатление величия и в то же время легкости, хитроумный строитель несколько сузил ее кверху так, что построенная на высоком забрале церковь уже как бы висела в воздухе, витала в облаках, медленно проплывавших по небу. Башня была из розового кирпича, а церковь сияла на солнце белизной своих стен. Приводили в восхищение дубовые створки ворот, обитые листами позолоченной меди. Никогда еще люди не видели ничего подобного. Через Золотые ворота мы попадаем в Киев и отправляемся к «жемчужине» древнего Киева – храму Святой Софии – главному храму Киевской Руси.(Слайд 6)

Учитель. О закладке собора рассказывает «Повесть временных лет». Когда и при каком князе был построен собор? Какое событие положило начало этому храму?

Расположен собор на высоком берегу Днепра, блестя 13 свинцовыми куполами, собор как бы господствует над окрестностями. Это пятинефный, с пятью апсидами крестокупольный храм, выстроенный преимущественно из кирпича-плинфы и с трех сторон окружен 2-х ярусными галереями, в которых встроены башни с лестницами, ведущими на хоры. Заглянем внутрь храма. Экскурсию по храму проведет экскурсовод

2-й экскурсовод. Каждого, кто переступает порог храма, поражает роскошь внутреннего убранства. Двенадцать мощных крестообразных столбов расчленяли его огромное пространство. (Слайды 7-9) Над головой, в главном куполе изображение Христа Вседержателя, а в центральной апсиде – Богоматерь с воздетыми к небу руками – Оранта. Высота мозаики 6 метров. Мозаика составлена из каменных и стеклянных пластинок различных цветов и оттенков (всего 177 оттенков). Когда в храм проникал свет, все изображения искрились, переливались разными цветами. Кроме «мерцающей живописи» храм украшали фрески. В тематику фресок входили не только религиозные сцены, на них можно было увидеть музыкантов, скоморохов, ряженых. На одной из фресок была изображена семья Ярослава Мудрого. С мозаиками и фресками гармонировал сложный коврово-орнаментальный пол из треугольных, квадратных и прямоугольных кусочков разноцветной смальты. Все посетители храма восхищались его красотой и величием.

Учитель. Как вы думает, что больше всего поражало всех, кто приходил в собор Святой Софии? Сейчас мы посетим с вами один из районов Киева, который назывался Подол –один из древнейших исторических районов города. (Слайд 10)О древности этой части города свидетельствуют археологические раскопки, в ходе которых были найдены срубы 10 в., сведения о Подоле содержатся в летописях, в «Слове о полку Игореве». Чтобы лучше узнать, как жили и чем занимались жители этого района,поработаем с документами. Изучив их, подумайте, почему этот район города был так интересен иноземным купцам? Чем занимались жители этого района Киева?(Документы в приложении к уроку)

Учитель. Наше путешествие по Киеву заканчивается, хотя мы не посетили еще многие исторические места. Например, Киево-Печерскую лавру (слайд 11), в которой писал свою «Повесть временных лет» Нестор. Это двор князя, на котором устраивали пиры князья для горожан и многие другие исторические места. Путь наш лежит дальше, на север в город Новгород. Вы сейчас сами проделаете этот путь вместе с купцами, которые из Киева отправились в Новгород со своими товарами. У вас на столах лежит маршрутный лист, который вам необходимо заполнить, вставляя пропущенные названия географических мест, через которые проходил этот торговый путь.(Маршрутный лист смотреть в приложении). Как назывался в древности этот путь? Показать его на карте.

Физкультминутка. Для разминки из-за парт

Поднимаемся. На старт!

Бег на месте. Веселей

И быстрей, быстрей, быстрей!

Делаем вперёд наклоны –

Раз – два – три – четыре – пять.

Мельницу руками крутим,

Чтобы плечики размять.

Начинаем приседать -

Раз – два – три – четыре – пять.

А теперь пора учиться.

Да прилежно, не лениться!



Учитель. И так мы в городе Новгороде.(Слайд 12) Официальной датой возникновения города принято считать 859 г., т.е. до призвания варягов город уже существовал. Русские летописи дают разные версии возникновения Новгорода. «Повесть временных лет» указывает, что город был основан ильменскимисловенами. Почти любое обновление поселения у озера Ильмень затем воспринималось как создание «нового города». Рюрик, по Ипатьевской летописи, сначала княжил в Ладоге и только после смерти братьев пришел к «Ильменю и срубил город над Волховом и прозвал его Новгород». Послушайте стихотворение и подумайте, какие выводы о жизни города можно сделать из стихотворения.

Ученица читает отрывок из стихотворения С. Наровчатова.

Старовечный и вечно новый

Над рекой поднимается город…

А по стенам ходит дозором

Больше сотни сильных и рослых.

Иноземец пытливым взором

Не сочтет их кафтанов пестрых…

Город колоколом ненедремным,

Медь гремит его гулко и веще.

Часто скопищем светлым и темным

Вкруг него собирается вече.

Горд торговыми город рядами.

Ой, богато живут новгородцы!

Завалили лавки дарами

Иноверцы да инородцы.

Беседа с учащимися по вопросам.



Учитель. Итак, Новгород – крупнейший торговый город. С какими русскими городами и европейскими государствами вели торговлю новгородцы? Об этом нам расскажет Садко, новгородский купец. Слушайте внимательно и ответьте на вопрос. Покажите на карте города и государства, с которыми торговал Новгород.

Садко (слайд 13) (ученик в роли Садко). На всю бессчетную золоту казну

Построил я тридцать кораблей.

Товары загрузил на корабли, которые везли со всей Руси.

Купцы ехали из Юрьева, Югры, Печеры, Двины, Переяславля и Владимира.

Везли меха, соль, красную рыбу, рыбий зуб, жемчуг, ловчих соколов, бочки с пивом, шерсть и золото.

Повезу свои товары в Европу: к немцам, готам, варягам.

А к нам в Новгород едут купцы хазарские, булгарские, немецкие. Они имеют у нас свои лавки и дворы.

Беседа с учащимися по вопросу.

Учитель. Богат город и своими архитектурными памятниками. Знакомить нас с ними продолжат наши экскурсоводы.

3-й экскурсовод. Новгород разделен рекой Волхов на две части. Софийская сторона получила свое название по собору, который был построен в новгородском Кремле, расположенном на высоком берегу реки. Величавая громада Святой Софии(слайд 14) господствует над Кремлем и Волховом, как седой исполин «в броне и венце», поставленный на стражу Великого Новгорода. Четыре ее купола тускло отливают свинцом, а пятый горит на солнце, подобно богатырскому шлему. Во все времена София Новгородская была символом этого древнего города. Собор отличает соразмеренность пропорций и практическая продуманность архитектурных решений. Новгородская София – это огромный расчлененный столбами пятинефныйхрам, к которому с трех сторон примыкали открытые галереи. Внутреннее убранство собора – фрески, мозаик здесь нет. Новгородская София – сурова и лаконична. Уже в 12 в. новгородская София перестала быть княжеским храмом, а стала храмом Новгородской вечевой республики, она была как бы символом Новгорода.

Учитель.Посмотрите внимательно, вспомните, о чем вам рассказывал экскурсовод и назовите отличия Святой Софии новгородской от Святой Софии киевской (слайд 15).

4-й экскурсовод. Следующим архитектурным памятником, который мы посетим, является Свято-Юрьев мужской монастырь. Он занимал среди русских обителей особое место как второй по древности после Киево-Печерской лавры. Он был основан в 1030 году при князе Ярославе, в святом крещении Георгий. Георгиевский собор (слайд 16) монастыря был построен и освящен в 1130 г. Из-за его большой величины монастырь называли лаврой. Местонахождение монастыря весьма живописно. Он стоит на самом берегу Волхова и его синие купола с золотыми звездами отражаются в быстротекущей воде. Неподалеку от монастыря простирается синяя гладь озера Ильмень. Во время весенних разливов монастырь со всех сторон окружает вода и месяц, а то и более, обитель стоит как бы на острове. В Георгиевском соборе покоятся мощи новгородского епископа Феоктиста, а также останки матери Александра Невского - княгини Феодосии. Юрьев монастырь играл огромную роль в жизни Новгорода, так как был расположен на пути «из варяг в греки».

Он на протяжении почти тысячи лет был не только духовным, но и культурным и политическим центром: здесь велась новгородская летопись, настоятели монастыря – архимадриды, почитались старшим духовным лицом после архиепископа и участвовали во всех посольствах и других политических мероприятиях города. Новгородская летопись сохранила имя русского зодчего, выстроившего собор монастыря – «мастер Петр». Мастерство Петра проявилось в достижении особой гармониисамых



обычных для того времени деталей и архитектурных частей. Величие, монументальность и красоту собора подчеркивало многоцветие росписей, сплошь покрывавших стены и своды изнутри.

5-й экскурсовод. Я вам расскажу об интересных письменных памятниках Новгорода – берестяных грамотах. (Слайд 17) Они свидетельствуют о том, что в городе было много грамотных людей. Поиски исписанной бересты начались еще в 1932 году. Археологи терпеливо разворачивали и отбрасывали тысячи обрывков бересты, не теряя надежду. И только 26 июля 1951 года при раскопках на древней Холопьей улице нашли первую берестяную грамоту. На бересте писали костяной или металлической палочкой, процарапывая буквы.

Всего в Новгороде найдено 434 грамоты. Они рассказывают о людях, живущих в те далекие времена, о тех переживаниях и событиях, современниками которых они были. Среди грамот были письма, которые свидетельствуют о том, что люди в то время таки образом беседовали друг с другом на расстоянии. Грамоты писали не только взрослые люди, но и дети. Известны грамоты мальчика Онфима, его школьные упражнения. Онфим выписывал на бересте азбуку, а на свободных местах своих «листков» процарапывал рисунки вооруженных всадников, воинов и зверей. Около рисунка страшного зверя он написал: «Я – зверь», а около всадника, поражающего копьем врага, - «Онфим». Как и все дети Онфим мечтал о подвигах, которые он совершит, когда станет взрослым.

Грамоты хранятся в Государственном историческом музее.

Учитель. О городе Новгороде еще много можно рассказывать интересного, но наша экскурсия подходит к концу. Какое впечатление произвел на вас город Новгород? Что нового вы узнали об этом городе?

Подведение итогов. Выставление оценок.

Домашнее задание.Напишите небольшое сочинение. Тема: «Больше всего мне понравилось в городе…»

Рефлексия. Подведем итог нашего урока. Если урок вам понравился, вы узнали много нового, нарисуйте в тетради смайлика веселого, улыбающегося. Если не понравился, вы ничего нового не узнали, то смайлик пусть будет у вас грустный, не улыбающийся.



































Приложение.

Документы. 1. Кузница. Гудит пламя в кузнечном горне. Милонег раздувает его мехами. Вот вишнево-красные полосы становятся белыми. Огромными клещами он выхватывает из горна эти полосы, одни бросает на наковальню, другие закаливает, опуская в котел с холодной водой. Милонег уже знает: полосы закаленные таким образом один раз, - железо, несколько раз – сталь. Отец, со старшим братом скручивают железные и стальные полосы, а потом сваривают и вытягивают. И только тогда начинают ковать меч. Меч готов: темная полоса железа на его лезвии чередуется со светлой полосой. Сталь дает крепость, железо – гибкость. Никогда не сломается такой меч в бою. Приезжают в Киев заморские купцы, чтобы закупить побольше таких мечей, узнать тайну их изготовления.

2. Вот и ювелирных дел мастер Улеб с учеником Ярошкой приступили к работе. Они получили заказ на нарядный браслет для жены богатого боярина. Очень трудно выбирать на браслете рисунок. Мастера ювелиры работают на радость людям, изготовляя красивые украшения. Ни одна молодка не выйдет на улицу без сережек, ожерелий, браслетов. Далеко идет слава о прекрасных киевских мастерах.

3. К пристани причалил иностранный корабль. Киевский плотник Ефим со своим помощником быстро починили путешественникам пострадавший корабль.



Маршрутный лист.

Путь наш лежит на север. Вместе с купцами на ладьях мы отправляемся по реке … в крупнейший северный торговый город … . Путь, по которому мы плывем, в древности назывался «…». От реки … перетаскиваем волоком суда в реку …, впадающую в озеро … . Из него путь лежит по реке … в торговый город … . Построение этого города не типично для городов Древней Руси, которые строились обычно на одном, более высоком берегу реки, а этот город расположен по обоим берегам реки… .





Скачать презентацию к уроку можно по ссылке

https://docs.google.com/presentation/d/1dhok9w-3_3hVU63kBPduiNjJVLNdwpl3RXjBtzLX2uI/edit?usp=sharing








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Итоговый урок истории в 6 классе по теме "Древняя Русь"

Автор: Егорова Татьяна Александровна

Дата: 29.03.2016

Номер свидетельства: 311954

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(85) "Обобщающий урок за курс 6 класса "Древняя Русь" "
    ["seo_title"] => string(54) "obobshchaiushchii-urok-za-kurs-6-klassa-drievniaia-rus"
    ["file_id"] => string(6) "230297"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1442072760"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(39) "Времена Древней Руси "
    ["seo_title"] => string(24) "vriemiena-drievniei-rusi"
    ["file_id"] => string(6) "219455"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1434191880"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Рабочая программа по истории 10 класс ( дистанционное обучение) "
    ["seo_title"] => string(68) "rabochaia-proghramma-po-istorii-10-klass-distantsionnoie-obuchieniie"
    ["file_id"] => string(6) "217202"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1433265042"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(67) "Урок "Восточно-Европейская равнина". "
    ["seo_title"] => string(37) "urok-vostochno-ievropieiskaia-ravnina"
    ["file_id"] => string(6) "229622"
    ["category_seo"] => string(10) "geografiya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1441813462"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект сетевого урока "Кухня и ее оборудование. Уход за кухонной утварью" "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-sietievogho-uroka-kukhnia-i-ieie-oborudovaniie-ukhod-za-kukhonnoi-utvar-iu"
    ["file_id"] => string(6) "120071"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1413608173"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства