kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ " Карамзин Н.М."

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели:

- предметные: познакомить учащихся с Н.М. Карамзиным как писателем и историком; обучение монологическому ответу, умениям сопоставлять, делать обобщающие выводы, развитие образного мышления,

- личностные: уметь оценивать гражданский подвиг Карамзина, его патриотизм, нравственные качества, значимость идей эпохи Просвещения для того времени, освоение гуманистических традиций и ценностей русского общества 1 половины 19 в.; совершенствование представлений о труде как основе развития личности;

- метапредметные: умение формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, способность решать творческие задачи.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ " Карамзин Н.М."»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ

(урок-диалог с элементами театрализации и самостоятельной работы)

Тема: «Человек честный, человек свободный» (о Н.М. Карамзине)

Цели:

- предметные: познакомить учащихся с Н.М. Карамзиным как писателем и историком; обучение монологическому ответу, умениям сопоставлять, делать обобщающие выводы, развитие образного мышления,

- личностные: уметь оценивать гражданский подвиг Карамзина, его патриотизм, нравственные качества, значимость идей эпохи Просвещения для того времени, освоение гуманистических традиций и ценностей русского общества 1 половины 19 в.; совершенствование представлений о труде как основе развития личности;

- метапредметные: умение формулировать для себя новые задачи в познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности, способность решать творческие задачи.

ХОД УРОКА

  1. Учащиеся читают на слайдах высказывания о Карамзине:

1 слайд: «Он представляет точно, явление необыкновенное. Вот о ком из наших писателей можно сказать, что он весь исполнил долг, ничего не зарыл в землю. Какой урок нашему брату писателю! Имей такую чистую, такую благоустроенную душу, какую имел он, и тогда возвещай свою правду: всё тебя выслушает … (Н.В. Гоголь).

2 слайд: «Чистая высокая слава принадлежит России, и ни один писатель с истинным талантом, ни один учёный человек, даже из бывших ему противниками, не отказывал ему в дани уважения глубокого и благодарности.» ( А.С. Пушкин)

3 слайд: «Фантазии небесной

Давно любимый сын!

То повестью прелестной

Пленяет …

То мудрого Платона описывает нам,

То ужин Агатона

И наслажденья храм.

То древню Русь и нравы

Владимира времён,

И в колыбели славы

Рождения славян. (К. Батюшков)

  1. Учитель: сформулируйте, о ком идёт речь в этих высказываниях и тему нашего урока (ответ учащихся).

Это голоса современников Карамзина, их мнение об этом человеке, писателе, историке. Кто же он такой? Чем заслужил высокую оценку?

Почему жизнь его назвали подвигом во имя России?

Попробуем разобраться в ходе урока.

Первое впечатление о каждом новом знакомом – внешнее. Перед вами портрет Карамзина (слайд 4). Рассмотрите и опишите его. (ответы учащихся)

Слайд 5: «Карамзин был желанным гостем в московских гостиных. Всегда весёлый и остроумный, он быстро подчинял окружающих своему обаянию. Обходителен и добр в общении. Он любил шумные споры, в которых собеседники поражали друг друга блеском ума и широтою знаний. Карамзин был красив собою и весьма любезен. Он роста высокого и на лице его написано нечто такое, что привлекает к нему всякого человека. Он говорит приятно и разумно.»

Таким видели знали его современники. Нам же предстоит составить своё мнение.

  1. Выступление учащихся о детских и юношеских годах Карамзина (2 учащихся или один)

  2. Учитель: существует такая мудрость: каждый человек встретит на свете того, кого должен встретить, а вот выбирает он уже сам. Наш герой выбирает – приобретает хороших друзей. Один из них – Иван Тургенев, который привозит Карамзина в Москву.

Взгляды Карамзина формировались под воздействием двух систем: масонства и просветительства. Кто такие просветители? (ответ учащихся). Вторая система – весьма популярная в те времена – масонство. Что это за система? (Работа учащихся с документом:

«Особо привлекали Николая Михайловича взгляды масонов: стремление к самопознанию, интерес к внутренней жизни человека. Они оказали на него огромное влияние. «Не наружности жителей, не кафтаны, не дома, в которых живут люди, не язык, не горе, не море, не восходящее или заходящее солнце суть нашего внимания, но человек и его свойства» - это взгляды эстетики масонов и вобрал в себя Карамзин. Они станут неотъемлемой частью его творчества. Он станет писать портрет души и сердца своего.

В масонских кругах разделялись взгляды Жан- Жака Руссо: «От природы люди не короли, не вельможи, не богачи; все родятся нагими и бедными»

Учитель: Карамзину была близка вера в то, что люди, свободные от выдуманных различий, равны между собой. Это он тоже отразит в своих произведениях.

В Москве Николай Михайлович знакомится с литераторами. С одним из них (Алексей Петров) он начинает редактировать журнал «Детское чтение для сердца и разума». Это был первый в России детский журнал. Именно здесь началась литературная деятельность Карамзина как переводчика. Он знал 8 языков, среди них немецкий, итальянский, французский, польский, английский. Любимый и наиболее часто переводимый автор – Шекспир. Почему же Шекспир? Прочитайте стихотворение Карамзина и ответьте на вопрос (слайд 6):

Шекспир – натуры друг. Кто лучше твоего

Познал сердца людей?

Чья кисть с таким искусством живописала их?

Во глубине души нашёл ты ключ ко всем великим тайнам рока.

И светом своего бессмертного ума как солнцем

Озарил пути ночные в жизни.

Все башни, коих верх скрывается от глаз

В тумане облаков, огромные чертоги,

И всякий гордый храм исчезнут как мечта,

В течение веков и места их не сыщем,-

Но ты, великий муж, пребудешь незабвенен.

Учитель: Карамзина привлекает то, что Шекспир не избирает объект творчества, что он пишет о том, что только ему интересно. С равным искусством изображает он и героя, и шута, умного и безумца. Он умеет проникать в человеческое естество, понимать все тончайшие и сокровенные побуждения человека. Это близко Карамзину.

В 1791 г. он становится издателем еженедельного «Московского журнала», где он помещает свои произведения. Там и появляются «Письма русского путешественника». Они - итог путешествия Карамзина по Европе. Путь писателя Рига-Кёнигсберг-Берлин-Веймар-Швейцария-Париж-Лондон-Петербург. «Письма …» - многожанровое произведение. Новым был взгляд на человека. Особый интерес к простому человеку, к миру его чувств, к природе, к быту.

Вопросы к учащимся: Как называется такое направление в литературе? (сентиментализм). Назовите лучшие произведения Карамзина в стиле сентиментализма? («Бедная Лиза», «Наталья, боярская дочь», стихотворение «Осень»).

  1. В 1802 г. Николай Михайлович становится издателем журнала «Вестник Европы». Никогда не забывает о том, что он русский человек. Мысли о России, о её грандиозном прошлом не оставляют Карамзина.

Ему понадобилось 12 лет добровольного непрерывного затворничества в подмосковной усадьбе Остафьево, чтобы в результате каждодневных усилий ума и души вышли из-под пера первые 8 томов «Истории». На её создание ушла почти вся его зрелая творческая жизнь, с 1803 года до самой смерти в 1826 г.

Из не очень широкого сельского окна в усадьбе Остафьево он сумел увидеть сразу всю Россию. А вслед за ним увидели и читатели его трудов. «Теперь мы знаем, что у нас есть Отечество», - сказал, прочтя «Историю», один из современников Карамзина.

  1. Работа учащихся с документом «В.О. Ключевский о Карамзине»

В чём Ключевский видит достоинства и недостатки «Истории» Карамзина? (Приложение 1)

  1. Театрализованный спор с современниками:

Карамзин: « История народа принадлежит царю»

Никита Муравьёв: «История принадлежит народам»

Николай Тургенев: «История принадлежит народу и никому более. Смешно дарить ею царей. Добрые цари никогда не отделяют себя от народа.»

Карамзин: «История мирит простого гражданина с несовершенством видимого порядка вещей как с обыкновенным явлением во всех веках»

Н. Муравьёв: «Не мир, но брань вечная должна существовать между злом и благом… Можно ли любить притеснителей?»

Карамзин: «Вы сами не способны ни к какому преуспеянию. Довольствуйтесь тем, что для вас сделали ваши правители и не пытайтесь произвесть какое-либо изменение, так как опасно, чтобы не наделали вы глупостей!»

Н. Муравьёв: «Опыт всех народов и всех времён доказал, что власть самодержавная равно гибельна для правителей и для общества. Все народы европейские достигают законов и свободы. Более всех их народ русский заслуживает то и другое»

Карамзин: «Народ есть острое железо, которым играть опасно, а революция есть открытый гроб для добродетели и самого злодейства.»

Н. Тургенев: «Карамзин умный в истории, а в политике – ребёнок и гасильник (тот, кто гасит свет прогресса)»

Карамзин: «Общество, государство складываются естественно, закономерно и всегда соответствую духу народа. Преобразователям – нравится или не нравится – придётся считаться с этим. Рабство – зло, но быстрая, неестественная отмена его – тоже зло»

А.С. Пушкин: «Лучшие и прочнейшие изменения суть те, которые происходят от улучшения нравов, без всяких насильственных потрясений»

Вопросы к учащимся: К какому историческому периоду относится этот спор Карамзина с современниками?

Что беспокоит Карамзина в словах и поступках молодёжи?

Чья точка зрения из современников совпадает мнением Карамзина на перемены в обществе? Кто из спорящих более прав?

  1. Итоговое обобщение:

Какое мнение о личности Карамзина у вас сложилось?

Почему жизнь Н.М. Карамзина назвали подвигом во имя России?

  1. Заключение учителя:

Далеко не каждому, даже очень талантливому человеку, даже истинному патриоту удаётся послужить Родине так, чтобы потом его жизнь была названа подвигом. Николай Михайлович Карамзин такой подвиг во имя России совершил, оставив нам на вечные времена свой великий труд – «Историю государства Российского».

Карамзин хотел создать занимательное чтение по русской истории. Прежде всего он хотел установить правду истории, но рассказать эту правду так, чтобы о ней было интересно читать людям.

Карамзин – человек эпохи Просвещения, не менял своих убеждений и после жестоких разочарований во Французской революции, не приведшей, как ожидалось, к победе разума и просвещения. Но он всю жизнь оставался «республиканцем в душе» и убеждённым в том, что путь человечества – это путь прогресса и просвещения.

Он считал, что Для России оказалось благодетельным монархическое правление, которое постепенно, эволюционным путём в неблизком будущем, благодаря успехам разума, просвещения, может стать республиканской. Но это возможно будет после утверждения высокой нравственности во всех слоях общества.

В то же время Карамзин ярко, с невиданной дотоле силой и убедительностью рисовал злоупотребления самодержавия, обличал деспотизм государей прошлого, нелицеприятно анализировал деятельность Александра 1.

А.С. Пушкин относил «Историю» к самым выдающимся произведениям российской словесности и считал, что преподавание истории надо вести по ней. Это утверждал Пушкин в записках о народном воспитании 1826 г., написанных для императора Николая 1.





































































Приложение 1

В.О. Ключевский о Карамзине.

Карамзин смотрит на исторические явления как смотрит зритель на то, что происходит на театральной сцене. Он следит за речами и поступками героев пьесы, за развитием драматической интриги, её завязкой и развязкой. По временам является на сцену и народ; но он остаётся на заднем плане.

От времени до времени сцена действий у Карамзина пустеет: герои прячутся за кулисы и зритель видит одни декорации, обстановку, быт, житейский порядок. Но среди этого житейского порядка не видать живых людей и не поймёшь его отношения к только что ушедшим героям. Таким образом, у Карамзина действующие лица действуют без исторической обстановки, а историческая обстановка является без действующих лиц. Но лишённые исторической обстановки, действующие лица у Карамзина окружены особой нравственной атмосферой: это – отвлечённые понятия долга, чести, добра, зла, страсти, порока, добродетели.

Карамзин не следит за исторической связью причин и следствий, даже как будто неясно представляет себе, из действия каких исторических сил слагается исторический процесс и как они действуют. Зато нравственная правда выдерживается старательно: порок обыкновенно наказывается, страсть сама себя разрушает и т.п. Взгляд Карамзина на историю строился не на исторической закономерности, а на нравственно-психологической эстетике. Его занимало не общество с его строением и складом, а человек с его личными качествами и случайностями личной жизни.

Он не объяснил и не обобщил, а живописал и любовался, хотел сделать из истории России не похвальное слово русскому народу, как Ломоносов, а героическую эпопею русской доблести и славы. Конечно, он много помог русским людям лучше понимать своё прошлое; но ещё больше он заставил их любить его. В этом главная заслуга его труда перед русским обществом и главный недостаток его перед исторической русской наукой.


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 8 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК ПО ИСТОРИИ И ЛИТЕРАТУРЕ " Карамзин Н.М."

Автор: Карташова Наталья Ивановна

Дата: 02.09.2016

Номер свидетельства: 342060

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(199) "Интегрированный урок-путешествие «Личность и эпоха в исторических источниках и художественной литературе»"
    ["seo_title"] => string(80) "integrirovannyi_urok_puteshestvie_lichnost_i_epokha_v_istoricheskikh_istochnikak"
    ["file_id"] => string(6) "513647"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1559823959"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства