Традиции и обычаи имянаречения в России.
Имя твое – птица в руке,
Имя твое – льдинка на языке.
Одно единственное движение губ…
Мячик, пойманный на лету,
Серебряный бубенец во рту.
Марина Цветаева.
Называние ребенка – важное символическое действие, касающееся всей семьи и всего рода, оно как бы продолжает роды. Часто имя придумывается задолго до рождения ребенка. Период жизни ребенка между рождением и крещением считался особенно опасным. В человеческий мир он входит окончательно лишь в момент получения имени. Как правило, ребенка называют мать или отец, нередко между ними возникают споры. Матери мотивируют свое право тем, что именно они произвели ребенка на свет, именно они «мучились», и теперь эти страдания необходимо компенсировать правом выбора имени ребенку. В некоторых случаях называние детей – разделяется по половому признаку: отец должен дать имя мальчику, а мать – девочки.
В наши дни стойко сохраняется традиция давать рождающимся детям имена членов семьи, представителей рода. Дети приходят на смену старикам, заменяют их, являются воплощением старших родственников.
Реже ребенок называется в честь отца. В некоторых семьях существует традиция из поколения в поколение давать ребенку одно и то же имя. Называние ребенка в честь отца может мотивироваться желанием магически перенести на него отцовские качества. Еще реже ребенок получает имя матери.
С другой стороны, в наши дни родителям часто хочется назвать ребенка «отдельным», «только его» именем, считая, что у человека должно быть индивидуальное имя. Поэтому традиция называния ребенка уже существующими в семье именами вызывает отторжение.
ИМЯНАРЕЧЕНИЕ
При языческом и необразованном состоянии людей, давались имена по природным свойствам, состоянию и качествам родителей.
Наши предки имели по два имени, например, Владимир при крещении Василий; Ярослав – Дмитрий; Ольга - Елена. Такое обыкновение продолжалось до четырнадцатого столетия, однако в одиннадцатом веке встречаются уже случаи, когда человек имеет одно имя.
Некоторые после рождения ребенка высылали кого-либо из домашних на улицу, чтобы спросить имя встречного, и давали его имя новорожденному; думая, что родившийся будет жить долго. Многие приглашали встречного в крестные, думая, что родившейся будет жить долго.
При имянаречении новорожденного, оптимальным вариантом выбора имени является оглашение различных имен с наблюдениями за реакцией ребенка. Если названо верное имя, то ребенок откликается. Естественно эту процедуру стоит повторить трижды, чтобы удостоверится в том, что реакция ребенка была не случайной.
Выбор имени ребенку – шаг ответственный, его обстоятельства и мотивы сохраняются в семейной памяти.
Одна из самых устойчивых традиций – наречение детей именами покойных или здравствующих старших родственников. Опасно давать новорожденному имя рано умершего члена семьи.
Повторяющееся в роду имя – не просто знак единства, но и крепость семьи и рода. Имя приобретает дополнительные и конкретные значения.
Большое значение в именовании детей имела мода. Моду на имена создавали: политика, литература, музыка и фильмы. Иногда трудно объяснить, почему вдруг появляется большое количество Кристин или Ян, которых в православной России практически не было.
В последние годы, мы стремимся к возвращению старых традиций, детей называют старинными именами, непопулярными в годы советской власти. Так, много стало у нас Данил, Варвар, Матвеев и Евдокий.
Начиная с двадцатого века вспыхнула мода на западноевропейские имена. В немалых количествах появились у нас Артуры, Марки.
Но сколько бы раз не менялась мода, Россия верна именам своих святых мучеников и героев. Такие как Сергей, Александр, Илья, Екатерина, Ольга. Выбирая имя для своего малыша, родители стараются, чтобы оно было благозвучным и ласковым.
СВЯЗЬ ЧЕЛОВЕКА С ИМЕНЕМ.
В древности само имя служило оберегом, было олицетворённым, значимым и обладало большой силой. Говорят, что имя определяет судьбу человека. Возможно, хотя так много людей с одинаковыми именами и очень разными характерами и судьбами, что трудно в это поверить. Но все же от имени многое зависит. В современной культуре возможности выбора имени может быть реализован в полной мере, но при всем том не ослабевает и вера в существования глубинной и таинственной связи судьбы человека и его имени. Именно на связи имени и судьбы и магическом значении имён основаны все современные книги типа « Имя и Судьба ».
Перенесение имени одного человека на другого способно перенести вместе с собой внешние качества, характер и даже судьбу. При имянаречении родители пытаются дать с именем различные существенные для них качества и всю судьбу ребенка в целом. Соответственно родители избегают давать ребенку имя какого-либо неприятного им человека, обладающего отрицательными с их точки зрения качествами, и по отношению к которому они испытывают нежелательные эмоции. Это отношение распространяется на имя, вместе с которым качества этого человека могут перейти к ребенку.
Все обладатели одного имени имеют сходные человеческие качества, то или иное имя может подходить ребёнку или нет. У имени есть характер, каждый человек отличается определенным типом поведения. Имя воспринимается как неотъемлемая часть человека, а человек – как часть представителя имени.
Как утверждали учёные, сила имени в жизни, несмотря на её полное удаление от живой религии, нисколько не уменьшилась.
Общеизвестно, что имена у различных народов являются одной из важных составляющих народного духа и всегда преисполнены глубокого смысла.
В древности имя значило столь много и обладало столь великой силой, что назваться именем другого человека значило нанести ему вред. Многие князья приняв христианское имя после крещения, скрывали его от окружающих, опасаясь ворожбы». В давние времена люди стремились оградить себя от таинственных и магических сил природы - имя было олицетворённым и несло в себе определённую информацию.
Священник Флоренский писал: «Имя – тончайшая плоть, посредством которой объявляется духовная сущность… Имена распределяются в народном сознании на группы. Если священник даст крещаемому имя преподобного, это обещает ему счастливую жизнь. А если имя мученика – и жизнь сойдёт за одно сплошное мучение…»
Всматриваясь в прошлое, поражаешься однородности характеров и свойств носителей одного и того же имени. Есть что-то, что связывает их друг с другом на протяжении многих веков; неведомое, именуемое судьбой, как бы заготовило для каждого имени печать и налагает её на людей на всём пути исторической жизни народа. Например, Апостол Павел был в обращении грубым, резким и властным человеком.
Георгий, переименованный из языческого Игоря, до наших дней стойко несёт в себе черты убитого древлянами мужа Ольги: жадность, скупость и бездарность.
Имя не только как бы предрекает человеку положение в жизни, но до некоторой степени очерчивает его характер.
Александры почти сплошь, весельчаки, то, что мы зовём – душа-человек.
Петры – люди с тяжелым характером, тугодумы и упрямцы. Среди них отсутствуют выдающиеся художники и литераторы, так как они лишены фантазии. Ещё тяжелее их Степаны – любые препятствия им не нраву.
Владимиры и Михаилы просты, добродушны и бесхарактерны.
Константины – неудачники. Они резче, язвительнее и неприятнее других по характеру. Значительный процент сумасшествий падает на их имя.
Мягкость, душевные надрывы и недобрую судьбу несёт имя Глеба.
Анатолии чаще всего красивы и почти всегда пусты.
Властно кладя на человека тот или иной отпечаток, имя тяготеет и над его судьбой. Борис – символ несчастий, тяжелой жизни и зачастую сумасшествия. Два Бориса отмечены историей, и судьбы обоих подтверждают сказанное. Один из них – князь, зарезанный Святополком. Другой – Годунов, несмотря на замечательный ум свой, - несчастнейший из русских царей.
Перейдём к именам женским.
Положительные женщины, бережливые, но довольно скрытные и часто с тяжелым характером – Александры.
Анны весьма вспыльчивы и нередко грубы. Браки с ними в большинстве неудачны.
Валентина – это Анатолий в юбке; почти всегда хорошенькая, кокетливая, характер у неё взбалмошный, имеет тягу к искусству.
Веры – содержательны, вдумчивы, редко открывают тайну души для других.
Елизавета – имя приживалок и людей, вечно находящихся в тени и на вторых ролях. В браке несчастны.
Лидия – семьянинка и хозяйка. Всегда добрая, вспыльчивая, нередко завистливая.
Людмила – определённо резка, редко счастлива. Скупа.
Наталья – добра, но эгоистична, весьма вспыльчива и ограничена.
Ольга – вероломна и бесталанна; любит посплетничать, часто зла и мстительна.
Ксения – определённа и положительна, хозяйственна и расчетлива.
Надежда – имя страдательное. Счастливая Надежда – такая же редкость, как Борис среди мужчин.
Любовь – ограниченна, мелочна и скуповата, вспыльчива.