«Преподобный Сергий Радонежский - Игумен земли Русской».
«Преподобный Сергий Радонежский - Игумен земли Русской».
На примере духовного подвига Сергия Радонежского показать, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага; познакомить учащихся с житием Преподобного Сергия Радонежского; закладывать в учащихся основы христианского сознания и поведения на примере образа Сергия Радонежского; развивать умение анализировать ситуации, давать оценку поступкам; способствовать пониманию учащимися нравственных ценностей христианства и принятию этих ценностей; стремиться пробудить у учащихся интерес к жизни православных святых земли Русской, к книгам духовного содержания.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
««Преподобный Сергий Радонежский - Игумен земли Русской».»
Внеклассное мероприятие по теме: «Преподобный Сергий Радонежский - Игуменземли Русской».
Цель: духовно-нравственное воспитание учащихся.
Задачи: на примере духовного подвига Сергия Радонежского показать, как важно каждому из нас работать над собой, уважать и любить окружающих, не жалеть себя для общего блага; познакомить учащихся с житием Преподобного Сергия Радонежского; закладывать в учащихся основы христианского сознания и поведения на примере образа Сергия Радонежского; развивать умение анализировать ситуации, давать оценку поступкам; способствовать пониманию учащимися нравственных ценностей христианства и принятию этих ценностей; стремиться пробудить у учащихся интерес к жизни православных святых земли Русской, к книгам духовного содержания.
Оборудование: Мультимедийная презентация, звуковая запись колокольного звона, ноутбук, проектор, экран
Ход мероприятия
I. Орг. момент
- Давайте улыбнемся друг другу и подарим друг другу хорошее настроение.
II. Вступительное слово учителя
Слава нашей стороне! Слава русской старине! И про эту старину Я рассказывать начну. Чтобы люди знать могли О делах родной страны.
- Посмотрите внимательно на портрет. ( Слайд 1)
- Похож ли он на нас, на тех людей, которые живут в наше время?
- Что вы видите необычного?
(Ответ: Одежда, которую сейчас уже не носят.)
Одевали её монахи – это люди, которые посвящали всю свою жизнь служению Богу. Над головой полукруг – это нимб. Его можно было увидеть не у каждого человека, а только у того, кого особенно почитали и уважали. Таких людей называли святыми.
Итак, ребята, перед нами Святой Сергий Радонежский.
(Звуковое оформление: звучит запись колокольного звона)
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
III. Сообщение темы мероприятия ( Слайд 2)
Учитель: Сегодня мы поведём разговор о молитвеннике Земли Русской, о человеке, который христианского идеала — святости, даёт образцы правильной, христианской жизни для окружающих.
И тема нашего классного часа « Преподобный Сергий Радонежский -Игумен земли Русской».
Сергия называли «Благодатный воспитатель русского народного духа», «Игумен земли русской», «великий водитель».
« С тех пор, как существует православная Россия, в ней не было ещё такого светлого и чудного торжества, какое свершилось 25 сентября 1892 года в Свято-Троицкой Сергиевой Лавре, а с нею и в первопрестольной столице и во всей России...» - писали более ста лет назад.
В сентябре 1892 года, за несколько дней до 500-летия блаженной кончины Преподобного Сергия в лавру пришли крестные ходы из Москвы, Суздаля, Коврова и многих городов России. Только в Московском крестном ходе приняли участие около 100 тысяч человек. Все они, несмотря на холодный дождь, шли поклониться гробу святого…
-Почему, за какие заслуги так почитали мощи Преподобного Сергия и князья, и цари, и все слои русского общества?
- Чем заслужил он такое признание?
На эти вопросы мы попробуем сегодня ответить.
Словарная работа:(Слайд 3)
Преподобный — священник в русской православной церкви, общее наименование, относящееся к святым монахам, подвижникам, отшельникам.
Игумен - настоятель православного монастыря.
IV. Знакомство с жизнью Преподобного Сергия.
- Итак, кто же такой Сергий Радонежский
Родился пр. Сергий в 1314 году в селе Варницы под городом Ростов в семье благочестивых бояр Кирилла и Марии. При рождении дали ему имя Варфоломей. (Слайд 4-5)
Кроме Варфоломея в семье были ещё 2 брата: старший Стефан и младший Пётр. Они тоже, как и вы, любили играть в разные игры, гулять, кататься на лошадях. Когда Варфоломею исполнилось 7 лет, он пошёл в школу.
- Посмотрите на иллюстрацию, такая ли школа была раньше, как сейчас? (Слайд 6)
Конечно, нет. Это был деревянный дом, в котором стояли большой стол и лавки. Дети писали гусиными перьями, обмакивая острый кончик пера в баночку с чернилами. Варфоломей был примерным и старательным мальчиком. Он любил и хотел учиться. Но никак не получалось у него читать. И Варфоломей очень из-за этого переживал. Скорбя об этом, он днём и ночью молил Господа о помощи в учении. Однажды в поле, куда Варфоломей пошел отыскивать коней, он увидел под дубом незнакомого старца, которому и поведал скорбь своей души. Старец вынул частицу просфоры и, благословив, сказал: «Возьми, чадо, и съешь». Он проводил отрока до дома и остался ненадолго, а тот побежал в домашнюю часовенку молиться. И случилось чудо: Варфоломей открыл Псалтирь и начал внятно читать!
«Сын ваш многих поведёт за собой к уразумению божественных заповедей», - сказал монах изумленным родителям и вышел из дому, а за воротами вдруг исчез… Этот случай произвёл огромное впечатление на мальчика. И до этого набожный, после встречи с монахом он стал молиться ещё ревностнее.
Вскоре семья переехала в город Радонеж. Состарившись, родители по тогдашнему обычаю, решили уйти в монастырь, где в 1337 году мирно скончались.
После кончины родителей Варфоломей оставил часть имущества брату Петру, остальное раздал нищим и вместе со старшим братом Стефаном ушёл в лес. На берегу реки Кончуры они выстроили деревянную церковь и кельи. Игумен одного из близлежащих монастырей постриг 23-летнего Варфоломея под именем Сергий . Так начался его долгий путь в монашестве…
В 1340 году брат Стефан ушёл в московский Богоявленский монастырь. Сергий остался один в дремучем лесу среди диких зверей.
- Ребята, а легко ли жить в лесу? Нет, конечно. Там страшно, голодно, холодно зимой, да ещё бродят дикие звери. Старший брат не выдержал такие трудности и ушёл в г. Москву. А Сергий остаётся один в лесу.
Дни текли в непрестанной борьбе с природой и собственными слабостями и соблазнами. Мало-помалу укреплялся его дух, открывались тайны мироздания. Люди приходили беседовать с ним, а кое-кто оставался. Монахи-странники рубили кельи, устраивали нехитрое жильё. Так возникла Троицкая лавра.
Сергий постоянно трудился, делая сам всю крестьянскую работу. Он умел строить избы и церкви, сам шил себе и братии одежду, носил на плечах дрова из леса, «и, разбив и наколов, на поленья разрубив, разносил по кельям, толок зерно и жерновами молол, и хлеб пек, и еду варил; обувь и одежду он кроил и шил; и из источника, бывшего там, воду в двух ведрах черпал и на своих плечах в гору носил и каждому у кельи ставил». Так написано в Житии святого.
Крестьянский труд был для Сергия актом христианского смирения. Даже служение Богу соединялось у него с простым крестьянским трудом. Был он «учителем и исполнителем: и кутью сам варил, и свечи делал, и кануны творил».
Сергий- один из самых популярных среди русского крестьянства святых. Он был широко известен уже при жизни, но оставался очень скромным и тихим тружеником.
Это особенно видно по эпизоду, когда преподобный работал на огороде и не был узнан приехавшим ему поклониться крестьянином. Сергий был очень обрадован тем, что тот не признал в нём прославленного игумена. Он первым подошёл к крестьянину, поклонился ему, поцеловал с большой любовью и похвалил за то, что тот гнушался им и принял за нищего, «сироту».
Мир приходил к монастырю и пытливым взглядом смотрел на чин жизни монашеской.
В монастыре все было скудно, «нищенско… чего ни хватись, всего нет». Случалось, вся братия по целым дням сидела чуть ли не без куска хлеба. Но все были дружны между собой и приветливы к пришельцам, во всем порядок и размышления, каждый делает свое дело, каждый работает с молитвой и все молятся после работы.
Мир видел это и уходил ободренный и освеженный впечатлением о настоящем христианском братстве.
Слава о святом Сергии разнеслась по всей Руси. Учеников и последователей Сергия становилось все больше.
Однажды поздним вечером святой молился в своей келье и вдруг услышал голос, зовущий его по имени. Сергий выглянул в оконце, чтобы посмотреть, кто его зовет. Сергий увидел множество прекрасных птиц, круживших над монастырем и вокруг него. А неведомый голос сказал: «Также многочисленны, как эти птицы, будут твои ученики, и после тебя будут следовать они по стопам твоим».
Монастырь продолжал строиться. Жить приходили туда не только монахи, но и простые люди. Со временем места в монастыре для всех становилось всё меньше и меньше. И люди стали строить свои дома и селиться вокруг него. Вот так и появился город Сергиев Посад.
Был когда—то город славный
Весь лесами окружен.
Родине служил исправно
С незапамятных времен.
Возле Лавры рос он бойко,
Стал с ремеслами знаком.
Деревянные постройки
Возводились топором
Вырастали вдоль оврагов,
Разбегались по холмам,
А над ними белым стягом
Возвышался Божий храм. (Слайд 6)( рассказывает ученик)
В честь Сергия Радонежского и его любимой иконы Святой Троицы монастырь стали называть Троице-Сергиевым. (Слайд 7)
В Троицком храме покоятся мощи пр. Сергия Радонежского.
Прошли века, и там, где прежде
Была лесов дремучих ширь,
Стал в белокаменной одежде
Оплотом веры монастырь.
Кресты и главы золотые
Венчают иноков приют,
Где мощи Сергия святые
Нетленно в раке почиют. ( рассказывает ученик)
Еще при жизни Преподобный Сергий удостоился благодатного дарачудотворений.
Он воскресил отрока, когда отчаявшийся отец считал единственного сына навсегда потерянным. Слава о чудесах, совершенных Преподобным Сергием, стала быстро распространяться, и к нему начали приводить больных как из окрестных селений, так и из отдаленных мест. И никто не покидал Преподобного, не получив исцелений недугов и назидательных советов. Все прославляли Преподобного Сергия и благоговейно почитали наравне с древними святыми отцами. Но людская слава не прельщала великого подвижника, и он по-прежнему оставался образцом иноческого смирения.
«От вековых бедствий люди оскудели нравственно, -писал Ключевский, - и не могли не замечать в своей жизни недостатка этих первых основ христианского общежития», они чувствовали потребность в них.
Пробуждение этой потребности и было началом нравственного, а потом и политического возрождения русского народа. 50 лет делал своё тихое дело преподобный Сергий в Радонежской пустыне; целые полвека приходившие к нему люди вместе с водой из его источника черпали в его пустыне утешение и ободрение и , воротясь в свой круг, по каплям делились ими с другими.
Этими каплями нравственного влияния и выращены были два события.
Первое состояло в том, что народ, привыкший дрожать при одном имени татарина, собрался наконец с духом и не только встал на поработителей, но и пошёл искать татарских полчищ в открытой степи и там повалился на врагов несокрушимой стеной.
- О каком событии идёт речь?
Второе: в жизни русских монастырей со времени Сергия начался заметный перелом: заметно оживилось стремление к иночеству. Из Куликова поколения и его ближайших потомков вышли основатели 150 новых монастырей.
Таким образом, древнерусское монашество было точным показателем нравственного состояния общества. Стремление покидать мир усиливалось не оттого, что в миру скоплялись бедствия, а по мере того, как в нём возвышались нравственные силы.
Ещё одним признаком перелома стало изменение направления монастырской жизни со времён преподобного Сергия. До половины XIV века почти все монастыри на Руси возникали в городах или под их стенами; с этого времени начинается основание монастырей вдали от городов, в лесной глухой пустыне.
Сергий снискал огромный авторитет на Руси. «Тихими и кроткими словами» он укрощал распри, примирял князей, добивался их подчинения великому князю Дмитрию Ивановичу. Он же, по преданию, благословлял Дмитрия Донского на решительную борьбу с Ордой. Послал в войско Дмитрия двух монахов Пересвета и Ослябю, преподобный Сергий с особой убежденностью показал, что сражение в войсках Дмитрия – святое дело. На это святое дело и благословил он главного вождя русского ополчения, сказав: «Иди на безбожников, и ты победишь». По просьбе московского правителя Сергий скрепил его духовную грамоту (завещание) в 1389 г. Но стать митрополитом он решительно отказался, не желая возвышаться над другими людьми.
Ребята, попробуйте ответить на вопросы, поставленные в начале рассказа (Учитель может повторить вопросы)
Обобщая сказанное учениками, следует завершить разговор словами из речи Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II на торжественном акте, посвященном 600-летию представления Преподобного Сергия Радонежского 8 октября 1992 года: «В памяти народа имя Преподобного Сергия связано с нравственным и национальным возрождением Руси, с борьбой за объединение разрозненных княжеств, с нашим национальным всемирно-историческим подвигом на поле Куликовом и с расцветом золотого века отечественной культуры. Отец Сергий вдохнул в народ действенную любовь к Родине и веру в её историческое призвание. Он укрепил Русь в уверенности, что духовное начало и есть главное в жизни и что без этого начала жизнь и смерть теряют свой смысл и значение…»
Ребята, что значит «нравственное возрождение» Руси?
- Как вы понимаете «действенную любовь к Родине»? В чём её смысл?
V. Подведение итогов. Рефлексия.
Заканчивается мероприятие словами:
Игумен всей России необъятной (Слайд 8) ( рассказывает ученик) И проповедник Троицы Святой, Он сделал сердцу русскому понятным Троичный образ – сложный и простой. Он ввел в самосознание народа Особое стоянье во Христе, Когда мешались в реках с кровью воды, Россия распиналась на кресте, И в жертвенном своём самосожженьи Стоял за Русь и воин и монах, И ни о чём не сожалел в сраженьи , Лишь Русь и Веру сохранив в веках. Он тайны Божьи знал, сквозь бездны видел, Он воды прозябал из под земли, И горький час наверное предвидел, Как низко пасть, мы русские, смогли. В нём Имя Божье истинно святилось, Он созерцанью умному учил, Он привлекал к России Божью милость И помощь в трудный час Небесных Сил. Он был явленьем чудным удостоен Владычицы, пришедшей в добрый час, Он и сейчас в Небесной Светлой Доле Стоит с молитвой слёзною за нас.
Учитель:
- Чему нас учит жизнь Сергия Радонежского?
Дорогие ребята, каждому из вас дана возможность пройти свой путь, построить свою судьбу, создать свою семью и воспитать своих детей. Именно от вас зависит, какую частичку себя вы оставите на этой земле. На примере жизни Сергия Радонежского мы можем только учиться. Мы можем учиться смирению, покаянию, любви к ближнем, толерантности, уважению к старшим, уважению к религии и многим положительным чертам. Не случайно этот человек был причислен к лику святых и является самым почитаемым святым России. К нему обращаются в своих молитвах миллионы людей. Именно Сергий Радонежский является покровителем учеников и студентов. Именно его просят о помощи в учебе.