kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Если завтра война...

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока позволяет учащимся изучить политическую ситуацию, экономическое развитие, состояние Вооружённых сил Советского Союза накануне Великой Отечественной войны.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Если завтра война...»

Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Лазарево»

МКОУ СОШ с. Лазарево












«Если завтра война…»



Урок-исследование по истории в 11 классе
















Прусак Екатерина Валентиновна,

учитель истории и обществознания

МКОУ СОШ с. Лазарево










«Если завтра война…». СССР накануне Великой Отечественной войны


Тип урока: урок изучения нового материала.

Форма урока: урок-исследование с элементами лабораторной работы и дискуссии.

Цель урока: ознакомление с политической ситуацией накануне Великой Отечественной войны на основе использования дополнительной литературы.

Задачи урока: определить степень обороноспособности страны накануне Великой Отечественной войны. Развивать умение учеников анализировать, сравнивать, работать в группе, аргументировать свою точку зрения.

Оборудование для урока истории: учебник Левандовского, Щетинова «История России в ХХ веке», приложения №1, №2,№3, №4.

План проведения урока истории.

  • 1.Вводный этап (мотивация, формулировка проблемы).

  • 2. Работа по группам и презентация результатов деятельности группы.

  • 3. Дискуссия.

  • 4. Итоговый этап урока.

Ход урока.

1.Актуализация знаний.

- Какие мотивы подтолкнули руководство СССР к заключению пакта о ненападении и секретного протокола к нему?

Учащиеся называют:

1) неудача переговоров с Англией и Францией;

2) оттянуть начало войны;

3) избежать войны на втором фронте (с Японией);

4) разграничение сфер влияния в Европе с Германией.


Акцентировать внимание класса на причинах заключения пакта и его последствиях.


2. Вступительное слово учителя  

Тема нашего урока – «Если завтра война…». Два года полыхает пожар второй мировой войны. Советскому народу внушали, что Красная армия – самая сильная в мире. Нет такого агрессора, с которым бы не справились наши доблестные войны-красноармейцы. 22 июня 1941год. Без объявления войны на Советский Союз напала фашистская Германия. Первые месяцы войны стали трагедией для  Красной армии  и  советского народа. С ожесточёнными, кровопролитными боями наша армия вынуждена стремительно отступать. Почему так произошло? Как объяснить эти поражения в первые месяцы войны? На этом уроке нам предстоит разобраться в этой проблеме.

До середины 80-х годов ХХ в. официальная историография утверждала, что СССР в целом был готов к войне, но нападение Германии было внезапным и вероломным. Красная армия и правительство СССР были застигнуты врасплох, поэтому страна не смогла дать достойный отпор в первые месяцы войны. Какие сейчас существуют точки зрения на этот вопрос? Ответ на этот вопрос вы найдёте, ознакомившись с приложением №1.

Приложение №1.

Точки зрения по вопросу о готовности страны к войне.

1.«Германия имела значительные экономические и военно-стратегические преимущества. Для нанесения удара по Советскому Союзу она использовала не только свои, но и ресурсы союзнических, зависимых и оккупированных стран Европы. Гитлеровское командование и войска имели опыт ведения современной войны широких наступательных операций, накопленный на первом этапе второй мировой войны. Техническое оснащение вермахта (танки, авиация, средства связи и др.) значительно превосходит советское в подвижности и манёвренности. Советский Союз, несмотря на прилагаемые в годы третьей пятилетки усилия, не завершил свою подготовку к войне. Перевооружение Красной армии не было закончено. Военная доктрина предполагала ведение операции на территории противника. В связи с этим оборонительные рубежи на старой советско–польской границе были демонтированы. Крупнейшим просчётом Сталина оказалось его неверие в начало войны летом 1941 г., поэтому вся страна и в первую очередь армия, её руководство не было подготовлено к отражению агрессии».

                                                      А.С.Орлов и др. «История России», М. 2002г.

2. «Оценивая определённую работу, следует отметить, что к утру 22 июня 1941 года советскому военному командованию не удалось создать предусмотренную планом войны группировку войск. Они не были готовы ни к обороне, ни к наступлению. Распоряжение наркомата обороны о приведении войск Ленинградского, Прибалтийского, Западного и Киевского особых  военных округов  в полную боевую готовность было передано им только в первом часу ночи 22 июня. Причём войскам, по воспоминаниям маршала Советского Союза Г.К.Жукова, ставилась задача «Не поддаваться ни на какие провокационные действия, могущие вызвать крупные осложнения».

                                                       М.Н. Зуев «История России», М. ,2002г.

3. «У Сталина всё было продумано и подготовлено к вторжению. Всё! Вплоть до победных плакатов  и фронтовых редакций, готовых воспеть великий  подвиг народа на полях победоносных сражений…                                                            

…Изучая архивные материалы и открытые публикации, сделал для себя следующий вывод: переброска миллионов пар сапог к границам, как и переброска боеприпасов, миллионов солдат, тысяч танков, самолётов и запасных частей – всё это не ошибки, не просчёты, а сознательная политика, хорошо продуманная стратегия… этот процесс имел целью подготовить промышленность, транспорт, сельское хозяйство, территорию страны, советский народ и Красную армию в ведение «освободительной» войны на территории центральной и западной Европы … Советское руководство готовило Красную армию и всю страну к захвату Германии и всей Западной Европы».


В. Суворов «День М»


После работы с отрывками из исторических работ ученики выделяют три точки зрения на вопрос о степени готовности страны к войне.

  • А) СССР в целом был не готов к Второй мировой войне (А.С. Орлов)

  • Б) СССР был не готов к войне, ни к обороне, ни к наступлению (М.Н.Зуев).

  • В) СССР был не готов к оборонительной войне, т.к. все силы сосредоточил на подготовке к наступлению (В.Суворов «День-М»).


3. Почему среди историков нет единства мнений по этому вопросу? В чём сложность?

(Социальное познание)

После выдвижения различных версий учениками, обращаю их внимание на сложность понятия обороноспособность страны. Если изобразить схематически, то получится треугольник, основание которого будет экономический потенциал страны,  середина – военно-промышленный комплекс, а вершина – собственно Вооруженные силы.

Приложение №2.

Слайд 2

Экономические показатели Германии и СССР  к  1941году.

ПОКАЗАТЕЛИ

СССР

Германия

Площадь  (млн. кв. км.)

22,0

0,6

Население (млн. чел.)

194,0

76,0

Электроэнергия (млрд. кВт/ч).

48,0

52,0

Уголь (млн. т)

166,0

185,0

Нефть (млн. т)

31,0

0,5

Чугун ( млн. т)

15,0

16,0

Сталь (млн. т)

18,0

20,0

Зерновые (млн.т)

8,0

14,0

Крупный рогатый скот (млн. голов)

78,0

14,0

Металлорежущие станки 

( млн. шт.)

0,7

1,7

Приложение №3

Слайд 3

1.СООТНОШЕНИЕ ВООРУЖЕННЫХ СИЛ СССР И ГЕРМАНИИ К НАЧАЛУ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ.


Войска, вооружение, боевая техника.

СССР

Германия

Личный состав, млн. человек

5,7

7,3

Танки (тыс.)

23,2

6,0

Боевые самолеты (тыс.)

22,0

6,0

Орудия и миномёты (тыс.)

115,0

82,6

Пулемёты (тыс.)

250,2

203,2

Автоматы (тыс.)

90,3

166,7

Автомашины (тыс.)

272,2

340,0

Задание: Сравните суммарную мощь Германии с СССР.

2. В СССР  предпринимались усилия по всемерному наращиванию военно-промышленного комплекса. С 1939г. по июнь 1941г. доля военных расходов в бюджете увеличилась с 26% до 43%. Выпуск военной продукции более чем втрое опережал общие темпы промышленного роста. На востоке страны ускоренными темпами строились оборонные заводы, предприятия – дублёры. К лету 1941г. там уже находилась почти пятая часть всех военных заводов, осваивалось производство новых видов военной техники, некоторые образцы которой (танки Т-34, реактивные минометы БМ-13, штурмовики Л-2) качественно превосходили все зарубежные аналоги. Красная армия перешла к кадровой системе организации. 1 сентября 1939г. был введён закон о всеобщей воинской обязанности. Численность вооружённых сил с августа 1939 г. до июня 1941 г. выросла с 2 до 5,4 млн. человек. Было сформировано 125 новых дивизий, но производство новой техники находилось в начальной стадии.

(«История Отечества в документах. 1917-1993гг.» М. ,1995г.)

Дополните информацию из материала учебника

Слайд 4

Приложение №4.

1. Начальник генерального штаба фашистской Германии Ф.Гальдер в мае 1941г. записал в своём дневнике: «Русский офицерский корпус исключительно плох. Он производит худшее впечатление, чем в 1933г. России потребуется 20 лет, пока она достигнет прежней высоты».

Традиционно в учебниках по истории приводиться цифра репрессий в 40 тыс. офицеров РККА, кроме того, перечисляется количество истреблённых маршалов - 3 из 5, командармов I ранга - 3 из 5 и II ранга 10 из 10, командиров корпусов 50 из 57, комдивов 154 из186, армейских комиссаров I и II рангов 16 из 16, корпусных комиссаров 25 из 26, дивизионных комиссаров 58 - 64, командиров полка 401 из 456.

К началу войны из 17 командующих войсками военных округов 7, а из 17 начальников штабов округов — 4 находились в должности менее полугода. Из 20 командующих армиями 13 находились в должности менее полугода, и только 2 — более года. Всего более 70 % командиров (от командира полка и выше) и 75 % политработников аналогичных рангов имели стаж менее 1 года.


2. «Военная стратегия в предвоенный период строилась главным образом на утверждении, что только наступательными действиями  можно разгромить агрессора и что оборона будет играть сугубо вспомогательную роль, обеспечивая наступательным группировкам достижение поставленных целей…

Столь же мало внимания, как и обороне, уделялось вопросам встречных сражений, отступательным действиям и сражениям в условиях окружения. А между тем, именно эти виды боевых действий в начальный  период войны развернулись очень широко и приняли самый ожесточённый характер. Иначе говоря, наши войска не обучались ведению войны в тяжёлых условиях, а если и обучались, то только в тактических масштабах. Это была серьёзная ошибка в обучении и воспитании войск, за которую пришлось  расплачиваться большими жертвами. Ибо опыт войн показывает, что та армия, которая недостаточно обучается ведению операций в тяжёлых и сложных условиях, неизбежно будет нести тяжёлые потери, и вынуждена переучиваться в ходе самой войны».

                                                                  

Жуков Г.К. «Воспоминания и размышления».


Сделаем вывод: в какой степени СССР был готов к войне с Германией. Каковы факторы слабости и силы?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 11 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Если завтра война...

Автор: Прусак Екатерина Валентиновна

Дата: 18.06.2016

Номер свидетельства: 335191

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(110) "Сценарий конкурса военной песни ко Дню Защитника Отечества "
    ["seo_title"] => string(69) "stsienarii-konkursa-voiennoi-piesni-ko-dniu-zashchitnika-otiechiestva"
    ["file_id"] => string(6) "216193"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1432897582"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(84) "Классный час "Маленьким героям большой войны" "
    ["seo_title"] => string(49) "klassnyi-chas-malien-kim-ghieroiam-bol-shoi-voiny"
    ["file_id"] => string(6) "232192"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1442766097"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(62) "Классный час "Страшные годы войны""
    ["seo_title"] => string(34) "klassnyi_chas_strashnye_gody_voiny"
    ["file_id"] => string(6) "540089"
    ["category_seo"] => string(22) "klassnomuRukovoditeliu"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1581963249"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(87) "Сценарий мероприятия "И помнит мир спасенный..." "
    ["seo_title"] => string(49) "stsienarii-mieropriiatiia-i-pomnit-mir-spasiennyi"
    ["file_id"] => string(6) "221780"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435577638"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(128) "Сценарий Последнего звонка в 9 классе "Не повторяется такое никогда..." "
    ["seo_title"] => string(78) "stsienarii-posliedniegho-zvonka-v-9-klassie-nie-povtoriaietsia-takoie-nikoghda"
    ["file_id"] => string(6) "221785"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "meropriyatia"
    ["date"] => string(10) "1435578358"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства