Конспект урока по истории для 9 класса. Целями урока являются рассмотрение причин, хода и последствий Отечественной войны 1812 г. для внутренней жизни и Российской империи, определение влияния войны на экономическую, политическую и культурную жизнь страны.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Героический 1812 год»
Тема урока: «Героический 1812 год»
Тип урока: изучение нового материла
Цель урока: рассмотреть причины, ход и последствия Отечественной войны 1812 г. для внутренней жизни и Российской империи, определить влияние войны на экономическую, политическую и культурную жизнь страны.
Задачи урока:
а) Дидактические:
- ознакомить учеников с основными историческими фактами, особенностями, понятиями военной истории, военного искусства, стратегией, тактикой, состоянием вооружения армий в Отечественной войне 1812 года;
- показать народно-освободительный характер войны, роль народных масс в победе над врагом, героизм русского солдата и талант русских полководцев;
- рассмотреть итоги и значение победы русского народа для России.
б) Развивающие:
- обеспечить развитие речи учащихся путем самостоятельного формулирования выводов и обобщений;
- обеспечить развитие дискуссионных навыков;
- обеспечение ситуации эмоционального переживания;
- формировать у учащихся умения работы с текстом учебника и историческими источниками, правильно формулировать свои мысли;
- продолжить формирование материалистического мировоззрения.
в) Воспитательные:
- способствовать воспитанию патриотизма, чувства национальной гордости за славные дела предков, героическое прошлое нашего народа;
- способствовать воспитанию чувства любви к Родине на примерах подвигов российского народа.
Оборудование: Учебник: История России. 9 класс. Ляшенко Л.М., Волобуев О.В., Симонова Е.В. Линия УМК И. Л. Андреева, О. В. Волобуева. История (6-10), 2016 – 352 с. Опережающее задание (подготовить доклады «Партизанские отряды Давыдова, Дорохова, Сеславина), компьютер, проектор, интерактивная доска, листы бумаги для рефлексии
Новые термины и даты: 1812, Отечественная война, 26 августа 1812 года - Бородинское сражение, партизаны, народное ополчение, флеши, редут, батарея, фураж.
План:
I. Организационный момент (2 мин)
II. Изучение нового материала (35-38 мин)
1. Начало войны с Наполеоном (10 мин) (работа с учебником + беседа)
2. Сражение при Бородино (15 мин) (просмотр фильма + беседа)
3. Народная война (10 мин) (рассказ учителя + беседа)
III. Закрепление материала (2 мин) (фронтальная работа)
IV. Итоги урока. Рефлексия (2 мин)
V. Домашнее задание (1 мин)
Ход урока
I. Организационный момент (2 мин)
- приветствие учащихся;
- положительный настрой на работу;
- мотивация к уроку.
II. Изучение нового материала (35-38 мин)
- Ребята! В 2012 году мы отмечали 200-летие этого грандиозного события нашей истории. Это событие – одно из самых героических страниц истории нашей Родины. Победа русского народа над завоевателем, который считался величайшим военным гением Европы, поразила воображение современников и поныне волнует потомков, служит для одних предметом гордости, для других – неразгаданной загадкой, для третьих грозным предостережением – «не ходи на Москву!». «Русской Илиадой» назвали ее современники. О каком историческом событии идет речь сегодня? (Учащиеся высказывают свои предположения, затем записывают в тетрадь, а учитель на доске тему урока «Героический 1812 год»).
1. Начало войны с Наполеоном(10 мин) (работа с учебником + беседа)
- Итак, в начале царствования Александр I вёл достаточно успешную внешнюю политику. Войны с Ираном, Турцией, Швецией закончились победой русских войск и присоединением ряда территорий.
Александр I начал царствование с решительных действий против наполеоновской Франции, но силой обстоятельств был вынужден заключить союз с ней. Условия Тильзитского мирного договора были невыгодны России. Тильзитский мир был вынужденным, а, следовательно, непрочным. Очень скоро Россия начала нарушать условия этого мирного договора: не предпринимала активных действий против противника Франции Австрии, вела торговлю с Англией. В апреле 1811 г. произошёл разрыв франко-русского союза, и началась усиленная подготовка обеих стран к неизбежной войне.
- Назовите причины войны? Чего хотел добиться Наполеон?
- Какие планы были у России?
Причины войны (Запись в тетради)
Для Франции:
1. стремление к мировому господству
2. нарушение Россией континентальной блокады
3.подчинить себе Александра I
Для России:
1. ослабление влияния Наполеона на мировую политику
2. экономические убытки от континентальной блокады
3. угроза целостности границ, из-за превращения Варшавского герцогства в плацдарм для сосредоточения военных сил Франции
- Найдите и запишите данные о численности армий России и Франции (Работа с учебником § 4 стр. 22).
Франция - 600 тыс. чел.
Россия - 210 тыс. чел.
В своей речи перед солдатами Наполеон определил цели военной кампании против России: «Солдаты, вторая польская война началась. Первая окончилась под Фридландом и в Тильзите... Россия увлекается роком! Она не
избегнет судьбы своей. Неужели она полагает, что мы изменились? Разве мы уже не воины аустерлицкие? Вторая польская война будет столь же славна для Франции, сколько и первая, но мир, который мы заключим, будет прочен и прекратит пятидесятилетнее кичливое влияние России на дела Европы». Вопрос: Почему Наполеон был уверен в своей победе?
- По плану Барклая де Толли русские отступали вглубь страны. Однако подобная тактика вызывала недовольство власти и общества. В этих условиях император назначил главнокомандующим князя М. И. Кутузова. (Внимание учащихся обращается к карте и таблице).
Учащимся предлагается по ходу рассказа учителя составить в тетради хронологическую таблицу «Отечественная война 1812 г.»
Дата
Событие
Результат
Учитель заранее готовит к уроку портреты участников войны (полководцев, партизан). Используя прием «оживления карты», знакомит учащихся с ходом военных действий (см. карту в учебнике).
2. Сражение при Бородино(15 мин) (просмотр фильма + беседа)
- В ходе решающего сражения Отечественной войны 1812 г. у деревни Бородино силы армии Наполеона были подорваны; невосполнимые потери составили свыше 58 тыс. человек, или 43% от всего состава участвовавших в сражении. Русская армия потеряла убитыми и ранеными 44 тыс. человек (в том числе 23 генерала). Цель Наполеона - полный разгром русской армии - не была достигнута. «Из всех моих сражений, - писал Наполеон впоследствии, - самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми».
Просмотр фрагмента х/ф «Война и мир» (Бородинское сражение).
По воспоминаниям соратника Наполеона Коленкура: «Еще никогда мы не теряли и одном сражении столько генералов и офицеров... Пленных было мало. Русские проявили большую отвагу... Их ряды не приходили в расстройство... Император много раз повторял, что он не может понять, каким образом редуты и позиции, которые были захвачены с такой отвагой и которые мы так упорнозащищали, дали нам лишь небольшое число пленных...Никаких пленных, никаких трофеев - вот что большевсего раздражало императора, и он часто жаловался наэто...»
Задание: прокомментируйте высказывание Наполеона: «Из всех моих сражений самое ужасное то, котороея дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали славу быть
непобедимыми».
3. Народная война (10 мин) (рассказ учителя + беседа)
Особое значение в ходе Отечественной войны имело партизанское движение в тылу французских войск. Отряды Давыдова, Дорохова, Сеславина и других держали под контролем все дороги, ведущие в Москву.
- Оторванная от своих тылов, армия Наполеона, фактически запертая в Москве, начала голодать. Попытки Наполеона заключить мир не имели успеха, Александр I отклонял все переговоры о перемирии. В сложившихся
условиях у Наполеона оставался единственный выход: оставить Москву и отступать к западным границам России, чтобы перезимовать там и возобновить борьбу в 1813 г. (Внимание учащихся обращается к карте и таблице).
- Успехи русской армии привели к тому, что уже в феврале 1813 г. Пруссия порвала союз с Францией и заключила союз с Россией, в августе к русско-прусской коалиции присоединилась Австрия.
- Решающее значение в ходе кампании 1813 г. имело сражение под Лейпцигом 4-7 октября, получившее название «Битва народов» (Запись в тетради: 4-7 октября 1813 г. – «Битва народов».
- В этом сражении участвовали с французской стороны 200 тыс., со стороны союзников - 300 тыс. солдат. Русские составляли половину всей союзной армии. Потерпев сокрушительное поражение, Наполеон с остатками своей армии отступил за Рейн.
Особое внимание учитель уделяет личности М. И. Кутузова. Он скончался 28 апреля 1813 г. в городке Бунцлау в возрасте 69 лет. Выдающегося русского полководца с почестями похоронили в Казанском соборе в Санкт-Петербурге. (Учащимся предлагается обсудить роль знаменитого полководца в истории войны 1812 г.).
- 19 марта 1814 г. союзные армии вступили в Париж. Наполеон был низложен и отправлен в ссылку на остров Эльба в Средиземном море. В 1814 г. в Париже был заключен мирный договор между Россией и Францией. Далее учитель отмечает, что целью Александра I было уничтожить революционную Францию во главе с Наполеоном, а также усилить свое влияние на европейскую политику.
- Эта цель была достигнута. 31 марта 1814 г. была подписана капитуляция Парижа (Запись в тетрадь - 31 марта 1814 г. была подписана капитуляция Парижа).
- Осматривая город и разговаривая с парижанами, Александр говорил: «Я пришел дать вам мир и торговлю».
Учащимся предлагается определить итоги войны 1812 г. и Заграничного похода по § 4.
Обобщая ответы учащихся, учитель отмечает:
- в ходе войны погибли десятки тысяч людей, большой урон понесли русская экономика и культура;
- война сплотила русское общество, вызвала подъем национального самосознания;
- развивалось общественное движение и общественная мысль, в том числе оппозиционная (декабристы называли себя «детьми 1812 года»);
- победа укрепила правящие круги страны в мысли о прочности и даже превосходстве общественного строя России, а следовательно, ненужности преобразований и тем самым усилила консервативную тенденцию во внутренней политике;
- вырос международный авторитет России, она превратилась в мощную военную державу;
- расширилась территория России за счет присоединения Польши, увеличилось население.
III. Закрепление материала (2 мин) (фронтальная работа)
1. Каковы были планы сторон к началу войны?
2. Почему произошла смена главнокомандующего русской армией?
3. Каковы были результаты Бородинского сражения?
4. В чем заключался стратегический замысел Тарутинского маневра?
5. Каковы причины гибели «Великой армии»?
IV. Итоги урока. Рефлексия (2 мин)
А) Кто и по какому поводу сказал: «Кто с мечом к нам придет, тот от него и погибнет»?
Можем ли мы отнести эти слова к теме нашего урока?
26 августа (8 сентября) - это День воинской славы. Им стал день Бородинского сражения русской армии под командованием М. И. Кутузова с французской армией Наполеона в ходе Отечественной войны 1812 года.
Составьте восклицательное предложение со словом слава.
Б) Рефлексия.
В честь великого сражения осталась еще одна память – популярный и в наше время вкусный ржаной хлеб - бородинский.
Возьмите по кусочку хлеба и, лакомясь этим ароматным хлебом, вспомните добрым словом русских воинов, защитивших Отечество от армии Наполеона.
V. Домашнее задание (1 мин)
1) § 4, вопросы и задания к параграфу.
2) Дополнительное задание: подготовка выставки книг и иллюстраций картин, посвященных войне 1812 г.