Эпиграфом нашего урока станут слова из стихотворения В.Брюсова «Освобождённая Россия»: Освобождённая Россия – Какие дивные слова! В них пробуждённая стихия Народной гордости - жива! Как много раз в былые годы Мы различали властный зов: Зов обновленья и свободы, Стон – вызов будущих веков! В конце урока Вам предстоит ответить на вопрос, что дала России Февральская революция, обновление и свободу или стон будущих веков? Цель урока: Доказать, что: Свержение Февраль IIрусская Эпохальное самодержавия 1917 г. революция событие Альтернативы общественно – политического развития страны Вспомните, какие задачи должна была решить Iрусская революция? Были ли они решены? Незавершённость буржуазно демократических преобразований особенно остро ощущалась во время IМировой войны. Основными причинами, вызвавшими февральскую революцию, были следующие: 1.Обострение социально-экономических противоречий, вызванных IМировой войной. (Россия - узел противоречий). 2.Ухудшение положения народных масс. (Учащиеся вспоминают факты революционной ситуации, доказывающие данный тезис). 3.Всеобщее недовольство политикой царизма. 4.Нерешённость аграрного, национального и вопроса о выходе России из войны. На основании данных причин, сформулируйте задачи революции и определите её характер. /Учащиеся формулируют задачи революции: 1.Свержение самодержавия, 2.Выход из экономического кризиса, 3.Решение аграрного вопроса, 4.Решение национального вопроса, 5.Решения вопроса о войне и мире. Определяют характер революции: буржуазно-демократическая./ Предлагаю выяснить, как развивались события в России в феврале 1917 г. Обратитесь к «Рабочему листу урока», где представлена хроника событий Февральской революции в Петрограде. 1.Какой день, на Ваш взгляд, можно считать важнейшим, почему? 2.Можно ли было предотвратить рост революционной активности масс? 3.Какую роль сыграл указ Николая IIот 26.02.1917, о роспуске Государственной Думы в революционных событиях? (Учащиеся должны понять, что этот указ способствовал росту активности либеральной оппозиции). Работа с документами: Прочитайте документы 1-3, представленные в «Рабочем листе урока»и ответьте на вопросы. Вопросы: 1.Укажите причины отречения Николая II. С каким чувством воспринимал происходящие события Николай II? 2.Прочитайте документ на стр.84 в учебнике «Из декларации Временного правительства о его составе и задачах (3 марта 1917 г.)», определите, политической программе, какой партии отвечает данная декларация. Какая альтернатива прошлому политическому устройству страны открывалась при реализации данной декларации? 27.02.1917 года в России были сформированы новые органы власти. Петроградский Совет Временный комитет рабочих депутатов Государственной Думы /эсеры + меньшевики /представители буржуазных партий во главе Н.Чхеидзе/ во главе М.Родзянко/ 1-2 марта 1917 г. Во главе Состав: кадеты, Князь Г.Е.Львов октябристы, социалист -А.Ф.Керенский (коалиционное правительство) Временное правительство получило столь странное название за то , что должно было работать до созыва Учредительного собрания. Работа с понятиями: Учредительное собрание/записать понятие в тетрадь, подчеркнуть самые важные слова, без которых нельзя понять смысл определения/ Можно ли назвать Учредительное собрание органом государственной власти? Для чего созывается Учредительное собрание? Из кого оно состоит? Коалиция. Своеобразие Февральской революции состоит в том, что в ходе неё сложилась система управления, когда важнейшие вопросы решались соперничавшими органами власти: Временным правительством и Советами. Эта система получила название Двоевластие. Петроградский Совет рабочих и Временное правительство солдатских депутатов («власть без силы») («сила без власти») Прочитайте в учебнике определение двоевластия (стр.78) и пункт «Углубление кризиса в России». Определите партийный состав обоих органов власти. Какие задачи выполнял Петроградский Совет по отношению к Временному правительству? Объясните названия, данные народом, обоим органам власти. 1 марта 1917 года Петросовет издал свой знаменитый Приказ № 1 «О демократизации армии». В учебнике на стр.81 прочитайте верхний абзац, охарактеризуйте изменения, произошедшие в армии в соответствии с Приказом № 1, определите, чем было продиктовано издание Приказа, каковы последствия его исполнения для армии. Для рассмотрения вопроса о политических партиях России в Февральской революции вновь обратимся к «Рабочему листу урока». 1.Выясните, какие партии прекратили своё существование в ходе революции, объясните почему? 2.Познакомьтесь с программами тех партий, которые продолжили своё существование. Исходя из этих программ, определите возможные альтернативы общественно – политического развития России после Февраля 1917 г. |