Просмотр содержимого документа
«Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI веках»
Тема. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI веках
Цель. Познакомить учащихся с причинами феодальной раздробленности.
Задачи.
Показать работу государственного механизма в условиях феодальной раздробленности.
Изучить особенность западноевропейского вассалитета. Сделать акцент на изучение особенности прав феодалов на землю и их попытки обособления от королевского влияния.
Выявить недостатки феодальной системы.
Формировать личностную мотивацию к изучению нового материала
Создать позитивную атмосферу и мотивировать учеников на активную работу в классе.
Ход урока.
Учитель. В середине IX веке в Европе складывается непростая политическая обстановка. В монастырских хрониках середины IX века описывается ситуация: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек… всякий занимается собственными интересами».
Учитель. Ребята, давайте, мы с вами вспомним! Где и когда внуки Карла Великого заключили договор о разделе империи?
Ученики. Верденский договор-843г.
Учитель. Как была разделена империя Карла Великого?
Ученики. Карл Лысый-территория Франции, Людовик Немецкий- территория Германии, Лотарь-большая часть Италии. Однако и эти государства вскоре распались на крупные владения, а те в свою очередь на более мелкие.
Учитель. Как называется время распада единого государства на множество мелких? Кто помнит?
Ученики. Феодальная раздробленность
Учитель. Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?
Ученики. Формулируют тему урока.
Учитель. Совершенно верно. Тема нашего урока:«Феодальная раздробленность в Западной Европе в 1Х-Х1 вв.».
Учитель. А как вы думаете, в рамках данной темы, о чём мы с вами поговорим? «Мозговой штурм»: Запись предположений учащихся на доске - формирование «корзины идей». Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы.
Ученики. Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения, составляют план урока
План урока
Причины феодальной раздробленности.
Сеньоры и вассалы.
Слабость королевской власти во Франции.
Образование Священной Римской империи.
Проблемный вопрос. Почему возникает феодальная раздробленность? Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то почему вообще сохранялась королевская власть?
3 этап. Изучение нового материала.
1. Причины феодальной раздробленности
Учитель. И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.
Беседа с классом:
-А кто такие феодалы?
Ученики. Это владелец наследственного земельного владения – феода Феод- наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службу.
-До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?
-Когда перестали ее поддерживать?
-Существовали ли прочные хозяйственные связи между различными частями империи?
-На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания крестьян, потерявших свободу?
Ученики. Распад государства на отдельные княжества.(записывают в словарь)
Учитель.Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междоусобные войны:
А граф пошел на недругов походом,
Стал выжигать и грабить их феоды,
Их замки брать и сравнивать с землею,
Во прах сметать их стены и донжоны.
«Нет войны без пожаров и крови»,- провозглашал поэт рыцарь Бертран де Борн.
Учитель. Как называют такие войны?
Ученики. Междоусобными войнами (ученики записывают в словарь).
Учитель. Как вы думаете, кто больше всех страдал от этих войн?
Ученики. Во время усобиц сжигались деревни, угонялся скот, вытаптывались посевы.
Учитель. Давайте подумаем, что всегда несёт война для людей? А какие войны идут в современном мире?
Сеньоры и вассалы.
Учитель.Самый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу (феод), они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые, как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными).
Учитель организует работу в группах. Класс делится на 2 группы и получает задание. На маркерной доске таблица, которую заполняют в ходе работы.
Работа с текстом в группах п. 2, 3 § 4.
1 группа заполняет колонку таблицы с обязанностями сеньоров, а 2 группа- обязанности вассалов
Учитель. Охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу: (СЛАЙД 11)
Обязанности сеньоров
Обязанности вассалов
Давать вассалам в «держание» землю.
Оказывать покровительство:
-вызволять из плена
-не допускать разорения
-защищать от нападений других
феодалов
-защищать от восставших крестьян
-заботиться об осиротевших детях.
-Выступать по приказу в поход.
-Участвовать в суде сеньора.
-Выкупать его из плена.
-Помогать ему советом и деньгами.
Задание: в законах Германии первой половины XI в. было сказано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а только по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил брата или племянника сеньора.
Учитель. Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие от ношения могли складываться между сеньорами и вассалами.
Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?
Ученики. Комментируют схему «Феодальная лестница». Феодалы это был класс благородных людей, а крестьяне они были простолюдинами. (Ученики выполняют задание.)
Учитель. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, те обращались к баронам, которые приводили с собой рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называлось рыцарским ( риттер – всадник, конный воин)
4 этап. Закрепление:
(СЛАЙД 19) Закрепление знаний по теме "Феодальная раздробленность в IX-X1 вв.". Учитель следит за правильностью выполнения заданий и корректирует ошибки.
Династия ______________ очень ослабла. Над последними королями люди просто издевались и давали им смешные ____________________. Тогда феодалы выбрали королем ____________________. Теперь король был хозяином только ________________. Он не мог собирать ______________, у него была слабая ________________.
5 этап. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.
6 этап. Домашнее задание (СЛАЙД 20 ):§4, учить термины по теме
Дополнительно( на выбор): Подсчитайте, сколько лет в Европе не было ни одной империи (сколько времени прошло между распадом империи Карла Великого и провозглашением императором Оттона I;
Составьте кроссворд по данной теме;
7 этап. Рефлексия (выдаются листки для заполнения)
Оцените урок и результат своей деятельности.
Подчеркните один из вариантов
На уроке я работал активно/ пассивно
Своей работой на уроке я доволен/не доволен
Урок для меня показался коротким/ длинным
За урок я устал/ не устал
Материал урока мне был понятен/ не понятен интересен/ скучен