kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI веках

Нажмите, чтобы узнать подробности

В работе представлен конспек урока на тему: "Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI  веках"

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI веках»

Тема. Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI веках

Цель. Познакомить учащихся с причинами феодальной раздробленности.

Задачи.

  1. Показать работу государственного механизма в условиях феодальной раздробленности.

  2. Изучить особенность западноевропейского вассалитета. Сделать акцент на изучение особенности прав феодалов на землю и их попытки обособления от королевского влияния.

  3. Выявить недостатки феодальной системы.

  4. Формировать личностную мотивацию к изучению нового материала

  5. Создать позитивную атмосферу и мотивировать учеников на активную работу в классе.



Ход урока.

Учитель. В середине IX веке в Европе складывается непростая политическая обстановка. В монастырских хрониках середины IX века описывается ситуация: «Государство, недавно еще единое, разделено на три части, и никого уже нельзя считать императором; вместо государя – маленькие правители, вместо государства – один только кусочек… всякий занимается собственными интересами».



2 этап. Актуализация опорных знаний учащихся:(СЛАЙД 2)

Учитель. Ребята, давайте, мы с вами вспомним! Где и когда внуки Карла Великого заключили договор о разделе империи?

Ученики. Верденский договор-843г. 

Учитель. Как была разделена империя Карла Великого?

Ученики. Карл Лысый-территория Франции, Людовик Немецкий- территория Германии, Лотарь-большая часть Италии. Однако и эти государства вскоре распались на крупные владения, а те в свою очередь на более мелкие.

Учитель. Как называется время распада единого государства на множество мелких? Кто помнит?

Ученики. Феодальная раздробленность

Учитель. Ребята, а как вы думаете, о чём пойдёт речь на нашем сегодняшнем уроке?

Ученики. Формулируют тему урока.

Учитель. Совершенно верно. Тема нашего урока:«Феодальная раздробленность в Западной Европе в 1Х-Х1 вв.». 

Учитель. А как вы думаете, в рамках данной темы, о чём мы с вами поговорим? «Мозговой штурм»:  Запись  предположений учащихся на доске -  формирование «корзины  идей». Учитель помогает, задаёт наводящие вопросы.

Ученики. Формулируют цели урока, предлагают пути их достижения, составляют план урока

 План урока

Причины феодальной раздробленности.

Сеньоры и вассалы.

Слабость королевской власти во Франции.

Образование Священной Римской империи.

Проблемный вопрос. Почему возникает феодальная раздробленность? Если король в период феодальной раздробленности считался лишь «первым среди равных», то по­чему вообще сохранялась королевская власть?

3 этап. Изучение нового материала.

 1. Причины феодальной раздробленности

Учитель. И возникновение, и распад раннефеодального государства объясняются интересами формировавшегося в то время класса феодалов.

Беседа с классом:

-А кто такие феодалы?

Ученики. Это владелец наследственного земельного владения – феода Феод- наследственное земельное владение, пожалованное сеньором вассалу при условии несения за него службу.

-До каких пор феодалы поддерживали центральную власть императора?

-Когда перестали ее поддерживать?

-Существовали ли прочные хозяйственные связи между раз­личными частями империи?

-На кого мог рассчитывать феодал в случае восстания кре­стьян, потерявших свободу?

-Кто осуществлял власть на местах?

-Какие последствия имели эти процессы?

Заполнение схемы «Причины феодальной раздробленности».

Учитель. Что же такое феодальная раздробленность?

Ученики. Распад государства на отдельные княжества.(записывают в словарь)

Учитель. Распад Европы на отдельные части привел к грабежам и убийствам. Вот как описывали современники междоусобные войны:

А граф пошел на недругов походом,

Стал выжигать и грабить их феоды,

Их замки брать и сравнивать с землею,

Во прах сметать их стены и донжоны.

«Нет войны без пожаров и крови»,- провозглашал поэт рыцарь Бертран де Борн.

Учитель. Как называют такие войны?

Ученики. Междоусобными войнами (ученики записывают в словарь).

Учитель. Как вы думаете, кто больше всех страдал от этих войн?

Ученики. Во время усобиц сжигались деревни, угонялся скот, вытаптывались посевы.

Учитель. Давайте подумаем, что всегда несёт война для людей? А какие войны идут в современном мире?

 Сеньоры и вассалы.

Учитель.Самый крупный феодал раздавал часть земель с крестьянами мелким феодалам в награду за службу (феод), они же давали ему присягу верности. Он считался по отношению к этим феодалам сеньором (старшим), а феодалы, которые, как бы «держали» от него земли, становились его вассалами (подчиненными).

 Учитель организует работу в группах. Класс делится на 2 группы и получает задание. На маркерной доске таблица, которую заполняют в ходе работы.

Работа с текстом в группах п. 2, 3 § 4.

1 группа заполняет колонку таблицы с обязанностями сеньоров, а 2 группа- обязанности вассалов

Учитель проверяет правильность заполнения таблицы.

Учитель. Охарактеризуйте отношения между сеньорами и вассалами, заполнив таблицу(СЛАЙД 11)
 

Обязанности сеньоров

Обязанности вассалов

Давать вассалам в «держание» землю.

Оказывать покровительство:

-вызволять из плена

-не допускать разорения

-защищать от нападений других

феодалов

-защищать от восставших крестьян

-заботиться об осиротевших детях.

-Выступать по приказу в поход.

-Участвовать в суде сеньора.

-Выкупать его из плена.

-Помогать ему советом и деньгами.

Задание: в законах Германии первой половины XI в. было ска­зано, что сеньор не может отнять у вассала феод без вины, а толь­ко по приговору равных, если будет доказано, что он нарушил обязанности вассала: покинул сеньора в бою, напал на сеньора или его замок, убил брата или племянника сеньора.

Учитель. Сделайте на основе содержания закона вывод о том, какие от­
ношения могли складываться между сеньорами и вассалами.

Ученики выполняют задание. ( феодальные, вассальные отношения)

Учитель. В Германии и во Франции действовало правило «Вассал моего вассала не мой вассал»

-Как вы понимаете это правило?

Ученики.

Учитель. Как называлась организация феодалов в период раздроб­ленности?

Ученики. Феодальная лестница

Учитель. Прокомментируйте схему «Феодальная лестница».

Были включены крестьяне в феодальную лестницу? Почему?

Ученики. Комментируют схему «Феодальная лестница». Феодалы это был класс благородных людей, а крестьяне они были простолюдинами.
(Ученики выполняют задание.)

Учитель. Когда начиналась война с другим государством, король призывал в поход герцогов и графов, те обращались к баронам, которые приводили с собой рыцарей. Так создавалось феодальное войско, которое называлось рыцарским                 ( риттер – всадник, конный воин)

 4 этап. Закрепление:

(СЛАЙД 19) Закрепление знаний по теме "Феодальная раздробленность в IX-X1 вв.". Учитель следит за правильностью выполнения заданий и корректирует ошибки.

1. Определите, кто чей вассал или сеньор.

А) Вассалы короля____________ Б) Сеньор рыцаря __________

В) Вассал графа_______________ Г) Сеньор короля __________

Д) Вассал рыцаря____________Е) Сеньор барона________

2. Заполните пропуски в тексте.

Династия ______________ очень ослабла. Над последними королями люди просто издевались и давали им смешные ____________________. Тогда феодалы выбрали королем ____________________. Теперь король был хозяином только ________________. Он не мог собирать ______________, у него была слабая ________________.

5 этап. Оценивание. Учитель предлагает оценить свою работу и работу соседа по парте, оценивает наиболее активных учащихся.

6 этап. Домашнее задание (СЛАЙД 20 ):§4, учить термины по теме

Дополнительно( на выбор): Подсчитайте, сколько лет в Европе не было ни одной империи (сколько времени прошло между распадом империи Карла Великого и провозглашением императором Оттона I;

Составьте кроссворд по данной теме;

7 этап. Рефлексия (выдаются листки для заполнения)

Оцените урок и результат своей деятельности.

Подчеркните один из вариантов

На уроке я работал активно/ пассивно

Своей работой на уроке я доволен/не доволен

Урок для меня показался коротким/ длинным

За урок я устал/ не устал

Материал урока мне был понятен/ не понятен интересен/ скучен

За урок я себе ставлю оценку




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: История

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 6 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Феодальная раздробленность в Западной Европе в IX – XI веках

Автор: Межаков Сергей Леонидович

Дата: 11.07.2019

Номер свидетельства: 516652

Похожие файлы

object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(115) "Урок 4 Феодальная раздробленность Западной Европы в IX –XI веках"
    ["seo_title"] => string(63) "urok_4_feodalnaia_razdroblennost_zapadnoi_evropy_v_ix_xi_vekakh"
    ["file_id"] => string(6) "566053"
    ["category_seo"] => string(19) "vsemirnaya-istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1607446871"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(179) "Презентация по истории для 6 класса ФГОС "Феодальная раздробленность Западной Европы в IX - XI веках""
    ["seo_title"] => string(107) "priezientatsiia_po_istorii_dlia_6_klassa_fgos_fieodal_naia_razdrobliennost_zapadnoi_ievropy_v_ix_xi_viekakh"
    ["file_id"] => string(6) "345310"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1474568282"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(100) "Феодальная раздробленность Западной Европы в 9-11 веках"
    ["seo_title"] => string(55) "feodalnaia_razdroblennost_zapadnoi_evropy_v_9_11_vekakh"
    ["file_id"] => string(6) "579568"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1619669824"
  }
}
object(ArrayObject)#893 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Западная Европа в 9 -11 веках. Англия в период раннего средневековья»"
    ["seo_title"] => string(69) "zapadnaia_evropa_v_9_11_vekakh_angliia_v_period_rannego_srednevekovia"
    ["file_id"] => string(6) "573550"
    ["category_seo"] => string(8) "istoriya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1613647682"
  }
}
object(ArrayObject)#871 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(125) "«Западная Европа в 9 -11 веках. Англия в период раннего средневековья»"
    ["seo_title"] => string(71) "zapadnaia_evropa_v_9_11_vekakh_angliia_v_period_rannego_srednevekovia_1"
    ["file_id"] => string(6) "582542"
    ["category_seo"] => string(15) "istoriya-rossii"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1622771757"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства