Рассмотреть понятие тоталитаризма, его черты, причины возникновения. Выявить причины прихода к власти тоталитарных режимов в разных странах, проявления этих режимов. Продолжить формирование критического исторического мировоззрения учащихся посредством самостоятельной работы с историческими документами, материалом учебника, учебно-наглядными пособиями.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Фашизм в Италии. Бенито Муссолини»
Тема урока "Фашизм в Италии. Бенито Муссолини". 10-й класс
Цели урока:
Образовательная: закрепить материал по теме «Версальско-вашингтонская система, Мировой экономический кризис», рассмотреть понятие тоталитаризма, его черты, причины возникновения. Выявить причины прихода к власти тоталитарных режимов в разных странах, проявления этих режимов. Продолжить формирование критического исторического мировоззрения учащихся посредством самостоятельной работы с историческими документами, материалом учебника, учебно-наглядными пособиями.
Личностные:Продолжение формирования мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного , осознание своего места в поликультурном мире. Формирование готовности и способности к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательного отношения к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности.
Воспитательная: Воспитывать уважение к свободе личности, неприятие к методам, и курсу тоталитаризма, осуждение тоталитарной идеологии, Воспитывать ненависть к унижению человеческого достоинства, ко всякого рода ущемлению прав человека, насилию
Задачи урока:
Развивать у учащихся умение работать с источниками, с учебно-наглядными пособиями.
Продолжить формирование у учащихся умение работать в коллективе над общей проблемой (работа в группах).
Научить учащихся давать собственную оценку политическому деятелю и его действиям.
Тип урока: Комбинированный урок, урок первичного усвоения нового материала.
Форма проведения урока: Урок-практикум.
Основные даты:
24-28 октября 1922 года – «Поход на Рим».
29 октября 1922 года – назначение Б. Муссолини главой правительства Италии.
Ход урока
Оргмомент. Объяснение учителем целей и задач урока. Оформление тетрадей учащихся.
Мотивация учащихся к изучению нового материала. (Проводится в форме беседы по проблемному вопросу).
Учитель: Через короткий промежуток времени фашизм вновь засияет на горизонте. Во-первых, из-за преследований, которым он подвергнется со стороны «либералов», показывая таким образом, что свобода – это то, что мы оставляем для себя и в чём отказываем другим; и во-вторых, из-за ностальгии по «старым добрым временам», которая мало-помалу начнёт подтачивать итальянское сердце– эти слова сказанные Бенито Муссолини звучат устрашающе и очень актуально для нашего времени. Что же даёт фашизму почву для возрождения? Какие чувства вызвали у Вас эти слова?
Задачей темы нашего урока является раскрытие особенностей фашизма в Италии; сути фашизма, идеология которого способствовала развязыванию Второй Мировой войны.
Давайте обсудим: Почему Италия стала «родиной» фашизма?
Актуализация опорных знаний учащихся по изучаемой теме. (Проводится в форме беседы).
Используя атлас и полученную раннее информацию Как изменилась территория Италии после заключения договоров Версальско-Вашингтонской системы?
Почему Италию называли «побежденной в стране победителей»?
Изучение нового материала.
Примечание:
Изучение нового материала проводится по следующему плану:
Повторение ранее изученного.
Последствия Первой Мировой войны для Италии.
Установление фашистской диктатуры.
Фашизация Италии.
1. Повторение.
Фашизм – социально-политическое движение, идеология, государственный режим тоталитарного типа, ликвидация демократии и установление нового порядка, основанного на терроре и насилии.
Тоталитаризм – направление политической мысли и тип политического режима, сутью которого является контроль над всеми сферами общественной жизни с целью реализовать какую-то агрессивную политическую утопию.
2. Последствия Первой Мировой войны для Италии. Италия очутилась в военно-политической и финансовой зависимости от своих союзников.
Италия не получила обещанных ей территорий.
Италия потеряла 650 тысяч убитыми и 1 миллион ранеными.
Италия потеряла 1/3 часть своего национального богатства.
В стране не хватало топлива, продовольствия, предметов первой необходимости.
Сельское хозяйство страны было подорвано: продовольствие покупалось за границей.
Внутренний долг Италии с 1915 по 1919 год вырос с 15,3 до 49,9 миллиардов лир.
Стоимость национальной валюты упала в 5 раз.
Выросли цены на продукты питания.
В 1919-1920 г.г. в Италии состоялись антиправительственные выступления рабочих.
Милитаризация экономики привела к росту доли тяжелой промышленности.
Италия превращается из аграрной страны в аграрно-индустриальную.
3. Фашизация Италии.
Работа по этому вопросу проводится путем составления хронологической цепочки; активизации мыслительной деятельности учащихся способствует прочтение материала из учебника.
Март 1919 года
Б. Муссолини создает «Союз борьбы». Главная его цель – борьба за интересы нации
1920 год
Фашисты создали отряды «сквадристов» – чернорубашечников и начали погромы рабочих демократических организаций, убийства политиков. В стране усилились террор и насилие. Оружие получили со складов армии.
24 октября 1922 года
В Неаполе открылся съезд фашистских союзов, на котором Б. Муссолини потребовал в ультимативной форме для себя пять министерских портфелей.
27 октября 1922 года
Б. Муссолини объявил общую мобилизацию фашистов.
28 октября 1922 года
Атака на главные центры страны. Три колонны вошли в Рим и выдвинули ультиматум правительству. Пролилась кровь, сквадры стали неуправляемыми.
29 октября 1922 года
Король шлет телеграмму дуче, где приглашает его прибыть в Рим и сформировать правительство.
30 октября 1922 года
Сформировано правительство Италии. Б. Муссолини взял себе пост премьер-министра, министра внутренних дел и иностранных дел. Торжественным маршем фашисты прошли по «вечному городу» Риму.
1922 год
Б. Муссолини подписал Лютеранские соглашения с Папой Римским Пием XI о самостоятельности Ватикана в ответ на его поддержку.
Как вы считаете, это был пропагандистский шаг или жизненная необходимость?
Проверка задания на опережение. (Сообщения учащихся)
Отрывок из статьи Л. Белоусова «Б. Муссолини: политический портрет».
Или при наличии времени можно посмотреть с учащимися отрывок из документального фильма «Личности» – Б. Муссолини «Частные хроники» – Первый фашист Европы.
Закрепление.
Проводится в форме беседы по следующим вопросам:
Как вы считаете: почему население Италии пошло за Муссолини?
Как происходил процесс формирования культа личности дуче?
Обобщение и систематизация знаний учащихся, полученных в ходе урока.
Проводится в форме беседы по следующим вопросам:
Почему фашисты пришли к власти именно в Германии и Италии. Обоснуйте свое мнение.